бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Тоталитаризм бесплатно рефераты

отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти (сильная

централизация, способы легитимации) - это вторичные, производные признаки

тоталитаризма.

Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур

гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать

"тоталитарным максимумом", выделим пять основных признаков тоталитаризма.

Все эти признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются в

различных тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.

Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей

в тоталитарном государстве

Наиболее агрегированными признаками тоталитаризма являются

абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти.

Абсолютная концентрация власти, реализуется через механизмы государства

и представляет собой этатизм, то есть вмешательство государства в

экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень.

Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно

представляет собой автократию, для которой характерны:

а) Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при

фактическом отсутствии независимой судебной власти.

б) Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического

типа.

Абсолютность власти означает, что власть - исходное начало всех

инициатив, движений, изменений. Гражданского общества нет, или сфера его

жизни крайне сужена. Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные

режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было

исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что

означало бы поддержку их владычества. Экономические, духовные интересы

существуют такими, какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды

У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, а что разрешено, то

приказано». Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма, указывает на

его родство с восточными деспотиями, азиатским способом производства или

протестарной формацией. Особенность последней в том, что исходное начало

заключено не в экономическом интересе человека, а в интересе власти,

которая не может полностью игнорировать интересы людей, но в состоянии

подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их. При тоталитарной

системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается

не на самоопределении, а на послушании.

Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то,

что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого

он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан,

но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или

"врагов рейха".

В силу вышеизложенного политические судебные процессы - инсценировки,

где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки

права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.

При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если

он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские

процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического

фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по

"разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к

аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не

требовалось - нужно было лишь признание. Но главный принцип

коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г.

Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной

совестью. "[1].

Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму

десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не

стала привычной формой государственного устройства в большинстве

промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще

сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.

Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений

и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном

начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего

императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини

этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми

признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском

обществе.

В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном

сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось

плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но …без монарха.

В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для

которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из

низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в

вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной

нестабильности.

Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во

главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.

Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в

строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему

непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную

власть над своими подчиненными.

Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и

связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.

Однопартийная политическая система - средство осуществления

политической власти в тоталитарном государстве.

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая

никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно

связана с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно

становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая

исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или

критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.

Основным методом монистической идеологии является массовая

оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально – классовой (СССР),

расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы

Хомейни) демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была

узаконена 6-й статьей конституции СССР.

Весь механизм власти был сведен к следующему: политические структуры -

это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и

учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали

управление под своим надзором.

Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как

мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.

А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли

"неисправность" - отклонение от общего мнения.

Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,

что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к

определенным целям и т. п.

Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,

тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без

исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и

высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в

обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их

прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать

взгляды вождей.

Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и

прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом

для всех компартий.

Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших

инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра

над умами рядовых партийцев.

Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в

обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой

партии - ни проблеска свободы.

Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без

него невозможно представить. Одно порождает другое.

Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,

осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер

закона.

Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей

автоматически упразднило фракции и течения, а с тем и всякую демократию в

коммунистических системах.

В коммунизме возобладал принцип «вождь знает все»: идеологами партии

становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от

скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто

марксистом, а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.

Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное

подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное

злодейство.

В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко

применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по

обстоятельствам.

Конечно, Сталин знал, что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не

иностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно было

свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности

продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить

несогласных, инакомыслящих.

Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом

пути разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии

большевистского, коммунистического типа.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась

фактическим отсутствием демократических институтов, таких как парламент,

Советы депутатов и др., в результате чего достигалось тотальное отчуждение

индивида от политической власти.

Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не

меняло, так как они контролировались партийными и государственными

органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной

задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и

контроль над ним.

Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу

- ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом и

государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида

государством, превращение его в "винтик" огромной государственной машины.

Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника

не была столь развита, чтобы человек быстро получал и усваивал пропаганду

идейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность

была , как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих

через прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-

технический прогресс значительно расширил возможности общения.

Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное

распространение которого позволило приобщить к политике широкие слои

неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу

политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен

ликбез, подключились и газеты.

Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы

проходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием

"Из жизни В. И. Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы

умножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в

школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась тема

лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть

пропаганды приходилась на историю.

Широко практиковались различные фальсификации; в учебнике история

представлялась как история победы КПСС, разумеется, ничего не говорилось о

"красном терроре", политзаключенных и голоде в период Советской власти.

По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день

печатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведение

рассматривалось с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма.

Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята

- пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали

нижестоящих.

Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения режим решал

весьма важную задачу: взяв под практически полный контроль души граждан, он

прививал людям тоталитарное сознание, готовность подчиняться идеям, идущим

из центра.

Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом ,

чем политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь

стала тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу

индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере,

сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь

сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия

тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко

подавлена (Германия, Россия).

Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа

существования тоталитарного режима

Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее

массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях

тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании

и функционировании тоталитарного режима.

Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных

непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые

исследователи советского тоталитаризма производят искусственное разделение

общества на отдельные части.

С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой

политической партии, террористический полицейский контроль,

сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий,

несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные

черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне,

вызывая симпатии и даже любовь.

Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов

предшествовали массовые движения, участники которых совершенно добровольно

поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.

Сталинские репрессии по свидетельству очевидцев воспринимались

значительной частью населения сочувственно, на этот раз, на режим работали

также пропаганда и террор.

Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальную

опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и

видоизменяться. Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит и

от имени колхоза имени Буденного требует смерти для "врагов народа".

Казалось, каждый колхоз, фабрика, парикмахерская, столовая должны

отметиться и потребовать "высшей меры"; лица требующих сменяются, но слова

поразительно похожи.

Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор

общественно-политического движения Х. Арендт, которая считала, что

тоталитарные режимы возникают на его базе.

Какова же роль тоталитарного общественно-политического движения ?

В характере тоталитарного режима фактор общественно-политического

движения занимает определяющее место по следующим причинам.

Во-первых, именно через общественно-политическое движение как

Страницы: 1, 2, 3