Теория криминологии
господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и
собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей
цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую
преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960),
рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта
между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной
стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных
придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже
время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность
строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей
столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории
субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная
структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в
отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности
(кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо
смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в
отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы
добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они
создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей
цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди
сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые -
хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти
теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда
преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей)
подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным
методам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и
характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут
способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений;
субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям
уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является
“кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к
“кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических
переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным
делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не
стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся
поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для
наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную
Клоуардом и Олином:
Различные экономические условия существования среднего и низших слоев
в западном индустриальном обществе.
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей
среднего слоя.
Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.
Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего
статуса.
С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера
Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее
положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят
от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает
он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной
помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы
ценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя,
передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.
Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.
усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости,
мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более
выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении
деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность
несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом
самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя
(как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести
от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не
связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие
между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например,
субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим
образом:
- молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается
от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций;
- молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной
карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они
бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;
-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные
увлечения;
-возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения
и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего
собственного статуса в мире взрослых;
-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих
возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается
досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо
профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет.
Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе:
"Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и
сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная
профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;
-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое
приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином
Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие
можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре,
передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у
людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном
на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием,
и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины.
Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.
- Следующие теории уголовно-социологической направленности, на
которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие
“конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или
спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и
юристы.
Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином,
которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между
внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между
борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами;
разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных
городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо
организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний
процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс
постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи -
иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия
и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве.
Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются,
как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских”
иммигрантах и говорить не надо.
В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового
конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе,
состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными
общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга.
Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную
внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат
взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против
мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам
поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают
соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен,
сопровождающий групповые конфликты в обществе:
- они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами
такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит
революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются
в преступников ...;
-выборы в демократических странах иногда сопровождаются
правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение
технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами
и пр.);
-много уголовных преступлений совершается в ходе споров между
руководителями предприятий и бастующими рабочими;
-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между
группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам
(Чечня, ЮАР и пр.)
Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно
сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью
удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она
же не объясняет всех форм преступности.
В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом
Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится
к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под
сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное
приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не
соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие
преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как
система уголовной юстиции определяет индивида, официально его
классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории
право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство
позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый
ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия
между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их
исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни
является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и
группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование.
Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел
бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее
уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат
уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким
авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно
объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений
относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным
группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и
экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления
власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует
различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также
учитывать и то, что существует градация уровней власти.
Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень
трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами
(США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт
между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с
помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многие
представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при
этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие
страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-
капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые
вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое
предприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать и мы их
рассмотрим все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной
криминологии. По мнению их сторонников:
- преступность - “негативное благо”, которое урезает права и шансы,
перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;
- девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;
- основной конфликт в капиталистическом обществе имеет место между
господствующим и рабочим классом;
- преступность возникает из противоречий капитализма, которые все
время растут;
- традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос
отношения господства, а пытается их оправдать;
- уголовное законодательство и его применение при капитализме
расчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а
правопорядок - это система, созданная классом капиталистов для обеспечения
своих интересов;
- инстанции социального контроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы
или исправительные учреждения, являются “органами набора рекрутов в каторгу
девиантных элементов”;
- применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных,
бедных, политических и культурных меньшинств.
Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической
системы.
Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим
основаниям:
- основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически
недоказуемы;
- общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не
свободны от преступности и противоправности;
- радикальные теории полны морализаторства, т.е. обвиняют больше тех,
кто живет в достатке и имеет власть (поиск “злодеев”);
- эти теории излишне переоценивают экономику;
- существует большая группа преступлений, которая совершенно не
затрагивает интересы капиталистов;
- совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления
и так далее.
Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить
эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше
привязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждают
имущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуют
увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников.
Вопрос 3 Социально-психологические теории преступности.
Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более
широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет
на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к
своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе
являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|