бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория криминологии бесплатно рефераты

господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и

собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей

цивилизации.

В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую

преступность, и в особенности бандитизм.

Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960),

рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта

между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной

стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных

придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже

время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность

строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей

столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории

субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.

По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная

структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в

отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности

(кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо

смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в

отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы

добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они

создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей

цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди

сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые -

хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти

теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда

преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей)

подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным

методам и средствам достижения этих целей.

Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и

характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут

способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений;

субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям

уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является

“кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к

“кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических

переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным

делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не

стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся

поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для

наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную

Клоуардом и Олином:

Различные экономические условия существования среднего и низших слоев

в западном индустриальном обществе.

Социальное расслоение общества.

Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей

среднего слоя.

Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.

Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего

статуса.

С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера

Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее

положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят

от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает

он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной

помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы

ценностей. Его теория представляется следующей схемой:

Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя,

передаваемая из поколения в поколение.

Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.

Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.

усвоение мужской роли в группе сверстников

Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости,

мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более

выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении

деликтов.

Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность

несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом

самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя

(как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести

от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.

В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не

связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие

между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например,

субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим

образом:

- молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается

от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций;

- молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной

карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они

бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;

-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные

увлечения;

-возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения

и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего

собственного статуса в мире взрослых;

-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих

возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается

досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо

профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет.

Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе:

"Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и

сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная

профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;

-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое

приспособление к изначально безнадежной ситуации.

И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином

Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие

можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре,

передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у

людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном

на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием,

и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины.

Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

- Следующие теории уголовно-социологической направленности, на

которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие

“конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или

спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и

юристы.

Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином,

которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между

внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между

борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами;

разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных

городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо

организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний

процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс

постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи -

иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия

и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве.

Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются,

как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских”

иммигрантах и говорить не надо.

В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового

конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе,

состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными

общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга.

Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную

внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат

взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против

мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам

поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают

соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен,

сопровождающий групповые конфликты в обществе:

- они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами

такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит

революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются

в преступников ...;

-выборы в демократических странах иногда сопровождаются

правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение

технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами

и пр.);

-много уголовных преступлений совершается в ходе споров между

руководителями предприятий и бастующими рабочими;

-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между

группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам

(Чечня, ЮАР и пр.)

Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно

сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью

удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она

же не объясняет всех форм преступности.

В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом

Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится

к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под

сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное

приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не

соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие

преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как

система уголовной юстиции определяет индивида, официально его

классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории

право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство

позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый

ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия

между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их

исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни

является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и

группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование.

Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел

бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее

уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат

уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким

авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно

объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений

относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным

группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и

экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления

власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует

различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также

учитывать и то, что существует градация уровней власти.

Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень

трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами

(США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт

между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с

помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многие

представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при

этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие

страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-

капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые

вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое

предприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать и мы их

рассмотрим все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной

криминологии. По мнению их сторонников:

- преступность - “негативное благо”, которое урезает права и шансы,

перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;

- девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;

- основной конфликт в капиталистическом обществе имеет место между

господствующим и рабочим классом;

- преступность возникает из противоречий капитализма, которые все

время растут;

- традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос

отношения господства, а пытается их оправдать;

- уголовное законодательство и его применение при капитализме

расчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а

правопорядок - это система, созданная классом капиталистов для обеспечения

своих интересов;

- инстанции социального контроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы

или исправительные учреждения, являются “органами набора рекрутов в каторгу

девиантных элементов”;

- применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных,

бедных, политических и культурных меньшинств.

Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической

системы.

Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим

основаниям:

- основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически

недоказуемы;

- общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не

свободны от преступности и противоправности;

- радикальные теории полны морализаторства, т.е. обвиняют больше тех,

кто живет в достатке и имеет власть (поиск “злодеев”);

- эти теории излишне переоценивают экономику;

- существует большая группа преступлений, которая совершенно не

затрагивает интересы капиталистов;

- совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления

и так далее.

Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить

эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше

привязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждают

имущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуют

увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников.

Вопрос 3 Социально-психологические теории преступности.

Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более

широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет

на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к

своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе

являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и

Страницы: 1, 2, 3, 4