бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Организованная преступность и коррупция бесплатно рефераты

концепцию М.Вебера о двух принципиально различных типах "жажды наживы".

Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства)

наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического

строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату

рациональной деятельности по производству потребительских благ.

Организованная преступность функционирует по законам именно рационального

капиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история

неотрывно связа на с историей рыночного хозяйства.

Формулируя определение организованной преступности, отечественные и

зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики,

как:

а) устойчивость, систематичность и долговременность;

б) тщательное планирование преступной деятельности;

в) разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей -

специалистов разного профиля;

г) создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются

для нужд преступной организации.

Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копиру ют характерные

особенности легального капиталистичажого предпринимательства. Поэтому

организованную преступность следует рассматривать в первую очередь как

особую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности.

Этот подход уже нашел отражение в официальных определениях организованной

преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле над преступностью

характеризует организованную пре ступность как "противозаконную

деятельность членов высокоор ганизованной и дисциплинированной ассоциации,

занимающейся поставкой запрещенных законом товаров или предоставлением за

прещенных законом услуг".

Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности,

которым в отечественной научной литературе уде лено пока недостаточно

внимания.

1. Спрос на мафиозном рынке. "В основе деятельности

организованной преступности лежит социальный заказ", пишет американский

криминолог Р.Кларк. Мафиозная преступная деятельность это преступления

особого рода, "преступления, совершаемые по взаимному согласию,

преступления, совершения которых желает потребляющая публика". Это

относится не только, например, к наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь"

продают товар, добровольно делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда

организованная преступность берет на себя охрану предпринима телей от

преступности неорганизованной.

Вообще можно сделать вывод, что организованная преступность

складывается только там и тогда, где и когда возникает устойчивый и высокий

спрос на запрещенные товары и услуги. Поэтому экономическая история

организованной преступности это поиск руководителями мафий свободных

рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций в конкурентной борьбе

с другими преступными организациями, а также периодическое

"перепрофилирование", вызванное из менениями рыночной конъюнктуры. Мафия

может отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию (часто рэкетиры

"защищают" бизнесменов от самих себя), но в целом она лишь удовлетворяет

объективно сформировавшиеся общественные потребности. Например, широки

размах рэкета в России - порождение высокого спроса бизнесменов на

правоохранительные услуги в атмосфере слабой спецификации прав

собственности, разгула "обычной" преступности, низкой эффективности

деятельности органов внутренних дел.

2. Профиль преступного производства. Экономика организованной преступности

- диверсифицированная экономика, основанная на сочетании разных видов

бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы) старается

"не класть все яйца в одну корзину": хотя есть преобладающее производство,

дающее основную массу прибыли, мафиози не забрасывают окончательно старых

промыслов и одновременно осваивают "плацдармы" для новых. Например, в эпоху

"сухого закона" американские гангстеры получали основные доходы от

подпольной торговли спиртным, но одновременно продолжали контролировать

проституцию и начинали осваивать наркобизнес (основным преступным промыслом

наркобизнес стал только в 60-70-е годы). Изменение ведущей специализации

объясняется при этом не столько противодействием органов правопорядка,

сколько изменениями спроса, деятель ностью легального "большого бизнеса" и

вытеснением старого малоприбыльного бизнеса новым высокоприбыльным. Кроме

того, мафия обычно сочетает два направления экономической деятельности:

нелегальное производство, где "зарабатываются" большие деньги, и легальное

производство, где эти деньги "отмываются". В результате экономика

организованной преступности выглядит как айсберг: на виду - легальный,

относительно малодоходный сам по себе бизнес (например, переработка

вторсырья), "под водой" - вы сокодоходный нелегальный бизнес (например,

наркобизнес). Такую форму мафиозная экономика приобретает на той стадии

своего развития, когда мафия институционализируется, стремиться прочно

"врасти" в официальную систему, не порывая при этом с преступными

промыслами.

3. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. Нелегальный

мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма

гангстерской прибыли отличается от нор мальной средней нормы на несколько

порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким

показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной

торговой сделке превышает 1000%.

Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самой

высокоприбыльной корпорацией США. То же самое можно сказать о Якудзе в

Японии, о мафии в Италии и т.д. Однако часто забывают, что оборотной

стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. Чисто

производственные издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, в

наркобизнесе производители первичного сырья получают менее тысячной доли от

конечных розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики и

достаточно специфичны.

В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских

рисков, которые достаточно высоки (при транспорти ровке наркотиков

правоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов).

Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции

и политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до

2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов.

Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный

бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу

всех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а

ее легальное использование сильно затруднено.

4. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика организованной преступности

олигополистична по форме и монополистична по существу. В стране, как

правило, действуют несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся

схожими промыс лами. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной

борьбы территория делится на районы, закрепленные за отдельны ми мафиозными

группами. Центральное руководство гангстерского сообщества (типа "купола" у

сицилийской мафии), если оно есть, выполняет координирующие функции

.аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях.

Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно

самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем "участке" каждая

мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит

передел территорий "по силе" (как правило, в ходе мафиозных "разборок").

Изучение закономерностей экономики организованной пре ступности

позволяет правильно выбирать стратегию сдерживания мафиозной деятельности,

минимизации ее негативных послед ствий.

Роль коррупции в организованной преступности

Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности

(ОП) является коррупция.

Организованной группе сложнее скрыть свою деятельность чем отдельному

преступнику. Можно сказать, что ОП не скрывает свою деятельность, а

блокирует реакцию государства с помощью коррупции.

Понятие коррупции рассматривается в работе доцента Москопсюто

института МВД России,кандидата юридических наук Л.В.Астафьева.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ

... До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняется

трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по

этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, в

результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального

семинара по проблемам-коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения

должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как

злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой вы

годы, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в

связи с занимаемым служебным положением. Злоупотребление служебным

положением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены в

ныне действукмцем Уголовном кодексе Российской Федерации, но явно

недостаточно полно отра жают признаки коррупции.

На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам

коррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 го да) коррупция была определена

как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц,

наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое

нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица,

работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений

такого рода, и имеющего целью получение каких бы то нибыло ненадлежащих

преимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что в

сферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий.

Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение их

противоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность

формулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение при

выработке понятия коррупции.

В проекте Федерального Закона "О борьбе с коррупцией" под этим

социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на

выполнение государственных функций или при равненными к ним, своего статуса

и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения

материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное

предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими

лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение

государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно

работающие в органах местного самоуправления, должностные лица

муниципальных хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении

функций местного самоуправления на общественных началах либо в порядке

частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных

должностей или должностей в органах местного самоуправления.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Предлагаемый состав субъектов

коррупции (лица, работающие в государственных органах и органах местного

самоуправления, должностные лица госу дарственных и муниципальных

хозяйствующих предприятий) определен достаточно полно. Но он не согласуется

с ныне действующим определением должностного лица как занимающего

должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или

административно-хозяйственных функций в государственных или общественных

предприятиях, учреждениях, организациях. Причем под общественными

предприятиями, учреждениями и организациями согласно Закону РФ "Об

общественных объединениях" понимаются только те, которые не имеют своей

целью получение прибыли. Получается, что, с одной стороны, проект расширяет

круг субъектов коррупции, включая в него должностных лиц государственных и

муниципальных хозяйствующих субъектов, а, с другой стороны, сужает его за

счет исключения из этого круга лиц, выполняющих соответствующие функции в

общественных предприятиях, учреждениях, и организациях.

Обращает на себя внимание и то, что использование статуса и вытекающих

из него возможностей связывается с непредусмотрен ным законами получением

благ и преимуществ. Однако очень многие блага и преимущества

предусматриваются в подзаконных нормативных актах: наставлениях,

инструкциях, положениях и т.д. Кроме этого. коррупционное нарушение может

быть не связано с получением благ и преимуществ. Например, преследуя цель

спасти от привлечения к ответственности родственников, друзей и т.д.

Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего

законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия

"коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:

-установление круга субъектов коррупции:

-понятие личной заинтересованности.

На наш взгляд, ныне существующее в уголовном законе определение

должностного липа должно быть кардинально изменено в соответствии с

Федермьиым Закоком "Об основах государственной службы Российской Федерации"

от 31 июля 1995 года. В этом Законе дастся понятие государственной

должности, где оно разде ляется на категории "А". "Б" и "В" и

устанавливается необходимость создания реестра государственных должностей,

если отнести к должностным лицам всех, кто занимает государственные

должности и выполняет организавнюнно-распорядительные и административно-

хозяйственные функции в общественных организациях, то мы получим достаточно

полный перечень должностных лиц. Из них субъектами коррупции, на наш

взгляд, могут быть только те, кто занимает государственные должности.

Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,

она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного

выполнения функциональных обтеанностей должностного лица иногда вызвано

личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого

руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в

том, что совершается нарушение служебного долга. Мы считаем, что подобного

рода нарушения существуют в следующих формах:

1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,

действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это

вознаграждения;

2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей,

клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,

заключением контрактов и т.д., при этом не получая материального

вознаграждения;

3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве

условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления

документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных

придирок);

4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение

действующей процедуры рассмотрения вопроса или припятня решения, на базе

нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при

помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии

законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например,

принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное

рассмотрение);

5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащею

рассмотрения дела. Такая ситуация может сложился, если оно наделено

широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их

Страницы: 1, 2, 3