Криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия
лица, которые пытались активно противодействовать антиобщественным
проявлениям, разоблачали факты хищений, взяточничества и коррупции и
противоположные им по характеру деятельности предприниматели «теневого
рынка» и участники организованных групп. В своих отношениях с конкурентами,
должниками, кредиторами и другими лицами они широко практикуют такие
методы, как угроза физической расправой, похищения и убийства. В большей
степени склонны «использовать» убийство в качестве способа решения
различных конфликтов члены организованных групп общеуголовной
направленности. Для них совершение убийств может служить не только
вспомогательным криминальным «инструментом», но и основным источником
преступных доходов.
14.04.2000 года в багажнике а/м ВАЗ 2110, находившейся на стоянке ООО
«Феникс» был обнаружен труп гр. П, 1974 г.р. с огнестрельным ранением
головы. Как было установлено в ходе оперативных мероприятий, данный
гражданин являлся типичным представителем предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность с нарушением действующего законодательства. Характер
причиненных повреждений – огнестрельное ранение в теменную область головы;
личностные особенности потерпевшего – деятельность в сфере
предпринимательства, связи с криминальными элементами; способ сокрытия
преступления – сокрытие трупа в багажнике автомашины, отсутствие на месте
происшествия следов преступника, позволили следователю выдвинуть версию о
так называемом заказном убийстве.17
Среди лиц этих категорий встречаются и отрицательно характеризуемые,
отличающиеся жадностью, жестокостью, крайним эгоизмом, злоупотребляющие
алкоголем и (или) употребляющие наркотики, склонные к совершению тяжких
преступлений, ранее совершавшие преступления.
Более редко потерпевшие не относятся ни к одной из перечисленных
групп, положительно характеризуются, а «заказ» на их убийство был сделан по
ошибке.
Трупы лиц, ставших жертвами наемных убийц, обнаруживают в безлюдных
местах (на территории заброшенной стройки, пустыре), либо в подъездах жилых
зданий, в которых, как правило, проживал потерпевший или даже в его
квартире (в салоне автомобиля). Как правило, место обнаружения трупа
совпадают с местом убийства. Отмечены случаи перемещения трупа в укромное
место, закапывание его в землю или сбрасывание в водоем.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С
ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя с
сотрудниками органов дознания, особенно с сотрудниками уголовного розыска
является одним из первостепенных условий, обеспечивающих успешное раскрытие
и расследование преступлений. Следственные, оперативно – розыскные и иные
подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и
методами раскрытия преступлений, поэтому целесообразно использовать эти
возможности в комплексе. Каждый из субъектов взаимодействия, действуя в
рамках своей компетенции с помощью своих средств и методов, в конечном
итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному раскрытию
преступления и изобличению виновных.
О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно
говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки
зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет
его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за
принимаемые решения и результаты расследования в целом. 18 Вся деятельность
иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними
следователем, согласуется с ними. Однако термин «взаимодействие»
традиционно используется для обозначения подобной деятельности, нет смысла
при дальнейшем изложении прибегать к какому – либо другому обозначению
данного понятия.
Взаимодействие должно строиться на определенных принципах. Основным
принципом совместной деятельности следователя с органами дознания является
ее соответствие требованиям закона. Это означает, что следователь по
расследуемым им делам в порядке ст. 127 УПК РСФСР дает органам дознания
отдельные поручения с указаниями о производстве розыскных и следственных
действий, такие поручения обязательны для органов дознания. В соответствии
со ст. 196 УПК РСФСР следователь вправе поручить сотрудникам органа
дознания розыск обвиняемого, если его местонахождение не известно, а если
обвиняемый не является к следователю, то последний вправе вынести
постановление о принудительном приводе обвиняемого в порядке ст. 147 УПК
РСФСР и поручить его исполнение органу дознания. Орган дознания, в свою
очередь, на основании ст. 119 УПК РСФСР вправе сам проводить неотложные
следственные действия и возбуждать уголовное дело, а после, по
последственности направить его следователю.
Вторым принципом взаимодействия является организующая роль и
ответственность следователя за своевременное и качественное расследование
преступлений. Этот принцип означает, что инициатива в совместной
деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом
конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда
следует привлечь на помощь. Обычно сотрудники органа дознания считают свою
работу оконченной, когда установлено лицо, совершившее преступление и
произведено его задержание. Если при расследовании убийств, сотрудники
органа дознания еще проявляют определенное рвение в связи с тем, что такие
дела стоят на особом контроле у начальников подразделений, но по другим
видам преступлений следователь может только мечтать о том, чтобы его
поручения выполнялись своевременно.
Третьим принципом взаимодействия является плановость и непрерывность
расследования, так как наибольший эффект достигается именно благодаря
согласованному планирования следственных действий и оперативно - розыскных
мероприятий. В плане указывается участие всех привлеченных к расследованию
преступлений служб, указываются конкретные исполнители, устанавливаются
определенные сроки. План может быть, как единым для всех исполнителей, так
и раздельным. Раздельный план составляется в тех случаях, когда в нем
раскрывается конкретное содержание оперативно- розыскных мер, что в общем,
плане отражать нецелесообразно. При расследовании убийств, особенно
совершенных в условиях неочевидности, такой план определяет сферы и порядок
взаимодействия всех заинтересованных служб и тем самым приносит ощутимую
пользу. Непрерывность взаимодействия означает, что оно начинается с момента
возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии
оснований к розыску скрывшегося преступника и в дальнейшем временная
продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируется
обстоятельствами и интересами дела. Действия этого принципа можно
проследить на примере создания следственно-оперативных групп.
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы
следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд
преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и
оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей
привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников,
что не всегда удается при организации « разового » взаимодействия
следователя и оперативных групп; создавать лучшие условия для
взаимопонимания между членами группы.* Это способствует более активному и
умелому использованию научно- технических средств, оперативной проверке
нескольких версий, а при необходимости – концентрации усилий группы на
решающем участке.
Следственно- оперативные группы могут приступать к расследованию сразу
после получения информации об убийстве, совершенном в условиях
неочевидности, непосредственно с осмотра места происшествия. В других
случаях такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после
совершения убийства, и если к этому времени работники местных
правоохранительных органов не раскрыли преступление.
В практике правоохранительных органов сложились определенные виды
следственных и следственно-оперативных групп. Остановимся на рассмотрении
исключительно следственно- оперативных групп. Рассмотрение следует начать с
приведения их классификации, которую предлагает в своей работе О.В.
Синеокий *. При всем разнообразии и несходстве уголовных дел,
индивидуальности их фабул и обстоятельств совершения преступлений
создаваемые для их расследования группы можно подразделить на два вида,
исходя из форм участия в них оперативных работников органа дознания. Первый
вид – это взаимодействующее с оперативными работниками по разовым
поручениям, направляемым через начальника органа дознания. В полном смысле
слова « следственно – оперативная группа » такую форму взаимодействия
трудно назвать группой, она выделяется скоре всего для лучшего уяснения
постоянно (в течение длительного времени) действующих групп. Такой
взаимодействие целесообразно в ситуациях, когда лицо совершившее убийство,
установлено и задержано. Тогда следователь направляет сотрудникам органа
дознания поручения с указаниями действий, направленных на собирание
дополнительных доказательств. Второй вид, – когда следователь или
следователи взаимодействуют с постоянно выделенным составом оперативных
работников. Такой вид взаимодействия наиболее благоприятен, так как в этом
случае не только следователь, но и оперативные работники заинтересованы в
своевременном и качественном проведении мероприятий. Контроль за
деятельностью таких групп осуществляется путем заслушивания результатов,
полученных за определенный промежуток времени или при выполнении какой-
либо части плана, на совещаниях руководителя ведомства. Для создания группы
не требуется вынесения специального постановления, надо, чтобы руководитель
ведомства ( прокурор, начальник УВД и т.д.) издал приказ, где были бы
указанны выделенные для постоянной работы в группе подчиненные ему
работники. При этом следует заметить, что участие в такой группе лишь в
исключительных случаях, таких, например, как необычайно большой объем
работы, особая тяжесть совершенного преступления, повышенный интерес к
расследованию преступления со стороны общественности, освобождает
следователя или оперативного работника от выполнения повседневной работы по
своим делам. Как правило в группу включаются наиболее опытные и
квалифицированные работники, у которых и так большая загруженность им
тяжело сконцентрировать усилия на деятельность в группе, так как из-за
этого происходит приостановление текущей работы по остальным делам.
Численность следственно- оперативных групп может быть самая различная:
от двух – трех, до нескольких десятков участников. Для каждого вида
следственно-оперативных групп характерны свои тактические особенности
взаимодействия, они определяются кругом участников, задачами и др.
В УПК РСФСР прямо не предусмотрена возможность создания следственно –
оперативных групп, никак не регламентирована подобная деятельность. Тем не
менее данные группы создаются и выполняют определенные задачи. Не приводит
ли создание таких групп к произвольному расширению имеющегося правового
поля? Представляется, что нет. Так сами основы деятельности по
расследованию преступлений подводят нас к выводу о том, что без создания
таких групп невозможно выполнить задачи, установленные ст.2 УПК РСФСР.
Яркий пример тому – дежурные следственно – оперативные группы. Такие группы
сложились в повседневной практике суточных дежурств, как правило,
городского или районного уровня. Создание такой группы не регламентировано
какими – либо нормативными документами, как единица она формально и
фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в
зависимости дежурных работников прокуратуры и органов внутренних дел. В
работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного
реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. В работе такой
группы имеются и отрицательные аспекты – по окончании дежурства происходит
замена следователя, ввиду постоянной смены состава между членами группы нет
сложившегося «рабочего контакта», то есть деятельность такой группы по
сравнению с созданными на продолжительный срок значительно менее
эффективна. Тем не менее, без создания такой группы деятельность
правоохранительных органов немыслима.
Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания
являются: 1. раскрытие и расследование преступлений; 2. привлечение к
уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; 3. совместная
деятельность по розыску преступников; 4. пресечение преступлений и принятие
мер по их предотвращению.* В целях реализации этих задач происходит обмен
информацией, представляющей интерес для следствия, оперативно – розыскной
и иной деятельности. Оперативные работники осуществляют информационное
обеспечение следственных действий. Следователь же не только использует
полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о
результатах ее реализации. Происходит совместное обсуждение результатов
следственных и оперативно – розыскных действий, профилактических мер по
предотвращению в дальнейшем таких видов преступлений. Профилактические меры
на практике сводятся в основном к проверке участковым инспектором лиц,
ранее совершавших преступления или имеющих склонность к их совершению, а
также выявление следователем причин и условий совершения преступлений и
внесением представлений в соответствующие инстанции.
При расследовании преступлений можно выделить несколько этапов
взаимодействия.
Первый из них совпадает с этапом доследственной проверки материалов о
совершении преступлений и продолжается до момента возбуждения уголовного
дела. Чаще всего на практике такую проверку проводит оперативный работник.
Он истребует нужные материалы, получает объяснения, принимает меры к
предотвращению и пресечению преступления. Данный этап взаимодействия как
правило начинается с выезда на место происшествия. Осмотр места
происшествия с участием оперативных работников позволяет более полно и
своевременно отобрать информацию, имеющую поисковое значение, наметить
версии, подлежащие проверке как следственным, так и оперативным путем,
определить круг неотложных следственных действий.
При производстве осмотра места происшествия важно правильно
распределить функции между его участниками. Задачи сотрудников органа
дознания при таком осмотре различаются в зависимости от характера самого
происшествия и подлежащего осмотру места.
При осмотре места обнаружения трупа сотрудник уголовного розыска
выполняет следующие действия: знакомится с данными об обстоятельствах
смерти человека и принимает необходимые оперативно – розыскные меры по
установлению и задержанию преступника; выявляет очевидцев и других лиц,
которые могут сообщить что – либо об обстоятельствах совершенного
преступления и о преступнике; собирает сведения о направлении, в котором
скрылся подозреваемый, осуществляет его розыск по «горячим следам»; с целью
розыска преступника и обнаружения следов преступления обследует места их
возможного укрытия: чердаки и подвалы ближайших зданий, лесопосадки и т.п.;
информирует следователя об имеющих значение для дела данных, полученных в
результате осуществления на месте происшествия оперативно – розыскных
мероприятий.
Участковый инспектор во время осмотра места происшествия по указанию
следователя принимает меры по охране места происшествия, сообщает
следователю и сотруднику уголовного розыска сведения о характере и месте
совершения преступления; потерпевшем и его окружении, связях; ставит в
известность следователя и оперативного работника о появлении на
обслуживаемой им территории подозрительных лиц, представляющих оперативный
интерес. Кроме того участковый инспектор по поручению следователя
устанавливает лиц, располагающих сведениями о преступнике и преступлении. В
этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.
В свою очередь и следователь делится с сотрудниками органа дознания
полученной им в ходе осмотра информацией, помогая тем самым определить
наиболее перспективные направления поиска преступника и следов
преступления. Обычно уже в ходе осмотра у следователя возникают какие –
либо идеи и версии, требующие немедленной проверки. Обмен информацией между
следователем и сотрудниками органа дознания является залогом получения
положительных результатов. Немаловажную роль при этом играет
профессионализм и взаимопонимание.
Второй этап начинается с момента возбуждения уголовного дела и
продолжается до окончания первоначальных следственных действий.
Взаимодействие в стадии возбуждения уголовного дела во многом определяется
характером повода к возбуждению уголовного дела. Обычно выделяют три
наиболее типичных повода:
1. уголовное дело возбуждается по материалам, полученным оперативным
путем. Имея возможность пользоваться полученными материалами,
следователь и оперативный работник заранее согласовывают порядок и
последовательность своих действий. Подобные ситуации наиболее часто
возникают при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по
материалам о нераскрытых преступлениях;
2. уголовное дело возбуждается в связи с непосредственным обнаружением
признаков преступления. Следователь и орган дознания, как правило,
лишены возможности заранее подготовиться в таких случаях к
проведению необходимых следственных действий и оперативно –
розыскных мероприятий. Взаимодействие по таким делам осуществляется
с момента осмотра места происшествия и производства первоначальных
следственных действий.
3. уголовное дело возбуждается по заявлениям граждан, сообщениям
должностных лиц и др. В таких случаях предстоящее расследование не
является неожиданным для причастных к преступлению лиц, ими уже
приняты меры к уничтожению или сокрытию следов преступной
деятельности.
На этом же этапе следователь, проанализировав совместно с
представителями взаимодействующих сторон полученные на предыдущем этапе
данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления, выдвигает
следственные версии, согласовывает меры по их проверке, составляет план
расследования по уголовному делу. Этот план в соответствии с ведомственными
рекомендациями должен содержать:
1. изложение следственных и розыскных версий;
2. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению – по
каждой из выдвинутых версий;
3. перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть
установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких
действий;
4. перечень розыскных мероприятий;
5. сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией,
корректировки плана;
6. исполнители по каждому пункту плана.
Особенно важны согласованность и своевременная корректировка
начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия
преступления по «горячим следам», установление и розыск преступника, розыск
похищенного имущества. В случае, когда производство по делу
приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью
перекладывать его на сотрудников дознания, он обязан сам активно
осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно –
розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.
С помощью оперативно – розыскных мер получения информации о событиях,
предметах, имеющих значение для дела, оперативные работники на этом этапе:
- устанавливают объекты – возможные источники доказательств,
их характер, местонахождение, а также сведения, ориентирующие на наиболее
целесообразные способы их использования. Нередко положительные результаты
дают оперативно – розыскные мероприятия, проводимые с целью поиска
вещественных доказательств, предметов, уличающих преступника, тайников и т.
д.;
- выясняют ориентирующие данные о конкретных обстоятельствах,
подлежащих доказыванию, для решения следователем вопроса о выборе наиболее
эффективных средств доказывания, тактических и технических приемов
собирания доказательств;
- собирают сведения, позволяющие следователю более правильно
оценить имеющиеся по делу доказательства;
- собирают иную информацию, которая используется следователем
при составлении плана расследования, а также для организации и тактики
проведения отдельных следственных действий.
В обмене информацией между следователем и оперативным работником
органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное
информирование необходимо для корректировки и согласованности планов
следствия и оперативно – розыскных мероприятий. Это особенно важно при
планировании оперативно – тактической комбинации, успех которой полностью
зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и
последовательность (очередность) оперативно – розыскных мероприятий и
следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен
информацией приобретает особо важное значение для членов следственно –
оперативной группы. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не
допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы
лица, противодействующие расследованию.
Контроль за реализацией намеченных мероприятий осуществляет начальник
подразделения (ведомства), он же оказывает практическую помощь –
техническими средствами, привлечением к осуществлению мероприятий
дополнительных исполнителей, выявляет допущенные ошибки и принимает меры по
их устранению, дает указания о формах и содержании взаимодействия.
Третий этап взаимодействия начинается после установления личности
лица, подозреваемого в совершении преступления, этот этап присутствует в
качестве самостоятельного только тогда, когда подозреваемый не был
установлен с самого начала. Как только выявлено лицо, подозреваемое в
убийстве, следователь приступает к проверке версии о виновности лица и
одновременно к проверке оправдательной версии, выдвинутой подозреваемым,
если, конечно, таковая имеется. Здесь же следователь и оперативный работник
собирают сведения о личности подозреваемого, устанавливают его связи и
причастность к совершению иных преступлений.
На основе этих сведений следователь решает вопрос об избрании меры
пресечения.
На четвертом этапе взаимодействие осуществляется в связи с проведением
комплекса следственных действий, направленных на завершение расследования.
На практике на данном этапе взаимодействие, как правило, почти
прекращается, оставшиеся следственные действия проводит в большинстве
случаев сам следователь. На проведение мероприятий по профилактике
правонарушений и совместный анализ обстоятельств, способствовавших
совершению преступления, ни у следователя, ни у оперативного работника
времени не хватает. Все ограничивается внесением представлений, на которые
тоже мало кто обращает внимание, в лучшем случае делает формальную отписку
в орган, пославший представление. Поэтому заключительный этап расследования
преступления, в ходе которого следователь проверяет достаточность собранных
по делу доказательств, соблюдение требований уголовно – процессуального
закона, а также устраняет имеющиеся в деле противоречия, трудно отнести в
полной мере к этапу взаимодействия.
Правовую основу взаимодействия составляют:
- уголовно – процессуальное законодательство РФ;
- приказы и указания Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов
РФ, прокуроров территориальных единиц субъектов по вопросам организации
следственной работы;
- нормативные акты МВД РФ, инструкции
Кроме того, методические отделы ОВД вырабатывают практические
рекомендации по вопросам взаимодействия следователей с органами дознания,
которые направляются начальникам подразделений для ознакомления с ними
сотрудников.
Можно сказать, что в настоящее время о полном взаимодействии остается
только мечтать, так как у каждой службы есть свои задачи, и в первую
очередь они стремятся действовать в их рамках. Несмотря на хорошую
теоретическую разработку данного вопроса, практика весьма далека от теории.
Чтобы исправить создавшееся положение, представляется необходимым создать
какой – то стимул, заинтересовать сотрудников органов дознания не только в
раскрытии преступлений, но и доведении дела до суда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно в Российском государстве сохранялся высокий уровень
преступности. В настоящее время, несмотря на значительное увеличение числа
сотрудников правоохранительных органов и улучшение материально –
технической базы тенденций к снижению роста преступности не наблюдается.
Уверенные в своей безнаказанности преступники совершают преступления все
более изощренными и дерзкими способами, бросая вызов не только
правоохранительной системе, но и всему обществу. Граждане, не получая
действенной защиты своих прав и интересов со стороны государства, порой
сами обращаются за помощью в криминальные структуры, не думая о том, как
это отражается на криминогенной обстановке по стране в целом.
Естественно, что пока ситуация не стала критической, надо сосредоточить все
усилия на борьбе с преступным миром.
За долгое время своего существования система правоохранительных
органов накопила большой опыт предупреждения, пресечения, раскрытия и
расследования различных видов преступлений.
Своими достижениями в области расследования уголовных дел
следственная практика во многом обязана теоретическим разработкам науки
криминалистики. Одной из самых удачных методических разработок
криминалистики стала криминалистическая характеристика преступлений.
Расследование многих преступлений, подобно задачам с несколькими
решениями, может быть проведено с большей или меньшей затратой сил и
средств, в установленный законом срок или необходимое для этого время
окажется в два – три раза больше. Именно использование криминалистической
характеристики при организации расследования по уголовному делу позволяет
кратчайшим путем найти такое оптимальное решение.
Автор в своей работе на основе анализа теоретического и практического
материала постаралась показать значимость криминалистической
характеристики в процессе расследования преступлений, рассмотрела
особенности криминалистической характеристики убийств с применением
огнестрельного оружия, рассмотрела механизм взаимодействия следователей и
сотрудников органа дознания в настоящее время.
В заключение хочется сказать, что продолжая теоретические разработки
научных категорий, необходимо последовательно и планомерно приводить
практику в соответствие с теорией. Это послужит укреплению законности,
повышению эффективности борьбы с преступностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
Конституция Российской Федерации // М.: Юридическая литература, 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|