бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия бесплатно рефераты

лица, которые пытались активно противодействовать антиобщественным

проявлениям, разоблачали факты хищений, взяточничества и коррупции и

противоположные им по характеру деятельности предприниматели «теневого

рынка» и участники организованных групп. В своих отношениях с конкурентами,

должниками, кредиторами и другими лицами они широко практикуют такие

методы, как угроза физической расправой, похищения и убийства. В большей

степени склонны «использовать» убийство в качестве способа решения

различных конфликтов члены организованных групп общеуголовной

направленности. Для них совершение убийств может служить не только

вспомогательным криминальным «инструментом», но и основным источником

преступных доходов.

14.04.2000 года в багажнике а/м ВАЗ 2110, находившейся на стоянке ООО

«Феникс» был обнаружен труп гр. П, 1974 г.р. с огнестрельным ранением

головы. Как было установлено в ходе оперативных мероприятий, данный

гражданин являлся типичным представителем предпринимателей, осуществляющих

свою деятельность с нарушением действующего законодательства. Характер

причиненных повреждений – огнестрельное ранение в теменную область головы;

личностные особенности потерпевшего – деятельность в сфере

предпринимательства, связи с криминальными элементами; способ сокрытия

преступления – сокрытие трупа в багажнике автомашины, отсутствие на месте

происшествия следов преступника, позволили следователю выдвинуть версию о

так называемом заказном убийстве.17

Среди лиц этих категорий встречаются и отрицательно характеризуемые,

отличающиеся жадностью, жестокостью, крайним эгоизмом, злоупотребляющие

алкоголем и (или) употребляющие наркотики, склонные к совершению тяжких

преступлений, ранее совершавшие преступления.

Более редко потерпевшие не относятся ни к одной из перечисленных

групп, положительно характеризуются, а «заказ» на их убийство был сделан по

ошибке.

Трупы лиц, ставших жертвами наемных убийц, обнаруживают в безлюдных

местах (на территории заброшенной стройки, пустыре), либо в подъездах жилых

зданий, в которых, как правило, проживал потерпевший или даже в его

квартире (в салоне автомобиля). Как правило, место обнаружения трупа

совпадают с местом убийства. Отмечены случаи перемещения трупа в укромное

место, закапывание его в землю или сбрасывание в водоем.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С

ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя с

сотрудниками органов дознания, особенно с сотрудниками уголовного розыска

является одним из первостепенных условий, обеспечивающих успешное раскрытие

и расследование преступлений. Следственные, оперативно – розыскные и иные

подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и

методами раскрытия преступлений, поэтому целесообразно использовать эти

возможности в комплексе. Каждый из субъектов взаимодействия, действуя в

рамках своей компетенции с помощью своих средств и методов, в конечном

итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному раскрытию

преступления и изобличению виновных.

О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно

говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки

зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет

его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за

принимаемые решения и результаты расследования в целом. 18 Вся деятельность

иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними

следователем, согласуется с ними. Однако термин «взаимодействие»

традиционно используется для обозначения подобной деятельности, нет смысла

при дальнейшем изложении прибегать к какому – либо другому обозначению

данного понятия.

Взаимодействие должно строиться на определенных принципах. Основным

принципом совместной деятельности следователя с органами дознания является

ее соответствие требованиям закона. Это означает, что следователь по

расследуемым им делам в порядке ст. 127 УПК РСФСР дает органам дознания

отдельные поручения с указаниями о производстве розыскных и следственных

действий, такие поручения обязательны для органов дознания. В соответствии

со ст. 196 УПК РСФСР следователь вправе поручить сотрудникам органа

дознания розыск обвиняемого, если его местонахождение не известно, а если

обвиняемый не является к следователю, то последний вправе вынести

постановление о принудительном приводе обвиняемого в порядке ст. 147 УПК

РСФСР и поручить его исполнение органу дознания. Орган дознания, в свою

очередь, на основании ст. 119 УПК РСФСР вправе сам проводить неотложные

следственные действия и возбуждать уголовное дело, а после, по

последственности направить его следователю.

Вторым принципом взаимодействия является организующая роль и

ответственность следователя за своевременное и качественное расследование

преступлений. Этот принцип означает, что инициатива в совместной

деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом

конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда

следует привлечь на помощь. Обычно сотрудники органа дознания считают свою

работу оконченной, когда установлено лицо, совершившее преступление и

произведено его задержание. Если при расследовании убийств, сотрудники

органа дознания еще проявляют определенное рвение в связи с тем, что такие

дела стоят на особом контроле у начальников подразделений, но по другим

видам преступлений следователь может только мечтать о том, чтобы его

поручения выполнялись своевременно.

Третьим принципом взаимодействия является плановость и непрерывность

расследования, так как наибольший эффект достигается именно благодаря

согласованному планирования следственных действий и оперативно - розыскных

мероприятий. В плане указывается участие всех привлеченных к расследованию

преступлений служб, указываются конкретные исполнители, устанавливаются

определенные сроки. План может быть, как единым для всех исполнителей, так

и раздельным. Раздельный план составляется в тех случаях, когда в нем

раскрывается конкретное содержание оперативно- розыскных мер, что в общем,

плане отражать нецелесообразно. При расследовании убийств, особенно

совершенных в условиях неочевидности, такой план определяет сферы и порядок

взаимодействия всех заинтересованных служб и тем самым приносит ощутимую

пользу. Непрерывность взаимодействия означает, что оно начинается с момента

возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии

оснований к розыску скрывшегося преступника и в дальнейшем временная

продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируется

обстоятельствами и интересами дела. Действия этого принципа можно

проследить на примере создания следственно-оперативных групп.

В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы

следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд

преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и

оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей

привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников,

что не всегда удается при организации « разового » взаимодействия

следователя и оперативных групп; создавать лучшие условия для

взаимопонимания между членами группы.* Это способствует более активному и

умелому использованию научно- технических средств, оперативной проверке

нескольких версий, а при необходимости – концентрации усилий группы на

решающем участке.

Следственно- оперативные группы могут приступать к расследованию сразу

после получения информации об убийстве, совершенном в условиях

неочевидности, непосредственно с осмотра места происшествия. В других

случаях такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после

совершения убийства, и если к этому времени работники местных

правоохранительных органов не раскрыли преступление.

В практике правоохранительных органов сложились определенные виды

следственных и следственно-оперативных групп. Остановимся на рассмотрении

исключительно следственно- оперативных групп. Рассмотрение следует начать с

приведения их классификации, которую предлагает в своей работе О.В.

Синеокий *. При всем разнообразии и несходстве уголовных дел,

индивидуальности их фабул и обстоятельств совершения преступлений

создаваемые для их расследования группы можно подразделить на два вида,

исходя из форм участия в них оперативных работников органа дознания. Первый

вид – это взаимодействующее с оперативными работниками по разовым

поручениям, направляемым через начальника органа дознания. В полном смысле

слова « следственно – оперативная группа » такую форму взаимодействия

трудно назвать группой, она выделяется скоре всего для лучшего уяснения

постоянно (в течение длительного времени) действующих групп. Такой

взаимодействие целесообразно в ситуациях, когда лицо совершившее убийство,

установлено и задержано. Тогда следователь направляет сотрудникам органа

дознания поручения с указаниями действий, направленных на собирание

дополнительных доказательств. Второй вид, – когда следователь или

следователи взаимодействуют с постоянно выделенным составом оперативных

работников. Такой вид взаимодействия наиболее благоприятен, так как в этом

случае не только следователь, но и оперативные работники заинтересованы в

своевременном и качественном проведении мероприятий. Контроль за

деятельностью таких групп осуществляется путем заслушивания результатов,

полученных за определенный промежуток времени или при выполнении какой-

либо части плана, на совещаниях руководителя ведомства. Для создания группы

не требуется вынесения специального постановления, надо, чтобы руководитель

ведомства ( прокурор, начальник УВД и т.д.) издал приказ, где были бы

указанны выделенные для постоянной работы в группе подчиненные ему

работники. При этом следует заметить, что участие в такой группе лишь в

исключительных случаях, таких, например, как необычайно большой объем

работы, особая тяжесть совершенного преступления, повышенный интерес к

расследованию преступления со стороны общественности, освобождает

следователя или оперативного работника от выполнения повседневной работы по

своим делам. Как правило в группу включаются наиболее опытные и

квалифицированные работники, у которых и так большая загруженность им

тяжело сконцентрировать усилия на деятельность в группе, так как из-за

этого происходит приостановление текущей работы по остальным делам.

Численность следственно- оперативных групп может быть самая различная:

от двух – трех, до нескольких десятков участников. Для каждого вида

следственно-оперативных групп характерны свои тактические особенности

взаимодействия, они определяются кругом участников, задачами и др.

В УПК РСФСР прямо не предусмотрена возможность создания следственно –

оперативных групп, никак не регламентирована подобная деятельность. Тем не

менее данные группы создаются и выполняют определенные задачи. Не приводит

ли создание таких групп к произвольному расширению имеющегося правового

поля? Представляется, что нет. Так сами основы деятельности по

расследованию преступлений подводят нас к выводу о том, что без создания

таких групп невозможно выполнить задачи, установленные ст.2 УПК РСФСР.

Яркий пример тому – дежурные следственно – оперативные группы. Такие группы

сложились в повседневной практике суточных дежурств, как правило,

городского или районного уровня. Создание такой группы не регламентировано

какими – либо нормативными документами, как единица она формально и

фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в

зависимости дежурных работников прокуратуры и органов внутренних дел. В

работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного

реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. В работе такой

группы имеются и отрицательные аспекты – по окончании дежурства происходит

замена следователя, ввиду постоянной смены состава между членами группы нет

сложившегося «рабочего контакта», то есть деятельность такой группы по

сравнению с созданными на продолжительный срок значительно менее

эффективна. Тем не менее, без создания такой группы деятельность

правоохранительных органов немыслима.

Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания

являются: 1. раскрытие и расследование преступлений; 2. привлечение к

уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; 3. совместная

деятельность по розыску преступников; 4. пресечение преступлений и принятие

мер по их предотвращению.* В целях реализации этих задач происходит обмен

информацией, представляющей интерес для следствия, оперативно – розыскной

и иной деятельности. Оперативные работники осуществляют информационное

обеспечение следственных действий. Следователь же не только использует

полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о

результатах ее реализации. Происходит совместное обсуждение результатов

следственных и оперативно – розыскных действий, профилактических мер по

предотвращению в дальнейшем таких видов преступлений. Профилактические меры

на практике сводятся в основном к проверке участковым инспектором лиц,

ранее совершавших преступления или имеющих склонность к их совершению, а

также выявление следователем причин и условий совершения преступлений и

внесением представлений в соответствующие инстанции.

При расследовании преступлений можно выделить несколько этапов

взаимодействия.

Первый из них совпадает с этапом доследственной проверки материалов о

совершении преступлений и продолжается до момента возбуждения уголовного

дела. Чаще всего на практике такую проверку проводит оперативный работник.

Он истребует нужные материалы, получает объяснения, принимает меры к

предотвращению и пресечению преступления. Данный этап взаимодействия как

правило начинается с выезда на место происшествия. Осмотр места

происшествия с участием оперативных работников позволяет более полно и

своевременно отобрать информацию, имеющую поисковое значение, наметить

версии, подлежащие проверке как следственным, так и оперативным путем,

определить круг неотложных следственных действий.

При производстве осмотра места происшествия важно правильно

распределить функции между его участниками. Задачи сотрудников органа

дознания при таком осмотре различаются в зависимости от характера самого

происшествия и подлежащего осмотру места.

При осмотре места обнаружения трупа сотрудник уголовного розыска

выполняет следующие действия: знакомится с данными об обстоятельствах

смерти человека и принимает необходимые оперативно – розыскные меры по

установлению и задержанию преступника; выявляет очевидцев и других лиц,

которые могут сообщить что – либо об обстоятельствах совершенного

преступления и о преступнике; собирает сведения о направлении, в котором

скрылся подозреваемый, осуществляет его розыск по «горячим следам»; с целью

розыска преступника и обнаружения следов преступления обследует места их

возможного укрытия: чердаки и подвалы ближайших зданий, лесопосадки и т.п.;

информирует следователя об имеющих значение для дела данных, полученных в

результате осуществления на месте происшествия оперативно – розыскных

мероприятий.

Участковый инспектор во время осмотра места происшествия по указанию

следователя принимает меры по охране места происшествия, сообщает

следователю и сотруднику уголовного розыска сведения о характере и месте

совершения преступления; потерпевшем и его окружении, связях; ставит в

известность следователя и оперативного работника о появлении на

обслуживаемой им территории подозрительных лиц, представляющих оперативный

интерес. Кроме того участковый инспектор по поручению следователя

устанавливает лиц, располагающих сведениями о преступнике и преступлении. В

этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.

В свою очередь и следователь делится с сотрудниками органа дознания

полученной им в ходе осмотра информацией, помогая тем самым определить

наиболее перспективные направления поиска преступника и следов

преступления. Обычно уже в ходе осмотра у следователя возникают какие –

либо идеи и версии, требующие немедленной проверки. Обмен информацией между

следователем и сотрудниками органа дознания является залогом получения

положительных результатов. Немаловажную роль при этом играет

профессионализм и взаимопонимание.

Второй этап начинается с момента возбуждения уголовного дела и

продолжается до окончания первоначальных следственных действий.

Взаимодействие в стадии возбуждения уголовного дела во многом определяется

характером повода к возбуждению уголовного дела. Обычно выделяют три

наиболее типичных повода:

1. уголовное дело возбуждается по материалам, полученным оперативным

путем. Имея возможность пользоваться полученными материалами,

следователь и оперативный работник заранее согласовывают порядок и

последовательность своих действий. Подобные ситуации наиболее часто

возникают при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по

материалам о нераскрытых преступлениях;

2. уголовное дело возбуждается в связи с непосредственным обнаружением

признаков преступления. Следователь и орган дознания, как правило,

лишены возможности заранее подготовиться в таких случаях к

проведению необходимых следственных действий и оперативно –

розыскных мероприятий. Взаимодействие по таким делам осуществляется

с момента осмотра места происшествия и производства первоначальных

следственных действий.

3. уголовное дело возбуждается по заявлениям граждан, сообщениям

должностных лиц и др. В таких случаях предстоящее расследование не

является неожиданным для причастных к преступлению лиц, ими уже

приняты меры к уничтожению или сокрытию следов преступной

деятельности.

На этом же этапе следователь, проанализировав совместно с

представителями взаимодействующих сторон полученные на предыдущем этапе

данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления, выдвигает

следственные версии, согласовывает меры по их проверке, составляет план

расследования по уголовному делу. Этот план в соответствии с ведомственными

рекомендациями должен содержать:

1. изложение следственных и розыскных версий;

2. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению – по

каждой из выдвинутых версий;

3. перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть

установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких

действий;

4. перечень розыскных мероприятий;

5. сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией,

корректировки плана;

6. исполнители по каждому пункту плана.

Особенно важны согласованность и своевременная корректировка

начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия

преступления по «горячим следам», установление и розыск преступника, розыск

похищенного имущества. В случае, когда производство по делу

приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью

перекладывать его на сотрудников дознания, он обязан сам активно

осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно –

розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.

С помощью оперативно – розыскных мер получения информации о событиях,

предметах, имеющих значение для дела, оперативные работники на этом этапе:

- устанавливают объекты – возможные источники доказательств,

их характер, местонахождение, а также сведения, ориентирующие на наиболее

целесообразные способы их использования. Нередко положительные результаты

дают оперативно – розыскные мероприятия, проводимые с целью поиска

вещественных доказательств, предметов, уличающих преступника, тайников и т.

д.;

- выясняют ориентирующие данные о конкретных обстоятельствах,

подлежащих доказыванию, для решения следователем вопроса о выборе наиболее

эффективных средств доказывания, тактических и технических приемов

собирания доказательств;

- собирают сведения, позволяющие следователю более правильно

оценить имеющиеся по делу доказательства;

- собирают иную информацию, которая используется следователем

при составлении плана расследования, а также для организации и тактики

проведения отдельных следственных действий.

В обмене информацией между следователем и оперативным работником

органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное

информирование необходимо для корректировки и согласованности планов

следствия и оперативно – розыскных мероприятий. Это особенно важно при

планировании оперативно – тактической комбинации, успех которой полностью

зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и

последовательность (очередность) оперативно – розыскных мероприятий и

следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен

информацией приобретает особо важное значение для членов следственно –

оперативной группы. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не

допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы

лица, противодействующие расследованию.

Контроль за реализацией намеченных мероприятий осуществляет начальник

подразделения (ведомства), он же оказывает практическую помощь –

техническими средствами, привлечением к осуществлению мероприятий

дополнительных исполнителей, выявляет допущенные ошибки и принимает меры по

их устранению, дает указания о формах и содержании взаимодействия.

Третий этап взаимодействия начинается после установления личности

лица, подозреваемого в совершении преступления, этот этап присутствует в

качестве самостоятельного только тогда, когда подозреваемый не был

установлен с самого начала. Как только выявлено лицо, подозреваемое в

убийстве, следователь приступает к проверке версии о виновности лица и

одновременно к проверке оправдательной версии, выдвинутой подозреваемым,

если, конечно, таковая имеется. Здесь же следователь и оперативный работник

собирают сведения о личности подозреваемого, устанавливают его связи и

причастность к совершению иных преступлений.

На основе этих сведений следователь решает вопрос об избрании меры

пресечения.

На четвертом этапе взаимодействие осуществляется в связи с проведением

комплекса следственных действий, направленных на завершение расследования.

На практике на данном этапе взаимодействие, как правило, почти

прекращается, оставшиеся следственные действия проводит в большинстве

случаев сам следователь. На проведение мероприятий по профилактике

правонарушений и совместный анализ обстоятельств, способствовавших

совершению преступления, ни у следователя, ни у оперативного работника

времени не хватает. Все ограничивается внесением представлений, на которые

тоже мало кто обращает внимание, в лучшем случае делает формальную отписку

в орган, пославший представление. Поэтому заключительный этап расследования

преступления, в ходе которого следователь проверяет достаточность собранных

по делу доказательств, соблюдение требований уголовно – процессуального

закона, а также устраняет имеющиеся в деле противоречия, трудно отнести в

полной мере к этапу взаимодействия.

Правовую основу взаимодействия составляют:

- уголовно – процессуальное законодательство РФ;

- приказы и указания Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов

РФ, прокуроров территориальных единиц субъектов по вопросам организации

следственной работы;

- нормативные акты МВД РФ, инструкции

Кроме того, методические отделы ОВД вырабатывают практические

рекомендации по вопросам взаимодействия следователей с органами дознания,

которые направляются начальникам подразделений для ознакомления с ними

сотрудников.

Можно сказать, что в настоящее время о полном взаимодействии остается

только мечтать, так как у каждой службы есть свои задачи, и в первую

очередь они стремятся действовать в их рамках. Несмотря на хорошую

теоретическую разработку данного вопроса, практика весьма далека от теории.

Чтобы исправить создавшееся положение, представляется необходимым создать

какой – то стимул, заинтересовать сотрудников органов дознания не только в

раскрытии преступлений, но и доведении дела до суда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционно в Российском государстве сохранялся высокий уровень

преступности. В настоящее время, несмотря на значительное увеличение числа

сотрудников правоохранительных органов и улучшение материально –

технической базы тенденций к снижению роста преступности не наблюдается.

Уверенные в своей безнаказанности преступники совершают преступления все

более изощренными и дерзкими способами, бросая вызов не только

правоохранительной системе, но и всему обществу. Граждане, не получая

действенной защиты своих прав и интересов со стороны государства, порой

сами обращаются за помощью в криминальные структуры, не думая о том, как

это отражается на криминогенной обстановке по стране в целом.

Естественно, что пока ситуация не стала критической, надо сосредоточить все

усилия на борьбе с преступным миром.

За долгое время своего существования система правоохранительных

органов накопила большой опыт предупреждения, пресечения, раскрытия и

расследования различных видов преступлений.

Своими достижениями в области расследования уголовных дел

следственная практика во многом обязана теоретическим разработкам науки

криминалистики. Одной из самых удачных методических разработок

криминалистики стала криминалистическая характеристика преступлений.

Расследование многих преступлений, подобно задачам с несколькими

решениями, может быть проведено с большей или меньшей затратой сил и

средств, в установленный законом срок или необходимое для этого время

окажется в два – три раза больше. Именно использование криминалистической

характеристики при организации расследования по уголовному делу позволяет

кратчайшим путем найти такое оптимальное решение.

Автор в своей работе на основе анализа теоретического и практического

материала постаралась показать значимость криминалистической

характеристики в процессе расследования преступлений, рассмотрела

особенности криминалистической характеристики убийств с применением

огнестрельного оружия, рассмотрела механизм взаимодействия следователей и

сотрудников органа дознания в настоящее время.

В заключение хочется сказать, что продолжая теоретические разработки

научных категорий, необходимо последовательно и планомерно приводить

практику в соответствие с теорией. Это послужит укреплению законности,

повышению эффективности борьбы с преступностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

Конституция Российской Федерации // М.: Юридическая литература, 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6