Криминалистическая фотография
съемки:ориентирующая, обзорная, узловая и детальная.
Фотографирование в процессе предъявления для опознания
производится для запечатления обстановки и результатов данного
следственного действия. Сначала фотографируют вместе всех
предъявляемых лиц или предъявляемые предметы, т.е. осуществля-
ют обзорную и узловую съемку, а затем момент опознания - де-
тальную.
Фотографирование при производстве обыска применяется для
иллюстрации хода и результатов обыска. Фиксируется обстановка,
места хранения (тайники), индивидуальные особенности предме-
тов. При фотографировании тайников и обнаруженных предметов
применяют масштабную съемку для фиксации опознавательных приз-
- 16 -
наков обнаруженных предметов, особенно тех, которые из-за сво-
ей громоздкости не могут быть изъяты, и предотвращения подмены
одних предметов другими.
Снимки, изготовленные в процессе следственного действия,
являются приложением к протоколу и вместе с ним служат источ-
никами доказательств при условии, что они изготовлены по пра-
вилам криминалистической фотографии и процессуально оформлены.
Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколе
следственного действия, в процессе которого проводилась съем-
ка.
Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образом
оформлены в виде фототаблицы, в начале которой указывается по
какому делу производилась фотосъемка, при выполнении какого
следственного действия и в каком месте. Снимки на фототаблице
размещают по принципу от общего к частному. Каждый снимок так-
же снабжается надписью с указанием, что именно является объек-
том съемки. При этом нельзя преждевременно давать квалификацию
события. В тех случаях, когда на снимках наносятся стрелки,
необходимо приложить второй экземпляр того же отпечатка без
разметок "контрольный".Каждый снимок скрепляется по углам от-
тиском печати.Если фотографии не наклеены ( например, конт-
рольные), оттиск печати располагают на обороте фотографии
вместе с пояснительным текстом. В конце фототаблицы наклеивают
конверт, и помещают и нем негативы. Каждая фототаблица снабжа-
ется надписями, в которых указывают модель фотоаппарата и объ-
ектива, величину диафрагмы и выдержки, светочувствительность
фотопленки, применялся ли светофильтр и какой, в обязательном
порядке указывается, при каком освещении (естественном или ис-
куственном ) производилась фотосъемка и кто ее осуществлял. На
каждой фототаблице или отдельном фотоснимке, прилагаемом к
протоколу, ставится подпись следователя и, по возможности, по-
нятых. На фототаблицах к экспертизам ставится подпись экспер-
та.
3.Исследовательская фотография.
Применение фотографических методов исследования
вещественных доказательств.
- 17 -
Судебно-исследовательская фотография используется в трех
основных целях: для получения фотографическим путем материалов
для сравнительного исследования, для проведения сравнительного
исследования объектов по фотоизображениям, для выявления неви-
димого (плоховидимого) и различий деталей в объектах. Посколь-
ку для достижения первых двух целей применяются главным обра-
зом изложенные ранее в данной лекции методы, остановимся на
методах выявления невидимого.В своем большинстве это фотогра-
фическая съемка при особых условиях освещения. При этом, в ос-
новном, применяют приемы выявления рельефной структуры следов
с помощью теней (теневая съемка) и выявления бесцветных пятен,
следов, штрихов за счет различного отражения следа и той по-
верхности, на которой он находится (съемка рефлектирующих сле-
дов).
_Теневая съемка .служит для выявления рельефа предметов.
Тени, образующиеся при правильно выбранном источнике света и
его положении относительно снимаемого объекта, очерчивают кон-
туры деталей.Длина теней будет зависеть от глубины рельефов и
угла падения света на фотографируемый объект. Чем выше рельеф
и острее угол падения света на объект, тем длиннее тени. А от
этого зависит четкость и полнота выявленного рельефа элементов
структуры объекта. Найти величину угла источника света можно
лишь опытным путем. В ряде случаев для лучшего выявления рель-
ефа следует использовать несколько источников света, при этом
необходимо правильно определить и условия съемки. Например,
при съемке в косопадающем свете резко падает освещенность по
мере наклона пучка света, и поэтому экспозицию приходится зна-
чительно увеличивать против расчетной или получаемой с помощью
экспонометрических устройств.
Фотосъемка _рефлектирующих следов .применяется при съемке
следов, находящихся на зеркально отражающих гладких поверхнос-
тях: стекле, полированном дереве, шлифованном металле, а также
на влажных поверхностях. Как известно, зеркальное отражение
света подчинено правилу - угол падения света равен углу отра-
жения.
Наибольший эффект при съемке следов на зеркальноотражаю-
щей поверхности может быть получен с помощью направленного
света от специальных осветителей типа (ОИ), дающих параллель-
- 18 -
ный пучок света. Оптимальный угол падения света и точка съемки
(положение фотоаппарата) находят опытным путем в процессе на-
водки на резкость. Аппарат должен быть зеркального типа.
Фотографирование _в ультрафиолетовых лучах .позволяет выя-
вить следы травления, прочесть вытравленные, смытые, залитые и
написанные симпатическими чернилами тексты,установить сходные
на первый взгляд вещества и материалы. Этот метод позволяет
также выявить дописки, исправления ,выполненные другими краси-
телями, а также определить последовательность нанесения двух
пересекающихся штрихов, один из которых нанесен графитным ка-
рандашем.Графит хорошо отражает ультрафиолетовые лучи, что
позволяет отличить графитные штрихи от штрихов копировальной
бумаги, отражающих эти лучи во много раз слабее и, следова-
тельно,люминесценция этих красителей будет различной. Ультра-
фиолетовые лучи дают возможность выявить различия между чер-
нильными и карандашными штрихами одного цвета, но написанными
в разное время, или различными по химическому составу красите-
лями; обнаружить следы различных веществ на тканях и других
объектах; установить различие стекол по пропусканию ими уль-
трафиолетовых лучей (УФЛ) и т.д. В качестве источника УФ лучей
используют ртутные лампы, иногда кварцевые, ксеноновые и водо-
родные лампы. Поскольку большинство этих источников выделяют
наряду с УФ и видимые лучи, для их фильтрации применяют свето-
фильтры УФС, пропускающие ультрафиолетовые лучи и поглощающие
все остальные.
Фотографирование _в инфракрасных лучах .основано на свойс-
тве этих лучей проникать через вещества, которые для видимых
лучей непрозрачны. Фотографирование в инфракрасных (ИК) лучах
применяют:
- для выявления записей, выполненных красителями, погло-
щающими ИК лучи (графит, черная тушь, черная типографская
краска, черная лента пишущих машин и черная копировальная бу-
мага) и залитых красителями, прозрачными для этих лучей;
- для выявления признаков подделки подписей, оттисков пе-
чатей и штампов, перекопированных через копировальную бумагу
или давлением, предварительно перерисованных карандашом,а за-
тем обведенных чернилами;
- для выявления текстов на сожженных документах, если эти
- 19 -
тексты были выполнены веществами, поглощающими ИК лучи (гра-
фит, черная типографская краска и т.п.);
- для дифференцирования штрихов записей с целью решения
вопроса о дописке или исправления цифр;
- для восстановления подчищенных или плохо видимых по
иным причинам записей, если они выполнены веществами, поглоща-
ющими инфракрасные лучи;
- для выявления и фиксации скрытых и плоховидимых крово-
подтеков на теле человека, внедрившихся под кожу инородных тел
(например, дроби), а также для выявления следов выстрела ( ко-
поти, внедрившихся порошинок) на предметах темного цвета.
Для фотографирования в ИК лучах необходимы мощные источ-
ники (200,300,500 вт.), в которых спектр содержит много инфра-
красных лучей, специальные светофильтры и специальные инфра-
хрорматические, чувствительные к инфракрасным лучам.
Изображение, наблюдаемое с помощью электронно-оптического
преобразователя, также может быть сфотографировано. Так как на
экране электронно-оптического преобразователя создается види-
мое изображение, то оно может быть сфотографировано на обычных
фотоматериалах.
Съемка в _рентгеновских лучах . применяется для съемки ряда
объектов без их вскрытия или разборки. Фотосъемка осуществля-
ется без фотоаппарата.Источник рентгеновских лучей устанавли-
вают над объектом,который помещают на кассете с рентгеновской
пленкой. Вместо кассеты можно использовать пакет из черной бу-
маги или иного светонепроницаемого материала. После экспозиции
пленку обрабатывают обычным способом. Кроме изложенного кон-
тактного способа съемку можно производить и обычным фотоаппа-
ратом с экрана криптоскопа рентгеновского аппарата.
_Цветоделительная фотография .применяется для выявления ма-
лых различий объектов съемки. К выявлению теневого контраста
при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы
прочесть вдавленные тексты ,установить подчистку, дописку и
исправления,выполненные красителем,отличимым от красителя ос-
новного текста. Цветоделение дает возможность выявить следы
крови и иных веществ на одежде и других объектах. При цветоде-
лительной съемке один какой-либо цвет выделяется за счет уда-
ления других. Чтобы получить изображение в определенной зоне
- 20 -
спектра, используются светофильтры.
Существует правило, по которому подбирают необходимый для
съемки светофильтр - 1для усиления цветового контраста берут
1светофильтр того же цвета, что и основной фон. 0В каждом конк-
ретном случае светофильтр подбирают опытным путем.
Одним из условий качественного расследования преступлений
является широкое использование при собирании и оценке доказа-
тельств научно-технических средств и специальных познаний. Не-
редко специальные познания применяются в форме экспертиз.
Наряду с традиционными криминалистическими экспертизами -
такими как экспертиза с целью идентификации личности по чертам
внешности и установления тождества предмета по его изображени-
ям на фотографическом снимке, в практике получает распростране-
ние и 1судебно-фотографическая экспертиза 0, которая призвана ре-
шать вопросы, связанные со способами, средствами, условиями
изготовления и изучения содержания фотографических снимков,
устанавливаемые на основе специальных познаний в области кри-
миналистики и фотографии при расследовании уголовных дел и
рассмотрении их судом.
В процессе исследования фотографических снимков представ-
ляется возможным установление способа изготовления изображения
и печати фотоснимков, отождествление негативов и позитивов по
отпечаткам, установление фотографического монтажа, установле-
ние средств фотографической техники, применявшейся для их из-
готовления.
Результаты исследования фотографических снимков способс-
твуют определению места производства фотоснимков и круга лиц,
причастных к фотографическому процессу.
Иногда в процессе исследования приходится восстанавливать
фотографическое изображение. Эта необходимость возникает при
исследовании старых фотоснимков или в случае умышленной порчи
фотоснимков преступником. Обычно восстановление проводят для
того, чтобы можно было увидеть испорченное изображение и с
достаточной достоверностью судить о содержании снимка.
Направляемые на экспертное исследование снимки необходи-
мо соответствующим образом упаковать в конверт и снабдить по-
яснительными надписями. Очень ветхие фотоснимки следует поло-
жить между двумя листами картона, обклеить по краям липкой
- 21 -
лентой и, завернув в бумагу, поместить в конверт.
4. Применение видеозаписи в процессе
раскрытия и расследования преступлений.
Анализ следственной практики показывает, что видеозапись
находит применение при расследовании преступлений. Несмотря на
это, уголовно-процессуальным законом не регламентировано при-
менение видеозаписи в процессе раскрытия, расследования и су-
дебного разбирательства.Однако это не должно являться препятс-
твием для ее использования. Видеозапись возникла в результате
технического развития киносъемки и звукозаписи, она сочетает в
себе наглядно-образную и вербальную формы фиксации доказатель-
ственной информации. Преимущества видеозаписи перед протоколь-
ной формой фиксации очевидны. При отборе материала,заносимого
в протокол, большое влияние оказывает субъективный фактор,
поскольку каждый человек обладает присущим только ему способом
восприятия действительности и стилем письменного изложения
мыслей.
Видеозапись, обеспечивая максимальную полноту фиксации,
позволяет сохранить эмоциональную окраску речи и видимые про-
явления поведения участников следственных действий. Материалы
видеозаписи не требуют лабораторной обработки и могут быть
воспроизведены сразу же после съемки, и в случае брака видео-
запись можно повторить.
Однако, следует отметить, что в ряде случаев видеозапись усту-
пает протоколированию, так как в видеофонограмме содержится
много избыточной информации. Избежать этого недостатка позво-
ляют приемы осуществления видеозаписи и использования ее
результатов.
В данной лекции мы не будем рассматривать технические ха-
рактеристики аппаратуры и принципы ее работы, поскольку они
изучаются по курсу специальной техники, а остановимся на ос-
новных методических рекомендациях по применению видеозаписи на
дознании и предварительном следствии.
До начала видеозаписи в целях фиксации соответствующих
действий следует:
- 22 -
- определить объекты, подлежащие фиксации и разработать
план (сценарий) видеозаписи;
- пригласить специалиста-оператора.
В плане проведения видеозаписи необходимо отразить после-
довательность запечатления эпизодов исходя из материалов дела
(показаний свидетелей, протоколов осмотров, фототаблиц и т.д.),
ориентировочные точки нахождения оператора с камерой, масштабы
изображения, места размещения всех участников следственного
действия.
В качестве специалиста для проведения видеозаписи в соот-
ветствии со ст. 131 УПК РСФСР могут быть привлечены лица, об-
ладающие навыками работы с соответствующей аппаратурой. Приг-
лашение специалиста освобождает следователя от технической ра-
боты и положительно сказывается на качестве видеофильмов.
Получаемая в ходе следственного действия видеофнограмма,
как и протокол следственного действия,должна состоять из трех
частей: вводной, основной и заключительной. Вводная и заключи-
тельная части содержат сведения, поясняющие и удостоверяющие
фонограмму, а основная часть отражает ход и результаты следс-
твенного действия.
Вводную часть видеофильма целесообразно начинать с фикса-
ции лица, проводящего данное следственное действие, которое
называет свою должность , фамилию и сообщает, какое следствен-
ное действие проводится и по какому уголовному делу. Далее
следователь поочередно называет каждого участника следственно-
го действия, которые так же фиксируются крупным планом. Затем
следователь, находясь в кадре, называет дату, время, место ви-
деозаписи и кем она проводится. Только после этого можно прис-
тупить к фиксации самого следственного действия.
Заключительная часть представляет собой удостоверение все-
ми участниками следственного действия правильности зафиксиро-
ванного. Следовательно, данная часть протокола записывается
после просмотра фидеофонограммы всеми участниками следственно-
го действия. Если видеозапись производилась в неблагоприятных
условиях, то просмотр и запись заключительной части может осу-
ществляться в помещении после возвращения с места проведения
следственного действия.
Анализ сложившейся практики применения видеозаписи пока-
- 23 -
зывает, что применение данного способа фиксации особенно эф-
фективно:
1. 1При осмотре места _п .роисшествия 0в случаях, когда необхо-
димо запечатлеть динамику обстановки, которую сложно отразить
в протоколе, при пожарах, транспортных катастрофах, когда
из-за сложных метеорологических условий требуется быстрая фик-
сация всего комплекса информации.
3 1.При обыске, 0когда требуется фиксация информации о спо-
собе сокрытия ценностей и орудий преступления, характере тай-
ников, использованных преступником. Сложность видеозаписи в
данном случае заключается в том, что невозможно заранее опре-
делить точки съемки данных объектов.
4. 1При проведении допросов и очных ставок 0, особенно глухо-
немых.
5. 1При выходе на место происшествия с целью проверки пока-
1заний 0и сопоставления их с материалами дела или с показаниями
других лиц.В этих случаях фиксируется маршрут движения и место
совершения преступления. При обнаружении в процессе проверки
показаний на месте предметов, могущих в дальнейшем иметь дока-
зательственное значение, рекомендуется при их запечатлении об-
ращать внимание на характерные признаки.
6. 1При проведении следственного эксперимента 0для запечат-
ления опытных действий с целью установления возможности:
- наблюдения объекта в определенных условиях;
- совершения каких-либо действий;
- наступления какого-либо явления;
- образования следов.
При фиксации экспериментов основная задача - наиболее
полно, точно и выразительно запечатлеть весь ход опытного
действия.
7.Пр 1и проведении опознания по фотоизображениям об 0ъектов,
когда отсутствует возможность их непосредственного предъявле-
ния. Особенно это эффективно при проведении опознания, прово-
димого по динамическим признакам. Предъявление для опознания
по видеофильму оформляется протоколом в соответствии с требо-
ваниями ст. 166 УПК РСФСР.
Видеозапись может применяться не только при производстве
следственных действий, но и при осуществлении экспертных исс-
- 24 -
ледований, преимущественно в области трасологии и баллистики.
5. Заключение.
Развитие технических средств фиксации, в том числе и фо-
тографических, идет по тому же пути, что и развитие техники в
целом, и происходит по следующим основным направлениям: совер-
шенствование технических средств; совершенствование методов,
видов и приемов; разработка технических основ судебной фотог-
рафии.
Проходят всестороннюю проверку так называемые односту-
пенчатые фотографические аппараты и фотоматериалы, с помощью
которых происходит одновременное образование негативного и по-
зитивного изображений, либо негативная стадия вообще отсутс-
твует. Фотопроцессы, применительно к особенностям следственной
работы, должны отвечать следующим требованиям: а) 1быть направ-
1лены на фиксацию внешнего вида объектов 0; б) 1быть сравнительно
1простыми 0; в) 1давать возможность сразу же на месте получать го-
1товое изображение.
Возникли новые способы фиксации изображения - такие как
голография. Голография - "полная запись" подобно фотографии
представляет собой универсальный метод исследования и фиксации
разнообразных объектов материального мира. В соответствии с
термином "голография" получаемые изображения -"голограммы"
-отражают все стороны наблюдаемого объекта материального мира,
в том числе и объемность, тогда как на традиционном фотоснимке
вся глубина реальных предметов "зажата" в одной плоскости. По-
мимо оптической голографии в видимом диапазоне света немало-
важное значение имеет ее применение в невидимых областях
спектра, что позволяет существенно расширить возможности экс-
пертных исследований. Широкое внедрение голографии в практику
работы органов внутренних дел на современном этапе сдерживает-
ся необходимостью применения источников когерентного излучения
- лазера и громоздкостью аппаратуры.
Исследование, проведенное во ВНИИ МВД РФ, позволило наме-
тить вопросы, требующие специального исследования.
В области судебно-следственной и оперативно-розыскной
- 25 -
(запечатлевающей фотографии) - это совершенствование применяе-
мых фотографических средств и методов в целях увеличения объ-
ема и повышения качества информации, содержащейся в фотографи-
ческих снимках.
В области исследовательской фотографии - разработка мето-
дики повышения резкости черно-белых и цветных снимков и ис-
пользование спектрозональной пленки в целях увеличения возмож-
ностей цветоделения.
В области судебной фототехнической экспертизы круг задач,
требующих разрешения, еще больше и к ним относятся:
1) установление завода изготовителя, партии негативных и
позитивных материалов, реактивов, применяемых для обработки
фотопленок и фотобумаг;
2) установление принадлежности негативов к одной и той же
пленке при отсутствии общих линий разделения;
3) определения периода выпуска фотопленок и фотобумаг;
4) идентификации предметов, помещений и участков местнос-
ти, изображенных на фотоснимках, с использованием фотограммет-
рической техники;
5) установление условий съемки и изготовления фотоснимков;
6) совершенствование методик восстановления негативов и
позитивов, испорченных в результате умышленных действий прес-
тупника или в результате "старения".
Решение перечисленных задач будет способствовать дальней-
шему развитию криминалистической фотографии и развитию средств
и приемов фиксации доказательств.
ЛИТЕРАТУРА:
Башкатов В.К.Судебно-фотографическая экспертиза: Учебное
пособие. М.:Академия МВД СССР,1980.51 с.
Градобоев В.М. Судебная фотография для следователей:
Часть 1.Учебное пособие. Л.,1987.-987 с.
Журба Ю.И. Краткий справочник по фотографическим процес-
сам и материалам. М.: "Искусство", 1990. - 352 с.
- 26 -
Колесниченко А.Н., Найдис И.Д. Судебная фотография. Харь-
ков:Вища школа.1981. - 184 с.
Криминалистическая экспертиза: возникновение, становление
и тенденции развития.-М.:ЮИ МВД РФ, 1994.-231 с.
Курский Л.Д, Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по
обучению фотосъемке. Практ. пособие. М.: Высш.шк.,1991.-160 с.
Леви А.А., Горинов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уго-
ловном судопроизводстве.М.:Юрид.лит.,1983. -112 с.
Микулин В.П. 25 уроков фотографии . М.:"Искусство",
1955.- 480 с.
Салтевский М.В., Гапонов Ю.С. Вопросы судебной фотографии
и киносъемки: (Учебное пособие). КВШ МВД СССР,Киев,1974.159 с.
Справочник следователя.Вып.1 (Практическая криминалисти-
ка: следственные действия).М.:Юрид.лит.,1990.- 288 с.
Сырков С.М., Моисеев А.П. Фотографирование на месте про-
исшествия.Часть 1 Общие положения.М.:ВНИИ МВД СССР.1980.104 с.
Чибисов К.В.Общая фотография.М.:"Искусство",1984.- 446 с.
Эйнгорн Э. Основы фотографии. М.:"Искусство",1989.-240 с.
Страницы: 1, 2, 3
|