бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Товарный знак как объект гражданских правоотношений бесплатно рефераты

Реферат: Товарный знак как объект гражданских правоотношений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ИМЭИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента группы Ю-32

По курсу :

«Гражданское право»

На тему :

«Товарный знак как объект гражданских правоотношений»

Консультант:

Мосендз Василий Яковлевич

г. Москва

2000

План

I. Введение

II. Понятие товарного знака

III. Регистрация товарного знака

IV. Коллективные товарные знаки

V. Использование товарного знака

VI. Передача товарного знака

VII. Прекращение правовой охраны товарного знака

VIII. Судебная практика

IX. Заключение

X. Литература

Все неопределенные ссылки на статьи относятся к Закону РФ «о товарных знаках»

I. Введение

Появление товарного знака связано с возникновением индивидуального товарного

производства в средневековой Европе. Его формирование и оформление в

современном понимании шло вместе с развитием частной собственности и рынка.

В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных

отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами средства

индивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Рыночный механизм четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный

продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе

товарные знаки и наименования мест происхождения товаров, являясь связующим

звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей,

производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного

участка рыночных отношений.

Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать

товарные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируют качество

товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей,

позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.

В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении

товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.

Товарный знак как блок информации, внедренный в сознание покупателя,

определяет его поведение на рынке товаров и услуг. Без него производитель

выпадает из активной конкуренции. Этим объясняется то, что по мере развития

рынка российские предприниматели, осознавая значение товарного знака,

постепенно все с большей активностью овладевают средствами его защиты от

возможных посягательств.

II. Понятие товарного знака

Согласно ст. 1, товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения,

способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и

физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических

лиц.

В определении понятия товарного знака проявлена основная функция данного

объекта промышленной собственности - способность отличать,

индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы

однородной продукции. Данное определение аналогично определению в ст. 138 ГК

РФ, где товарный знак и знак обслуживания отнесены к средствам

индивидуализации продукции, выполняемым работам или услугам.

Действующие в мире законодательства в области товарных знаков, как правило,

не содержат определения понятия товарного знака. Чаще всего в них

устанавливаются условия, которым должен соответствовать этот объект. Вместе с

тем, в них обычно определяется способность обозначения индивидуализировать

товар и, следовательно, выделять его среди однородных товаров, производимых

другими изготовителями (Австрия, Испания, Швейцария, Франция, Япония).

По Закону Австрии товарными знаками могут быть особые обозначения, служащие

для того, чтобы отличать в торговом обороте товары или услуги одного

предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий. Закон

Великобритании установил в статье I, что товарный знак - это любое

обозначение, которое обладает способностью отличать товары и услуги одного

изготовителя от товаров и услуг других. В соответствии с Законом США (статья

45) товарный знак - это любые слова, имена, символы или обозначения или любые

их комбинации, признанные и используемые производителем или торговцем для

обозначения своих товаров и отличия их от таких же товаров, производимых и

продаваемых другими лицами.

Законодательства по товарным знакам разных стран мира не обнаруживают единого

подхода в регулировании вопроса о возникновении права на знак. Основаниями

для этого в подавляющем большинстве стран является регистрация знака в

патентном ведомстве или применение (фактическое использование) знака в

хозяйственном обороте.

Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системе объясняется

рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числе таких

преимуществ можно выделить следующие:

1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров,

для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно в случае

возникновения спора по товарным знакам. При коллизии положение владельца

товарного знака, его зарегистрировавшего, является более прочным и выгодным в

суде, так как бремя доказывания нарушения полностью лежит на другой стороне.

При системе преждепользования это бремя ложится на обе спорящие стороны;

2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей

и потребителей об установлении на знак исключительного права. Такое

оповещение осуществляется через публикацию в официальном бюллетене патентного

ведомства. Это имеет значение для предупреждения возможных правонарушений,

служит гарантией защиты прав владельца товарного знака и интересов

потребителей. Кроме этого, информирование через публикацию помогает

разработчикам знаков создавать обозначения, обладающие оригинальностью и

новизной, т.е. отвечающие требованиям, предъявляемым законодательством к

товарным знакам;

3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие,

предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию

товарного знака по международной процедуре;

4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю

пользоваться правом конвенционного приоритета в силу Парижской конвенции;

5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхождения

является обязательным требованием законодательств некоторых стран для

регистрации на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария, Италия,

Испания, Дания).

Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона - это

юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую

деятельность, т.е. те лица, которые производят товары, оказывают услуги или

занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное российским

Законом, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков в

спекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не оказывающими услуг.

Подобная регистрация может привести к возникновению препятствий для

использования сходных товарных знаков на рынке, усложнению экспертизы по

заявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой фондов зарегистрированных

товарных знаков, к внесению в реестры товарных знаков, в частности в

Государственный реестр товарных знаков Российской Федерации "мертвых"

товарных знаков.

Признание правомочия лица, занимающегося предпринимательской деятельностью

(промышленной, коммерческой), - характерное требование, содержащееся в

законодательствах многих ведущих стран мира (Германия, Япония, Италия,

Швейцария и др.).

На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 3 Закона выдается

свидетельство (охранный документ) на товарный знак. Свидетельство

удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на

товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Права и обязанности владельца товарного знака. Положение об исключительном

праве владельца товарного знака закреплено в п. 1 ст. 4 Закона. Оно изложено

как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет право

пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование

другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак,

признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных

объектов.

Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить

его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из

числа пользователей всех других лиц. Таким образом, право на товарный знак

является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому

третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто,

кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком. Любое использование

знака другими лицами без согласия владельца в какой-либо форме составляет

правонарушение.

При этом сфера действия права на знак ограничивается:

перечнем товаров, указанных в свидетельстве;

территорией страны регистрации;

сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

П. 2 ст. 4 определяет действия, которые могут быть квалифицированы как

нарушения прав владельца товарного знака. Нарушением признается

несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже,

продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью

товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения,

сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

В соответствии с п. 1 ст.5 Закона в качестве товарных знаков могут быть

зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения

или их комбинации. При этом:

к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный

характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их

сочетания.

к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ,

предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции

линий, пятен, фигур на плоскости.

к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации

линий, фигур.

к комбинациям обозначениям относятся комбинации элементов разного характера,

изобразительных, словесных, объемных и т.д.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Содержание указанной статьи свидетельствует о том, что по российскому Закону

на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлен достаточно

широкий (по форме выражения) перечень обозначений.

Наибольшее распространение в нашей стране получили изобразительные знаки,

зарегистрированные на имя отечественных заявителей. Это знаки встречаются в

виде изображений животных, людей, птиц, растений, орнамента.

В настоящее время лидирующее положение среди действующих в мире знаков

занимают словесные. Такие знаки могут быть представлены в виде имен

существительных, фамилий, названий предметов. Ими могут быть и вымышленные

слова.

В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленных видов

знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции, Австралии

установлены ограничения на использование в качестве товарных знаков фамилии,

поскольку это может препятствовать другим лицам с такой же фамилией

пользоваться ею в хозяйственном обороте.

Далеко не во всех странах охраняются объемные (трехмерные, пространственные)

знаки. К объемным знакам отнесены формы самих товаров или их упаковки.

Различительная способность этого вида знака определяется оригинальностью его

выполнения. Однако форма товара или его упаковки не должна обусловливаться их

функциональным назначением. Наиболее распространенными объемными знаками

являются разнообразные упаковки товаров, среди которых преобладают бутылки,

флаконы, коробки; оригинальные формы самих изделий, например шоколада, мыла в

виде различных фигур зверей, фруктов, цветов.

Закон о товарных знаках России дает возможность регистрировать в качестве

товарных знаков "другие обозначения". Указанная формулировка имеет в виду так

называемые "особые или экзотические" знаки, к которым мировая практика

относит обозначения, представленные в самых необычных формах и выражениях.

Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения. Из них

на практике некоторое распространение получили звуковые обозначения (сигналы,

шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той, или иной передачи или

программы и др., используемые как заставки к радио- и телепередачам).

Законодательства по товарным знакам большинства стран не допускают

регистрации "особых" обозначений в качестве товарных знаков. Исключение из

них составляют лишь звуковые знаки, получившие правовое регулирование в таких

странах, как США, Франция, Болгария, Венгрия, Румыния, Польша.

Требования, предъявляемые к товарным знакам, устанавливаются ст.ст. 6 и 7

российского Закона. При этом в ст. 6 определены абсолютные (безусловные), а в

ст. 7- иные (относительные) основания для отказа в регистрации товарного

знака. Эти требования изложены в негативной форме, путем определения перечней

обозначений, которые не могут быть предметом охраны в качестве товарного

знака.

Ст. 6 отечественного закона называет в обобщенном виде группы обозначений,

которые ни при каких словиях не могут быть зарегистрированы как товарные

знаки. В п. 1 этой статьи включены в основном обозначения, не обладающие

различительной способностью, а в п. 2- ложные или способные ввести в

заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также

противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам

гуманности и морали. Данная статья соотносится с Парижской конвенцией.

В числе обозначений, запрет на регистрацию которых в качестве товарных знаков

установлен п. 1, основное место занимают обозначения, не обладающие

различительной способностью. К ним могут быть отнесены:

- обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие

характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного

характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не

образующие композиций, дающих качественно иной уровень;

- реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на

регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

- трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным

назначением;

- общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые

указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые

сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры

(СКБ, АОЗТ, АООТ, ВОС, ВОГ и др.).

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих также из обозначений:

- вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного

товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же

товара или товара того же вида различными производителями стало видовым

понятием (рубероид, пульман, нейлон, перлон и др.);

- являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым символам

относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или

область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне

товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные

обозначения, применяемые в науке и технике (шестерня для машиностроения, чаша

со змеей для медицины, шлем Меркурия для торговли и др.).

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для

конкретных областей науки и техники (ампер, люкс, катет и др.);

- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность

товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров;

обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе

носящие хвалебный характер, например "супер", "экстра", " люкс", "single"),

указания материала или состава сырья (monolith - для железобетонных

конструкций; "metall"- для фасонного литья); указания веса, объема, цены

Страницы: 1, 2, 3, 4