бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Местное самоуправление бесплатно рефераты

Реферат: Местное самоуправление

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя,

основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом

разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей

местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с

близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления

отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень

управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа

политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все

большее внимание как одному из атрибутов российской государственности,

необходимому элементу демократической организации государственной и

общественной жизни каждого государства.

В своем реферате я постараюсь рассмотреть, в чем состоит сущность местного

самоуправления и раскрыть его основные принципы.

Вопрос о сущности местного самоуправления теснейшим образом связан с

политико-правовой природой этого явления. Впервые теория, объясняющая

сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и

Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители

(Гербер, Аренс) считали, что право общины на заведование своими делами

является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что

община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее

должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на

самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей

природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее». Наряду с

исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая

власть ¾ местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А.

Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в

качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной

деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим

свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе эти теории являются разновидностями общественной теории, которая видит

сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои

общественные интересы и в сохранении за правительственными органами

заведования одними только государственными делами. Общественная теория

исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству,

общественных интересов – политическим, требуя, чтобы общество и государство,

каждое ведало только свои собственные интересы. Наибольшая популярность

данной теории в России относится к 60-м годам XIX века.

Большее распространение получила так называемая юридическая теория. По мнению

ее представителей (Г. Еллинек, Е. Мейер, Н. Коркунов, Б. Чичерин), органы

самоуправления не являются органами государства, но государство уступает им

ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их

независимость и неприкосновенность.

Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные

положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более

подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик

популярности данной теории в России приходится на середину 70-х годов

прошлого столетия. Сторонники этой теории рассматривали местное

самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера

есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а

привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям.

В настоящее время практика показала, что природа местного самоуправления не

может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно

местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного

самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер.

Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как

государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в

современной трактовке этого понятия.

Принципы.

Принципы местного самоуправления ¾ это обусловленные природой местного

самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и

деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно

осуществляющих управление делами.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных

закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно

следующее:

1. Принципы предопределяют построение и функционирование

муниципальной власти.

2. Принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления,

его отличительные черты и признаки.

3. Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей

системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям,

выраженным в принципах местного самоуправления.

4. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки

и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в

развитии институтов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в

Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым

фундаментом для муниципального законодательства стран ¾ членов Совета

Европы.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на

положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие

принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного

самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов

осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления

в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных

образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах

Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их

правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований,

но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов

муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность

решения населением вопросов местного значения; б) организационное

обособление местного самоуправления, его органов в системе управления

государством и взаимодействие с органами государственной власти в

осуществлении общих задач и функций; в) соответствие материальных и

финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г)

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед

населением; д) многообразие организационных форм осуществления местного

самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж)

законность в организации и деятельности местного самоуправления; з) гласность

деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и единоначалие в

деятельности местного самоуправления; к) государственная гарантия местного

самоуправления.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности.

2.2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного

самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его

содержание:

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения

осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм

прямого волеизъявления, а так же через выборные и другие органы местного

самоуправления.

2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение

финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы

местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной

собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,

устанавливают местные налоги и сборы.

3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность

местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться

в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного

значения. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают

общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и

программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые

путем прямого волеизъявления граждан, а так же решения органов и должностных

лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми

расположенными на территории муниципального образования предприятиями,

учреждениями и организациями независимо от их организационно-прововых форм.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет за

ответственность в соответствии с законом.

4. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется

нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий

местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, конституциями и уставами субъектов, их законами.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают

полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому

вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции

другого органа власти.

5.

2.3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в

системе управления государством и взаимодействие с органами государственной

власти в осуществлении общих задач и функций

Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не

входят в систему органов государственной власти. Государство, тем самым,

признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня,

самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Народ

осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы

государственной власти и органы местного самоуправления.

Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным

образованиям, не нарушая более общих законодательных положений, самим

определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они

отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Структура органов местного самоуправления определяется населением

самостоятельно.

На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц

местного самоуправления с государственными органами и государственными

должностными лицами. Федеральный закон «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц

местного самоуправления органами государственной власти и государственными

должностными лицами не допускается;

б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и

государственными должностными лицами не допускается;

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории

государственных служащих;

г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного

самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их

принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Вместе с тем муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту

местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов

в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их

тесного взаимодействия.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами

государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия,

которыми они могут наделяться законом, а так же осуществляя решения, принятые

органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие

государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности

местного самоуправления.

2.4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления

его полномочиям

Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны

предоставленным им конституцией или законом полномочиям. Этот важнейший

принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в

Конституции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуправлении.

Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и

эффективность местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую

самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с

другими формами собственности и муниципальную собственность. В муниципальной

собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая

средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный

фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные

участки и другое движимое и недвижимое имущество.

Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного

самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять

местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого

муниципального образования является муниципальная собственность и местный

бюджет. Закон требует, чтобы муниципальными образованиями была обеспечена

экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением

предметов ведения между муниципальными образованиями. В случае, если в

границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные

образования, то предметы ведения муниципальных образований, объекты

муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов

разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении

внутригородских муниципальных образований ¾ уставом города.

Федеральный закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных

бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной

бюджетной обеспеченности, устанавливаемые законами субъектов Российской

Федерации. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение

основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению

муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных

социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем

закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и

налогов субъектов Российской Федерации.

Важной гарантией реализации данного принципа являются конституционные

положения о финансировании осуществления отдельных государственных

полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления

и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений,

принятых органами государственной власти.

2.5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед

населением

Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы

местного самоуправления. Причем наличие у муниципальных образований выборных

органов согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» является обязательным. Органы местного

самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований

собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Данный принцип ответственности призван обеспечить:

а) эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению

муниципальных образований;

б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности

органов местного самоуправления;

в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного

самоуправления.

Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения

муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к

его ведению, зависит прежде всего от того, насколько эффективно организована

работа органов местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы

они в своей деятельности. Поэтому, в случае неудовлетворительного решения

Страницы: 1, 2