Лекция: Участники гражданского процесса
Ø Возможность предъявления к нему в будущем регрессного иска;
Ø Иная юридическая заинтересованность в исходе дела;
Ø Наличие материально-правовых отношений только с тем лицом, на
сторону которого оно привлекается, и отсутствием материальных правоотношений
с противоположной стороной.
Это дает основания определить третье лицо, не заявляющее самостоятельных
требований, как лицо, вступающее или привлекаемое в процесс с целью защиты
своих прав и интересов, не совпадающих с правами сторон, в связи с
возможностью предъявления в будущем регрессного иска либо ввиду иной
юридической заинтересованности в исходе дела.
Третьи лица вступают в процесс по своей инициативе или привлекаются к участию
в деле сторонами. Третье лицо может быть привлечено на сторону истца или
ответчика по инициативе суда, ходатайству прокурора (ст. 38 ГПК). Вопрос о
вступлении в дело третьих лиц без самостоятельных требований обычно решается
судом в стадии подготовки дела к судебному разбирательству (п. 3 ст. 141 ГПК,
п. 3 ст. 142 ГПК). Возможно привлечение третьих лиц и в стадии судебного
разбирательства, но до вынесения решения по делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, пользуются
процессуальными правами и несут процессуальные обязанности сторон (ст. 38
ГПК).
В соответствии со ст. 35 Закона о Прокуратуре «Прокурор в соответствии с
процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд
с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует
защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия
прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел определяются
процессуальным законодательством Российской Федерации».
Действующее процессуальное законодательство (ст. 41 ГПК) устанавливает две
формы участия прокурора в суде первой инстанции. Прокурор может * возбудить
любое гражданское дело в любом из видов гражданского судопроизводства
(исковом, административном, особом) или * вступить в любой уже начатый
другими заинтересованными лицами процесс в любой его стадии.
Прокурор может участвовать в деле как по своей инициативе, так и по
инициативе суда. Вопрос об участии в деле решается прокурором самостоятельно
в зависимости от того, требуется ли в процессе защита прав и охраняемых
законом интересов государства и общества, либо прав и охраняемых законом
интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам
не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо когда нарушены
права и свободы значительного числа граждан (п. 4 ст. 27 Закона о
Прокуратуре). Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел может быть
признано обязательным законом или судом (ст. 41 ГПК). В последнем случае суд
выносит соответствующее определение и тогда прокурор обязан вступить в
процесс.
В случае возбуждения дела прокурор подает исковое заявление (в
административном и особом производствах – жалобы и заявления соответственно)
– на общих основаниях. Прокурор обязан соблюдать установленный законом
порядок обращения в суд. Но здесь есть и некоторые исключения: при
предъявлении иска прокурор не оплачивает государственной пошлины по делу и
вообще не несет судебных расходов. В исковом заявлении он обязан сослаться на
закон, подлежащий применению. От прокурора не требуется специальных
полномочий для возбуждения дела в интересах третьих лиц. В соответствии со
ст. 27 Закона о Прокуратуре прокурор обязан предъявить иск и поддерживать его
в суде в случае нарушения прав человека или гражданина, когда пострадавший по
состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои
права и свободы. В процессе, возбужденном по его иску, участие прокурора
обязательно. Процессуальный закон требует, чтобы лицо, в интересах которого
начато дело по заявлению прокурора, извещалось о начавшемся в его интересах
процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 33 ГПК).
Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска, ни
интересами лица, права и свободы которого нарушены. Руководствуясь только
законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им, незаконны или
необоснованны, он не только вправе, но и обязан как блюститель законности
отказаться от иска полностью или в необоснованной его части. Однако такой
отказ не лишает заинтересованное лицо права настаивать на рассмотрении дела
по существу; дело может быть прекращено только с его согласия (ч. 3 ст. 41
ГПК).
Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в
деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных
лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует
вещественные и письменные доказательства, предъявленные сторонами. По всем
вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о
том, как они должны быть разрешены с точки зрения закона. После заслушивания
судом прений сторон прокурор выступает с заключением по существу дела в
целом, высказываясь о законности и обоснованности заявленного суду
требования, делая вывод о том, как с точки зрения интересов общества и
государства, закрепленных в законе, суду надлежит разрешить настоящее дело.
В действующем законодательстве формы участия в гражданском процессе органов
государственного управления смоделированы во многом по аналогии с участием в
нем прокурора. ГПК отнес органы государственного управления к числу лиц,
участвующих в деле, наделив их соответствующими правами (ст.29 – 30, 42
ГПК).Статьи 4 и 42 предусматривают, что органы государственного управления и
общественные организации имеют право в предусмотренных законом случаях:
а) представлять иски в защиту интересов других лиц;
б) вступать в уже начавшийся процесс для дачи заключения по делу.
В отличии от прокурора перечисленные лица вправе возбудить не любое дело, а
лишь определенную категорию дел, предусмотренную в законе. Их перечень
установлен нормами материального и процессуального права.
Для возбуждения дела в защиту другого лица у органа государственного
управления должно быть закрепленное законодательством право на обращение в
суд в защиту интересов других лиц. Так федеральный антимонопольный орган
может при возбуждении дела в защиту неопределенного круга потребителей
предъявлять в суд требования о ликвидации нарушителя или о прекращении
деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое
нарушение прав потребителей (п. 4 ст. 40 Закона « О защите прав
потребителей»). Для возбуждения дела в защиту интересов другого лица должно
быть право на обращение в суд не только у органа государственного управления,
но и у лица, в защиту которого предъявляется иск. Возбуждая дело, орган
государственного управления обязан соблюсти общий порядок обращения в суд, за
некоторыми исключениями, установленными законом. Так, органы государственного
управления, возбуждающие дела в интересах других лиц, освобождены от уплаты
судебных расходов.
Органы государственного управления и другие организации и лица, возбуждающие
дела в защиту интересов других лиц, поддерживают свои требования в судебном
заседании, выступая с дачей показаний и в прениях первыми. Лицо, в защиту
прав и интересов которого возбуждено дело, выступает после них. Органы
государственного управления имеют право отказаться от иска. Однако, такой
отказ от иска не лишает заинтересованное лицо права на защиту и на
рассмотрение своего дела по существу (ст. 42 ГПК). С другой стороны, отказ
заинтересованного лица от иска, который возбужден в его интересах органом
государственного управления, по общему правилу должен вести к прекращению
дела производством. К органу государственного управления не может быть
предъявлен встречный иск, он предъявляется к заинтересованному лицу.
Заинтересованное лицо привлекается в процесс, возбужденный иском органа
государственного управления, в качестве истца, и на него распространяется
законная сила судебного решения.
Органы государственного управления, в предусмотренных законом случаях,
могут быть привлечены к участию в процессе судом или вступить в процесс по
собственной инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления
возложенных на них обязанностей и для защиты прав граждан и интересов
государства (ч. 2 ст. 42 ГПК).
ГПК предусматривает обязательное участие органов государственного управления
по делам особого производства (ч.2 ст. 246 ГПК). По другим категориям дел
участие органов государственного управления предусмотрено некоторыми законами
и подзаконными актами. Так, СК РФ предусматривает обязательное участие
органов опеки и попечительства по делам о лишении родительских прав (ч. 2 ст.
70), восстановлении в родительских правах (ч. 2 ст. 72), об ограничении
родительских прав (ч. 4 ст. 73), о воспитании детей (ст.78), об отмене
усыновления ребенка (ст. 14, ч. 2 ст. 140). Закон о защите прав потребителей
предусматривает, что федеральный антимонопольный орган (его территориальные
органы) может быть привлечен судом к участию в процессе о защите прав
потребителей или вступить в процесс по собственной инициативе для дачи
заключения по делу (ч. 2 п. 4 ст. 40).
В рассмотрении гражданских дел также участвуют следующие органы
государственного управления:
Ø Органы опеки и попечительства – по делам, затрагивающим
интересы детей (помимо перечисленных): использование опеки в корыстных целях,
о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам,
затрагивающим жилищные права детей, по делам, затрагивающим интересы
недееспособных или ограниченно дееспособных – о признании лица ограниченно
дееспособным или недееспособным (ст. 261 ГПК);
Ø Отделы социального обеспечения по делам особого производства,
связанным с назначением пенсии (по делам об установлении фактов иждивения,
фактических брачных отношений, об объявлении гражданина умершим);
Ø Финансовые органы по делам об освобождении имущества от ареста,
о признании имущества бесхозяйным;
Ø Жилищно-коммунальные органы – по делам, связанным с владением
жилищем и другими помещениями на праве личной собственности (выселение,
раздел и обмен жилой площади, перепланировка жилого помещения, сделки по
поводу жилья, о принадлежности квартиры, строения на праве собственности и
др.).
Органы государственного управления (их представители) пользуются в процессе
всеми правами лиц, участвующих в деле (ст. 30 ГПК), кроме
правораспорядительных действий (ст.34 ГПК).
Заключение органов государственного управления представляется в суд
письменно. Оно составляется на основе предварительного изучения материалов
дела и обследования, проводимого органом государственного управления.
Заключение органа государственного управления оглашается в судебном заседании
его уполномоченным после объяснения всех лиц, участвующих в деле, и
исследования всех доказательств. Суд, лица, участвующие в деле, и их
представители могут задавать уполномоченному этих органов вопросы в целях
разъяснения и дополнения заключений (ст. 182 ГПК). Уполномоченные органов
государственного управления выступают в прениях после сторон и третьих лиц
(ч. 4 ст. 185).
2.Стороны в гражданском процессе. Представительство.
Спорное материальное правоотношение – объект процесса по конкретному
гражданскому делу, а его субъекты являются сторонами. Вопросы о существовании
или отсутствии этого правоотношения, его содержании, о том, нарушены ли в
действительности и в какой мере права истца и должен ли за это отвечать
ответчик, будут решены судом только после рассмотрения дела по существу.
Однако уже в момент возбуждения дела очевидны следующие существенные признаки
сторон:
1. От имени сторон ведется процесс по делу, они персонифицируют
гражданское дело. Это имеет большое практическое значение, так как закон
запрещает предъявление и рассмотрение уже разрешенного иска между теми же
сторонами и по тем же основаниям (ст.129, 219 ГПК);
2. Отношения между сторонами в результате предъявления иска приобретают
официально спорный характер. Задача суда состоит в том, чтобы эти отношения
урегулировать;
3. Стороны – субъекты спорного материального правоотношения – имеют в
деле материально-правовой интерес. Судебное решение повлияет на их
материальные права, они либо приобретут какие-либо материальные блага, либо
лишаться их;
4. Вступив в процессуальные правоотношения с судом, стороны имеют в деле
процессуальную заинтересованность, состоящую в возможности защиты своих прав,
в стремлении получить благоприятное решение и реализовать его;
5. Являясь главными участниками процесса, стороны обязаны нести судебные
расходы.
В совокупности указанные выше признаки свойственны лишь сторонам и именно
совокупность этих признаков позволяет ограничить стороны от других лиц,
участвующих в деле. Понятие сторон применяется в делах искового
производства. Участниками дел особого производства, а также дел, возникающих
из административных правонарушений, являются заявители, жалобщики и
заинтересованные лица. Эти лица пользуются правами сторон за отдельными
изъятиями, установленными законом.
В каждом деле искового производства всегда две стороны.
Истец – лицо, в защиту прав и интересов которого возбуждено гражданское дело.
Возбудить дело может само заинтересованное лицо, это может сделать прокурор,
а в случаях предусмотренных в законе, дело может быть возбуждено по
инициативе органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, а
также отдельных граждан (ст. 4 ГПК). Само по себе слово «истец» происходит от
слова «искать» – искать защиты. Сторону истца принято называть активной,
поскольку действия в защиту ее прав и интересов влекут за собой возникновения
процесса. Однако это не всегда субъективная активность именно истца. Если
дело возбуждено прокурором, организациями или гражданами, имеющими на это
право согласно ст. 4 ГПК, заинтересованное лицо должно быть извещено об этом
и участвовать в деле в качестве истца (ч. 2 ст. 33 ГПК).
Ответчик – лицо, привлекаемое к ответу по иску, поскольку на него указывается
в иске как на нарушителя права. Во многих случаях причиной предъявления иска
являются действия или бездействия самого ответчика (неуплата долга в
установленный срок, причинение вреда и т.п.). Однако в отдельных случаях
ответчик может сам никаких действий, ущемляющих права и интересы истца, не
совершать (владелец источника повышенной опасности, малолетний наследник, к
которому предъявлен иск о признании завещания недействительным, и т.д.), но
объективно оказаться субъектом спорного материального правоотношения на, так
называемой ,пассивной стороне.
Стороны обладают такими же правами, как и другие участники процесса. Однако
специфическое положение сторон определяет наличие у них специфических прав,
так называемых правораспорядительных.
Истец вправе: Ø изменить основание или предмет иска,
Ø увеличить или уменьшить размер исковых требований
Ø отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск.
Стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает
признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти
действия противоречат закону или нарушают права и охраняемые законом интересы
других лиц. Иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами
(соистцы) или к нескольким ответчикам (соответчики). Каждый из истцов или
ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно.
Соучастники могут поручить ведение дела одному из соучастников. Суд,
установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не тем лицом,
которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно
отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая дело, допустить замену
первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком.
Если истец не согласен на замену его другим лицом, то это лицо может вступить в
дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на
предмет спора, о чем суд извещает данное лицо. Если истец не согласен
на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве
второго ответчика. После замены ненадлежащей стороны рассмотрение дела
производится с самого начала. Граждане могут вести свои дела в суде
лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его
права иметь по этому делу представителя. Дела юридических лиц ведут в
суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом,
уставом или положением, либо их представители. Руководители организаций,
выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы,
удостоверяющие их служебное положение или полномочия. Представителями
в суде могут быть: 1) адвокаты; 2) работники государственных
предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций,
их объединений, других общественных организаций - по делам этих предприятий,
учреждений и организаций; 3) уполномоченные профессиональных союзов -
по делам рабочих, служащих, членов колхоза, а также других лиц, защита прав и
интересов которых осуществляется профессиональными союзами; 4)
уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением
предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;
5) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением
предоставлено право защищать права и интересы других лиц; 6) один из
соучастников по поручению других соучастников (ст.35 ГПК) 7) лица,
допущенные судом, рассматривающим дело, к представительству по данному делу
Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и
оформленной в соответствии с законом. Доверенности, выдаваемые
гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке. Доверенности, выдаваемые
гражданами, могут быть удостоверены также предприятиями, учреждениями или
организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной
организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного
лечебного учреждения, в котором гражданин находится на излечении,
соответствующей воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим.
Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется
администрацией соответствующего места заключения. Доверенность от
имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации.
Уполномоченные профессиональных союзов и других организаций (пункты 3, 4 и 5
статьи 44 ГПК) должны представить суду документы, удостоверяющие поручение
соответствующих организаций на осуществление представительства по данному делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической
консультацией. Полномочия представителей, указанных в пунктах 6 и 7
статьи 44 ГПК, могут быть выражены в устном заявлении доверителя на суде,
занесенном в протокол судебного заседания. Полномочие на ведение дела
в суде дает представителю право на совершение от имени представляемого всех
процессуальных действий, кроме Ø передачи дела в
товарищеский суд или третейский суд, Ø полного или
частичного отказа от исковых требований, Ø признания
иска, Ø изменения предмета иска, Ø
заключения мирового соглашения, Ø передачи
полномочий другому лицу (передоверие), Ø обжалования
решения суда, Ø предъявления исполнительного листа ко
взысканию, Ø получения присужденного имущества или денег.
Полномочие представителя на совершение каждого из указанных в ст. 46 ГПК
действий должно быть специально оговорено в доверенности, выданной
представляемым. Представителями в суде не могут быть
Ø лица, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или
попечительством. Ø быть адвокаты, принявшие поручения об
оказании юридической помощи с нарушением правил, установленных
законодательством РФ об адвокатуре. Лица, исключенные из коллегии адвокатов, не
могут быть допущены судом к представительству в случае, предусмотренном пунктом
7 статьи 44 ГПК. Ø судьи, следователи и прокуроры. Это
правило не распространяется на выступления в процессе указанных лиц в качестве
уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных
представителей. Права и охраняемые законом интересы недееспособных
граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных
ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны
или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их
полномочия. Законные представители совершают от имени представляемых все
процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с
ограничениями, предусмотренными законом. По делу, в котором должен
участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно
отсутствующим, в качестве его представителя выступает опекун, назначенный для
охраны имущества безвестно отсутствующего. По делу, в котором должен
участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке
умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя
наследника выступает опекун, назначенный для охраны и управления наследственным
имуществом.
Страницы: 1, 2
|