бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лекция: Основное звено системы общих судов бесплатно рефераты

Лекция: Основное звено системы общих судов

Тема: Основное звено системы

общих (гражданских) судов.

§1. Районный суд – основное звено общих (гражданских) судов.

В подсистеме общих (гражданских судов) районный суд является основным звеном.

Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению

правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Принципы организации райсуда определяются Конституцией РФ, законом о

судебной системе, законом о судоустройстве, законом о статусе судей и другим

законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющего районного

отделения, а кое-где (в Москве) – в недавно созданных административных

округах. В районе (городе) создается 1 суд, но возможно создание одного суда

на район и город или район и города, расположенные на территории данного

района.

Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других

факторов. Образование таких судов осуществляется местной администрацией по

представлению органа, выполняющего функцию организационного обеспечения

деятельности судов или по согласованию с ним.

§2. Этапы развития райсуда.

История нашего государства показала настоятельную необходимость в судебных

органах.

Еще в октябре-ноябре 1917 года народ сам стихийно начал создавать судебные

органы. Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц и просто

нескольких домов. Именно они явились прототипом основного звена современной

судебной системы – районных судов.

Декреты о суде.

Декрет №1, в статье 2 которой говорилось о создании местных судов.

Местные суды действовали в составе постоянного судьи и двух очередных

заседателей.

Декрет №1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным делам ими

могло быть назначено наказание не более 2-х лет лишения свободы, а

гражданские дела принимались к производству только по иску на сумму до 3

тыс.руб.

Декрет №2 изменил наименование судов местных. Они стали называться

местными народными судами.

Декрет №3 возлагал на местный суд рассмотрение всех уголовных дел за

исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасилованиях,

разбоях, бандитизме.

Положением о народном суде, принятым в ноябре 1918 г. учреждался народный

суд, действовавший на территории района

Такому суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела, за

исключением дел подсудных революционным трибуналам.

Положения о народном суде от 21 октября 1920 года внесли лишь некоторые

уточнения в организацию и деятельность народных судов.

Положение о судоустройстве РСФСР 1922 года окончательно установило судебную

систему РФ.

Активные попытки совершенствования районных судов начались в конце 80-х гг.

§3. Полномочия районного суда.

Основные полномочия районного суда являются разбирательства гражданских,

уголовных и некоторых других дел по первой инстанции, то есть принятие решений

по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах.

Но сравнительно недавно на него возложены некоторые функции по проверке

законности и обоснованности при определенных условиях своих собственных

решений по гражданским делам, а по закону о судебной системе он должен начать

осуществлять такую проверку приговоров и иных решений мировых судей, которые

станут реально функционировать после принятия закона о мировых судьях.

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об

умышленных убийствах при обстоятельствах, отягащающих вину лиц, привлекаемых

к ответственности, о похищениях людей и захвате заложниках, участие в

вооруженных формированиях.

Значительную часть всех дел и материалов составляют гражданские дела.

§4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей.

Судьи судов основного звена имеют право:

- требовать от отдельных должностных лиц и горожан исполнения

распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;

- вносить представление в государственную органы, общественные

организации и должностными лицами об устранении нарушителей закона или причин

и условий, способствовавших совершению правонарушений;

- затрагивать информацию от государственных и общественных органов

научных учреждений и информационных центров.

§5. Председатель (судья) народного суда.

В состав районного суда входят все судьи и народные заседатели данного

суда. В район с большим количеством населения и значительным объемом работы в

состав входят несколько судей и значительное число народных заседателей

(30-40:1). В малонаселенных районах с относительно небольшим объемом работы суд

может состоять из одного судьи и необходимого количества народных заседателей

(односоставные). Их насчитывается примерно 1/3 от общего количества районных

судов.

Председатель районного суда.

- руководит организацией работы в суде;

- председательствует в судебных заседаниях по рассмотрению дел по

первой инстанции и кассационной инстанции либо назначает для этого другого

члена суда;

- распространяет обязанности между своими замами;

- созывает заседания президиума, суда и председательствует на них при

рассмотрении дел в порядке надзора;

- вносит в президиум суда надзорные протесты;

- организует работы по обобщению и изучению судебной практики;

- утверждает планы работы суда;

- направляет местной администрации заявки на составление списков

прис. засед-й;

- организует работу с населением и рассматривает заявления и жалобы

граждан;

- контролирует финансовую отчетность суда;

- ведает кадровыми вопросами аппарата суда;

- организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда.

Ближайшими помощниками председателями суда общей юрисдикции среднего

звена являются его заместители, которые в свою очередь выполняют функции

председателей судебных коллегий, председательствуют на их заседаниях, выполняют

поручения председателя суда и иные функции.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда

исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя

или одного из судей этого суда.

Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять

свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его

обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.

§6. Организация работы в районном суде.

Правильная организация работы райсуда имеет большое значение для обеспечения

его успешной деятельности и возлагается на председателя суда. Кроме него в

этом участвуют все судии и иные работники суда.

Принципы распределения дел между судьями:

- функциональный (предметный) принцип предусматривает,

что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (гражданских дел,

трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.д.);

- территориальный принцип: каждый судья рассматривает

все дела (все категории дел), возникающие на закрепленной за ним территории;

- предметно-территориальный принцип: каждый судья

рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за

ним территории;

- беззональный принцип: каждый судья рассматривает все

гражданские дела, заявление по которым поступили к нему во время осуществления

им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение

председатель суда.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

Планирование деятельности суда и отдельных судей предусматривает – ее время

выполнения работ с аппаратом суда, повышение правовых знаний народных

заседателей, изучение судебной практики и состояние занятости в районе, время

судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения судьями,

время и место совещаний судей и т.п.

Прием населения, который ведется председателем, всеми судьями суда и

работниками аппарата в строго установленное время;

Обобщение судебной практики включающее ее сбор, изучение и формулирование

выводов;

Работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации

судей и работников аппарата.

Ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда:

рассмотрение различных категорий и дел, исполнительное производство и т.п.

Ведение работ с законодательством включает ее отслежение изменений

законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов

и разъяснение судебной практики В/С РФ;

Делопроизводство, т.е. фиксирование движения дел, поступающих и исходящих

документов и т.п.

Непосредственное организационное технологическое обеспечение работы суда

осуществляет аппарат суда:

В состав аппарат суда входят:

- руководящие работники суда;

- администратор суда;

- консультанты;

- заведующий канцелярией;

- секретари суда;

- секретари судебных заседаний.

Правовые источники.

1. Закон о судебной системе.

Ст. 4. Суды в РФ.

1) Правосудие в РФ осуществляется судом и только судами,

учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным

конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов не

предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом, не

допускается.

2) В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные суды и

мировые судьи субъектов РФ), составляющие судебную систему РФ.

3) К федеральным судам относятся: В/С РФ; В/С респ.; краев и обл/с,

с/гор федерального значения; с/автономных областей и автономных округов; рай/с;

военные и специализированные/с составляют систему федеральных судов общей

юрисдикции; ВАС РФ; фед. А.С. округов; АС субъектов РФ; составляющие

систему федер. А.С.

4) К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды

субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов

РФ.

Ст. 21. Районный суд.

1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в

качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия,

предусмотренные федеральным конституционным законом.

2. Районный суд является непосредственно высшей по отношению к мировым

судьям, действительным на территории соответствующего судебного района.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда

устанавливаются федеральным конституционным законом

Ст. 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения

в действие настоящего федерального конституционного закона.

Районные (городские) суды, образованные до введения в действие настоящего

фед. конст. закона, считаются райсуды.

2. Закон о судоустройстве.

Ст. 25. Полномочия районного (городского) нарсуда.

1) Районный (городской) нарсуд рассматривает все гражданские и

уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других

судов.

2) В случаях, предусмотренных законодательными актами РСФСР, райнарсуд

или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях.

3) Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику,

оказывает правовую помощь товарищеским судам, а также осуществляет другие

полномочия представленные ему законодательством.

Ст. 26. Председатель районного (городского) нарсуда.

1) Председатель районного (городского) нарсуда:

- председательствует в судебных заседаниях: назначает народных судей

в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие

обязанности между народными судьями;

- организует работу с нарзаседателями;

- ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и

рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

- руководит изучением и обобщением судебной практики ведением

судебной статистики; вносит представления в госорганы, общественные

организации и должностным лицам об устранении нарушении закона, причины

условий, способствующих совершению правонарушения;

- представляет к назначению судебных исполнителей и организует их

работу;

- руководит работой аппарата суда;

- организует работу по повышению квалификации работников суда, а

также по повышению правовых знаний народных заседателей;

- организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению

законодательства, оказание правовой помощи товарищеским судам;

- осуществляет другие полномочия, предоставляемые ему законодательством.

2. Если в районный (городской) нарсуд выбран 1 народный судья, он

осуществляет полномочия председателя рай (гор) нарсуда.

Ст. 28. Совет народных заседателей.

1) При районном (гор) суде образует совет народных заседателей.

2) Организация, задачи и порядок деятельности совета нарзаседателей

определяется положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Закон о статусе судей.

Ст.2. Единство статуса судей.

1) Все судьи в РФ обладают единым статусом. Особенности правового

положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов,

определяется федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными

законами, также законами субъектов РФ.

Особенности правового положения судей конституционного суда РФ определяется

федеральным конст. законом.

2) Судьям, в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в

должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются

квалифицированные классы. Присвоение судье квалифицированного класса не

означает изменения его статуса относительно других судей.

Ст. 10. Недопустимость вмешательства в деятельность судей.

1) Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению

правосудия преследуется по закону.

2) Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу

рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их

кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке,

предусмотренных процессуальным законом.

Ст. 11. Срок полномочий судьи.

1) Полномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком кроме случаев,

предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

2) Мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на которых

распространяется их юрисдикция.

3) Судьи рай (гор) нарсудов, судьи военных судов гарнизонов (армии,

флотов, соединений) впервые назначаются сроком на 3 года, по истечении

которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Ст. 12. Несменность судьи.

Судья не сменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой

суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или

приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленному

настоящим законом.