бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Защита прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания бесплатно рефераты

билетов) либо путем совершения конклюдентных действий (подача городского

транспорта к остановке, посадка пассажиров в транспорт). Доказательством

заключения договора является пассажирский билет. Его, однако, нельзя

рассматривать в качестве письменной формы договора, поскольку он не

подписывается сторонами, как того требует ст. 160 ГК РФ для письменной

сделки.

Чаще всего билеты выдаются без указания имени пассажира. Именными являются

билеты на самолет, а также билеты на поезда дальнего следования (в том числе

льготные).

При пользовании индивидуальными легковыми таксомоторами договор заключается

устно, при этом билет пассажиру не выдается. Размер платы за проезд

определяется по счетчику.

На городских видах транспорта (за исключением такси) для удобства пассажиров

продаются билеты (на предъявителя) на поездки одним видом городского

транспорта или несколькими. Приобретение такого билета еще не означает

заключения конкретного договора перевозки пассажира хотя бы потому, что

перевозчик (транспортное предприятие) не индивидуализирован.

Конкретный договор перевозки считается заключенным в момент посадки пассажира

на транспорт.

Формы билетов (квитанций) устанавливаются в соответствии с транспортными

уставами и кодексами.

Наряду с разовыми билетами допускается оформление договора перевозки пассажира

билетами многократного пользования (проездные билеты, сезонные, единые и т.

п.), используемыми обычно в городском и пригородным пассажирском транспорте.

[5]

Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и

длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным

транспортом и заключаются путем приобретения абоне­ментного билета. Разовые

договоры могут заключаться для проезда в од­ном, а иногда и в обратном

направлении (туда и обратно) и имеют установ­ленный срок действия (срок

годности), в пределах которого пассажир име­ет право делать остановки в пути,

т. е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета может быть

продлен. При этом, если билет не был использован по уважительной причине

(например, по болезни пас­сажира), перевозчик обязан, а в остальных случаях

вправе продлить срок годности билета.[6]

3 Права, обязанности и ответственность сторон по договору перевозки пассажира

Основная обязанность пассажира – уплата провозных платежей. При­обретение

билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не

предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до

окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию

должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных до­кументов. Пассажир,

обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без би­лета или с билетом, не

дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить

штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей

станции (порта). Затем он либо приобрета­ет билет для дальнейшего следования,

либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры при следовании на

транспортном средстве обязаны соблюдать правила, установленные на каждом виде

транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок,

правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями,

бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих

положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

При обнаружении в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых в

качестве багажа запрещена, перевозчик имеет право прекратить действие

договора перевозки пассажиров и багажа. Отправитель багажа уплачивает при

этом штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если

в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких

предметов не влечет за собой административной или уголовной ответственности

(ст. 131 ТУЖД).

Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связа­ны с: а)

заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением первоначально

заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В са­мом общем виде они

указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспорт­ных уставах и кодексах.

Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного

законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права,

вытекающие из Закона о защите прав потре­бителей (гл. III).

Прежде всего, пассажир имеет право приобретать проездные документы (билеты) в

любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта)

назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров.

Пассажир имеет право занять место в соответствии с биле­том. В случае

непредоставления пассажиру места согласно билету перевоз­чик обязан

предоставить ему место хотя бы из более высокой категории без взимания

доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимо­сти ему

возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены,

перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном

и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транс­порте — до 7 лет), если

он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети

провозятся по детским билетам с предоставлением от­дельного места. Пассажир

вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах

установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в

качестве багажа за отдельную плату. Ручную кладь следует отличать от багажа.

Последний, как правило, сдается перевозчику и подлежит оплате, в то время как

ручная кладь находится при пассажире, и за ее провоз плата не взимается. Если

за сохранность (целостность) багажа отвечает перевозчик, то за целостность и

сохранность ручной клади – пассажир. Отдельный документ (квитанция, билет,

накладная и т. п.) на ручную кладь не выдается.

Пас­сажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том

перевозчи­ка, с продлением срока годности билета на установленное время, а в

случае болезни – на время болезни (при наличии справки из лечебного

учрежде­ния).

Далее, пассажир имеет право: а) занять в пути следования свободное ме­сто в

вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимо­сти проезда;

б) выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на

который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции

(вокзала). Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала

перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужден­ным (болезнь,

задержка рейса и т. д.) и добровольным. При вынужденном от­казе пассажиру

возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету.

Последствия добровольного отказа зависят от времени от­каза. Возвращаемая

пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорци­ональна количеству

времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется

в транспортных уставах и кодексах.

В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвраща­ется

стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата

проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. Так, при

опоздании на поезд в течение 3 ч, а вследствие болезни или не­счастного

случая – в течение 3 суток с момента отправления поезда, на ко­торый

приобретен билет, пассажир имеет право возобновить при условии доплаты

стоимости спального места (плацкарты) проездные документы на другой поезд или

получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимо­сти плацкарты (ст. 92

ТУЖД).

При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в

поездах (судах) в билетную кассу пассажир имеет право: не позднее чем за 15

часов до отправления поезда (судна) получить обратно стоимость проезда,

состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за 15 часов, но

не позднее чем за 4 часа до отправления поезда (судна) получить стоимость

билета и 50 процентов стоимости плацкарты; менее чем за 4 часа до отправления

поезда (судна) получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком

случае не выплачивается.[7]

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Гнутов обратился в суд с иском к авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" о

возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. При этом он

ссылался на то, что, приобретя в кассах авиакомпании билеты, он с семьей 22

июня 1996 г. вылетел в г.Пусан, а 29 июня 1996 г., прибыв в аэропорт для

обратного вылета в г.Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в

г.Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля 1996 г., но уже из г.Сеула, куда ему

пришлось добираться на такси.

По мнению Гнутова, ему причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не

исполненной авиакомпанией услуги, неустойки, стоимости дороги от г.Пусана до

г.Сеула и других транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец

оценил в 20 млн. рублей.

Дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями.

Решением Южно-Сахалинского городского суда (оставленным без изменения

судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда) исковые

требования Гнутова удовлетворены частично: в пользу истца взыскано 2 514 716

руб. в счет возмещения имущественного ущерба, в удовлетворении остальных

требований отказано.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте, внесенном в Судебную

коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в связи с отсутствием

кворума в президиуме Сахалинского областного суда, поставил вопрос об отмене

судебных постановлений в части отказа в удовлетворении иска Гнутова о

возмещении морального вреда как вынесенных с неправильным применением норм

материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ судебные решения в

части отказа в удовлетворении иска о возмещении морального вреда отменила и

дело в этой части направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[8]

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 ноября 2000 года гражданское

дело по жалобе открытого акционерного общества "Сахалинское морское

пароходство" на параграфы 116, 125, 126, 129 Правил перевозки грузов в прямом

смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Министерством

морского флота СССР, Министерством путей сообщения СССР, Министерством

речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г., по кассационной жалобе ОАО

"Сахалинское морское пароходство" на решение Верховного Суда Российской

Федерации от 15 сентября 2000 года, которым в удовлетворении заявленного

требования отказано.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2000 года изменить,

признать недействительным (незаконным) параграф 126 Правил перевозки грузов в

прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Министерством

морского флота СССР, Министерством путей сообщения СССР, Министерством речного

флота РСФСР 24 апреля 1956 г., в части, устанавливающей предъявление счетов при

платежных требованиях на инкассо для списания в безакцептном порядке со счета

дебитора, а также признающей счет правильным, если он не будет опротестован

дебитором в трехмесячный срок. В остальной части решение суда оставить без

изменения, а кассационную жалобу ОАО "Сахалинское морское пароходство" - без

удовлетворения.[9]

Акционерное общество "Елизовское пассажирское предприятие" обратилось в

арбитражный суд с иском о взыскании с администрации Елизовского района 1 983

580 тыс. рублей невозмещенной разницы между фактическими расходами по

перевозке пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам города

Елизово и полученной выручкой от продажи билетов пассажирам в 1993 году и за

11 месяцев 1994 года.

Решением от 05.06.95 исковые требования удовлетворены частично в сумме 489 400

тыс. рублей, в остальной части иска отказано.

[10]

Правам пассажиров соответствуют обязанности транспортных предприятий.

Они обязаны обеспечить безопасные условия при перевозках, заботиться о

пассажирах, создавать для них максимум удобств.

Так, в силу ст. 106 ВК пассажирам предоставляется возможность бесплатного

пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в

гостинице при перерыве воздушной перевозки по вине перевозчика или при

вынужденной задержке воздушного судна при отправке или полете.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки,

оп­ределенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в

ут­вержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств

(полетов).

Транспортные предприятия должны обеспечивать своевременность перевозок,

безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах

(судах), своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов, багажа и

грузобагажа. Естественно что понятие качества является оценочным и поэтому

ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им

грубого нарушения, в частности, задержки отправления поезда на 3-4 часа.

Транспортные предприятия обязаны предоставлять пассажирам, грузоотправителям

(отправителям), грузополучателям (получателям) необходимую и достоверную

информацию об оказываемых услугах. Указанная информация должна располагаться

на железнодорожных станциях (портах), на вокзалах, в поездах (судах) и в

других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей багажа,

грузобагажа, грузоотправителей, грузополучателей предоставляется на русском

языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов

местного населения.

Транспортные предприятия обязаны предоставлять по запросам пользователей

услуг железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта для

ознакомления правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и правила

перевозок грузов на соответствующем транспорте, утверждаемые федеральным

органом исполнительной власти.

Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос

об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти

пассажиру при аварии или крушении транспортного средства. Статья 132 ТУЖД

устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за

вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с

законодательством Российской Федерации, т.е. указанная норма носит отсылочный

характер.

Статья 117 ВК предусматривает, что ответственность перевозчика за вред,

причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного

судна, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если законом или

договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер

ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст.

123 ВК), а также международными договорами Российской Федерации.

КТМ более детально регулирует этот вопрос. Статья 190 КТМ гласит, что

ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира,

не должна превышать 175 тысяч расчетных едениц в отношении перевозки в целом. В

случае если вред возмещается в форме периодических платежей, общая сумма таких

платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика. УВВТ

и УАТ в разделе о перевозках пассажиров этот вопрос не регулируют.

Презюмируется, что если подобная ситуация возникла, то она должна

регулироваться нормами гражданского законодательства, т.е. той же ст. 800 ГК

РФ.[11]

По правилам внедоговорной ответственности за причинение вреда возмещается

вред, причиненный имуществу пассажира, не сданному им в качестве багажа, а

также вред, причиненный пассажиром транспортному предприятию порчей,

повреждением оборудования и иного имущества перевозчика, когда транспортным

законодательством такая ответственность не предусмотрена.

Забота о целости и сохранности ручной клади лежит на обязанности пассажира

(ст. 128 ТУЖД, ч. 7 ст. 138 УАТ). ТУЖД, УВВТ, УАТ не предусматривают

ответственности перевозчика за несохранность ручной клади пассажира. На

Страницы: 1, 2, 3