бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Субъекты гражданского права бесплатно рефераты

Учреждение имеет право оперативного управления в отношении переданного ему

имущества и отвечает перед кредиторами только денежными средствами, при

отсутствии которых наступает неограниченная ответственность

собственника-учредителя.

Потребительский кооператив- это добровольное объединение граждан и

юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных

потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами

имущественных паевых взносов (п.1 ст.116 ГК РФ). На данный момент

деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом "О

потребительской кооперации",** но Гражданский кодекс предполагает также

принятие ряда нормативных актов об отдельных видах производственных

кооперативов.

Помимо вышеназванных форм некоммерческих организаций Закон называет также

объединения юридических лиц, некоммерческие партнерства, автономные

некоммерческие организации. Кроме того существуют такие виды некоммерческих

юридических лиц как товарищество собственников жилья, торгово-промышленная

палата, товарная биржа.

Отдельно от юридических лиц стоят филиалы и представительства. Согласно статьи

55 ГК РФ Представительством является обособленное подразделение

юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет

интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является

обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его

нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции

представительства. Представительства и филиалы не являются

самостоятельными

*Закон РФ от 11.08.95 "О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях", № 135-ФЗ.

*Закон РФ от 19.06.92 "О потребительской кооперации (потребительских

обществах, их союзах) в Российской Федерации", № 3085-1 в редакции Закона от

11.07.97 №97-ФЗ.

юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и

действуют на основании утвержденных им положений. В соответствии с частью 1

Налогового кодекса филиалы и представительства не являются самостоятельными

налогоплательщиками, но филиалы и иные обособленные подразделения

российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов

и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные

подразделения осуществляют функции организации.*

Руководитель представительства или филиала действует на основании доверенности

как физическое лицо и может заключать сделки на основании этой доверенности. В

соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда России и

Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 01.07.96 "О некоторых вопросах,

связанных с применением ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации" при

разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала

(представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен

от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли

у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора

соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности.

Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких

полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.** В

противном случае юридическое лицо не может считаться стороной такого договора и

отвечать по нему, в том числе имуществом своего филиала или представительства.

К сожалению, раскрытая характеристика всех видов юридических в пределах одной

курсовой работы была бы затруднительной, поэтому я остановилась на наиболее

интересных для меня лично - на некоммерческих юридических лицах. Кроме того

хотелось бы отметить значительную незащищенность юридического лица со стороны

Закона. В Конституции 1993 года нет ни слова об институте юридического лица,

понятие которого вводит и развивает только Гражданский кодекс. В результате,

к юридическому лицу не применяются многие конституционные нормы, характерные

для граждан. Так, по решению Надзорной коллегии ВАС РФ от 05.01.95г. по делу

№ К4-Н-7/2648 к юридическому лицу не была применена статья 54 Конституции

России, согласно которой применяется новый закон, если после совершения

правонарушения ответственность за него

*Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.98 N 146-ФЗ,

статья 19.

**Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.96 N6/8

"О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса

Российской Федерации".

устранена или снята на основании того, что данная статья находится в главе 2,

касающейся прав и свобод человека и гражданина, а не юридических лиц.*

Вместе с тем, разнообразие юридических лиц как негосударственных

хозяйствующих субъектов появилось сравнительно недавно, поэтому не исключены

некоторые пробелы в законодательстве о юридических лицах. Но общая

тенденция, заложенная в Гражданском кодексе, позволяет надеяться, что этот

институт будет развиваться, давая возможность гражданам полнее использовать

свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной

законом экономической деятельности.

*Ю.Б.Фогельсон О конституционной защите прав юридических лиц.// Государство и

право №6, 1996г.

УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ,

РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

Государство - носитель власти, но в отношениях, регулируемых частным правом,

оно не пользуется своими властными полномочиями. Статья 124 определяет, что

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в

отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с

другими участниками этих отношений. Это значит, что со стороны государства

отсутствует властное воздействие на других субъектов гражданских

правоотношений, в договорных отношениях государство и его контрагенты -

юридические лица равны и их деятельность в гражданском обороте регулируется

одними и теми же нормами права.

В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовая

сущность государственной власти вносит в его деятельность свои коррективы.

Как субъект гражданского права оно имеет свою специфику: являясь

организацией, государство тем не менее не признается юридическим лицом.

Таким образом, в Российской Федерации Гражданский кодекс выделяет три вида

субъектов: граждане, юридические лица и государство.

Поскольку Россия является федеративным государством, и Конституция четко

разделяет предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, закон

обозначает субъектом гражданского права не только Российскую Федерацию как

таковую, но и субъектов Российской Федерации. Однако спецификой государства

как субъекта права обладают также и муниципальные образования, хотя в

соответствии со статьей 12 Конституции России органы местного самоуправления

не входят в систему государственной власти. Связано это не только с тем, что

в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления

могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, но и с

самой сущностью местного самоуправления, которое по своей природе обладает

властными полномочиями.

Государство - особый субъект гражданского права. Пункт 2 статьи 124 ГК РФ

распространяет на него нормы, определяющие участие в гражданском обороте

юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных

субъектов. В гражданском праве государство приравнивается в юридическим

лицам, однако его правоспособность не может быть равна правоспособности

юридического или физического лица. Государство само определяет порядок,

формы, характер осуществления принадлежащих ему прав, поскольку его

правоспособность носит целевой характер. Оно участвует в гражданском обороте

не столько в предпринимательских целях, сколько в целях наиболее эффективного

выполнения своих главных функций: обеспечения благосостояния всего общества.

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так

и через специально созданные им для этих целей государственные юридические

лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим

гражданским законодательством. В последнем случае юридические лица действуют

самостоятельно, приобретая права и обязанности для себя, а не для

государства. Оно же при создании юридических лиц устанавливает цели и

задачи, определяющие их последующую деятельность.

Государство как таковое не способно приобретать и осуществлять граждански

права, исполнять обязанности. От его имени действуют государственные органы

в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих

органов (ст125 ГК РФ). От имени государства в гражданском обороте могут

выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской

Федерации - Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Министерство

финансов, Госкомимущество и др., а также соответствующие им органы на уровне

субъектов Федерации и муниципалитетов. В случаях и в порядке,

предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному

поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы

местного самоуправления, юридические и физические лица (п.3 ст.125 ГК РФ).

Поскольку государство обладает целевой правоспособностью законодательством

предусмотрены значительные ограничения на участие государства в тех или иных

видах гражданских правоотношений. Так, запрещается совмещение функций

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями

хозяйствующих субъектов (п.2 ст.7.Закона РФ "О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках" в ред. ФЗ от 25.05.95).*

Государственные органы не могут быть участниками полных товариществ и полными

товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками

хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не

установлено законом. Акционерные общества, учредителями которых в случаях,

установленных федеральными законами, выступает государство, могут быть только

открытыми (п.4 ст.7 ФЗ "Об акционерных обществах"). Эти и другие ограничения

направлены не только на предупреждение неравной конкуренции, ведь финансовые

возможности государства несравнимо больше , чем у любого произвольно взятого

юридиче-

*Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством.//Хозяйство и право №5, 1998 год.

ского лица, но и являются своеобразным ограничением предпринимательского

риска для государства.

Как уже было сказано, государство участвует в отношениях, регулируемых

гражданским законодательством, как совокупность субъектов разных уровней -

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований. Все они независимы друг от друга и выступают как

самостоятельные участники гражданского оборота. Субъекты обладают

обособленным имуществом, принадлежащим им на праве собственности, и отвечает

по своим обязательствам этим имуществом. Исключение составляет имущество,

закрепленное за юридическими лицами, и то, которое может находиться только в

государственной или муниципальной собственности (ст.126 ГК РФ). Эта же

статья устанавливает, что любое из государственных или муниципальных

образований не отвечает по обязательствам другого образования.

Из статей 124-126 следует ГК РФ, что во внутреннем гражданском обороте

государство не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях на равных

началах с другими субъектами права. Что касается международных гражданских

отношений (ст.127 ГК РФ) особенности ответственности Российской Федерации и

Субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

определяются законом об иммунитете государства и его собственности, который

до настоящего момента не принят.

ЗАДАЧА.

Тарасов, работающий на рыболовном судне матросом, в один из дней не явился на

работу. Выяснилось, что его не было и дома. Попытки его найти оказались

безуспешными. Через год и два месяца жена Тарасова, имевшая двух малолетних

детей, обратилась в суд с заявлением о признании мужа безвестно отсутствующим

или объявлении умершим по тем мотивам, что она желает просить органы

социальной защиты населения о назначении на детей пенсии по случаю потери

кормильца. Городской народный суд вынес решение об объявлении Тарасова

умершим. Суд установил, что в день, когда он исчез, Тарасова видели в

нетрезвом состоянии на берегу моря. Ранее он имел взыскания за невыход на

работу в связи с нахождением в нетрезвом состоянии и два взыскания за

самовольное купание в море. Основываясь на этих фактах суд пришел к выводу,

что Тарасов утонул, купаясь в море в нетрезвом виде, то есть погиб при

обстоятельствах, угрожавших смертью от определенного несчастного случая.

При наличии каких условий возможно объявление гражданина умершим? Имеются ли

эти условия в данном случае?

Институт безвестного отсутствия и признания гражданина умершим регулируется

ст. 42-46 Гражданского кодекса РФ, ст.252-257 Гражданского процессуального

кодекса РФ и некоторыми другими нормативными актами. В соответствии со ст.

42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом

безвестно отсутствующим, если в течении года в месте его жительства нет

сведений о месте его пребывания. В соответствии с условием задачи жена

Тарасова обратилась с заявлением в суд спустя 1 год и 2 месяца после

исчезновения мужа. В заявлении ею были указаны причины, по которым ей

требуется признание мужа безвестно отсутствующим или умершим (необходимость

назначения на двух малолетних детей пенсии по случаю потери кормильца).

Причина, по которой заинтересованному лицу необходимо признать гражданина

безвестно отсутствующим или умершим, обязательно должна быть указана в

заявлении (ст.253 ГПК РФ).

Суд, рассмотрев обстоятельства исчезновения г-на Тарасова пришел к выводу,

что он исчез при обстоятельствах, угрожающих смертью от определенного

несчастного случая. Данное решение, на мой взгляд, незаконно, так как для

признания гражданина умершим необходимо отсутствие сведений в месте его

пребывания в месте его жительства в течение 5 лет. Сокращенный срок - 6

месяцев - применяется, если он пропал без вести при обстоятельствах,

угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от

определенного несчастного случая. В данном случае мы имеет дело, во-первых, с

невыходом на работу, во-вторых, с теми фактами, что г-н Тарасов неоднократно

не выходил на работу по причине нетрезвого состояния и имел взыскания за

самовольное купание в море. В день исчезновения его действительно видели на

берегу моря, тем не менее не установлено, что он купался. Под

обстоятельствами, угрожающими смертью, подразумеваются стихийные бедствия,

такие как землетрясение, наводнение и т.д.; обстоятельствами, дающими

основание предполагать гибель от определенного несчастного случая являются

авто- или авиакатастрофа, крушение поезда и т.д. Таким образом,

обстоятельства исчезновения г-на Тарасова не соответствуют тем, под которыми

в законодательстве подразумеваются обстоятельства, позволяющие предположить

гибель гражданина от определенного несчастного случая.

Помимо вышеизложенного, решение суда о признании г-на Тарасова умершим

нецелесообразно. Жена исчезнувшего указала в заявлении причину его подачи -

она желает просить органы социальной защиты населения о назначении на детей

пенсии по случаю потери кормильца. Однако, семьи безвестно отсутствующих

граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца

удостоверено в установленном порядке (ст.54 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1

(ред. от 21.07.97) "О государственных пенсиях в РФ"). Следовательно,

малолетние дети Тарасова будут получать пенсию и в том случае, если г-н

Тарасов будет признан безвестно отсутствующим.

Страницы: 1, 2, 3, 4