бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Римское право бесплатно рефераты

Курсовая: Римское право

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории частного права в Древнем Риме является на

мой взгляд, актуальнейшей задачей в деле подготовки будущих юрис­тов.

Особенно остро стоит эта проблема перед Вузами России, ко­торая в течение уже

10 лет пытается стать на рельсы рыночной эконо­мики.

Почему я говорю о важности изучения исторического развития именно частного и,

более того, именно вещного права Древнего Рима?

И почему я считаю столь значимым и необходимым заниматься этим се­годня в

России?

Во-первых, потому что римское частное право, являясь предель­ным выражением

индивидуализма и наибольшей свободы личности, сво­боды собственности, легло в

качестве Фундамента для правового раз­вития всех народов Западной Европы. Оно

явилось базисом, на кото­ром веками формировалась юридическая, мысль,

правовой системой, в которой основные юридические институты и понятия нашли

себе наи­более чистое от всяких случайных и национальных окрасок, выраже­ние,

Римское частное право и его история изучаются повсеместно.

Отвечая на второй, поставленный мною вопрос, хочу процитировать следующие

строки: ".Волею нашей исторической судьбы мы, русские были долгое время

отрезаны от общения с Западной Европой, ос­тавались чужды ее культуре, и

когда, наконец, отделявшие нас пере­городки пали, мы очутились в хвосте

общечеловеческого движения. От­стали мы и в области права» И„ если мы хотим в

этом последнем от­ношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней

на. од­ном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основ­ным

фундаментом общеевропейского права – с правом римским. то пер­вое с чего

должно начинаться его изучение, есть, конечно, его ис­тория." Так писал уже

почти ТОО лет назад известнейший представи­тель русской школы романистики

профессор И.А. Покровский словно бы о сегодняшнем состоянии России. Эти слова

взяты мною из книги И. А. Покровского "История римского частного права”,

изданной в по­следний раз (я имею ввиду дореволюционный период) в 1917 году.

После 1917 года в нашей стране происходило становление соци­алистического

права, базировавшегося на совершенно иных принципах и не испытывавшего того

интереса к наследию римской юриспруденции, который был естественен для

общества, поставившего во главу угла принципы частноправового порядка. “.В

настоящее время в очередной раз рухнули перегородки”, разделявшие нас с

цивилизованным ми­ром, и в очередной раз можно наблюдать ту пропасть, которая

отде­ляет россию от развитых стран.

Для того, чтобы наша Родина заняла свое достойное место в ми­ре, нам так

необходимо изучать историю частного римского права, особенно его раздел,

касающийся прав вещных. Ведь именно в разде­ле вещных прав мы знакомимся с

институтом неограниченной частной собственности краеугольным камнем

общеевропейского и мирового права. Я выбрал данную тему для своей курсовой

работы именно пото­му, что считаю, что России сегодня нужны юристы, способные

успеш­но и грамотно трудиться в условиях рыночной экономики. Для их

под­готовки, по словам декана юридического факультета Московского

Государственного университета E.А.Суханова, " .в расширении нуждается изучение

римского частного права - основы цивилистики.w

Римские юристы не оставили нам истерии своего права: практи­ческий интерес к

праву оттеснил у них на задний план интерес юри­дический. Среди огромного

количества юридической литературы древ­ности сочинений исторического

характера почти не встречается. Вви­ду этого историю римского частного права

приходилось воссоздавать на основании иных источников по крупицам.

Многовековая разработка римского частного права имеет ряд серьезных

достижений. Тщательно и критически проанализированы дошедшие до нас рукописи

источников, выявлены и исследованы имеющиеся разночтения. Собраны и

систематизированы все имеющиеся высказывания по отдельным вопросам,

сохра­нившимся не только в юридических документах, надписях, в сочинениях

историков, философов, поэтов. В ряде спорных вопросов созда­ны, на основе

обширного материала, интересные теории и высказаны остроумные гипотезы.

Вообще, все огромное правовое наследство Ри­ма приведено в ясность, проверено

и систематизировано трудом ряда поколений ученых. Русская литература и

иностранная литература в этой области -

необъятна. Разработка римского частного права в За­падной Европе велась,

начиная с XII-XIII вв. В России, никогда не подпа­давшей римскому праву и

сохранившей на всех этапах своего развития самобытность своей правовой

системы, с конца XVIII в. началась истори­ческая разработка римского права, и

труд русских ученых внес значительный вклад в это дело.

Суханов Е.А.(Предисловие к изданию) //Хвостов В.М. Система римского права.

М., 1996,С.5.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВЛАДЕНИЯ.

Одну из основных задач гражданского права составляет распре­деление

имущественных благ, то есть прежде всего вещей, находящих­ся в обладании

данного общества между отдельными его членами. Средством такого распределения

является предоставление этим последним субъективных вещных прав.

Уже к началу классического периода римской истории в римском праве

выработалось понятие вещей в широком значении. Этим понятием охватывались

вещи в обычном смысле материальных предметов внеш­него мира, а также

юридические отношения и права:

“Rei appellatione et causae et jura continentur” /D.50.16.23/.-

"Названием вещи охватываются также юридические отношения и права”. ГАЙ

/2.13.14./ так и делит вещи на телесные /corporales/, кото­рые можно осязать

/quae tangi possunt/ и бестелесные /incorporales/,

которые осязать нельзя /quae tangi non possunt/.

Согласно пояснениям профессора Б.И. Новицкого /Р.Ч.П.§49М. 1999г./ разделяя

вещи на телесные и бестелесные. Гай подразумевает под последними именно

права, а не вещи, в смысле предметов внешнего мира.

Деление вещей на движимые и недвижимые в древнем римском траве не имело особого

значения. И те, и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам, тем не

менее, это естественное деление играло некоторую характерную для

рабовладельческого Рима роль. Недвижимо-стями считались не только земельные

участки /praeda, fundi/ и недра земли, но и все созданное чужим трудом

на земле собс­твенника: постройки, насаждения. Все эти предметы, связанные с

зе­млей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались

ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit

- сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Под res mancipi

понималась мебель, домашняя утварь, рабы, животные.

При принципате деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий

характер. В эпоху домината передача прав на недви­жимости регламентировалась

уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности

соответствующих сделок.

Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res nec

mancipi сохранилось до начала империи. “Все вещи счита­йся вещами манципия

или неманпипия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской

земле и притом как сельские, ка­ким считается поместье, так и городские,

таков дом, также права се­льских участков, например, дорога, тропа, прогон,

водопровод, так­же рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или

ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются

неманципальными”. /Ulp. Reg. 19.Р.Ч.П.стр.149/ Как видно из текста, круг res

mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал uger romanus а с конца

республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию,

земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и

предиальные (земельные сервитуты, на рабов, вьючных или упряжных животных,

обслуживающих земли римских землевладельцев).

К числу res nec mancipi относились все вещи, не входящие в группу res

mancipi, в частности, провинциальные земли и все движи­мые вещи, мелкий скот

(свиньи, овцы, козы), мебель и т. д. Это де­ление определялось тем, что к res

mancipi относились вещи, кото­рые издревле и еще ко времени законов XII

таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного

хозяйства. C эконо­мическим значением res mancipi была связана и основная

особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения

права, собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res

nec mancipi было достаточно простой передачи/traditio/, для отчуждения res

mancipi требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatoi или

in jure cessio. В главе "История пра­ва собственности" этот вопрос будет

рассмотрен подробнее.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в

целом являлась объектом юридической сделки, то после­дствия этой сделки

распространялись и на все части вещи. Принадлеж­ностью называлась вещь, не

связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически (например:

замок-ключ, дом-бревно).

Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных хо­зяйственным

назначением целых имущественных комплексах. Самое ран­нее обозначение

имущества гражданина дано в законах XII таблиц тер­мином familia pecuniaque -

первоначально совокупность рабов и скота.

Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивиль­ном праве

укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки-patrimomium,

переходящего с соответствующими культовыми обяза­нностями к наследникам. В

преторском праве иногда употреблялся термин "отцовское добро". Но, конечно,

понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу. При

жизни собственни­ка его добро-fono-гарантирует кредиторов в платеже долгов.

Что же касается истории прав на вещи, то раньше всех оформи­лось владение, за

которым стоит право частной собственности. И то, и другое понималось юристами

- классиками как непосредственное го­сподство над вещью, направленное прямо

на вещь, без чьего-либо по­средства-jus in re. Понятие владения возникло

первоначально в от­ношении земли. Старое цивильное право для выражения

понятия вла­дения пользовалось термином usus-пользование, дополняя его

извле­чением плодов-usufructus. Этот комплекс представлял реальное и почти

полное господство домовладыки над отведенной ему индивиду­ально во владение

землей и своим манципие. В случаях самостоятель­ного осуществления им такого

пользования, последнее приводило, по законам XII таблиц, по истечении

двухлетнего срока, к признанию за ним права собственности по давности-

usucapio.

Римские юристы классики /Лабеон, Павел/ этимологически про­изводили слово

владение- possesio от sedare- сидеть, оседать, а самое владение описывали,

как positio - поселение (на земле):

".Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседании."

/Deod.41.2.1.Р.Ч.С. стр.157/ В этом же тексте владение представлено с

исторической точки зрения, как отношение, предшествовавшее собственности и

породившее ее. ".Нерва-сын говорит, что и собственность на вещи произошла от

естественного владения." /D.4.1.2.Р.Ч.П. стр.158/ Из сказанно­го следует,

что владение есть прежде всего реальное господство лица над вещью, вытекающее

из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Профессор

И.А.Покровский определяет владение /possessio/ как ".фактическое обладание

лица вещью, взятое независимо от вопроса о способах его приобретения /causa

possessiones/"./И.Р.П. стр.341 С.-П.1999г./ Владение, как внешнематериальное

отношение господства лица над вещью, представляет наглядное проявление права

собственности. И в этих случаях оно вы­ступает, как соединенное с

собственностью, владеющий собственник, осуществляющий свои права и

полномочия, является типичной фигурой оборота, охраняемого правом. Владение

является образующим признаком возникновения, осуществления, прекращения и

защиты права собственности, почему иногда на практике оба понятия

смешиваются, что, ко­нечно, не допустимо с юридической точки зрения.

Владение может появиться вне всякой связи с правом собствен­ности и быть даже

его нарушением. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет

ничего общего с владением-ninil commune habet proprietas cum possessione",-

говорит Ульпиан/D.12.1,41.2.Р.Ч.П. стр.159/

Конечно, собственник может оказаться и владельцем (так, быть мо­жет, в

большинстве случаев и бывает), но он будет тогда посессором не как

собственник, а как лицо, имеющее фактическую власть над ве­щью. Лицо,

приобретшее каким-либо образом чужую вещь, будет отве­чать перед

собственником, как владеющий несобственник.

Итак, вещи принадлежат кому-нибудь на праве собственности, но далеко не

всегда они находятся в руках собственников: часто они оказываются в обладании

других лиц причем это обладание может покоиться на каком-либо юридическом

основании (вещь отдана внаймы, на сохранение, и т.д.), но может быть и лишено

такого основания (вещь куплена у лица несобственника) и может стоять в

противоре­чии с правом (вещь украдена). Тем не менее, римское право охраня­ет

и владение само по себе и не допускает произвольных его наруше­ний независимо

от оснований его возникновения. Этого требовало спо­койствие гражданской

жизни - гражданский мир, а вследствие этого - интересы самих собственников.

В истории этот культурный принцип охраны владения появляется не сразу. В

Риме этот принцип был провозглашен только претором, причем далеко не во всей

своей полноте и ясности. Классическая юрис­пруденция много поработала над его

развитием, но и при всем том римская охрана владения отнюдь не является

"законченным зданием". Но самая постановка вопросам его принципиальное

разрешение состав­ляет одну из крупнейших заслуг римского и именно преторского

пра­ва. Идея гражданского мира в области вещных отношений должна была привести

претора к необходимости охранять факт владения от вся­ких покушений на

самоуправство. Так возникли посессорные интерди­кты. Они уже упоминаются у

Плавта, то есть примерно за 200 лет до Р.Х. Посессорные интердикты делятся на

две категории: одни имеют своей целью охрану наличного владения от

посягательств-interdicta retinendae possessionis, другие- восстановление уже

нарушенного, отнятого владения-interdicta recuperandae possessionis.

Интердикты, направленные на получение владения вновь (на­пример, наследства)

–interdicta adiplscenae possessionis – не принадлежат уже к посессорным

средствам, так как истец здесь опи­рается не на факт владения, а на такое или

иное (хотя и преторское право). К interdicta retinendae possessionis

относятся:

1. interdictum uti possidelis - предназначен для охраны владе­ния

недвижимостями.

2. interdictum utrube - предназначен для охраны владения движимостями.

Применение владельческих интердиктов поставило перед практикой и теорией

вопрос о том, каким признакам должно удовлетворять владение, чтобы получить

право на защиту. Мало-помалу римскими юристами была выработана теория

владения, основные положения ко­торой сводятся к следующему.

Владение, хотя и фактическое господство над вещью, не может быть,

однако, владением в истинном смысле, если оно не соединено с волей лица

владеть. Римские юристы учили, что для наличности possessio необходимы –

corpus possessionis, Фактическая власть над вещью, и animus possidendi, воля

владеть. Но не всякое владение, даже при наличности обоих этих элементов,

заслуживало, по учению римских юристов, самостоятельной защиты и в этом

отношении они различали юридическое, защищаемое владение -possessio, и владение

не защищаемое -dentio /или "in possessione esse"/. Но принципиаль­ного критерия

для отграничения possessio от detentio они не дали.

По многим вопросам оказывалась существенно необходимой самостоятельная защита

(владение кредитора заложенной ему вещью, напри­мер). Таким образом,

создался целый ряд исключений. Этими исклю­чениями римское право вступало на

путь постепенного расширения сферы защищаемого владения – путь, по которому

пошло далее право новых народов, закончившееся в новейших конфиденциях

признанием всякого владения (даже владения от чужого имени - dlieno nomine -

вещь дана в пользование) защищаемым. Наконец, вопрос о владении возникал в

случаях, когда кто-либо фактически осуществлял содер­жание какого-либо

Страницы: 1, 2, 3