Курсовая: Проблемы регистрации прав на недвижимое имущество
Курсовая: Проблемы регистрации прав на недвижимое имущество
План:
Введение
1. Понятие регистрации прав на недвижимое имущество и мировая практика
А. Сущность регистрации прав на недвижимое имущество
Б. Мировая практика регистрации прав на недвижимое имущество
2. Проблемы регистрации прав на недвижимое имущество
Заключение
Литература и НПА
Введение
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним приобрели особую значимость, а
сама регистрация - зачастую правообразующее значение. В соответствии с
положениями Кодекса в зависимость от соблюдения требований о регистрации
ставится возникновение права собственности на недвижимость и иных
прав, подлежащих государственной регистрации (п. 2 ст. 8 ГК), а в ряде
случаев - действительность совершенной с недвижимым имуществом сделки.
Согласно ст. 164 ГК государственной регистрации в случаях и в порядке,
предусмотренных ст. 131 Кодекса и Законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подлежат сделки
с землей и другим недвижимым имуществом. Статья 131 ГК определяет, что
регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, а именно: право хозяйственного ведения, право оперативного
управления, право пожизненного наследуемого владения земельным участком,
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,
сервитуты, кроме того - ипотека, а также ограничение,
возникновение, переход и прекращение названных прав.
Сопоставление указанных норм права при буквальном их толковании
дает основание заключить, что сделки с недвижимостью подлежат во всех
случаях регистрации, поскольку всякая сделка с недвижимостью так или
иначе связана с возникновением (прекращением, переходом,
ограничением) прав на недвижимое имущество, то есть с
обстоятельствами, на которые указывает ст. 164 ГК как на случаи, при
которых необходима регистрация сделки.
1. Понятие регистрации прав на недвижимое имущество и мировая практика
А. Сущность регистрации прав на недвижимое имущество
Гражданский кодекс Российской Федерации широко пользуется термином
"государственная регистрация". Согласно ГК РФ, государственной регистрации
подлежат юридические лица (ст. 51; п.2 ст. 54; п. 2 и 4 ст. 57; п. 2 ст. 59;
п. 2 ст. 61; п. 1 и 2 ст. 62; п. 1, 2 и 5 ст. 63; п. 2 ст. 73; п. 3 ст. 90;
п. 2 ст. 98; п. 2 ст. 109; п. 4 ст. 114), их учредительные документы (п. 3
ст. 52) и фирменные наименования (п. 4 ст. 54); имена граждан, их перемена, а
также иные акты гражданского состояния (п. 3 ст. 19, ст. 47); факты
приобретения и утраты гражданином статуса индивидуального предпринимателя (п.
1 и 2 ст. 23; п. 1 ст. 25) и статуса наследника (п. 2 ст. 1038).
Чаще всего термин "государственная регистрация" употребляется, когда идет
речь о правах на недвижимое имущество (п. 2 ст. 8; ст. 131; п. 1 ст. 164; ст.
219; п. 3 ст. 225; п. 3 ст. 274; ст. 5041) и сделках с ним (п. 2 ст. 28; п.
3-6 ст. 131; ст. 164-165; п.2 ст. 223; ст. 251; п.3 ст.339; п. 2 ст. 389; п.
3 ст. 433; п. 2 ст. 558; п. 3 ст. 560; п. 2 ст. 573; п. 3 ст. 574; ст. 584;
п. 2 ст. 609; ст. 633- 643; п. 2 ст. 651; п. 2 ст. 658; п. 2 ст. 1028; п. 2
ст. 1031; ст. 1036; п. 2 ст. 1037). Встречаются в ГК РФ и упоминания о
государственной регистрации самого недвижимого имущества (п. 1 ст. 130, п. 1
ст. 234), перехода прав на недвижимое имущество (ст. 131 и 551, п. 2 ст.
1017), решения об изъятии земельного участка - особого акта государственного
органа, касающегося специфического объекта недвижимости (п. 4 ст. 279, ст.
280). Наконец, имеется особый случай указания на государственную регистрацию
(п. 1 ст. 234), когда непонятно, о регистрации чего (права, имущества,
юридического факта или др.) идет речь.
Конечно, такое разнообразие законодательных категорий само по себе не стало
бы проблемой, если бы законодатель позаботился об их четком разграничении.
К сожалению, он этого не сделал. В результате уже в первые месяцы действия
перечисленных норм ГК РФ стали возникать многочисленные недоразумения,
источником которых было отсутствие законодательной определенности в вопросах
о соотношении процедур регистрации прав и регистрации сделок с недвижимостью
и о юридическом значении каждого из видов регистрации. Правоприменительная
практика продолжала руководствоваться подзаконными актами, принятыми до
введения в действие ГК РФ, ожидая появления специального федерального закона.
При несоблюдении требования о регистрации сделки возможны два вида
последствий. Так, п. 1 ст. 165 ГК содержит положение, согласно
которому несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных
законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее
недействительность. Анализ статей Кодекса (с учетом ст. 165) позволяет
сделать вывод, что недействительность сделки при несоблюдении требования о
ее регистрации имеет место не всегда, а лишь в тех случаях, когда закон
либо содержит прямое на этот счет указание (ст. 558 ГК, к примеру,
предусматривает, что договоры продажи жилого дома или квартиры подлежат
государственной регистрации и считаются заключенными с момента такой
регистрации), либо непосредственно требует государственной регистрации
сделки, не определяя последствий несоблюдения этого требования (в
частности, в ст. 574 ГК в отношении договора дарения недвижимого
имущества). В обоих случаях не зарегистрированную в установленном порядке
сделку следует в силу ст. 165, 168 ГК считать ничтожной как не
соответствующую требованиям закона.
В то же время ст. 550 Кодекса устанавливает необходимость придания
договору продажи недвижимости (за исключением предприятия
или жилого помещения) только простой письменной формы без
государственной его регистрации, хотя право собственности у приобретателя
отчуждаемого имущества может возникнуть лишь после регистрации этого права
(ст. 223 ГК). С учетом изложенного применительно к ст. 131 и
164 ГК представляется, что зарегистрирован должен быть и этот договор
продажи недвижимости, но регистрация его должна будет произойти только при
регистрации права собственности покупателя на приобретаемую недвижимость -
договор потребует регистрации как правоустанавливающий документ, на
котором основано возникающее право собственности. До регистрации
же прав нового собственника договор имеет полную юридическую силу, а
права (требования), происходящие из него как из консенсуальной сделки,
будут обеспечены возможностью судебной защиты
[1].
Итак, ст. 131 и 164 ГК говорят о случаях и порядке
государственной регистрации в отношении недвижимого имущества и
соответствующих сделок. Однако ст. 8 Федерального закона "О
введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" предусмотрено, что впредь до введения в действие закона о
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
применяется действующий порядок регистрации. В связи с тем, что
законодательный акт, на который указывает упомянутая статья, вступил
в силу с 31 января 1998 года, можно утверждать, что до означенного
момента Гражданский кодекс лишь определял случаи, в которых
требовалась регистрация недвижимости, но не регламентировал
порядок такой регистрации (ввиду отсутствия в Кодексе соответствующих
правовых норм), оставляя его до известного времени в том виде, как он был
установлен действовавшими правовыми актами, в том числе и
законодательством субъектов Российской Федерации. При этом надо иметь в
виду, что регистрация прав на недвижимое имущество на федеральном
уровне регламентировалась далекими от совершенства и отчасти
устаревшими нормативными актами, а соответствующие акты субъектов
Российской Федерации принимались не везде.
Согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь
создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации,
возникает только с момента такой регистрации.
Государственное или муниципальное предприятие, за которым закреплено
недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения, не имеет права сдавать
его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал
хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться таким
имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим
ему, предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, кроме случаев,
предусмотренных законом.
Специальный правовой режим установлен в ГК при сдаче недвижимости в залог
(ипотека) и обращении взыскания на нее по требованию залогодержателя (п. 1
ст. 339, ст. 340, 349 ГК).
Орган, который проводит государственную регистрацию прав на недвижимость и
сделок с ней, обязан: по просьбе правообладателя удостоверить произведенную
регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо
совершением надписи на самом документе, представленном на регистрацию (п. 3
ст. 131 ГК); предоставлять информацию о такой регистрации и
зарегистрированных правах любому лицу (п. 4 ст. 131 ГК). При отказе в
государственной регистрации прав на недвижимость или сделки с ней либо
уклонении от регистрации правообладатель имеет право обжаловать действие
регистрирующего органа в суд.
На основании п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания
отказа в ней должны определяться законом о регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. Такой Закон принят в Российской Федерации 21 июля
1997 года - "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним".
В соответствии с этим Законом значение государственной регистрации прав на
недвижимость и сделок с ней состоит в том, что она: представляет собой акт
признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или
прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом
РФ; является единственным доказательством существования зарегистрированного
права; проводится на всей территории России по установленной указанным Законом
системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дату государственной
регистрации прав относит на день внесения соответствующих записей в Единый
государственный реестр прав; осуществляется по месту нахождения недвижимого
имущества в пределах регистрационного округа
[2].
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от нее могут быть
обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимость,
правоустанавливающие документы на которую оформлены после введения в действие
принятого Закона[3]. Права на
недвижимость, которые возникли до его вступления в силу, признаются юридически
действительными и при отсутствии их государственной
регистрации, вводимой указанным Законом. Регистрация таких прав проводится по
желанию их обладателей. Возникшая после введения рассматриваемого Закона в
действие необходимость государственной регистрации ограничения (обременения)
или иной сделки с недвижимостью требует государственной регистрации прав на
данный объект, которые возникли до введения указанного Закона в действие (ст.
6 Закона). Под ограничениями (обременениями) понимаются установленные Законом
условия, запрещения, затрудняющие реализацию права собственности либо иного
вещного права на конкретный объект недвижимости (сервитута, ипотеки,
доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).
Регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий ее, обязан
предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о
каком угодно объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение
личности и заявление в письменной форме. Выписка из реестра должна содержать
описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также
ограничения (обременения) прав. Отказ в выдаче запрошенной информации может
быть обжалован в суд.
Данные о содержании правоустанавливающих документов, кроме сведений об
ограничениях (обременениях), обобщенную информацию о правах отдельного лица
на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки со сведениями о переходе
прав на объект недвижимости могут предоставляться в установленном Законом
порядке только лицам, указанным в Законе: правообладателям; лицам, получившим
доверенность от правообладателя; руководителям органов местного
самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ; налоговым
органам; судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела,
связанные с объектами
недвижимости и (или) их правообладателями; наследникам по завещанию или
закону (п. 3 ст. 7 Закона).
Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости
предоставляется за плату, если иное не предусмотрено законом. Регистрация
прав на недвижимость будет проводиться учреждениями юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на
территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимости. Они
будут проверять действительность поданных заявителем документов и наличие
соответствующих прав у лица или органа власти, подготовивших документы, а
также существование ранее зарегистрированных и заявленных прав. На них
возложена выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав,
а также информации о зарегистрированных правах.
Государственная регистрация прав на недвижимость проводится после приема
документов, необходимых для этого и отвечающих требованиям названного Закона,
их регистрации, проведения правовой экспертизы документов и проверки
законности сделки, установления отсутствия противоречий между заявляемыми и
уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, других
оснований для отказа или приостановления регистрации прав. Регистрация
ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с
недвижимостью допускается по Закону только при наличии государственной
регистрации ранее возникших прав на нее в Едином государственном реестре
прав. Регистрация прав должна проводиться не позднее чем в месячный срок со
дня подачи заявления и всех необходимых документов (ст. 13 Закона).
Регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество
удостоверяется свидетельством об этом, а регистрация договоров и иных сделок
посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, в
котором выражено содержание сделки. Она проводится по заявлению
правообладателя, стороны договора или уполномоченного ими лица при наличии у
него доверенности.
При возникновении прав на основании договоров (сделок), которые не нуждаются в
нотариальном удостоверении, заявления о регистрации прав должны подавать все
стороны договора (сделки). В случае уклонения одной из них от регистрации прав
переход права собственности регистрируется на основании решения суда, принятого
по иску другой стороны. Когда же права возникли на основании договоров
(сделок), хотя и не требующих обязательного нотариального удостоверения, но по
желанию стороны нотариально удостоверенных, заявление о регистрации права
подает одна из сторон договора[4].
Основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода,
ограничения (обременения) прав на недвижимость и сделок с ним служат: акты
органов государственной власти или местного самоуправления в пределах их
компетенции; договоры и другие сделки с недвижимостью, свидетельства о
приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством;
свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные
решения и др. Обязательным приложением к документам, которые требуются для
регистрации прав, являются план земельного участка и (или) план объекта
недвижимости.
Б. Мировая практика регистрации прав на недвижимое имущество
Страницы: 1, 2, 3
|