бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовые вопросы приватизации государственной и муниципальной собственности РФ бесплатно рефераты

Курсовая: Правовые вопросы приватизации государственной и муниципальной собственности РФ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Курсовая работа

по Гражданскому праву

на тему : Правовые вопросы приватизации государственной и муниципальной

собственности в РФ.

Научный руководитель: Фролова Н.М.

Москва, 1997 г.

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОCУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Содержание

Введение

...........................................................................................................

3

1. Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование.

.......................................................................................................................

4

1.1. Понятие приватизации и разгосударствления.

.................................. 4

1.2. Объекты приватизации и их классификация.

..................................... 5

2. Участники приватизационного процесса. .................................... 9

2.1. Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы приватизируемых

предприятий.

.........................................................................................

9 2.2. Покупатели, источники приватизации, формы платежа и

использование полученных средств.

.......................................................................... 10

3. Порядок проведения и способы приватизации. ........................ 13

3.1 Порядок приватизации.

.............................................................................

13 3.2 Акционирование государственной и муниципальной собственности.

Акционерные общества.

...................................................................... 17

3.3 Приватизация государственной и муниципальной собственности на аукционе.

........................................................................................................

20 3.4 Приватизация государственной и муниципальной собственности по

конкурсу.

........................................................................................................

21 3.4.1. Конкурс при принятии решения о проведении санации пред-

приятия.

...............................................................................................................

22 3.5 Другие способы приватизации.

.............................................................. 23

4. Оформление договоров купле-продажи предприятий и условия признания таких

договоров недействительными. ...... 24

4.1. Оформление сделок приватизации.

....................................................... 24

4.2. Недействительность сделок приватизации.

......................................... 24

5. Выводы и

предложения..........................................................................

26

Список литературы.

.....................................................................................

28

Список нормативных актов.

.................................................................... 29

Приложения ....................................

.................................................................. 32

Введение

На протяжение многих лет экономика России, как и союзная экономика,

подчинялась жесткому директивному планированию из центра, что привело к

тяжелым последствиям. Экономика страны носила явно выраженный дефицитный

характер. С середины 80-х годов начался постепенный демонтаж командно-

распредилительной системы, но она , несмотря на различные разработки, не была

заменена каким-либо другим целостным экономическим механизмом. Все это

привело к крупным диспропорциям на макроэкономическом уровне, к усилению

инфляции и резкому спаду производства. Страна в целом подошла к состоянию

острого экономического и политического кризиса. "Переход в 1991 г. к

демократической форме правления, - как отмечается в Меморандуме об

экономической политике Российской Федерации, - создал предпосылки для

устранения коренных причин этих негативных явлений".

Правительством России был осуществлен ряда мер по переходу к более открытой

экономике, ориентированной на рынок. Среди них либерализация цен; реформа

предприятий и развитие частного сектора путем широкой приватизации

государственных и муниципальных предприятий; содействие развитию

конкуренции и антимонопольные меры; развитие финансовой сферы, внешней

торговли и инвестиций, а также создание адресной системы социальной защиты.

Переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, и

создание эффективной рыночной экономики предполагал действие в таких основных

взаимосвязанных направлениях, как-то: дерегулирование экономики, снятие

административных ограничений с основных ее направлений; стабилизация

финансов и денежной системы, развитие предпринимательства; структурная

перестройка, ее демилитаризация; создание конкурентной рыночной среды;

активная социальная политика, защита наиболее уязвимых слоев населения от

негативных проявлений переходных процессов. Средство достижения

поставленных целей — формирование эффективной рыночной экономики,

глубокое преобразование социальных институтов, поощряющее инициативу и

предприимчивость.

Важным условием формирования эффективной рыночной экономики является

самостоятельность и независимость товаропроизводителей. Предприятие

(объединение), предприниматель, производящее тот или иной товар, должны

обладать полной самостоятельностью в части его реализации и использования

полученной прибыли после внесения налогов и других платежей в бюджет, а также

нести экономическую ответственность за свои операции. Такое положение

обеспечивается лишь при многообразии форм собственности и их равноправии.

Предприятия, базирующиеся на различных формах собственности, наилучшим

образом обеспечивают конкуренцию производителей, что является одним из

основных экономических законов рыночной экономики.

Многолетняя практика хозяйствования показала, что экономика, базирующаяся на

государственной собственности, не эффективна ни экономически, ни социально.

Это обусловило необходимость проведения широкомасштабной приватизации,

являющейся центральным звеном экономической реформы.

1. Понятие приватизации, её объекты и правовое

регулирование.

1.1. Понятие приватизации и разгосударствления.

Законодательные, юридические основы преобразования отношения

собственности в России определены законодательными и нормативными

документами. При этом среди основных законов следует назвать "О

собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности",

"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

Только за период 1992-1994 гг. было издано около 400 нормативных актов,

имеющих непосредственное отношение к приватизации.

Новым шагом в развитии экономической реформы и перехода к рыночной экономике

явилось принятие в июне 1992 г. Верховным Советом России Государственной

программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской

Федерации на 1992 г., которая определила механизм осуществления основных

законов по приватизации, формы и методы их реализации. Впервые о возможности

приватизации государственного и муниципального имущества было сказано еще в

1990 г. в Законе "0 собственности в РСФСР", где в ст.25 говорится, что

предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество,

находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть

отчуждено в частную собственность граждан и юридических лиц в

соотввтстии с действующим законодательством. Впоследствие были введены новые

программы приватизации (на пример, с 1 января 1994 г. введена в действие

утвержденная Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.93 г. новая Государственная

программа приватизации). Но та самая первая программа приватизации несомненно

стала значительной вехой в развитии законодательства и экономики нашей

страны.

Прежде чем раскрыть содержание приватизации, дадим определение

разгосударствлению, поскольку эти два понятия часто объединяют.

Разгосударсвление представляет собой преобразование ведомственных

государственных и муниципальных предприятий в обладающие хозяйственной

самостоятельностью различные акционерные общества и товарищества, арендные

предприятияю. Преобразование заключаются в выведении предприятий из-под

директивного управления министерст и ведомств. При этом государство по

отношению к предприятию выступает в роли акционера или арендодателя. При

разгосударствлении происходит перераспределение (передача) части прав

собственности государственных органов управления новым субъектам, т.е.

смена организационно-правовой формы хозяйствования; собственником остается

государство.

Приватизация в отличие от разгосударствления предполагает не только

смену субъекта собственности, но и формы собственности путем приобретения

гражданами или их лбъединениями у государства, местных Советов

предприятий в частную (коллективно-долевую или совместную) собственность.

В Законе "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в

РСФСР" дается следущее определение приватизации: "Приватизация

государственных и муниципальных предприятий это есть приобретение

гражданами , акционерными обществами (товариществами) у государства и

местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий и

других, практически всех, объектов собственности , если иное не оговорено

законом."

Анализ содержания разгосударствления и приватизации позволяет сделать

вывод, что эти процессы, несмотря на их различное содержание, не

противоречивы , объективно направлены на демократизацию хозяйственной жизни.

Вместе с тем приватизация по сравнению с разгосударствлением обладает, о чем

говорилось ранее, рядом преимуществ, прежде всего позволяет соединить

субъект с объеком собственности. Вместе с тем в переходный период,

учитывая, что основным собственником является государство, для крупных

предприятий будет более целесообразно осуществлять приватизацию путем

акционирования предприятий.

Важным моментом, на который следует обратить особое вниманиее, является

то, что принятый Закон о приватизации не регламентирует восстановление

имущественных прав собственников, их наследников и правоприемников на

предприятия, которые были ранее национализированны, конфискованы или другим

способом изъяты против их воли в собственность государства. В бывших

социалистических странах Восточной Европы восстановление бывших владельцев в

правах собственности привело к тяжелым последствиям и конфликтам.

Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации;

условия кредитования и размеры кредитных ресурсов ; способы приватизации;

условия кредитования и размеры кредитных ресурсов; величину суммы

приватизационных вкладов; условия использования при приватизации иностранных

инвестиций; порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между

собой; порядок использования полученных средств от приватизации.

В ряде местных программ приватизации государственных и муниципальных

предприятий получают развитие отдельные направления, нацеленные на более

успешное проведение этого процесса. Так, в программе приватизации

государственных и муниципальных предприятий в г. Москве на 1992 г.

предусмотрен специальный раздел "Создание механизма банковского

залогоимущества", согласно которому любые юридические или физические лица

имеют право получить под залог своего имущества финансовые кредиты.

Механизмом залога имущества выступает Поземельная книга, которая является

единственным документом удостоверяющим право юридического или физического

лица на принадлежащее ему имущество (здание, земельные участки). Собственник

может заложить имущество в одном из банков для получения кредита. В

Поземельной книге, которая выпусается в двух экземплярах, делается

соответствующая запись.

Арендаторы и юридические лица, имеющие имущество в оперативном управлеии,

могут осуществлять залог имущества с разрешения собственника. Государственная

программа приватизации по Закону о приватизации разрабатывается на три года и

состоит из конкретного задания на текущий год и прогноза на два последующих.

Она вносится на обсуждение правительством России и утверждается Верховным

Советом не позднее чем за месяц до начала обсуждения Закона о бюджете

Российской Федерации. Государственная программа и ее требования обязательны

для исполнения органами государственной власти и управления всех уровнвй —

от республик в составе Федерации до органов местного самоуправления. На

основе расчетных показателей и заданий по приватизации, установленных

Государственной программой приватизации для государстенной власти и

управления, комитеты по управлению имуществом разрабатыювт местные

программы приватизации, которые утверждаютя местными Советами народных

депутатов и представляются в Госкомимущество России. Персональная

ответственность за выполнение заданий Государственной программы приватизации

возложена на председателей местных Советов народных депутатов.

1.2. Объекты приватизации и их классификация

В соответствии с Законом “О приватизации государственных и муниципальных

предприятий в РСФСР” объектами приватизации могут быть: предприятия, цехи,

производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделенные в

самостоятельные предприятия; оборудование, сооружения, лицензии, патенты и

другие материальные и нематериальные активы ликвидированных предприятий и их

подразделений; вновь начатые стройки; незавершенное строительство с истекшим

сроком строительства; доли (паи, акции) государства и местных Советов

народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), ассоциаций,

концернов, союзов и других объединений, предприятий.

В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных

предприятий Российской Федерации на 1994 год все объекты разделены на

несколько групп в зависимости от возможности их приватизации в 1994 г.

Классификация предприятий по группам приведена ниже.

Первая группа включает объекты и предприятия, приватизация которых

запрещена. Сюда относятся: недра земли, водные ресурсы, лесной фонд, воздушное

пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской

экономической зоны России; особые природные территории; объекты

историко-культурного и природного наследия; объекты, имеющие художественную

ценность, золотой запас и алмазный фонд; Центральный банк; штатное и резервное

имущество Вооруженных Сил, Министерств безопасности и внутренних дел; теле- и

радиопередающие центры; предприятия по производству наркотических и ядовитых

веществ; автодороги общего пользования; объекты инженерной инфраструктуры

городов и районов; кладбища, крематории, портовые сооружения; объекты

социальной защиты населения. Всего в эту группу входит более 20 позиций (раздел

2.1 Программы).

Вторая группа включает объекты и предприятия, приватизация которых

осуществляется только по решению правительства Российской Федерации либо

правительства республик в составе России в зависимости от вида государственной

собственности. В эту группу входят: объекты и предприятия по изготовлению и

ремонту систем и элементов любых видов вооружений, производству боеприпасов;

предприятий атомного машиностроения, топливно-энергетического комплекса,

добывающей промышленности; коммерческие банки (их приватизация осуществляется

по специальному режиму); предприятия связи (кроме Роспечати), информационные и

телеграфные агентства; предприятия и учреждения социально-культурного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5