Курсовая: Правовой порядок реорганизации колхозов
Курсовая: Правовой порядок реорганизации колхозов
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ.
Курсовая работа по аграрному праву
ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ
КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ И
ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
Студента 4-й группы 3-го курса
МЗФ МГЮА
Шаповалова Павла Васильевича.
ул. Москворечье
д.19/1, к. 128.
Москва 1998.
Правовое регулирование реорганизации колхозов и совхозов и земель
сельскохозяйственного назначения .
1. Законодательные и иные правовые акты, регулирующие основные направления
аграрной реформы и приватизации земель сельскохозяйственного назначения.
2. Процессуальный порядок преобразования колхозов и совхозов в новые
организационно-правовые формы.
3. Право собственности работников сельскохозяйственных организаций на
имущественный пай и земельную долю.
4. Распорядительные полномочия собственников имущественных паев и
земельных долей, правила совершения сделок с ними.
5. Основные направления дальнейшего развития аграрной и земельной реформы.
6. Задача.
7. Список использованной литературы и нормативных материалов.
Законодательные и иные правовые акты,
регулирующие основные направления
аграрной реформы и приватизации
земель сельскохозяйственного
назначения.
Одной из приоритетных отраслей законодательства с начала осуществления
экономических преобразований является сфера аграрных отношений. Здесь раньше
всего был поставлен вопрос о проведении коренной аграрной реформы, целью
которой является изменение земельных отношений и формирование земельного
рынка. Основными путями достижения цели стали приватизация земли и
реорганизация колхозов и совхозов. В результате этих процессов создается
система мобильных, ориентированных на рынок частных производителей
сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и
переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных
предприятий агробизнеса.
Первыми законодательными актами, создающими основы правового регулирования
земельного рынка в АПК стали :
Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 03.12.1990 «О программе
возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса»;
Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»;
Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР»;
Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации
колхозов и совхозов»;
Закон РФ от 23.12.92 № 4196-1 «О праве граждан РФ на получение в
собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и
дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»;
Указ Президента РФ от 27.10.93 № 1767 (ред. 24.12.93) «О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» ... и другие.
Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» определяет экономические, социальные и правовые
основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их
ассоциаций на территории РСФСР.
Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских)
хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие их
деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного
кооперирования.
Закон дает определение крестьянского (фермерского) хозяйства как
самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица,
представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц,
осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной
продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в
том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности
земельных участков. Закон предоставляет крестьянским (фермерским) хозяйствам
право « добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы
и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции,
материально - техническому снабжению, строительству, техническому,
водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим
видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками
несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков,
страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами,
покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых,
так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в
договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими
предприятиями.»
Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР» регулирует основные аспекты реорганизации
колхозов и совхозов, предоставление работникам сельскохозяйственных предприятий
земельных участков в собственность и пользование. Во исполнение Указа были
приняты следующие документы :
Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98) «О порядке
приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного
комплекса»;
Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации
колхозов и совхозов».
Эти нормативно-правовые акты детально регулируют порядок реорганизации колхозов
и совхозов. « Положение устанавливает возможные пути и особенности
реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения
имущественных паев и земельных долей и направления их использования.» (
«Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных
предприятий» утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.92 № 708).
Порядок купли-продажи земельных участков регулируется Указом Президента РФ от
25.03.92 № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам
при приватизации государственных и муниципальных предприятий» , Указом
Президента РФ от 14.02.96 № 198 «О праве собственности граждан и
юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской
местности» и Постановлением Правительства РФ от 30.05.93 № 503 «Об
утверждении порядка купли-продажи гражданами земельных участков» .
Направления совершенствования рыночных отношений в АПК намечены в Федеральной
целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ
на 1996-2000 годы , которая утверждена Указом Президента РФ от 18.06.96 №
933. «Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного
производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов
работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой
институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для
обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье
на основе интенсификации производства, использования достижений научно-
технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского
хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской
деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях.».
Основные направления государственной политики в реформировании агропромышленного
комплекса указаны также в Указе Президента РФ от 16.04.96 № 565 (ред. 22.07.98)
«О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в
агропромышленном комплексе» :
«содействие созданию и деятельности эффективных хозяйственных структур в
агропромышленном комплексе с использованием средств, предусмотренных в
федеральном бюджете на поддержку сельскохозяйственных организаций независимо
от их организационно - правовых форм;
государственное финансирование структурной перестройки организаций
агропромышленного комплекса, санация убыточных сельскохозяйственных
предприятий, информационное и кадровое обеспечение аграрной реформы за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и
внебюджетных источников;
развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как наиболее
приоритетное направление аграрной реформы, в том числе поддержка создания
сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных,
перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых
и других видов кооперативов;
оказание вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам стартовой
финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники и
оборудования.».
Процессуальный порядок
преобразования колхозов и совхозов
в новые организационно-правовые формы.
Сложившаяся к 1991-1992 годам структура государственных и кооперативных
предприятий в сельском хозяйстве оказалась не приспособленной к рыночным
отношениям, изначально ориентированной на государственные закупки, снабжение,
цены и т.п. Одной из задач аграрной реформы стало создание иной, более
отвечающей требованиям рыночной экономики структуры, базирующейся на
самостоятельных производителях и рыночных механизмах их взаимодействия.
Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать
процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате
этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на
рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной
собственности) производителей сельскохозяйственной продукции.
Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия,
слияния с другими предприятиями или преобразования в иную
организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы
изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии с Законом
РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
, была так изменена редакция статьи 12, что совхозы перестали быть
государственными предприятиями. В этой связи колхозы и совхозы не
приватизируются, а подлежат реорганизации. Исключение составляют
сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет
общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие
препятствия остаются пока в государственной собственности, порядок их
приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий
устанавливается правительством.
Согласно Указу Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по
осуществлению земельной реформы в РСФСР» Колхозы и совхозы обязаны в 1992
году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом
РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и
перерегистрироваться в соответствующих органах. Местным органам исполнительной
власти обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников
государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания
крестьянских (фермерских) хозяйств.
Во исполнение этого Указа были приняты следующие документы :
Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации
колхозов и совхозов» ;
Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98 ) «О порядке
приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.91 № 86
министерству сельского хозяйства РФ, Государственному Комитету РФ по
управлению государственным имуществом и их органам на местах, Советам
Министров республик в составе РФ, администрациям краев, областей, и
автономных образований сформировать до 1 февраля 1992 года республиканские,
краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные
совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании
колхозов и совхозов, и реорганизацию этих хозяйств.
Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями :
n раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с
последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооператив;
n реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого
или закрытого типа ;
n реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив
(коллективное мероприятие).
В ходе реорганизации, там, где это экономически целесообразно - хозяйства
могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется по своей
схеме.
Вне зависимости от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства
должны быть соблюдены следующие процедуры :
«для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе
создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов
власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений
сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство
указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров
совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего
постановления.» (Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 , пункт 3.);
объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансе
колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории
хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам
власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Перечень
передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются
реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и
трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства. Непогашенные кредиты
хозяйства, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно
объектов, также переводятся на местные органы власти.
до 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести
общие собрания и принять решения о следующем :
а) форме собственности на землю в своих хозяйствах : индивидуальной,
коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным кодексом РФ;
б) выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся
хозяйству бесплатно по районной норме ;
в) целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными
массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них,
другими объектами общего пользования
по итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на
предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и
составе этой земли ;
в каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли
(паи) работников и пенсионеров. В случае, если избрана индивидуальная или
коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также
индивидуальные земельные доли. Имущественные и земельные доли могут быть
объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены
между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим. Каждому
владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство ;
если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или
совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения
индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа
работников могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального
хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного
Страницы: 1, 2, 3
|