бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовой порядок реорганизации колхозов бесплатно рефераты

Курсовая: Правовой порядок реорганизации колхозов

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ.

Курсовая работа по аграрному праву

ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ И

ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Студента 4-й группы 3-го курса

МЗФ МГЮА

Шаповалова Павла Васильевича.

ул. Москворечье

д.19/1, к. 128.

Москва 1998.

Правовое регулирование реорганизации колхозов и совхозов и земель

сельскохозяйственного назначения .

1. Законодательные и иные правовые акты, регулирующие основные направления

аграрной реформы и приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

2. Процессуальный порядок преобразования колхозов и совхозов в новые

организационно-правовые формы.

3. Право собственности работников сельскохозяйственных организаций на

имущественный пай и земельную долю.

4. Распорядительные полномочия собственников имущественных паев и

земельных долей, правила совершения сделок с ними.

5. Основные направления дальнейшего развития аграрной и земельной реформы.

6. Задача.

7. Список использованной литературы и нормативных материалов.

Законодательные и иные правовые акты,

регулирующие основные направления

аграрной реформы и приватизации

земель сельскохозяйственного

назначения.

Одной из приоритетных отраслей законодательства с начала осуществления

экономических преобразований является сфера аграрных отношений. Здесь раньше

всего был поставлен вопрос о проведении коренной аграрной реформы, целью

которой является изменение земельных отношений и формирование земельного

рынка. Основными путями достижения цели стали приватизация земли и

реорганизация колхозов и совхозов. В результате этих процессов создается

система мобильных, ориентированных на рынок частных производителей

сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и

переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных

предприятий агробизнеса.

Первыми законодательными актами, создающими основы правового регулирования

земельного рынка в АПК стали :

Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 03.12.1990 «О программе

возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса»;

Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве»;

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению

земельной реформы в РСФСР»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации

колхозов и совхозов»;

Закон РФ от 23.12.92 № 4196-1 «О праве граждан РФ на получение в

собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и

дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»;

Указ Президента РФ от 27.10.93 № 1767 (ред. 24.12.93) «О регулировании

земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» ... и другие.

Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве» определяет экономические, социальные и правовые

основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их

ассоциаций на территории РСФСР.

Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских)

хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие их

деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного

кооперирования.

Закон дает определение крестьянского (фермерского) хозяйства как

самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица,

представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц,

осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной

продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в

том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности

земельных участков. Закон предоставляет крестьянским (фермерским) хозяйствам

право « добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы

и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции,

материально - техническому снабжению, строительству, техническому,

водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим

видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками

несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков,

страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами,

покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых,

так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в

договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими

предприятиями.»

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению

земельной реформы в РСФСР» регулирует основные аспекты реорганизации

колхозов и совхозов, предоставление работникам сельскохозяйственных предприятий

земельных участков в собственность и пользование. Во исполнение Указа были

приняты следующие документы :

Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98) «О порядке

приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного

комплекса»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации

колхозов и совхозов».

Эти нормативно-правовые акты детально регулируют порядок реорганизации колхозов

и совхозов. « Положение устанавливает возможные пути и особенности

реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения

имущественных паев и земельных долей и направления их использования.» (

«Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных

предприятий» утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.92 № 708).

Порядок купли-продажи земельных участков регулируется Указом Президента РФ от

25.03.92 № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам

при приватизации государственных и муниципальных предприятий» , Указом

Президента РФ от 14.02.96 № 198 «О праве собственности граждан и

юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской

местности» и Постановлением Правительства РФ от 30.05.93 № 503 «Об

утверждении порядка купли-продажи гражданами земельных участков» .

Направления совершенствования рыночных отношений в АПК намечены в Федеральной

целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ

на 1996-2000 годы , которая утверждена Указом Президента РФ от 18.06.96 №

933. «Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного

производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов

работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой

институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для

обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье

на основе интенсификации производства, использования достижений научно-

технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского

хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской

деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях.».

Основные направления государственной политики в реформировании агропромышленного

комплекса указаны также в Указе Президента РФ от 16.04.96 № 565 (ред. 22.07.98)

«О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в

агропромышленном комплексе» :

«содействие созданию и деятельности эффективных хозяйственных структур в

агропромышленном комплексе с использованием средств, предусмотренных в

федеральном бюджете на поддержку сельскохозяйственных организаций независимо

от их организационно - правовых форм;

государственное финансирование структурной перестройки организаций

агропромышленного комплекса, санация убыточных сельскохозяйственных

предприятий, информационное и кадровое обеспечение аграрной реформы за счет

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и

внебюджетных источников;

развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как наиболее

приоритетное направление аграрной реформы, в том числе поддержка создания

сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных,

перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых

и других видов кооперативов;

оказание вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам стартовой

финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники и

оборудования.».

Процессуальный порядок

преобразования колхозов и совхозов

в новые организационно-правовые формы.

Сложившаяся к 1991-1992 годам структура государственных и кооперативных

предприятий в сельском хозяйстве оказалась не приспособленной к рыночным

отношениям, изначально ориентированной на государственные закупки, снабжение,

цены и т.п. Одной из задач аграрной реформы стало создание иной, более

отвечающей требованиям рыночной экономики структуры, базирующейся на

самостоятельных производителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать

процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате

этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на

рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной

собственности) производителей сельскохозяйственной продукции.

Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия,

слияния с другими предприятиями или преобразования в иную

организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы

изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии с Законом

РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»

, была так изменена редакция статьи 12, что совхозы перестали быть

государственными предприятиями. В этой связи колхозы и совхозы не

приватизируются, а подлежат реорганизации. Исключение составляют

сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет

общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие

препятствия остаются пока в государственной собственности, порядок их

приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий

устанавливается правительством.

Согласно Указу Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по

осуществлению земельной реформы в РСФСР» Колхозы и совхозы обязаны в 1992

году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом

РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и

перерегистрироваться в соответствующих органах. Местным органам исполнительной

власти обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников

государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания

крестьянских (фермерских) хозяйств.

Во исполнение этого Указа были приняты следующие документы :

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации

колхозов и совхозов» ;

Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98 ) «О порядке

приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.91 № 86

министерству сельского хозяйства РФ, Государственному Комитету РФ по

управлению государственным имуществом и их органам на местах, Советам

Министров республик в составе РФ, администрациям краев, областей, и

автономных образований сформировать до 1 февраля 1992 года республиканские,

краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные

совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании

колхозов и совхозов, и реорганизацию этих хозяйств.

Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями :

n раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с

последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооператив;

n реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого

или закрытого типа ;

n реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив

(коллективное мероприятие).

В ходе реорганизации, там, где это экономически целесообразно - хозяйства

могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется по своей

схеме.

Вне зависимости от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства

должны быть соблюдены следующие процедуры :

«для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе

создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов

власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений

сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство

указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров

совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего

постановления.» (Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 , пункт 3.);

объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансе

колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории

хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам

власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Перечень

передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются

реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и

трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства. Непогашенные кредиты

хозяйства, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно

объектов, также переводятся на местные органы власти.

до 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести

общие собрания и принять решения о следующем :

а) форме собственности на землю в своих хозяйствах : индивидуальной,

коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным кодексом РФ;

б) выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся

хозяйству бесплатно по районной норме ;

в) целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными

массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них,

другими объектами общего пользования

по итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на

предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и

составе этой земли ;

в каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли

(паи) работников и пенсионеров. В случае, если избрана индивидуальная или

коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также

индивидуальные земельные доли. Имущественные и земельные доли могут быть

объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены

между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим. Каждому

владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство ;

если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или

совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения

индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа

работников могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального

хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного

Страницы: 1, 2, 3