Курсовая: Правовое положение коммерческих банков
окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок
действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи;
для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте
даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения
эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6
месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения
работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В
соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия
гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом,
что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22).
независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое
существование в результате представления письменного заявления
бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу
объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока
действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием
такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если
бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве
альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен
немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной
суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же
соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а
бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан
произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий
по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар
может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя
давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу
акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется
в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития
событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.
Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть
включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного
условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой
спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-
гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны,
где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же
гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит
разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал,
выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии).
Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит
диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по
взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992
г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с
последними любой спор, возникающий в связи с
гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом
и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то
спор будет разрешаться исключительно компетентным судом в стране
местонахождения гаранта (ст.11).
Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-
правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения
сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые
нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и
юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных
правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в
настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их
природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая
выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной
гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть
зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию
могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали
применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково
соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права?
Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что
императивные нормы национального законодательства будут
превалировать над диспозитивными нормами обычно-правового характера. Это
значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным
нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны,
чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном
обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера
(Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо
вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего
национального права.
Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо
иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать
императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия
представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней
применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах
гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна
быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными
должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии,
то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть
представлены в письменной форме.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.
Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой
банковской системы является организация процессов управления операциями
банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих
кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства,
поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы
страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской
деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-
кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов,
инструментов и средств достижения поставленных целей.
Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе
динамики макроэкономических показателей, в том числе валового
национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита
госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.
Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих
банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации
комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций
отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые
(административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на
деятельность коммерческих банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или
запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных
и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При
использовании административных методов воздействия наиболее широко
применяются следующие инструменты:
- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на
привлечение кредитных ресурсов;
- ограничение на открытие филиалов и отделений;
- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание
различных видов услуг, процентных ставок;
- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня
банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое
контингентирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.
К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов
воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов,
коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные
виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и
устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.
В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-
кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны
является:
- установление минимальных резервных требований;
- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление
учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);
- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных
бумаг в банковской системе.
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.
Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования
банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие
экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в
Центральном банке РФ;
- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом
Центральный банк применяет нормативы как директивного характера,
обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, -
используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию,
производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого
месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению
(исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате
проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных
требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера
средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению
Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка
сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по
данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.
При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В
противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней,
не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим
банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления
на сумму недостатка.
До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением,
представляемым вместе с расчетом.
Главное управление Центрального банка по месту нахождения
корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему
отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом
погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при
очередном регулировании.
При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по
своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности
составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем
сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у
коммерческого банка.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для
пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему
краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются
кредитным договором.
В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения
средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности
предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение
Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде
взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный
день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый
последующий день.
При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию
части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к
нему нормативы резервных требований.
Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично
покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами
приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия
покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.
В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по
своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок
часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в
заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких
случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете,
используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном
счете; гарантии и санкции.
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и
периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации
работы в банке и его учреждениях.
Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных
формах:
- межгосударственный контроль;
- государственный контроль;
- аудиторский контроль;
- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).
Основными видами государственного контроля за деятельностью банков
являются:
- внутриведомственный контроль;
- межведомственный контроль;
- региональный контроль;
- вневедомственный контроль.
Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются
соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за
деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными
ведомствами:
-Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного
контроля и надзора в банковской системе;
-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.
Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской
деятельностью можно выделить:
- проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему
законодательству;
- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности
контролируемого банка;
- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и
расходов банка;
- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.
В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты
организации государственного банковского контроля:
- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты
обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий
контролирующий орган;
- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;
- определяются основные нормативные методы регулирования,
обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных
коэффициентов;
- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность
предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих
форм не фиксируется.
Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и
разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за
деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной
организации либо при Правлении Центрального банка России.
Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков
можно выделить:
- определение направлений деловой политики коммерческих банков;
- планирование функционирования банковской системы в целом;
- определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских
операций;
- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование
процессов развития банковской сети;
- вопросы согласования банковской политики;
- организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов;
- организация и совершенствование системы банковского надзора.
Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные
управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное
управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется
соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность
применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального
банка РФ.
Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная
проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по
надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального
банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие
документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-
расчетных операций.
Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры,
необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных
средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать
другие полномочия.
Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с
Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати
годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной
комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных
в них сведений.
Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют
Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о
результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими
установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых
мерах и запросах, требующих централизованного решения.
Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и
надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу
данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе
с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют
сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику
соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы
коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный
характер.
Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального
контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он
осуществляется в двух основных формах:
- внешний аудит;
- внутренний аудит.
Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной
основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими
соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами
- независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях
координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их
различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.
Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю
необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать
на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по
любому вопросу проверки у сотрудников банка.
По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается
оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности
проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с
бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или
отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В
случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный
срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на
повторное подтверждение.
Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности отчетности
могут служить:
- выявление серьезных недостатков в работе банка;
- оказание давления на аудиторов;
- отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.
Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого
контроля, для осуществления которого в банке создается специальное
подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела
строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной
правлением.
Основными функциями данного подразделения являются:
- контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства;
- выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и
подразделений;
- проведение специальных исследований по поручению правления;
- проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых
ценностей;
- предоставление информации внешним аудиторам.
По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные
недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них.
Протокол направляется председателю правления.
Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах:
- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;
- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;
- контроль акционеров.
Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка,
заключающийся в получении необходимой информации от руководства предприятия
о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием
акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам.
Руководство банка обязано периодически информировать акционеров (пайщиков) о
состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы.
Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни,
специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и
посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия.
Современный банк - это универсальное предприятие.
Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами
Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только
желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов,
носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка,
предъявляемых им при регистрации банка.
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится в
становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою
деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных
основ для их деятельности.
Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков
принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не
коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности.
Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании
предприятий.
Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих
банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать
от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают
серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные
процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования
материального производства надо отзывать лицензии на совершение
банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или
филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.
В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система
функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу,
инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей
стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое
осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.
3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика.
Москва, 1995 г. №5.
4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от 2.12.91 г.
5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в
РСФСР" от 2.12.91 г.
6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" от 25.12.91 г.
7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования
деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17 марта,
28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.).
8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр,
1992 г.
9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на
территории РСФСР" от 13.03.92 г.
10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо",
1994 г.
11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов, 1993 г.
12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|