бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое положение коммерческих банков бесплатно рефераты

окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок

действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи;

для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте

даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения

эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6

месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения

работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В

соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия

гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом,

что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22).

независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое

существование в результате представления письменного заявления

бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу

объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока

действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием

такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если

бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве

альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен

немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной

суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же

соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а

бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан

произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий

по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар

может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя

давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу

акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется

в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития

событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.

Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть

включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного

условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой

спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-

гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны,

где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же

гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит

разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал,

выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии).

Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит

диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по

взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992

г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с

последними любой спор, возникающий в связи с

гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом

и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то

спор будет разрешаться исключительно компетентным судом в стране

местонахождения гаранта (ст.11).

Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-

правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения

сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые

нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и

юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных

правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в

настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их

природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая

выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной

гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть

зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию

могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали

применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково

соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права?

Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что

императивные нормы национального законодательства будут

превалировать над диспозитивными нормами обычно-правового характера. Это

значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным

нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны,

чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном

обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера

(Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо

вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего

национального права.

Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо

иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать

императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия

представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней

применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах

гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна

быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными

должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии,

то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть

представлены в письменной форме.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.

Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой

банковской системы является организация процессов управления операциями

банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих

кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства,

поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы

страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской

деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-

кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов,

инструментов и средств достижения поставленных целей.

Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе

динамики макроэкономических показателей, в том числе валового

национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита

госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих

банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации

комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций

отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые

(административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на

деятельность коммерческих банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или

запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных

и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При

использовании административных методов воздействия наиболее широко

применяются следующие инструменты:

- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на

привлечение кредитных ресурсов;

- ограничение на открытие филиалов и отделений;

- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание

различных видов услуг, процентных ставок;

- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня

банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое

контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и

регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование

которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает

установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы

экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в

то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов

воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов,

коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные

виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и

устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-

кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны

является:

- установление минимальных резервных требований;

- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление

учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);

- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных

бумаг в банковской системе.

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования

банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие

экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в

Центральном банке РФ;

- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом

Центральный банк применяет нормативы как директивного характера,

обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, -

используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию,

производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого

месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению

(исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате

проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных

требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера

средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению

Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка

сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по

данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В

противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней,

не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим

банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления

на сумму недостатка.

До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением,

представляемым вместе с расчетом.

Главное управление Центрального банка по месту нахождения

корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему

отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом

погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при

очередном регулировании.

При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по

своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности

составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем

сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у

коммерческого банка.

При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для

пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему

краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются

кредитным договором.

В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения

средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности

предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение

Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде

взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный

день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый

последующий день.

При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию

части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к

нему нормативы резервных требований.

Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично

покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами

приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия

покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.

В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по

своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок

часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в

заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких

случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете,

используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном

счете; гарантии и санкции.

3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс

мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и

периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации

работы в банке и его учреждениях.

Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных

формах:

- межгосударственный контроль;

- государственный контроль;

- аудиторский контроль;

- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).

Основными видами государственного контроля за деятельностью банков

являются:

- внутриведомственный контроль;

- межведомственный контроль;

- региональный контроль;

- вневедомственный контроль.

Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются

соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за

деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными

ведомствами:

-Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного

контроля и надзора в банковской системе;

-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.

Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской

деятельностью можно выделить:

- проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему

законодательству;

- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;

- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности

контролируемого банка;

- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и

расходов банка;

- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.

В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты

организации государственного банковского контроля:

- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты

обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий

контролирующий орган;

- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;

- определяются основные нормативные методы регулирования,

обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных

коэффициентов;

- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность

предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих

форм не фиксируется.

Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и

разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за

деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной

организации либо при Правлении Центрального банка России.

Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков

можно выделить:

- определение направлений деловой политики коммерческих банков;

- планирование функционирования банковской системы в целом;

- определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских

операций;

- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование

процессов развития банковской сети;

- вопросы согласования банковской политики;

- организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов;

- организация и совершенствование системы банковского надзора.

Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные

управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное

управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется

соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность

применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального

банка РФ.

Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная

проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по

надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального

банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие

документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-

расчетных операций.

Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры,

необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных

средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать

другие полномочия.

Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с

Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати

годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной

комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных

в них сведений.

Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют

Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о

результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими

установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых

мерах и запросах, требующих централизованного решения.

Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и

надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу

данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе

с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют

сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику

соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы

коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный

характер.

Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального

контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он

осуществляется в двух основных формах:

- внешний аудит;

- внутренний аудит.

Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной

основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими

соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами

- независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях

координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их

различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю

необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать

на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по

любому вопросу проверки у сотрудников банка.

По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается

оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности

проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с

бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или

отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В

случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный

срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на

повторное подтверждение.

Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности отчетности

могут служить:

- выявление серьезных недостатков в работе банка;

- оказание давления на аудиторов;

- отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.

Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого

контроля, для осуществления которого в банке создается специальное

подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела

строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной

правлением.

Основными функциями данного подразделения являются:

- контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства;

- выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и

подразделений;

- проведение специальных исследований по поручению правления;

- проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых

ценностей;

- предоставление информации внешним аудиторам.

По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные

недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них.

Протокол направляется председателю правления.

Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах:

- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;

- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;

- контроль акционеров.

Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка,

заключающийся в получении необходимой информации от руководства предприятия

о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием

акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам.

Руководство банка обязано периодически информировать акционеров (пайщиков) о

состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы.

Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни,

специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и

посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия.

Современный банк - это универсальное предприятие.

Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами

Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только

желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов,

носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка,

предъявляемых им при регистрации банка.

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится в

становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою

деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных

основ для их деятельности.

Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков

принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не

коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности.

Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании

предприятий.

Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих

банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать

от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают

серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные

процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования

материального производства надо отзывать лицензии на совершение

банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или

филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.

В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система

функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу,

инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей

стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое

осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.

3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика.

Москва, 1995 г. №5.

4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от 2.12.91 г.

5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в

РСФСР" от 2.12.91 г.

6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской

деятельности" от 25.12.91 г.

7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования

деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17 марта,

28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.).

8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр,

1992 г.

9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на

территории РСФСР" от 13.03.92 г.

10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо",

1994 г.

11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов, 1993 г.

12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4