бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности бесплатно рефераты

Курсовая: Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая работа

по предмету: Гражданское право

Тема 4:

«Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности»

Хабаровск, 2002

ВВЕДЕНИЕ

1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации

2. Содержание права муниципальной собственности. Порядок

правового регулирования института муниципальной собственности Российской

Федерации.

3. Основные составляющие права муниципальной собственности

3.1. Субъекты права муниципальной собственности

3.2. Объект права муниципальной собственности

4. Основания возникновения права муниципальной

собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в

муниципальную и наоборот.

5. Особенности прекращения права муниципальной

собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную

собственность.

6. Право хозяйственного ведения и право оперативного

управления как формы осуществления права муниципальной собственности.

7. Устав г. Биробиджана о регулировании отношений муниципальной собственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных материалов

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление[1].

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены

собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально

для совре­менного периода, когда одной из основных функций власти становится

оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это

относится в еще большей ме­ре, чем к государственной власти, так как к

задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение

основных жизненных потребностей населения.

Принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям нашел

отражение в положениях Ев­ропейской Хартии местного самоуправления

[2] и закреплен Конституцией Российской Федерации, в соответствии с кото­рой

муниципальная собственность признана наряду с государ­ственной, частной и

другими формами собственности[3].

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление,

определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит

свое выражение прежде всего:

þ в признании и равной правовой защите наряду с другими формами

собственности муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ);

þ в праве органов местного самоуправления самостоятельно уп­равлять

муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ).

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-

экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов

реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое

использование и распоряжение:

’ имеющимися в собственности муниципального образования денежными

средствами,

’ муниципальными предприятиями и организациями,

’ зданиями и сооружениями как производственного, так и

непроизводственного назначения,

’ муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,

’ а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Согласно статье 1 Федерального закона “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальная собственность

наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления

является существенным признаком понятия “муниципальное образование”.

Итак, объектом данной курсовой работы является муниципальная

собственность Российской Федерации

Цель исследования – изучить право муниципальной собственности, как

самостоятельной формы собственности.

Задачи исследования:

изучить вопрос формирования муниципальной собственности в

Российской Федерации,

’ выявить содержание,

’ назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности,

’ определить основания возникновения и прекращения права

муниципальной собственности

’ рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной

собственности на примере Устава г. Биробиджана.

Для решения поставленных задач использовался анализ учебной и научной

литературы по гражданскому и муниципальному праву.

1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации

Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим

силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской

Феде­рации с 1 января 1995 года.

Формирование муниципальной собственности началось еще до новой Конституции

Российской Федерации с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в

РСФСР»[4].

Порядок ее формирования был уста­новлен постановлением Верховного Сонета

Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной

собственности в Российской Федерации на федеральную собст­венность,

государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,

областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и

Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

[5].

В развитие названного выше постановления Президент Рос­сийской Федерации своим

Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении

пообъектного состава феде­ральной, государственной и муниципальной

собственности и по­рядке оформления прав собственности

[6]. Указанное Положение установило порядок составления и утверждения

перечня объек­тов, передаваемых в муниципальную собственность, а также по­рядок

оформления прав собственности. Муниципальное имуще­ство подлежит пообъектной

регистрации в соответствующем ре­естре муниципальной собственности. Согласно

Положению право и обязанность ведения реестра по объектам, переданным в

муниципальную собственность, принадлежат комитетам по уп­равлению имуществом

городов и районов.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях

местного самоуправления в Российской Федерации»

[7] было установлено, что передача объектов, относя­щихся к муниципальной

собственности, в государственную соб­ственность субъектов Российской Федерации

или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного

само­управления либо по решению суда.

На формирование муниципальной собственности существен­ным образом влиял и

процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления

(прежде всего небольших рай­онных городов, поселков, сельских населенных

пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на

основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации

государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»

[8], а также Государственной программы приватизации государственных и

муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом

Президента Рос­сийской Федерации от 24 декабря 1993 г.

[9], местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по

управле­нию имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по

управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами

местного самоуправ­ления.

В связи с тем, что многие приватизируемые государственные предприятия имеют в

своем ведении объекты социально-культур­ного и коммунально-бытового

назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской

Федерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок

дальней­шего функционирования этих объектов. К этим актам относятся:

’ Указ Президента Российской Федерации «Об использовании объ­ектов

социально-культурного и коммунально-бытового назначе­ния приватизируемых

предприятий» от 10 января 1993 г.[10];

’ Указ Президента Российской Федерации «О полномочиях Правитель­ства

Российской Федерации по осуществлению передачи объек­тов федеральной

собственности в государственную собствен­ность субъектов Российской Федерации и

муниципальную собст­венность» от 28 октября 1994 г.

[11];

’ Постановление Совета Мини­стров — Правительства Российской Федерации

«О финансирова­нии объектов социально-культурного и коммунально-бытового

назначения, передаваемых в ведение местных органов исполни­тельной власти при

приватизации предприятий» от 23 декабря 1993 г.

[12];

’ Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи

объектов социально-культурного и коммуналь­но-бытового назначения федеральной

собственности в государст­венную собственность субъектов Российской Федерации и

муни­ципальную собственность» от 7 марта 1995 г.

[13]

На основе данных нормативных актов многие из объектов социально-культурного и

коммунально-бытового назначения, находящихся ранее в ведении предприятий,

перешли в собственность муниципальных образо­ваний.

На основании названных актов была сформирована муниципальная собственность в

районах и городах областного подчинения. Впоследствии, с вступлением в силу

Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации», уравнявшего в правах все муниципальные образования,

начался процесс разграничения муниципальной собственности между

муниципальными образованиями различных типов.

Как считает Широков А. Н., «большое внимание передаче объектов государственной

собственности в муниципальную собственность уделяется в связи с тем, что

изначально в СССР, а затем в Российской Федерации вся собственность являлась

государственной, и первичное фор­мирование федеральной собственности,

государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной

собственности происходит на основе разграничения общегосу­дарственной

собственности между уровнями власти»[14]

.

В дальней­шем формирование муниципальной собственности может идти путем

создания новых объектов собственности, приобретения, получения в дар,

принятия в муниципальную собственность бес­хозяйных объектов и другими

законными способами.

2. Содержание права муниципальной собственности.

Порядок правового регулирования института муниципальной собственности

Российской Федерации.

Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ,

которые в рамках отдельного государства формируют его национальное

богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для

удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и

различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения.

Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы,

приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в

настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения,

распоряжения и пользования.

Другими словами, собственность - это отношение между человеком и группой или

сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального

мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или

временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении

объекта собственности.

С этой точки зрения понятие муниципальной собственности прежде всего

является юридическим и характеризует определенный перечень прав

муниципальных образований (народа) по отношению к отдельным элементам

национального богатства.

Муниципальная собственность в отличие от частной призвана обеспечивать

интересы большого количества лю­дей: лиц, проживающих на территории

городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В

этих случаях собственности высту­пает (муниципальная собственность).

В ситуации, когда муниципальные образования, являющиеся субъектами права

вступают в отношения соб­ственности, характеризующиеся равенством их

участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие

участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и

особенностей данных субъектов[15].

Правовое регулирование института муниципальной собственности в РФ: порядок ее

образования, вла­дения, пользования и распоряжения осуществляется целым рядом

нормативных актов.

В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием

законодательной базы о муниципальной собственности, решены. В них приняты

специальные законы о муниципальной собственности. Так, в Московской

области принят Закон «Об общих принципах формирования, управления и

распоряжения муниципальной собственностью Московской области». В Еврейской

автономной области - Закон от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ «О порядке передачи

объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную

собственность».

Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых

заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем

использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в

исключительности осуществления данной возможности.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения,

пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом

Российской Федерации.

Статья 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает статус

муниципальной собственности как имущества, принадлежащего на праве

собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным

образованиям.

þ Статья 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает для

городских, сельских поселений и других муниципальных образований равный с иными

участниками режим регулирования гражданских отношений.

þ Статья 125 определяет, что от имени муниципальных образований в

гражданских правоотношениях приобретают и осуществляют права и обязанности

собственника органы местного самоуправления в пределах их компетенции,

установленной актами, определяющими статус этих органов.

þ Cт. 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной

собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в

порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Известно, что Гражданский Кодекс РФ как основополагающий гражданско-правовой

документ дает только базовые определения и регулирующие положения, которые

при необходимости, более подробно раскрываются в других законодательных

документах.

К примеру, норма ст. 215 ГК РФ конкретизирована в Федеральном законе «Об общих

принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации»

[16], в пункте 1 статьи 1 которого определяется, что муниципальная

собственность — это соб­ственность муниципального образования, а также

установ­лен состав муниципальной собственности

[17] (он будет рассмотрен в следующей главе работы)

Универсальная норма о порядке установления специфи­ки правового

Страницы: 1, 2, 3, 4