бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правомерное поведение бесплатно рефераты

Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени

общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение

правонарушений на преступления и проступки. Преступление характеризует

большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие

отдельных административных, трудовых, гражданских

проступков весьма высокой степени общественной опасности.

Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт общественно

опасного противоправного поведения.

Общественная опасность, вредность правонарушения характеризует их как

отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслу­живает и лицо,

совершившее правонарушения. Порицание справедливо, оправданно и возможно при

условии упречного поведения, то есть такого действия или бездействия,

которое явилось результатом сознания, воли.

Порицание основывается на том, что правонарушитель выбрал из имеющихся

именно вредный вариант поведения, пренебрег интересами об­щества, субъективными

правами иных граждан. Выбор такого варианта поведения свидетельствует о

направленности, или пренебрежении, или безразличии сознания правонарушителя к

общественным и индивидуальным интересам, к причинению или допущению социального

вреда. Такое психическое отношение правонарушителя к своим действиям или

бездействия и их последствиям характеризует противоправное деяние как

виновное. Субъективный момент деяния - вина - необходимый признак

правонарушения. Вина выражается в двух формах: косвенная вина и прямая.

В случае прямой вины правонарушителя подразумевается, что данное лицо

предвидит и желает наступления отрицательных последствий, при косвенной вине

имеется в виду то, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит наступление

отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности или

самонадеянности думает, что их удастся избежать.

Из сказанного следует вывод : если

противоправность всегда виновна, то, следовательно, отсутствие вины

свидетельствует об отсутствии противоправности и

правонарушения и исключает юридическую

ответственность. Это положение полностью соответствует принципам законности,

справедливости, охраны прав личности и поэтому не может и не должно иметь

исключения.

3. Основные виды правонарушения

Объектом административного проступка являются общественные отношения,

охраняемые административными взысканиями от противоправных посягательств.

Объект административного проступка - необходимый элемент состава каждого

проступка. Не может быть признано

административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой

объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об

административных правонарушениях.

Признаком объективной стороной проступка можно назвать деяние. Оно

является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое

объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и

время, и способ.

Правонарушение совершаются людьми - субъектами правонарушения.

Для признания лица, совершившего противоправное деяние, субъектом

административного проступка необходимо установить, что оно по своему

психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно ориентироваться

в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.

Субъект деяния не может рассматриваться в

качестве признака правонарушения. Но без субъекта нет правонарушения, и в тоже

время не каждый человек м

ожет быть признан субъектом противоправного ви

новного деяния. Следовательно, квалификация правонарушения

зависит от понятия его субъекта.

Субъект уголовного права совпадает с субъектом уголовной ответственности. В

гражданском праве такого совпадения нет. Субъекты гражданского права наделены

определенными правами и обязанностями и могут

активно участвовать в различных правоотношениях,

стимулируемых или допускаемых нормами

гражданского законодательства. Субъекты гражданского права осуществляют

правомерные действия. Соответственно в науке гражданского права субъекты

гражданского права рассматрива­ются как лица, наделенные правоспособностью и

дееспособностью для совершения правомерных действий. Содержание дееспособности

определя­ется способностью совершать как правомерные действия, так и нести

ответственность за правонарушения

(деликтоспособность).

Причем признаки субъекта правомерного и противоправного поведения не всегда

совпадают.

Способность собственными действиями приобретать

права и нести обязанности, включая ответственность, присуща человеку,

обладающему качеством личности, то есть индивидууму, имеющему достаточный

уровень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную

общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.

Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и

вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих

полноценной психикой. Малолетние и психически

больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать

те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного

психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие

патологического развития (слабоумия) или деградации соз

нания (душевная болезнь).

Закон устанавливает различные возрастные границы

деликтной правосубъектности. Так, уголовная

ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды

преступлений - с 14 лет; административная

ответственность - с 16 лет; ответственность по

трудовому праву - с момента заключения трудового договора или членства в

колхозе, т.е. с 16 лет, и в исключительных случаях с 15 лет; по гражданскому

законодательству ответственность в полном объеме возникает с 18 лет и

частичная - с 15 лет.

Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени

общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они

посягают.

Субъективная сторона административного проступка - это внутреннее,

психологическое отношение лица к совершаемому им общественно вредному деянию

и его последствиям. Её психологическое содержание раскрывается с помощью

таких юридических признаков, как вина, мотив и цель, представляющих различные

формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые

друг от друга

Отдельное правонарушение - конкретное явление реал

ьной действительности. Но правонарушения не единичны. Они составляют

определенную совокупность их видов. Наиболее разработанным, получившим

научное определение, является такой вид правонарушений, как пре

ступность.

Преступность определяется как относительно

массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой

характер, явление общества, слагающееся из всей сово

купности преступлений, совершаемых в соответствующем

государстве в определенный период времени.

В принципе это определение можно отнести ко всей

массе правонарушений, для этого из него надо исключить особенное, присущее

особой группе правонарушений - преступлениям. В этом случае правонарушения

могут быть определены как исторически изменчивое, антисоциальное явление

общества, состоящее из совокупности всех

нарушений права в определенный период времени в соответствующем регионе.

Структура правонарушений характери

зуется соотношением видов (групп) правонарушений, классифицируемых по

различным основаниям и признакам: характеру

регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам,

распространенности (по количеству, времени, регионам) и др.

Подобная классификация всей массы правонарушений по многочисленным критериям

возможна по мере развития соответствующих

исследований в отдельных областях права и широкого испол

ьзования компьютерной техники.

Применительно к областям регулируемых отношений правонарушения различаются

соответственно отраслям законодательства: гражданские, трудовые, уголовные,

административные, процессуальные и др.

С учетом общественной опасности правонарушения принято делить

на две группы: преступления и иные правонарушения (

проступки, деликты ) - административные,

дисциплинарные, гражданско-правовые. В связи с этим разделением встает

проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков,

поскольку провести границу между ними весьма и

весьма не просто.

Эта проблема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, когда

готовится проект нового уголовного законодательства. Сложност

ь этой задачи состоит в том, что речь идет о сходных по своему характеру

явлениях. И решаться она должна не иначе как в соответствии с законом, не

нарушая основных принципов законодательства и не входя в противоречие с нормами

международного права.

Из сопоставления соответствующих статей Уголовного законодательства и

Законодательства об административных правонарушениях видно, что и

преступления и административные правонарушения

посягают на одинаковые по своему характер

у объекты, именно в этом, преж

де всего, состоит общественная опасность - признак, определяющий их

материальную сущность. Задачи админи

стративного и уголовного законодательств состоят в охране от посягательств

одних и тех же объектов.

Единая сущность административных правонарушений и преступлений подтвер

ждается также следующим обстоятел

ьством: "не является преступлением действие или бездействие хотя формально

и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом,

но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности".

Исходя из этого, видно, что принципиальное различие между преступлением и

административным проступком заключается в различной степени их общественной

опасности. Эта степень определяется интенсивностью посягательства, реально

наступившими или потенциально опасными общественными последствиями.

Вот тот критерий, по которому можно и должно разграничивать проступки и

преступления. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих

обстоятельствах, административный проступок не может квали

фицироваться как преступление, если его качественная определенность и

степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же

степень его общественной опасности существенно повышается и достигает

уровня преступления, то он должен при

знаваться таковым и влечь за собой

уголовную ответственность.

Вопрос о том увеличивает ли повторное совершение административного проступка

общественную опасность деяния и личности

нарушителя настолько, чтобы повлечь за собой

изменение юридичес

кой природы самого проступка и

служить основанием для

признания его преступлением, и, следовательно,

для применения к виновному уголовного наказания должен быть решен в

отрицательную сторону. Совершение лицом

правонарушения повторно может быть отнесено лишь к обстоятельствам,

отягчающим ответственность за административные

правонарушения, преступление не есть сумма

проступков. Наличие административного взыскания з

а предшествующий проступок может относиться лишь к личности

правонарушителя, и никак не повышает степени общественной опасности. Кроме

того, согласно общему принципу права "лицо,

подвергнутое в установленном законом порядке

наказанию, не может быть наказано за то же

деяние". С общепризнанным положением о том, что "уголовной ответственнос

ти и наказанию подлежит лишь лицо, виновное в совершении

преступления", не согласуются нормы

административного законодательства, предусматривающие наложение уголовной

ответственности за повторно совершенное административное правонарушение.

Вместе с тем, имеет смысл установить новые, более четкие критерии разграничения

преступлений от сходных административных проступков, то ест

ь должны быть учтены такие обстоятельства, которые, значительно повышая

степень общественной опасности правонарушения, действительно превращают

его в преступление. Так, например, в Указе ПВС Р

СФСР от 21.11.88г. "нарушение или невыполнение

правил пожарной безо

пасности" считается административным проступком, а "нарушение правил п

ожарной безопасности, повлекшее з

а собой возникновение пожара, причинение вреда здоровью людей или крупный

ущерб" - преступлением. Это позволит законодатель

ству стать более стабильным, менее подверженным всякого рода изменениям.

Кроме приведенного выше разделения по степени общественной опасности

существуют и другие основания классификации

правонарушений. Основываясь на наличии экономических, социальных,

политических отношений общества, различают три

вида правонарушений: в области экономических отношений (собственность,

труд, распределение и др.), в области социально-бытовых отношений (семья, быт,

общественный порядок), в сфере управления (деятельность государственного

аппарата, общегражданские обязанности). Возможна классификация правонарушений

и по иным критериям (например, в научных целях). Так, м

ожно различать правонарушения, посягающие на духовные или материальные

блага, общественные или личные интересы, правонарушения в сфере

нормотворческой или правоприменительной

деятельности и т.д.

Каждая классификация в известной степени условна,

поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь.

Так, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение

правонарушения другим человеком или несколькими лю

дьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей

законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций

Страницы: 1, 2, 3, 4