Курсовая: Понятие и критерии определения подведомственности по гражданским делам
Курсовая: Понятие и критерии определения подведомственности по гражданским делам
Кафедра гражданско – правовых дисциплин НАУЧНАЯ
РАБОТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ
Тема:
ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ПО
ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛ АМ
Выполнил:
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры
МОСКВА – 2001г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
СТР.:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 5
РАЗДЕЛ №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ
ДЕЛА
8
РАЗДЕЛ №3: КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ
ОРГАНАМ ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ 10
ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ 1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 11
ГЛАВА №2: КРИТЕРИЙ 2 - СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ СПОРА 13
ГЛАВА №3: КРИТЕРИЙ 3 - СПОРНОСТЬ ЛИБО БЕССПОРНОСТЬ ПРАВА 15
ГЛАВА №4: ИНЫЕ КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 17
4.1) Наличие договора между сторонами спора 17
4.2) Характер правового акта 17
РАЗДЕЛ №4: СПОРЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 20
РАЗДЕЛ № 5: ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 24
ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 24
ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 26
2.1) Договорная подведомственность 26
2.2) Императивная (условная) подведомственность 26
2.3) Альтернативная подведомственность 27
2.4) Смешанная подведомственность 29
1
РАЗДЕЛ №6: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Понятие подведомственности. Надо ли в настоящее время изучать
подведомственность? Казалось бы, сняты вес ограничения на судебную
подведомственность, нет практически ни одного вопроса, который бы нельзя было
сделать предметом судебного разбирательства. Однако прошедшие политико-
правовые реформы, снявшие ограничения на подведомственность дел судам, не
решили проблемы, связанной с разграничением предметов ведения, а наоборот,
усложнили ее.
Вместо единой судебной системы, существовавшей в России до 1991 г., в настоящее
время судебная власть осуществляется тремя самостоятельными и автономными
системами судебной власти: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и
судами общей юрисдикции. Кроме того, Федеральный конституционный закон "О
судебной системе Российской Федерации" легализовал складывавшуюся в России
двухуровневую судебную систему: наряду с федеральными судами существует
система субъектов РФ, о которой не содержится упоминаний в Конституции РФ.
Наряду с этим сохраняются возможности разрешения дел в других органах
гражданской юрисдикции. Поэтому актуальность и значимость вопросов
подведомственности вовсе не утрачивается, а наоборот, существенно
усложняется. Все это требует продолжения исследований подведомственности,
основанных на новом фактическом материале, появившемся после принятия новой
Конституции РФ и реформы частного права. Значение подведомственности достаточно
многогранно. Прежде всего подведомственность, по справедливому определению Ю.
К. Осипова, выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего
функции распределительного механизма юридических дел между различными
юрисдикционными органами[1]. В условиях
построения и осуществления системы государственной власти на принципах
разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического
механизма, позволяющего реализовать данное положение в юсударственно-правовом
строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начало разделения властей,
необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику
всех государственных органов с помощью правовых критериев. Поэтому не совсем
правильно связывать подведомственность только с реализацией права на обращение
в суд за судебной защитой. Значение подведомственности как межотраслевого
института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к
различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно
возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции,
наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в
материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и
формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу
совершенствования законодательства и правореализационной практики.
РАЗДЕЛ №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего
прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера. Так, согласно
п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав
осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Тем
самым подведена черта под многолетней дискуссией о месте института
подведомственности в системе российского права: является ли он институтом
материального, материально-процессуального или чисто процессуального характера.
Большую теоретическую значимость здесь имеют доводы Ю. К. Осипова,
доказавшего и обосновавшего место подведомственности как межотраслевого
института в системе процессуального права[2]
.
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих
возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность
очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной
власти в соотношении с законодательной и исполнительной, одновременно
определяя подведомственность каждому из органов судебной власти. На
правореализационном уровне подведомственность выступает и в качестве
юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем
возникновение гражданского процесса.
При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия
становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении
вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом
составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а
ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо
исключительная судебная подведомственность либо разновидности множественной
подведомственности.
Данное положение отражено в целом в гражданском процессуальном праве в
содержании ст. 129 ГПК РСФСР, где в зависимости от конкретного вида
подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее
правил (п. 1, 2, 5, б ст. 129 ГПК). Аналогичного характера правила
установлены в арбитражном процессуальном праве (пп. 1, 4 п. 1 ст. 107, пп. 6
п. 1 ст. 108 АПК), в конституционном судопроизводстве (ст. 40, 43 и другие
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации"). Подведомственность выступает не только в качестве
правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев
неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим
юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации
(например, в гражданском процессе в соответствии с п. 1, 2, 6, 7, ст. 219,
п. 1 ст. 221, п. 3 ст. 305, п. 3 ст. 329 ГПК).
Как уже указывалось, подведомственность является самостоятельной правовой и
научной категорией, позволяющей разграничить по характеру юридического дела и
ряду иных признаков предметы ведения между различными органами гражданской
юрисдикции. Общая судебная подведомственность практически любого спорного
вопроса не означает, что институт подведомственности утрачивает свое
значение.
Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, полагающим, что для
разграничения предметов ведения между различными судами лучше использовать
институт подсудности, а не подведомственности. В данном случае круг
отнесенных к ведению суда дел рассматривается через категорию предметной
компетенции или родовой подсудности. Значение подведомственности
определяется не только разграничением предметов ведения между различными
судами, но и в целом между всеми юрисдикционными органами, которые наделены в
настоящее время полномочиями по разрешению юридических дел. При ином
понимании данного вопроса придется создавать новые правовые конструкции
общего характера, которые будут охватывать правила разграничения предметов
ведения между различными юридикционными органами.
Следует отметить такой важный признак подведомственности как
преимущественное определение ее правил только в законе, например, в ст. 25
ГПК РСФСР, ст. 22 АПК, ст. 11 ГК РФ, ст. 18_23, 27, 35, 41 и других Семейного
кодекса РФ, и т. д. Только в отдельных случаях, указанных в законе, правила
подведомственности формулировались в подзаконных актах. Например, в
соответствии со ст. 90 Основ законодательства РФ о нотариате перечень
документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном
порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, устанавливался
Правительством РФ, однако в настоящее время в связи с вступлением в силу
Федерального закона "Об исполнительном производстве" данный перечень утратил
юридическое значение.
РАЗДЕЛ №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА
Правом разрешать юридические дела, то есть споры о праве и другие правовые
вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового
состояния лица или имущества и др.) по законодательству России пользуются
различные органы гражданской юрисдикции.
Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть
(Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также
суды, образующие систему судов субъектов Российской Федерации).
Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом - органы
исполнительной власти. Например, в соответствии с частью 1 ст. 85 Конституции
РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной
власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах
исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями
право-установительного характера, например, органы загса, налоговые,
таможенные органы. Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и
товарным знакам, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и
другие. Юрисдикционными полномочиями обладают и органы местного
самоуправления в рамках их компетенции.
В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими
сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды,
примирительные комиссии и посредников по коллективным трудовым спорам.
Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными
юрисдикционными полномочиями, например, нотариусами.
В-четвертых, граждане России на основании части 3 ст. 46 Конституции РФ и
в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе
обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В
частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Комитет по правам
человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических
правах и факультативным протоколом к указанному Пакту
[3], в Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, а
также в Европейский суд по правам человека и Европейскую комиссию по правам
человека.
Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены
законом к его ведению, то есть подведомственны ему. Исходя из количества
органов, управомоченных на разрешение юридических дел, видно, что вопрос о
правильном определении подведомственности за последние годы существенно
усложнился.
Главным ориентиром в современных условиях при возникновении споров о
подведомственности является принцип разделения властей. Разрешение споров
может быть прерогативой только судебной власти. Функция предварительного
внесудебного разбирательства может быть и у органов исполнительной власти,
но с последующей передачей дела в суд по инициативе одной из сторон. Что же
касается законодательной власти, то ее роль состоит в установлении критериев
подведомственности, механизма реализации права на судебную защиту и
компетенции различных судов, но никак не непосредственное разрешение
конфликтных ситуаций;
Между тем данные правила нередко не соблюдаются. Так, Государственная Дума РФ
периодически принимает заявления и создает комиссии по проверке результатов
приватизации, законности залоговых аукционов и т. д. В подобном случае
законодательная власть, имея полномочие давать политическую оценку тем либо
иным событиям, не вправе давать правовую оценку конкретным фактическим
обстоятельствам, указывать на законность либо незаконность гражданско-
правовых сделок, поскольку разрешение данных вопросов (законность
приватизации либо проведения залогового аукциона, аукциона по продаже пакета
акций как сделок) отнесено к подведомственности судов.
В ряде случаев необоснованно расширяется судебная подведомственность в связи с
возложением на суды полномочий органов исполнительной власти. Так, на
арбитражные суды по делам о банкротстве (несостоятельности) возложен ряд
прямых функций по прямому хозяйственному руководству
организациями-банкротами, на что справедливо обратил внимание М. И. Клеандров
[4].
РАЗДЕЛ №3: КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ОРГАНАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Критерии определения подведомственности юридических дел органам гражданской
юрисдикции. Подведомственность, как и процессуальная правоспособность является
производным юридическим фактом[5]. Ее вид
по конкретному делу определяется юридическими фактами, характеризующими
критерии данной разновидности подведомственности.
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными
правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные
исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о
том, какой орган управомочен разрешить дело, т. е. разграничивается
подведомственность дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам, иным
органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим, имеющим
соответствующие юрисдикционные полномочия.
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению
определенных органов можно выделить, во-первых, характер спорного
правоотношения (имея в виду основной вариант взаимоположения субъектов спорного
материального правоотношения, а также его содержание), во-вторых,
субъектный состав (состав участников спора), в-третьих, спорность либо
бесспорность права, в-четвертых, наличие договора между сторонами
спора, в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или
ненормативный характер), в-шестых, орган, которым принят нормативный
акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и
органов местного самоуправления). Могут использоваться в законодательстве и
иные критерии разграничения подведомственности.
ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ 1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
Страницы: 1, 2, 3, 4
|