бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Общество с ограниченной ответственностью, правовое положение бесплатно рефераты

денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а

также рассматривают другие вопросы, касающиеся создания общества.

Для учреждения общества учредители заключают уч­редительный договор, в котором

обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его

созданию. Учредительный договор должен отражать состав учредителей (участников)

общества, размер устав­ного капитала общества и размер доли каждого из

учредителей (участников), размер и состав вкладов, поря­док и сроки их внесения

в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей

(участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и

порядок распределения между учредителями (уча­стниками) общества прибыли,

условия их участия в его деятельности, состав и компетенция органов управления

обществом и порядке принятия ими решений, порядок выхода участников из

общества. Положение о порядке государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности[16] в

пп. "в" п. 3 указыва­ет, что договор учредителей должен содержать сведения о

наименовании (имени) и юридическом статусе учредите­лей, их местонахождении

(местожительстве), государствен­ной регистрации (для юридических лиц) или

личности (пас­портные данные - для физических лиц).

Другим учредительным документом наряду с учреди­тельным договором общества

является устав общества, ут­верждаемый всеми участниками. Положения устава

общества имеют преимущественную силу для третьих лиц и уча­стников общества,

если положения учредительного догово­ра не соответствуют положениям устава

общества.

Если общество учреждается одним лицом, учредитель­ным договором является

только устав, утверждённый этим лицом (п. 1 ст. 11 Закона об обществах).

общество считается созданным с момента государствен­ной регистрации. Порядок

государственной регистрации должен быть установлен федеральным законом о

государ­ственной регистрации юридических лиц. До введения в дей­ствие

указанного закона применяется действующий поря­док регистрации юридических

лиц.

Таким образом, сегодня порядок регистрации юриди­ческих лиц регламентируется

сохранившими свое действие ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О

пред­приятиях и предпринимательской деятельности" и Ука­зом Президента

Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной

регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российс­кой Федерации"

[17].

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственная

регистрация осуществляется местной администрацией по месту нахождения

общества. Зачастую местная админист­рация для осуществления этих функций

создает свои под­разделения (комитеты, управления или регистрационные

палаты).

В соответствии с установленным порядком для госу­дарственной регистрации

необходимо представить следую­щие документы:

заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и

подписанное всеми учредителями общества;

учредительный договор;

устав, утвержденный учредителями;

документы, подтверждающие оплату не менее 50 про­центов уставного капитала,

указанного в учредительных документах;

свидетельство об уплате государственной пошлины.

Законом об обществах установлен минимальный раз­мер уставного капитала для

ООО. Он не должен быть ме­нее суммы, равной 100-кратному минимальному размеру

оплаты труда, установленному федеральным законом на дату представления

учредительных документов для регис­трации (п. 1 ст. 14).

Отказ в регистрации, в соответствии со ст. 51 ГК, допускается при нарушении

установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие

его учредительных документов закону, отказ в регистрации по мотивам

нецелесообразности создания юридического лица не допускается. В связи с

отсутствием закона о регистрации состав представленных документов и

содержащиеся в них сведения должны соответствовать требованиям Положения о

порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для некоторых

видов обществ в соответствии с законодательством установлена специальная

регистрация. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от

06.06.1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при министерстве

экономики РФ»[18] предусмотрена

специальная регистрация для юридических лиц с иностранным участником.

Государственная регистрация банков и кредитных организаций производится Банком

России согласно Закона РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской

деятельности»[19], регистрация страховых

компаний также осуществляется специальным органом согласно Закона РФ от

27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»

[20]. Государственная регистрация юридических лиц носит сегодня

явочно-нормативный характер, при котором регистрирующий орган вправе только

проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и

не уполномочен проверять целесообразность создания того или иного юридического

лица. В случае нарушений законодательства учредителями общества, допущенных при

его создании, регистрация его может быть признана недействительной, если

допущенные нарушения неустранимы. Отказ в регистрации общества может быть

обжалован в суд.

Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7

Закона об обществах. Это право предоставляет гражданину возможность активно

участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой

возможности.

По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий

гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента совершеннолетия,

кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и эмансипации

[21].

Как и ГК РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах (п. 1 ст. 7) указывает на

возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан. Такой

запрет мо­жет быть предусмотрен только федеральным законом.

Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками

обществ. Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно

ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах

государственной службы Российской Федера­ции»

[22]государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, кроме педагогичес­кой, научной и иной творческой деятельности,

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через до­веренных лиц.

Государственный служащий обязан переда­вать в доверительное управление под

гарантию государ­ства на время прохождения государственной службы нахо­дящиеся

в его собственности доли в уставном капитале ком­мерческих организаций.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправле­ния в Российской Федерации»

[23] распространил ограничения, установленные федеральным законодательством

для госу­дарственных служащих, на муниципальных служащих. А Федеральный закон

от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об осно­вах муниципальной службы в Российской

Федерации»[24] с точностью воспроизвел

положения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской

Федерации», ограничивающие муниципальных служащих в праве выс­тупать

участниками коммерческих организаций, в том чис­ле и обществ.

Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в

учреждениях и организа­циях, за исключением занятий научной, преподавательс­кой

и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей

военной службы. Военнослужа­щим запрещается оказывать содействие физическим и

юри­дическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении

предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и

льготы[25]. Это положение прямо не

запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает

определенные сложности в осуществление таким учредителем своих прав на участие

в управлении обществом.

По общему правилу юридические лица наряду с граж­данами также могут быть

участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды

юриди­ческих лиц вправе выступать участниками обществ с опре­деленными

особенностями. Так, финансируемые собствен­никами учреждения могут быть

участниками обществ с раз­решения собственника, если иное не установлено

законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в

частности государственным учреждениям культуры и образовательным учреждениям,

право на участие в обществах прямо предоставлено специальными законами

(например, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

[26]). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на

нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия

решения органами юридического лица об учас­тии в таком обществе.

Российская Федерация, субъекты Российской Феде­рации, а также муниципальные

образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, на равных началах с иными участниками этих отно­шений -

гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы,

определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским

законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных

субъектов. Основная особенность при возникнове­нии гражданско-правовых

отношений с участием Российс­кой Федерации, субъектов Российской Федерации и

муни­ципальных образований заключена в том, что от их имени выступают

соответственно органы государственной власти или органы местного

самоуправления.

ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Закон об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий запрет

на участие госу­дарственных органов и органов местного самоуправления в

обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях,

установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская

правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная

черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью.

Поэтому для участия в обществе как муниципаль­ного образования, субъекта

Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов

государствен­ной и муниципальной власти), так и указанных органов как

самостоятельных субъектов права требуется прямое ука­зание в федеральном

законе, предоставляющее такую воз­можность.

В настоящий момент только действующее законода­тельство о приватизации (в смысле

п. 4 ст. 66 ГК РФ) со­держит нормы, регулирующие отношения по участию в

хозяйственных обществах государственных органов и орга­нов местного

самоуправления. Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О

приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального

имущества в Российской Федерации»[27]

устанавливает, что внесение государственного, муниципального имущества в

качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ является способом

приватизации государственного и муниципального имущества.

§ 2.Учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами общества являются устав и учреди­тельный договор.

Закон устанавливает приоритет, «преимущественную силу» для третьих лиц и

участников общества положений устава общества перед учредительным договором.

Учредители общества заключают учредительный договор и утвержда­ют устав. Если

общество учреждается одним лицом, учредительным до­кументом общества является

только устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников

общества до двух и более между ними дол­жен быть заключен учредительный

договор.

Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об

ООО и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с

одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о сов­местной

деятельности по созданию юридического лица. П. 1 ст. 12 предусматривает, что

в учредительном договоре участники определяют порядок ведения совместной

деятельности по созданию общества. В ст. 89 ГК, посвященной учредительным

документам общества с ограниченной ответственностью, не определяются

сведения, которые должен со­держать учредительный договор, а лишь дается

общий пере­чень информации, обязательной для учредительных докумен­тов,

однако п. 2 ст. 52 ГК установлены положения, которые долж­ны быть туда

включены. Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной

форме путем составления одного доку­мента согласно п. 1 ст. 89 ГК. Стороны

могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не

обязывает это делать. Как любой другой договор, учредительный договор должен

отвечать всем требованиям, предъявляемым законода­тельством к договорам и

сделкам с учетом его особенностей как учреди­тельного договора.

В учреди­тельном договоре должны быть отражены также следующие положения:

состав учредителей (участников) общества;

размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учре­дителей

(участников) общества;

размер и состав вкладов, порядок и сроки, их внесения в уставный капитал

общества при его учреждении;

ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по

внесению вкладов;

условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества

прибыли;

состав органов общества;

порядок выхода из общества его участников.

Вторым (а если общество учреждается одним лицом - единственным) учредительным

документом общества является устав. Согласно ст. 52, 89 ГК и ст. 11 Закона об

ООО, устав общества утверждается его учредителями, причем единогласно (п. 1

ст. 11 Закона) на общем собрании. П. 2 ст. 12 Закона об ООО устанавливаются

те поло­жения, которые должны содержаться в уставе общества. Они частично

совпадают с положениями учредительного договора и имеют основополагающее

значение в регулировании деятель­ности общества и его взаимоотношений с

участниками. Этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться

любыми положениями, не противоречащими законодательству. Сведения, которые

могут содержаться в уставе общества, предусматриваются рядом статей Закона, и

включение их в устав оставлено на усмотрение участников. Например, согласно

ст. 15 Закона положения Устава вправе исключить определенные виды имущества,

которым участники могут вносить вклад в уставный капитал общества.

Значительное число диспозитивных статей Закона позволяет участникам

существенно до­полнить устав теми или иными сведениями и положениями. При

этом единственное требование к ним- непротиворечие Закону об обществах и иным

федеральным законам.

В устав обязательно должны быть включены сведения:

о полном и сокращенном фирменном наименовании общества;

месте нахождения общества;

составе и компетенции органов общества, в том числе вопросах, со­ставляющих

исключительную компетенцию общего собрания участ­ников общества, порядке

принятия органами общества решений, включающих решения, принимаемые

единогласно или квалифициро­ванным большинством голосов;

размере уставного капитала общества;

размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

правах и обязанностях участников общества;

порядке и последствиях выхода из общества его участника;

порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

порядке хранения документов общества и порядке предоставления обществом

информации участникам общества и другим лицам;

иные сведения, предусмотренные Законом.

Устав общества также может содержать иные положения, не противо­речащие

Закону об ООО и иным федеральным законам.

Учредительные документы общества являются открытыми как для уч­редителей

(участников), аудитора общества, так и для любых заинтересо­ванных лиц. По их

требованию общество обязано в разумные сроки пре­доставить им возможность

ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с

Страницы: 1, 2, 3, 4