Курсовая: Общество с ограниченной ответственностью, правовое положение
денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а
также рассматривают другие вопросы, касающиеся создания общества.
Для учреждения общества учредители заключают учредительный договор, в котором
обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его
созданию. Учредительный договор должен отражать состав учредителей (участников)
общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из
учредителей (участников), размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения
в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей
(участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и
порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли,
условия их участия в его деятельности, состав и компетенция органов управления
обществом и порядке принятия ими решений, порядок выхода участников из
общества. Положение о порядке государственной регистрации субъектов
предпринимательской деятельности[16] в
пп. "в" п. 3 указывает, что договор учредителей должен содержать сведения о
наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении
(местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или
личности (паспортные данные - для физических лиц).
Другим учредительным документом наряду с учредительным договором общества
является устав общества, утверждаемый всеми участниками. Положения устава
общества имеют преимущественную силу для третьих лиц и участников общества,
если положения учредительного договора не соответствуют положениям устава
общества.
Если общество учреждается одним лицом, учредительным договором является
только устав, утверждённый этим лицом (п. 1 ст. 11 Закона об обществах).
общество считается созданным с момента государственной регистрации. Порядок
государственной регистрации должен быть установлен федеральным законом о
государственной регистрации юридических лиц. До введения в действие
указанного закона применяется действующий порядок регистрации юридических
лиц.
Таким образом, сегодня порядок регистрации юридических лиц регламентируется
сохранившими свое действие ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О
предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указом Президента
Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной
регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"
[17].
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами государственная
регистрация осуществляется местной администрацией по месту нахождения
общества. Зачастую местная администрация для осуществления этих функций
создает свои подразделения (комитеты, управления или регистрационные
палаты).
В соответствии с установленным порядком для государственной регистрации
необходимо представить следующие документы:
заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и
подписанное всеми учредителями общества;
учредительный договор;
устав, утвержденный учредителями;
документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала,
указанного в учредительных документах;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
Законом об обществах установлен минимальный размер уставного капитала для
ООО. Он не должен быть менее суммы, равной 100-кратному минимальному размеру
оплаты труда, установленному федеральным законом на дату представления
учредительных документов для регистрации (п. 1 ст. 14).
Отказ в регистрации, в соответствии со ст. 51 ГК, допускается при нарушении
установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие
его учредительных документов закону, отказ в регистрации по мотивам
нецелесообразности создания юридического лица не допускается. В связи с
отсутствием закона о регистрации состав представленных документов и
содержащиеся в них сведения должны соответствовать требованиям Положения о
порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для некоторых
видов обществ в соответствии с законодательством установлена специальная
регистрация. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от
06.06.1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при министерстве
экономики РФ»[18] предусмотрена
специальная регистрация для юридических лиц с иностранным участником.
Государственная регистрация банков и кредитных организаций производится Банком
России согласно Закона РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской
деятельности»[19], регистрация страховых
компаний также осуществляется специальным органом согласно Закона РФ от
27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»
[20]. Государственная регистрация юридических лиц носит сегодня
явочно-нормативный характер, при котором регистрирующий орган вправе только
проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и
не уполномочен проверять целесообразность создания того или иного юридического
лица. В случае нарушений законодательства учредителями общества, допущенных при
его создании, регистрация его может быть признана недействительной, если
допущенные нарушения неустранимы. Отказ в регистрации общества может быть
обжалован в суд.
Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7
Закона об обществах. Это право предоставляет гражданину возможность активно
участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой
возможности.
По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий
гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента совершеннолетия,
кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и эмансипации
[21].
Как и ГК РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах (п. 1 ст. 7) указывает на
возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан. Такой
запрет может быть предусмотрен только федеральным законом.
Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками
обществ. Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно
ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах
государственной службы Российской Федерации»
[22]государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности,
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под
гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся
в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
[23] распространил ограничения, установленные федеральным законодательством
для государственных служащих, на муниципальных служащих. А Федеральный закон
от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации»[24] с точностью воспроизвел
положения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской
Федерации», ограничивающие муниципальных служащих в праве выступать
участниками коммерческих организаций, в том числе и обществ.
Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в
учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской
и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей
военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и
юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении
предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и
льготы[25]. Это положение прямо не
запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает
определенные сложности в осуществление таким учредителем своих прав на участие
в управлении обществом.
По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть
участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды
юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными
особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть
участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено
законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в
частности государственным учреждениям культуры и образовательным учреждениям,
право на участие в обществах прямо предоставлено специальными законами
(например, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
[26]). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на
нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия
решения органами юридического лица об участии в таком обществе.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные
образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -
гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы,
определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных
субъектов. Основная особенность при возникновении гражданско-правовых
отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают
соответственно органы государственной власти или органы местного
самоуправления.
ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Закон об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий запрет
на участие государственных органов и органов местного самоуправления в
обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях,
установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская
правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная
черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью.
Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта
Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов
государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как
самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном
законе, предоставляющее такую возможность.
В настоящий момент только действующее законодательство о приватизации (в смысле
п. 4 ст. 66 ГК РФ) содержит нормы, регулирующие отношения по участию в
хозяйственных обществах государственных органов и органов местного
самоуправления. Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О
приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации»[27]
устанавливает, что внесение государственного, муниципального имущества в
качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ является способом
приватизации государственного и муниципального имущества.
§ 2.Учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью.
Учредительными документами общества являются устав и учредительный договор.
Закон устанавливает приоритет, «преимущественную силу» для третьих лиц и
участников общества положений устава общества перед учредительным договором.
Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав. Если
общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является
только устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников
общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный
договор.
Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об
ООО и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с
одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной
деятельности по созданию юридического лица. П. 1 ст. 12 предусматривает, что
в учредительном договоре участники определяют порядок ведения совместной
деятельности по созданию общества. В ст. 89 ГК, посвященной учредительным
документам общества с ограниченной ответственностью, не определяются
сведения, которые должен содержать учредительный договор, а лишь дается
общий перечень информации, обязательной для учредительных документов,
однако п. 2 ст. 52 ГК установлены положения, которые должны быть туда
включены. Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной
форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК. Стороны
могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не
обязывает это делать. Как любой другой договор, учредительный договор должен
отвечать всем требованиям, предъявляемым законодательством к договорам и
сделкам с учетом его особенностей как учредительного договора.
В учредительном договоре должны быть отражены также следующие положения:
состав учредителей (участников) общества;
размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей
(участников) общества;
размер и состав вкладов, порядок и сроки, их внесения в уставный капитал
общества при его учреждении;
ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по
внесению вкладов;
условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества
прибыли;
состав органов общества;
порядок выхода из общества его участников.
Вторым (а если общество учреждается одним лицом - единственным) учредительным
документом общества является устав. Согласно ст. 52, 89 ГК и ст. 11 Закона об
ООО, устав общества утверждается его учредителями, причем единогласно (п. 1
ст. 11 Закона) на общем собрании. П. 2 ст. 12 Закона об ООО устанавливаются
те положения, которые должны содержаться в уставе общества. Они частично
совпадают с положениями учредительного договора и имеют основополагающее
значение в регулировании деятельности общества и его взаимоотношений с
участниками. Этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться
любыми положениями, не противоречащими законодательству. Сведения, которые
могут содержаться в уставе общества, предусматриваются рядом статей Закона, и
включение их в устав оставлено на усмотрение участников. Например, согласно
ст. 15 Закона положения Устава вправе исключить определенные виды имущества,
которым участники могут вносить вклад в уставный капитал общества.
Значительное число диспозитивных статей Закона позволяет участникам
существенно дополнить устав теми или иными сведениями и положениями. При
этом единственное требование к ним- непротиворечие Закону об обществах и иным
федеральным законам.
В устав обязательно должны быть включены сведения:
о полном и сокращенном фирменном наименовании общества;
месте нахождения общества;
составе и компетенции органов общества, в том числе вопросах, составляющих
исключительную компетенцию общего собрания участников общества, порядке
принятия органами общества решений, включающих решения, принимаемые
единогласно или квалифицированным большинством голосов;
размере уставного капитала общества;
размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;
правах и обязанностях участников общества;
порядке и последствиях выхода из общества его участника;
порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
порядке хранения документов общества и порядке предоставления обществом
информации участникам общества и другим лицам;
иные сведения, предусмотренные Законом.
Устав общества также может содержать иные положения, не противоречащие
Закону об ООО и иным федеральным законам.
Учредительные документы общества являются открытыми как для учредителей
(участников), аудитора общества, так и для любых заинтересованных лиц. По их
требованию общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность
ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|