Курсовая: Объекты промышленной собственности
процессе экспертизы проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного
изобретения. Дополнительные материалы изменяют сущность заявленного
изобретения, если они содержат подлежащие включению в формулу изобретения
признаки, отсутствовавшие в первоначальных материалах заявки. Дополнительные
материалы в части, изменяющей сущность заявленного изобретения, при
рассмотрении заявки во внимание не принимаются и могут быть оформлены
заявителем в качестве самостоятельной заявки.
- 0 положительном результате формальной экспертизы и установлении
приоритета заявитель уведомляется. Если в результате формальной экспертизы
будет установлено, что заявка оформлена на предложение, которое не относится
к патентоспособным объектам, принимается решение об отказе в выдаче патента.
На решение может быть подано возражение в Апелляционную палату Патентного
ведомства в течение двух месяцев с даты его получения заявителем. Возражение
должно быть рассмотрено Апелляционной палатой Патентного ведомства в течение
двух месяцев с даты его поступления.
- По заявке, оформленной с нарушением требований к ее документам,
заявителю направляется запрос с предложением в течение двух месяцев с даты
его получения представить исправленные или отсутствующие документы. В случае,
если заявитель в указанный срок не представит запрашиваемые материалы или
ходатайство о продлении установленного срока, заявка признается отозванной.
- По заявке, поданной с нарушением требования единства, заявителю
предлагается в течение двух месяцев с даты получения им соответствующего
уведомления сообщить, какое из изобретений должно рассматриваться, и при
необходимости внести уточнения в документы заявки. Другие изобретения,
вошедшие в материалы первоначальной заявки, могут быть оформлены выделенными
заявками. В случае, если заявитель в течение двух месяцев после получения
уведомления о нарушении требования единства не сообщит, какое из предложений
необходимо рассматривать, и не представит уточненных документов, проводится
рассмотрение объекта, указанного в формуле первым.
Если в результате экспертизы будет установлено, что заявка подана на
предложение, относящееся к патентоспособным объектам, и документы ее
оформлены правильно, принимается решение о выдаче свидетельства.
3. Заявитель и третьи лица вправе ходатайствовать о проведении
информационного поиска по заявке на полезную модель для определения уровня
техники, в сравнении с которым может осуществляться оценка патентоспособности
полезной модели. Порядок проведения информационного поиска и предоставления
сведений о нем определяется Патентным ведомством.
4. После публикации сведений о выдаче свидетельства на полезную модель любое
лицо вправе ознакомиться с материалами заявки.
После принятия решения о выдаче свидетельства, одновременно с публикацией
сведений о выдаче свидетельства, Патентное ведомство вносит полезную модель в
Государственный реестр полезных моделей и выдает свидетельство лицу, на имя
которого оно испрашивалось.
4. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
Промышленный образец -
полученное в результате художественно - конструкторской (дизайнерской)
деятельности решение внешнего вида какого-либо объекта (изделия).
Критерием патентоспособности промышленного образца является художественно-
конструкторское решение, определяющее внешний вид объекта.
Действие патента на промышленный образец распространяется только на те изделия,
которые визуально сходны с охраняемым промышленным образцом и содержат все его
существенные признаки. Это основное отличие промышленного образца от
товарного знака, так как действие зарегистрированного товарного знака
распространяется на определенный комплекс товаров, которые могут не совпадать с
визуально воспринимаемым изобретением товарного знака. Поэтому сходство
промышленного образца с товарными знаками по форме представления (фотография,
рисунок) тем не менее не приводит к смешиванию содержания их правовой охраны.
Промышленный образец имеет много общего с художественными произведениями, в
частности, произведениями народных промыслов (Палех, Гжель и т.п.), которые
охраняются в рамках авторского права. Вместе с тем эти объекты различны по
своей предназначенности. Несмотря на возможность иногда многократного
повторения, воспроизведения художественного произведения, создаются как
единичное изделие, несущее в первую очередь эстетическую направленность,
зачастую никак не связанную с функциональной предназначенностью изделия.
Напротив, эстетические особенности промышленного образца обусловлены
художественным воплощением, реализацией функциональных элементов изделия,
когда внешняя форма является как бы оптимальной с точки зрения его создателя,
эстетическим продолжением и выражением назначения изделия.
Виды промышленных образцов:
- объемные модели - представляют собой композицию, в основе
которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура (форма),
например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид
кресла газетного киоска, телефонного аппарата и др.);
- плоскостные - характеризуются двухмерным
линейно-цветографическим соотношением элементов и фактически не обладают
объемом (конфигурация, орнамент, сочетания цветов), например, решения,
определяющие внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани и др.;
- комбинированные - характеризуются признаками, присущими как
объемным, так и плоскостным образцам, например, художественно-конструкторские
решения, определяющие внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок; обуви,
имеющей декор; строительной отделочной плитки и др.
Признаки промышленного образца:
состав и количество основных композиционных элементов;
форма и конфигурация этих элементов;
взаимное расположение и соподчиненность основных элементов;
их пластическая характеристика;
характер графического, цветофактурного и колористических решений.
Согласно п.1 ст.6 Патентного закона РФ промышленному образцу предоставляется
правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно
применимым. Оригинальность состоит в отсутствии имитации известного.
Оценка оригинальности промышленного образца заключается в выявлении среди
общедоступных источников информации таких, которые содержат каждый в
отдельности существенные признаки, отличающие промышленный образец от его
ближайшего аналога, и в случае привнесения этих признаков в аналог позволяет
сформировать зрительный образ, присущий промышленному образцу.
Не признается соответствующим условию оригинальности промышленный образец,
воплощенный в:
изделии, отличающемся от ближайшего аналога только признаками, включенными
заявителем в перечень существенных признаков, для которых не подтверждено их
влияние на указанные заявителем эстетические особенности этого изделия;
изделии, у которого по сравнению с известным изменены лишь размеры, увеличено
количество элементов или изменен цвет;
изделии в виде отдельно взятого простейшего геометрического объема
(призматического, сферического, конического и т.д.) или отдельно взятой
простейшей геометрической фигуры;
изделии, являющемся уменьшенной или увеличенной копией реального объекта
(например, игрушка, сувенир);
изделии, повторяющем форму, свойственную изделиям определенного назначения,
но выполненном на другой технической основе (например, изделии из полимерного
материала, имитирующем изделие традиционно выполняемое из дерева);
наборе изделий, составленном из известных порознь изделий, без изменения их
внешнего вида.
Оценка промышленной применимости промышленного образца заключается в
установлении возможности многократного воспроизведения промышленного образца.
Проверяется указание на назначение изделия, в котором воплощается заявленный
промышленный образец. Проверяется возможность изготовления изделия без
использования уникальных, либо не известных до даты приоритета промышленного
образца и не раскрытых в заявке средств и методов.
Оценка новизны промышленного образца заключается в выявлении источника
информации ставшего общедоступным, в котором могут содержаться сведения,
раскрывающие совокупность существенных признаков, идентичных существенным
признакам промышленного образца.
Основные требования к заявке
Заявка должна относиться к одному промышленному образцу или содержать
варианты промышленных образцов.
Вариантами промышленных образцов являются художественно-конструкторские
решения, относящиеся к одному классу Международной классификации промышленных
образцов (МКПО), сходные по совокупности существенных признаков и имеющие
визуально воспринимаемые отличия в эстетических особенностях, носящих
творческий характер.
Заявка на промышленный образец может быть подана автором промышленного
образца или его правопреемником.
В случае служебного характера создания промышленного образца приоритетное
право на подачу заявки и получение патента на промышленный образец
принадлежит работодателю.
Заявка на выдачу патента на промышленный образец должна содержать:
заявление о выдаче патента с указанием авторов промышленного образца и лиц, на
имя которых испрашивается патент, а также их
местожительства или местонахождения;
комплект фотографий, или репродукций, дающих полное детальное представление о
внешнем виде изделия;
чертеж общего вида изделия;
описание промышленного образца, включающее перечень его существенных признаков;
документ, подтверждающий уплату пошлины.
Описание промышленного образца должно содержать:
название образца в соответствии с МКПО;
назначение и область применения промышленного образца;
аналоги и прототип;
описание сущности объекта притязаний;
пояснение о пригодности образца к осуществлению промышленным способом и
перечень существенных признаков.
Рассмотрение заявки на промышленный образец включает два этапа - этап
формальной экспертизы заявки и этап экспертизы по существу. Подача
ходатайства о проведении экспертизы по существу не требуется. Проверка
промышленного образца на его соответствие условиям патентоспособности
начинается сразу по завершении формальной экспертизы.
Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет, считая с даты
поступления заявки в Патентное ведомство. По инициативе патентообладателя
действие патента продлевается на срок до 5 лет.
5.Фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания,
наименование мест происхождения товаров.
С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом
рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как
фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования
мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для
различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их
деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость
насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения
обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем
должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими
товаров и услуг. Эту роль и призваны выполнять указанные выше объекты
промышленной собственности.
Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предприятия,
неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель
совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую
ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и
реализует произведенную им продукцию и т.д. Фирменное наименование, ставшее
популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров,
приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное
уважение в обществе, и признание его заслуг. Использование фирменного
наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку
доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и
организационной форме предприятия.
Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и
оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и
потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительной
функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное
представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака
является также реклама выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное
обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак
способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно
также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-
20% выше, чем анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты
выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной
конкуренцией.
Аналогичные функции выполняются и таким средством обозначения продукции, как
наименование места происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара
наименованием места его происхождения выступает как гарантия наличия в товаре
особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства.
Таким образом, указанные выше объекты промышленной собственности являются
эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступают в
качестве важных объектов субъективных гражданских прав.
[3]
Для потребителя товарный знак- это визитная карточка, символ определенной
фирмы или фабрики. Известный, завоевавший успех у покупателей, товарный знак
вызывает доверие, ассоциируется с гарантией высокого качества выпускаемых
товаров. Потребность в отличии друг от друга товаров различных видов при
помощи знаков, которыми эти товары снабжаются производителями или торговцами,
не нова, она возникла уже в древние времена. Еще древние римляне, греки и
египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими
указаниями на происхождение изделия из какой-либо мастерской или из какого-
либо города. Почти за 4000 лет до н. э. мастера Ассирии и Вавилона врезали в
камни построенных зданий свой фирменный знак. Эти знаки, обнаруженные
археологами в XX в., можно считать предшественниками товарных знаков.
Прототипы современных знаков появились в период рабовладельческого строя.
Огромное развитие получила маркировка товаров в условиях капиталистической
индустриализации. В 70-80-е гг. XIX века начинается массовый выпуск однородных
товаров, причем это происходит в условиях жесткой конкуренции. В этих условиях
возрастает роль товарного знака как эффективного средства рекламы и указателя
источника происхождения товара. Появляются первые законы, гарантирующие охрану
товарных знаков. В первую очередь появились законодательные акты,
устанавливавшие уголовные санкции за подделку товарного знака. Затем появилась
гражданско-правовая охрана знаков. [4]
Российское законодательство о товарных знаках имеет насыщенную историю.
Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России еще в 1830 г. Он
обязывал владельцев суконных, шляпных, бумажных и других фабрик иметь прочные
клейма. Подделка чужого товарного клейма рассматривалась как уголовно
наказуемое деяние. Однако четкого определения товарного клейма, условий
возникновения прав на него, а также правомочий владельца закон не содержал.
В 1896 году вступил в действие более совершенный Закон «О товарных знаках
(фабричных и торговых марках и клеймах)». Товарными знаками признавались
«всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на
товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от
товаров других промышленников и торговцев». Использование товарного знака
признавалось правом, но не обязанностью лица, кроме случаев, специально
установленных законом (клеймение изделий из золота и серебра, обязательная
маркировка табачных и водочных изделий и пр.).
После установления советской власти правовая охрана товарных знаков была
сохранена, хотя отношение к ним на разных этапах развития страны было
различным. В период проведения новой экономической политики (НЭПа), когда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|