бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Налоги в РФ бесплатно рефераты

имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц –

налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в

Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в

Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды

обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на

фонд оплаты труда.

Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть

конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции,

благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые,

квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика

заплатить налог.

Закрепленные и регулирующие налоги

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то

конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между

бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и

регулирующие соответственно.

Общие и целевые налоги

Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей

готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен.

Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы,

расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному

государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость

определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

ГЛАВА II. Основные налоги Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) в своем современном виде введен в РФ в

1992 г. Налог представ­ляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимо­сти, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и

определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и

услуг и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства

и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и

услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая

импортируемые), подлежит возмещению.

НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и

товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость

предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось

при­нять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт

сви­детельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж)

чаще всего служит региональным налогом. На­пример, в США налог с продаж — это

один из основных финан­совых источников штатов, отчисления от которого

получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет

суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый

таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный

бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС

облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС,

уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к

издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги),

реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем

порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной

деятельности, обложению НДС не подлежит.

НДС является косвенным налогом на потребле­ние. Налог взимается в тот момент,

когда совершается акт куп­ли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы,

услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается

соче­тание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным

участием каждого из звеньев в уплате налога. Техни­чески механизм взимания

НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, ус­луги); услуги

пассажирского транспорта; квартирная плата; не­которые финансовые операции,

патентно-лицензионные опера­ции, продукция собственного производства отдельных

предпри­ятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает со­циальную

сферу; услуги в сфере образования; научно-иссле­довательские и

опытно-конструкторские работы, финансируе­мые из бюджета; услуги учреждений

культуры; платные меди­цинские услуги; продукция сельскохозяйственных

предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных

художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию

Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образования юридиче­ского лица.

Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всех финансовых

бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся свести к

минимуму дефицит федерального бюджета. Налог должен был занять первое место

среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий и

организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу

обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В

бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет

окончательная реали­зация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают

по­ступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты

налога довольно сложно, хотя это и случается. Но вы­деление налога отдельной

строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти

попытки и позволяет на­логовым инспекциям эффективно контролировать уплату

нало­га. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с

взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих

изделий, поскольку компен­сирует свои затраты, перекладывая их на покупателя.

Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога

заканчивается.

Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы[1]

, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно

большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо

высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход

бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реали­зующие подакцизные товары

предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут быть не только

юридиче­ские, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распростра­нен на

граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с

либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу

изделия, как в большинстве стран, а методом процентных над­бавок к розничной

цене товаров[2].

Подакцизными являются ал­когольные напитки, табачные изделия, легковые

автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть

[3], газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно

обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу

потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993—1995 гг. в

ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы

на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это

не относится к алкогольным напиткам. В соче­тании с налогом на добавленную

стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и

некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на

них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие

товары, например, на малотоннаж­ные грузовые автомобили. С 1996 г. направление

налоговой по­литики ведет к общему сокращению видов подакцизных това­ров.

Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожа­ную одежду, грузовики.

По мнению министра по налогам и сборам А. Починка, на сегодняшний день «акцизы

на табачные изделия находятся на недопустимо низком уровне»

[4]. Что же касается акцизов на алкогольную продукцию, то, «в связи с

увеличением ставок в среднем на 40% в первом квартале 2000 года объём

производства алкоголя снизился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 1999

года»[5].

Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров.

Для определения облагаемого оборота бе­рется стоимость реализуемых изделий,

исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную

стоимость. Ак­цизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы

стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с

акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат

производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом

таможни "выпуск разрешен".

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них ус­танавливаются

Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров

подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного

образца.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики,

обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности

прогнозируя последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль

акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные

бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в процентах, как

все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на

алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали

платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.

Подоходный налог

К числу крупных источников дохода бюджета относится подо­ходный налог с

физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы

граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в

федеральном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как

налог на прибыль корпораций — 10%. В бюджете Дании удель­ный вес подоходного

налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В

Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во

Франции — вто­рое место после налога на добавленную стоимость.

Растет значение этого налога и в Российской Федерации. Однако этому процессу

препятствует низкий уровень доходов основной массы населения. По

законодательству, введенному в 1992 г., объектом обло­жения стал совокупный

годовой доход физического лица, из ко­торого производятся вычеты налоговых

льгот, в том числе и увя­занные с семейным положением. Налог носит

прогрессивный характер.

Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в

календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в

виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода

(включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в

натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения

пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Подоходный налог является основным налогом, который уп­лачивают физические

лица. Остальные носят характер имущест­венных налогов или пошлин и не имеют

такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным

большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и

допла­чивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки,

установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом

ранее внесенных сумм.

Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в

течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним

обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в

налоговые органы декларацию о доходах.

В совокупный годовой доход не включаются пенсии, госу­дарственные социальные

пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, выходные

пособия, компенса­ционные выплаты (например, командировочные, полевое

до­вольствие), стоимость натурального довольствия, суммы матери­альной помощи,

оказываемой в связи со стихийными бедствия­ми или другими чрезвычайными

обстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям,

проценты по вкладам в банках и других кредитных учреждениях, стипен­дии

студентов[6] и их заработок, получаемый в

связи с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые во время

каникул в составе студенческих отрядов, доходы лиц, осуществляющих

старательскую деятельность, доходы граждан от продажи выращенного в личном

подсобном хозяйстве скота, кроликов, птицы, нутрий, продукции пчеловодства,

растение­водства и цветоводства, а также продажи грибов, ягод, орехов,

лекарственных растений, суммы, получаемые в течение кален­дарного года от

продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков в части,

не превышающей пятиты­сячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, а

также суммы, получаемые от продажи иного имущества в части, не превышающей

тысячекратного размера минимальной месяч­ной оплаты труда, страховые выплаты,

доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за

исключе­нием вознаграждений, выплачиваемых правопреемникам авто­ров открытий,

изобретений, произведений литературы и искус­ства, стоимость подарков от

предприятий, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, не превышающая

двенадцати­кратного размера минимальной месячной оплаты труда, доходы членов

фермерского хозяйства, полученные от сельскохозяйст­венной деятельности в

течение пяти лет с момента образования хозяйства; суммы дивидендов,

выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри

пред­приятия на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение

производства или объектов социальной инфраструкту­ры, а также направленные на

прирост оборотных средств, дохо­ды (кроме заработной платы), получаемые членами

кочевых ро­довых общин малочисленных народов Севера; суммы стоимости акций,

полученных физическими лицами в соответствии с зако­нодательством о

приватизации предприятий, за исключением дивидендов и других доходов от

использования этих акций; до­ходы, полученные членами трудового коллектива за

счет льгот при приватизации предприятий; стоимость продукции собствен­ного

производства сельскохозяйственных предприятий, реализо­ванной в счет

натуральной оплаты труда, не превышающая пятидесятикратного размера минимальной

месячной оплаты труда; доходы, получаемые от избирательных комиссий; суммы

оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых для реализа­ции целевых

социально-экономических программ жилищного строительства, создания центров

профессиональной переподго­товки военнослужащих, уволенных с военной службы.

Если международными договорами РФ или бывшего СССР установлены иные правила

налогообложения отдельных категорий граждан, то применяются правила

международного договора.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему

налогообложения, учёта и отчётности, платят подоходный налог в форме уплаты

годовой стоимости патента.

Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, но большая

часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов

Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником

доходов бюдже­та. Соотношения его между бюджетами менялись. В разное вре­мя в

региональном бюджете оставалось 100%, 99, 90% от всех поступлений, остальные

направляются в федеральный бюджет.

Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных

и местных бюджетов служит налог на при­быль предприятий и организаций.

За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от

этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Страницы: 1, 2, 3