Курсовая: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества.
Курсовая: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовая работа.
НА ТЕМУ: “Гражданское общество.
Формирование теории гражданского общества.”
Работу выполнил студент
Научный руководитель:
Нижний Новгород
1999 год
План:
1. Введение.
2. Генезис понятия.
2.1. Попытки "развести" государство и гражданское общество.
2.1.1. Платон.
2.1.2. Аристотеля.
2.1.3. Никколо Макиавелли.
2.2. Примат гражданского общества перед государством Локка.
2.3. Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.
2.4. Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды
людей друг с другом.
2.5. Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.
2.6. Эммануил Кант.
2.7. Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.
2.8. Марксизм и гражданское общество.
2.8.1. Карл Маркс.
2.8.2. А. Грамши.
2.9. Гражданское общество и анархизма.
2.10. Представлений о гражданском обществе 60-80-х годов.
2.11. Радикальная концепция Т. Пейна.
2.12. Алексис де Токвиль.
3. Современные представления о гражданском обществе.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Введение.
Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной
политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого
понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных
объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества —
экономической, политической, социальной, духовной.
Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в
области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам,
пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В
основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского
общества, высокая активность граждан и их добровольных об
ъединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском
обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и
создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное
вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть г
де развивается и совершенствуется гражданское общество.
Генезис понятия.
Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и
политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически
противоречивое единство "аполитичного" гражданского общества и созданной им
самим политической организации общества, в том числе государства. Редкий
крупный мыслитель, анализируя общественные процессы, не рассматр
ивал или хотя бы не упоминал понятие "гражданское общество".
В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий
гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более
всесторонне, конкретно и достоверно.
Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные
общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.
Попытки "развести" государство
и гражданское общество.
В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как самостоятельную
субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон (427-347
до н.э.). Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих
людям от рождения, о главных добродетелях — мудрости, мужестве и просветленном
эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая,
хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к
мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы
жизнедеятельности общества.
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее полиса
Аристотеля (koinoia politike - гражданское общество), societas
civilis Цицерона и идеям естественного права. Быть членом politike обозначало
быть гражданином – членом государства и , тем самым, обязанным жить и
действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим
гражданам. По Аристотелю (384-322 до н.э.) человек — существо общественное,
политическое, а государство — естественный продукт развития общества
политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и в
других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной,
духовной, нравственной, научной, религиозной, где госвмешательство до
определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не
требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля
определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны
рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском обществе: кто
обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Многим нынешним митинговым
радетелям за народ полезно помнить, что прежде чем что-либо распределять,
необходимо это произвести.
Никколо Макиавелли (1469-1527), отдавая дань времени, считал, что высшим
проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни
— служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и
право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим
злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы
не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от
подданнических функций человека, по существу о признаках гражданского общества.
В работе "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия"
Макиавелли пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую
деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь уже очевидно различение
автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер.
Наиболее явственно различает Макиавелли государство и гражданское общество в
рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли,
политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо
безнравственна сама природа политических отношений.
Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах
жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь,
удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное
вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском
обществе.
Так, Платон, Аристотель, Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении
экономических, политических, социальных и духовных отношений
государственно-организованного общества наличие
гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные,
но достаточно успешные попытки "развести" государство и гражданское
общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто
самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное,
то есть гражданское общество.
Разделение понятий "государство" и
"гражданское общество" Гоббсом.
Томас Гоббс (1588-1679) уже использует понятие
"гражданское общество" в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних
случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государ
ством, в других — разъединяет.
С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими
законами и правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. "Вне
государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость,
одиночество, варварство, дикость, невежество...", —
пишет Гоббс в своей работе "О гражданине". С другой стороны, Гоббс считает, что
государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану, подчиняет себе все и вся и
через понятие "гражданское общество".
Замечания Гоббса о несовершенстве ряда
государственных установлений и ложности некоторых
учений также свидетельствуют о разделении им понятий "государство" и
"гражданское общество".
Примат гражданского общества перед государством Локка.
Джон Локк (1632-1704), активно используя понятие
"гражданское общество", провозглашает в определенной мере примат гражданского
общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он
считает собственность.
Политическая власть трактуется Локком как право
людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Главная
цель объединения граждан в государство — сохранение их собственности. Поэтому
государство — не вечный атрибут общества и возникает на определенном этапе
развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом
необходимость.
Поныне актуальна его мысль о том, что ни для одного человека в гражданском
обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Это
написано Локком более трехсот лет тому назад в работе "Два трактата о
государственном правлении".
Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей
друг с другом.
Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Шарль Луи
де Монтескье (1689-1755). В произведении "О духе законов" о
н рассматривает гражданское общество как результат исторического развития,
как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени.
Гражданское обществе, по Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом,
которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в
государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна
гражданскому обществу.
Монтескье различает законы гражданские и государственные, политические.
Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу:
отношения собственности, добровольных объединений граждан и др.
Государственные законы регламентируют главным образом политические права и
свободы этих же граждан.
Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов
гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из
сторон этого единства неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям.
Современность дает этому массу подтверждений. Гражданское общество,
подчеркивает Монтескье, важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры.
Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.
Жан Жак Руссо (1712-1778) также показывает гражданское общество как общество,
преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного
договора. В работе "Об общественном договоре, или Принципы политического
права" Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на
свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного
правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского
общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается
в согласования повиновения и свободы.
Эммануил Кант
Заметно углубил представление о гражданском обществе Эммануил Кант (1724 -
1804). Его подход к трактовке сущности гражданского общества более
диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры:
неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к
согласию. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого
со свободой других — формирование гражданского общества.
По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: 1)
свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как
подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
Гражданское общество и государство
как самостоятельные институты.
Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского
общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В его работах, а также в
трудах Маркса, Грамши,
Лукача сформулированы основополагающие концепции
современного видения гражданского общества. Он
пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в
диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и
сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени.
Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как
система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к
потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная
собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами,
равенство граждан, защищенность человека от
случайностей.
В отличие от своих предшественников он рассматривает
гражданское общество и государство как
самостоятельные институты. Гражданское общество, по Гегелю, имеет место не
внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей — части государства, его
базис и способ существования, гражданское общество
зависит от государства и в какой-то мере
поглощается им.
В государстве представлена всеобщая воля граждан, считал
Гегель. Гражданское же общество — сфера
реализации особенных, в частных интересов отдельных индивидов. К
государственной сфере Гегель относил правительственную власть, администрацию, к
сфере гражданского
общества — полицейскую и служебную власти. И если "
государство для поддержания законности вторгается в пределы
гражданского общества, например поручая своим вооруженным силам
, полицейские функции или вмешиваясь в деятельность судебных
органов, оно как бы выступает против этого
общества.
Актуально суждение Гегеля о том, что и гражданское общество и государство в
своем противоречивом единстве могут существовать лишь на базе множества
сословий, то есть развитой социальной структуры
общества. Жизнь подтвердила, что бедность, неразвитость социальной структуры и
форсирование слияния социальных слоев общества явились питательной средой для
диктаторских режимов.
Марксизм и гражданское общество.
Карл Маркс
Карл Маркс (1818-1883) пользуется понятием "гражданское общество" уже в ра
нних работах. Зрелый Маркс о гражданском обще
стве почти не упоминает, но продолжает рассматривать
его по существу. Вслед за Гегелем Маркс рассматривает гражданское общество как
Страницы: 1, 2
|