бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. бесплатно рефераты

Курсовая: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Курсовая работа.

НА ТЕМУ: “Гражданское общество.

Формирование теории гражданского общества.”

Работу выполнил студент

Научный руководитель:

Нижний Новгород

1999 год

План:

1. Введение.

2. Генезис понятия.

2.1. Попытки "развести" государство и гражданское общество.

2.1.1. Платон.

2.1.2. Аристотеля.

2.1.3. Никколо Макиавелли.

2.2. Примат гражданского общества перед государством Локка.

2.3. Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.

2.4. Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды

людей друг с другом.

2.5. Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.

2.6. Эммануил Кант.

2.7. Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.

2.8. Марксизм и гражданское общество.

2.8.1. Карл Маркс.

2.8.2. А. Грамши.

2.9. Гражданское общество и анархизма.

2.10. Представлений о гражданском обществе 60-80-х годов.

2.11. Радикальная концепция Т. Пейна.

2.12. Алексис де Токвиль.

3. Современные представления о гражданском обществе.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Введение.

Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной

политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого

понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных

объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества —

экономической, политической, социальной, духовной.

Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в

области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам,

пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В

основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского

общества, высокая активность граждан и их добровольных об

ъединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском

обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и

создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное

вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть г

де развивается и совершенствуется гражданское общество.

Генезис понятия.

Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и

политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически

противоречивое единство "аполитичного" гражданского общества и созданной им

самим политической организации общества, в том числе государства. Редкий

крупный мыслитель, анализируя общественные процессы, не рассматр

ивал или хотя бы не упоминал понятие "гражданское общество".

В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий

гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более

всесторонне, конкретно и достоверно.

Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные

общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность.

Попытки "развести" государство

и гражданское общество.

В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как самостоятельную

субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон (427-347

до н.э.). Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих

людям от рождения, о главных добродетелях — мудрости, мужестве и просветленном

эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая,

хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к

мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы

жизнедеятельности общества.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее полиса

Аристотеля (koinoia politike - гражданское общество), societas

civilis Цицерона и идеям естественного права. Быть членом politike обозначало

быть гражданином – членом государства и , тем самым, обязанным жить и

действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим

гражданам. По Аристотелю (384-322 до н.э.) человек — существо общественное,

политическое, а государство — естественный продукт развития общества

политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и в

других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной,

духовной, нравственной, научной, религиозной, где госвмешательство до

определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не

требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля

определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны

рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском обществе: кто

обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Многим нынешним митинговым

радетелям за народ полезно помнить, что прежде чем что-либо распределять,

необходимо это произвести.

Никколо Макиавелли (1469-1527), отдавая дань времени, считал, что высшим

проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни

— служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и

право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим

злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы

не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от

подданнических функций человека, по существу о признаках гражданского общества.

В работе "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия"

Макиавелли пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую

деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь уже очевидно различение

автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер.

Наиболее явственно различает Макиавелли государство и гражданское общество в

рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли,

политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо

безнравственна сама природа политических отношений.

Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах

жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь,

удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное

вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском

обществе.

Так, Платон, Аристотель, Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении

экономических, политических, социальных и духовных отношений

государственно-организованного общества наличие

гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные,

но достаточно успешные попытки "развести" государство и гражданское

общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто

самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное,

то есть гражданское общество.

Разделение понятий "государство" и

"гражданское общество" Гоббсом.

Томас Гоббс (1588-1679) уже использует понятие

"гражданское общество" в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних

случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государ

ством, в других — разъединяет.

С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими

законами и правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. "Вне

государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость,

одиночество, варварство, дикость, невежество...", —

пишет Гоббс в своей работе "О гражданине". С другой стороны, Гоббс считает, что

государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану, подчиняет себе все и вся и

через понятие "гражданское общество".

Замечания Гоббса о несовершенстве ряда

государственных установлений и ложности некоторых

учений также свидетельствуют о разделении им понятий "государство" и

"гражданское общество".

Примат гражданского общества перед государством Локка.

Джон Локк (1632-1704), активно используя понятие

"гражданское общество", провозглашает в определенной мере примат гражданского

общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он

считает собственность.

Политическая власть трактуется Локком как право

людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Главная

цель объединения граждан в государство — сохранение их собственности. Поэтому

государство — не вечный атрибут общества и возникает на определенном этапе

развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом

необходимость.

Поныне актуальна его мысль о том, что ни для одного человека в гражданском

обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Это

написано Локком более трехсот лет тому назад в работе "Два трактата о

государственном правлении".

Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей

друг с другом.

Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Шарль Луи

де Монтескье (1689-1755). В произведении "О духе законов" о

н рассматривает гражданское общество как результат исторического развития,

как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени.

Гражданское обществе, по Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом,

которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в

государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна

гражданскому обществу.

Монтескье различает законы гражданские и государственные, политические.

Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу:

отношения собственности, добровольных объединений граждан и др.

Государственные законы регламентируют главным образом политические права и

свободы этих же граждан.

Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов

гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из

сторон этого единства неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям.

Современность дает этому массу подтверждений. Гражданское общество,

подчеркивает Монтескье, важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры.

Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.

Жан Жак Руссо (1712-1778) также показывает гражданское общество как общество,

преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного

договора. В работе "Об общественном договоре, или Принципы политического

права" Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на

свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного

правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского

общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается

в согласования повиновения и свободы.

Эммануил Кант

Заметно углубил представление о гражданском обществе Эммануил Кант (1724 -

1804). Его подход к трактовке сущности гражданского общества более

диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры:

неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к

согласию. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого

со свободой других — формирование гражданского общества.

По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: 1)

свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как

подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.

Гражданское общество и государство

как самостоятельные институты.

Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского

общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В его работах, а также в

трудах Маркса, Грамши,

Лукача сформулированы основополагающие концепции

современного видения гражданского общества. Он

пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в

диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и

сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени.

Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как

система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к

потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная

собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами,

равенство граждан, защищенность человека от

случайностей.

В отличие от своих предшественников он рассматривает

гражданское общество и государство как

самостоятельные институты. Гражданское общество, по Гегелю, имеет место не

внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей — части государства, его

базис и способ существования, гражданское общество

зависит от государства и в какой-то мере

поглощается им.

В государстве представлена всеобщая воля граждан, считал

Гегель. Гражданское же общество — сфера

реализации особенных, в частных интересов отдельных индивидов. К

государственной сфере Гегель относил правительственную власть, администрацию, к

сфере гражданского

общества — полицейскую и служебную власти. И если "

государство для поддержания законности вторгается в пределы

гражданского общества, например поручая своим вооруженным силам

, полицейские функции или вмешиваясь в деятельность судебных

органов, оно как бы выступает против этого

общества.

Актуально суждение Гегеля о том, что и гражданское общество и государство в

своем противоречивом единстве могут существовать лишь на базе множества

сословий, то есть развитой социальной структуры

общества. Жизнь подтвердила, что бедность, неразвитость социальной структуры и

форсирование слияния социальных слоев общества явились питательной средой для

диктаторских режимов.

Марксизм и гражданское общество.

Карл Маркс

Карл Маркс (1818-1883) пользуется понятием "гражданское общество" уже в ра

нних работах. Зрелый Маркс о гражданском обще

стве почти не упоминает, но продолжает рассматривать

его по существу. Вслед за Гегелем Маркс рассматривает гражданское общество как

Страницы: 1, 2