бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Договоры перевозки грузов на морском транспорте бесплатно рефераты

Курсовая: Договоры перевозки грузов на морском транспорте

Министерство общего и профессионального

образования российской федерации

кубанский государственный университет

Кафедра гражданского, трудового и аграрного права

Курсовая работа

Тема: договоры перевозки грузов

(на морском транспорте)

Работу выполнил:

студент 2 курса экстерната

специальность 12.00.01

правоведение

Научный раководитель:

старший преподаватель Мирошник А.В.

Краснодар 1996г.

ПЛАН

I. Общие положения договора морской перевозки грузов.

II. Ответственность за перевозку грузов морем.

1. Ответственность за невыполнение плана перевозок.

Освобождение от ответственности за невыполнение плана перевозок.

2. Ответственность перевозчика.

а) Размер ответственности перевозчика.

б) Ответственность перевозчика за немореходное состояние судна.

в) Ответственность за размещение груза.

г) Ответственность за посторонний груз.

3. Ответственность отправителя.

а) Ответственность за постой.

б) Ответственность за задержку судна сверх контрсталийного времени.

в) Ответственность за несвоевременную передачу документов.

г) Ответственность за убытки, причиненные перевозкой опасного груза.

III. Иные (внедоговорные) виды Ответственности.

1. Ответственность из общей аварии.

2. Ответственность из столкновения судов.

3. Ответственность за загрязнение окружающей среды.

I. Общие положения договора морской перевозки грузов.

Общие определения договора перевозки грузов приводится в статье 99 основ

гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которой

транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему

отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на

получение груза лицу, а отправитель обязан уплатить за перевозку

установленную плату.

Согласно статьи 118 Кодекса торгового мореплавания по договору морской

перевозки грузов перевозчик обязуется перевезти вверенный ему отправителем

груз в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу,

а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную

плату (фрахт), таким образом договор морской перевозки грузов является

двухсторонним, возмездным договором.

Предметом договора морской перевозки грузов являются услуги по доставке

морским путем груза в порт назначения.

Основное содержание договора состоит в том, что перевозчик за определенную

плату обязуется доставить не принадлежащий ему груз из одного пункта в другой

морским путем и там выдать этот груз уполномоченному на получение лицу.

Под грузом понимаются любые предметы, переданные морскому транспорту для

перевозки и доставки в порт назначения.

Договор заключается между двумя сторонами. Одной из сторон является

перевозчик, принимающий на себя по договору с отправителем обязательства по

перевозке грузов. Согласно статьи 4 Кодекса торгового мореплавания, в России,

перевозчиком может быть пароходства, специализированные морские порты, а

также по смыслу статьи 118 Кодекса и иностранная судоходная компания. Однако

практика показывает, что в настоящее время намечается тенденция к расширению

круга юридических лиц, могущих выступать в качестве перевозчика. Второй

стороной в договоре является отправитель (или фрахтователь), т.е. лицо, от

имени которого груз сдается к перевозке и которое в качестве отправителя

указано в перевозочных документах, независимо от того, кто фактически

осуществил отправку и погрузку груза. Наличие отправителя обязательно для

договора перевозки. Следует отметить, что правовое положение фрахтователя не

равнозначно положению отправителя. Так, существуют определенные виды условий

договора купли/продажи, при которых все расходы (кроме расходов отправителя

(он же продавец) на доставку к борту судна или погрузку на него) ложатся на

получателя (он же покупатель) и при этом покупатель выступает в роли

фрахтователя, т.е. стороной по договору перевозки не являются при этом

отправителем.

Под термином «получатель» понимается лицо, которому по указанию отправителя

должен быть выдан груз в порту назначения. Получателем может быть и сам

отправитель, но чаще всего это другое лицо, которое не являясь стороной

перевозки приобретает определенное право и несет обязанности обусловленные

договором.

Плата за перевозку грузов морем может определяться либо на основании тарифа,

либо по соглашению сторон. Тарификация производится Федеральной Службой

морского флота Министерства Транспорта России только в случае каботажных

перевозок (прейскурант 11-03). В остальных случаях стороны ориентируются на

текущие ставки на мировом рынке в целом и по каждому региону в отдельности.

Определяются по соглашению сторон.

II. Ответственность за перевозку грузов морем.

1. Ответственность за невыполнение плана перевозок.

Освобождение от ответственности за невыполнение плана перевозок.

Согласно статьи 109 Кодекса торгового мореплавания перевозчик и отправитель.

которому по плану выделен тоннаж, несут имущественную ответственность за

неподачу тоннажа и не предъявление к перевозке груза в соответствии с

положениями об ответственности за невыполнение плана перевозок, утвержденными

Советом Министров СССР.

Перевозчик и отправитель несут такую же ответственность при осуществлении по

соглашению сторон и внеплановых перевозок.

В зависимости от вида перевозок - каботаж или заграничное сообщение

(экспортные или импортные перевозки) - установлена штрафная ответственность

за невыполнение плана.

При перевозках внешнеторговых грузов ответственность сторон регулируется

Положением о взаимной имущественной ответственности организаций морского

транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и

импортных грузов, утвержденных постановлением Совета Министров России от 1

июня 1995 года № 429.

Согласно Положению ответственность пароходства возникает за неподачу каждого

конкретного судна, включенного в месячный график расстановки российских и

арендованных иностранных судов, и невыполнение перевозок, предусмотренных

грузовыми списками на линейных судах. За неподачу судна под погрузку согласно

графику или грузовому списку перевозчик обязан уплатить отправителю штраф по

нелинейным судам в размере 50% и по нелинейным судам 40% провозной платы за

все не принятое количество груза, подготовленного к отправке на данном судне

согласно графику или грузовому списку.

Такую же ответственность несет отправитель за не предъявление к перевозке

груза или предъявление его в меньшем количестве, чем это предусмотрено

графиком или грузовым списком.

При неподаче тоннажа, а также при передаче его в меньшем количестве, чем

предусмотрено графиком подачи судов или уведомлением, и принятии этого

тоннажа отправителем перевозчик обязан уплатить отправителю штраф в размере

100% провозной платы за не принятое количество груза, подготовленное к

отправке на судне.

Штрафную ответственность в таком же размере несет отправитель перед

перевозчиком при не предъявлении груза к перевозке либо при предъявлении его

в меньшем количестве, чем предусмотрено графиком подачи судов или

уведомлением.

Перевозчик и отправитель несут повышенную ответственность за невыполнение

плана перевозок грузов. которая в ряде случаев наступает и при отсутствии

вины. Законодательством установлен исчерпывающий перечень обстоятельств,

освобождающих стороны от ответственности, который не подлежит расширенному

толкованию.

Согласно Положению о взаимной ответственности организации морского транспорта

и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов

1965 года стороны освобождаются от уплаты штрафа по российским и арендованным

иностранным судам лишь в тех случаях, когда обстоятельства, обусловливающие

уплату штрафа, явились следствием: решений правительства; стихийных бедствий;

в частности пожара, шторма, наводнения, военных действий или других

обстоятельств, носящих характер непреодолимой силы.

Перевозчик также освобождается от уплаты штрафа в том случае, если неподача

судна вызвана спасением на море человеческой жизни или судов или задержкой

судна тем же отправителем или его контрагентом.

При перевозках в каботаже перевозчик и отправитель освобождаются от

ответственности, установленной Положением 1982 года, если неисполнение

обязанностей, вытекающих из плана перевозок грузов или соглашением сторон о

перевозке, явилось следствием:

а) решения Правительства России;

б) стихийных явлений или событий, носящих характер непреодолимой силы;

в) военных действий;

г) запрещения, прекращения или ограничения приема грузов для

перевозки, вводимого в случаях, предусмотренных статьей 108 Кодекса торгового

мореплавания.

Перевозчик освобождается также от ответственности, если неисполнение

обязанностей вызвано спасением на море человеческой жизни, судов и грузов

либо задержкой отправителем судна, предусмотренного к подаче этому же

отправителю.

Отправитель освобождается от ответственности, если неисполнение обязанностей

вызвано аварией на его предприятии, повлекшей приостановление производства на

срок не менее 3 суток.

Установлен следующий порядок расчета штрафа: если перевозка должна быть

осуществлена в соответствии с графиком, штраф исчисляется по каждому судну, а

если график не составляется, размер штрафа определяется исходя из количества

не предъявленного груза или не поданного тоннажа в итоге за месяц.

2. Ответственность перевозчика

а) За не сохранность груза.

Согласно статьи 160 Кодекса торгового мореплавания, перевозчик отвечает за

утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет,

что имеющие место утрата, недостача и повреждения произошли нет по его вине.

Перевозчик отвечает за ущерб, вызванный его виновными действиями или

бездействием, в результате которых сохранность груза не была обеспечена.

Размер возмещения не зависит от степени вины. При обнаружении утраты,

недостачи и повреждения груза вина перевозчика в их возникновении

предполагается. Поэтому для освобождения от ответственности перевозчик должен

доказать что им были предприняты все меры для сохранения груза, какие были

возможны в конкретных условиях перевозки, т.е. на перевозчике по общему

правилу лежит бремя доказывания безупречного выполнения своих обязанностей

перед грузовладельцами.

Статья 160 содержит примерный перечень обстоятельств, которые могут служить

основанием для освобождения перевозчика от ответственности. К ним относятся:

1. Непреодолимая сила;

2. Опасности и случайности на море и в других судоходных водах;

3. Спасение человеческой жизни, судов и грузов;

4. Пожар возникший не по вине перевозчика;

5. Действия или распоряжения властей;

6. Военные действия и народные волнения;

7. Действия или упущения грузоотправителя или получателя;

8. Скрытые недостатки груза, его свойства и естественные убыли;

9. Незаметные по наружному виду недостатки тары;

10. Недостаточность или неясность марок;

11. Забастовки и иные обстоятельства вызванные

приостановление или ограничение работы полностью или частично.

Ответственность по данной статье наступает с момента принятия груза под свой

надзор независимо от того, находится ли груз на борту судна в контейнере или

на берегу, и заканчивается сдачей груза получателю, фиксируемой

соответствующей распиской получателя .

Статья носит императивный характер императивный характер, соглашения, не

соответствующие правилам настоящей статьи являются недействительными, однако

перечень обстоятельств свидетельствующих об отсутствии вины перевозчика и

приведенных в ней не является исчерпывающим.

Для освобождения от ответственности за утрату, недостачу или повреждение

грузов по обстоятельствам перечисленным в статье 160, перевозчик должен

доказать отсутствие своей вины в обнаружившейся не сохранности груза.

Перевозчик может сделать это, доказав наличие перечисленных или каких-либо

иных исключающих вину обстоятельств и наличие прямой связи между не

сохранностью груза и соответствующим обстоятельством.

Правила, содержащиеся в статье 160 Кодекса торгового мореплавания,

соответствуют нормам Конвенции ООН о коносаментах 1924 года известной как

Правила Гаага-Висби.

Статья 161 КТМ вводит понятие «навигационной ошибки» - имеются ввиду действия

или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении

или управлении судном. В этом случае перевозчик освобождается от

ответственности за не сохранность груза, если докажет, что она явилась

следствием таких действий. Эта статья полностью соответствовала

соответствующему положению Конвенции ООН от 1924 года. Однако в 1978 году

была принята, а с 1 ноября 1992 года вступила в силу Конвенция ООН о морской

перевозке грузов, получившая название Гамбургских правил, где «навигационная

ошибка» исключена из оснований освобождения перевозчика от ответственности.

В практике международного торгового мореплавания «навигационная ошибка»

приравнивается коммерческой, ответственность за которую возлагается на

перевозчика, если только он не докажет, что утрата, недостача и повреждение

груза произошли не по его вине (статья 160 КТМ). Ответственность за

коммерческую ошибку (т.е. виновные действия капитана, прочих лиц судового

экипажа допущенных ими при приеме, погрузке размещении и сохранении, выгрузке

и сдаче груза) устанавливается статьей 161 Кодекса торгового мореплавания.

Статья 162 КТМ устанавливает исключение из общих правил об ответственности

перевозчика. сформулированных в статье 160 в отношении распределения бремени

доказывания между сторонами. Она определяет, что перевозчик не отвечает за

недостачу груза, прибывшего к месту назначения в исправных грузовых

помещениях за исправными пломбами отправителя, без следов вскрытия в пути, а

также груза, перевозившегося в сопровождении проводника отправителя или

получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза произошла

по вине перевозчика.

а) Размер ответственности перевозчика.

Согласно статьи 163 Кодекса торгового мореплавания морской перевозчик несет

ответственность за утрата, недостача и повреждение груза в следующих

размерах:

1) утрата, недостача груза в размере действительной части утраченного или

недостающего груза;

2) за повреждение груза - в сумме, на которую изменилась его стоимость.

Таким образом, размер ответственности перевозчика ограничен действительной

стоимостью груза, т.е. перевозчик не обязан возмещать выгоду упущенную

грузовладельцем, равно как и ущерб в имуществе, выходящий за пределы

действительной стоимости груза.

Действительная стоимость части утраченного или недостающего груза

определяется по его ценам в месте назначения в то время рейса, когда туда

пришло или должно было прийти судно, а при невозможности определить эти цены

- по ценам места и времени отправления груза с прибавлением расходов по

перевозке (статья 164, часть 1, КТМ), если по грузу получатель или

отправитель обязаны уплатить налог с оборота то сумма налога добавляется к

сумме счета, предъявляемого к перевозчику за не сохранность груза, но из

данной суммы вычитаются расходы, связанные с перевозкой груза которые должны

быть произведены грузовладельцами, но в следствии утраты. недостачи или порчи

груза произведены не были. Перевозчик также возвращает полученный им фрахт,

если он не входит в цену утраченного или недостающего груза (статья 163,

часть 2, КТМ).

В упомянутых выше Гамбургских Правилах, которые в отличии от правил Гаага-

Страницы: 1, 2