бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Арбитражные суды бесплатно рефераты

Курсовая: Арбитражные суды

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Понятие арбитражных судов, их система Задачи арбитражного судопроизводства

стр. 4-7

2 Подведомственность и подсудность арбитражных судов стр. 8-12

3 Новеллы Арбитражного Процессуального Кодекса стр. 13-20

4 Проблемы арбитражного судопроизводства и пути решения стр. 21-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Титульника нет т.к., по моему глубочайшему убеждению, он тебе на хрен не

нужен. Ну так, просто к сведенью: всю эту байду на 28 стр. написал студент ЮФ

ОГУ Окшин Виталий, и он же (т.е. я) защитил её на 5, чего и тебе желаю.

ВВЕДЕНИЕ

Арбитражные суды являются важной и неотъемлемой частью системы

судопроизводства в РФ. Основой деятельности арбитражных судов является

Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс и федеральные законы.

В настоящее время действует новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. По

сравнению с предыдущим в него внесено множество изменений, продиктованных

изменениями в социальной и экономической жизнедеятельности российского

общества. Проект Кодекса был подготовлен Высшим Арбитражным судом РФ с учетом

положений, закрепленных в судебной практике, а также рекомендаций

Европейского Совета.

По оценке западных аналитиков, новый Кодекс по своей юридической технике

является одним из самых прогрессивных процессуальных законов в мире. В целом

Кодекс направлен на максимальную защиту сторон участников процесса и

реформированию судебной системы. Характерно, что многие положения ныне

действующего гражданско-процессуального законодательства нашли свое отражение

в новом Кодексе.

Однако нельзя сказать, что все так хорошо. В Кодексе существуют нормы,

которые могут вызвать на практике трудности при их применении. В своей работе

я попытаюсь проанализировать эти нормы и выявить пути решения этих проблем.

Судебная реформа не закончена и в рамках ее, несомненно, будет происходить

дальнейшее «шлифование» Арбитражного процессуального кодекса.

1 Понятие арбитражных судов, их система Задачи арбитражного судопроизводства

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации

осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется конституционного,

гражданского, административного и уголовного производства. Из данного

конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов

представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и

административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему

органов гражданской юрисдикции.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов,

осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных

дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют свою собственную

компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную

Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) Российской Федерации, а также

Регламентом арбитражных судов. Поэтому можно говорить о том, что по своей

природе арбитражные суды – это специализированные суды в рамках системы органов

гражданской юрисдикции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательских

отношений. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебной практике. В

Постановлении № 33 Пленума ВАС РФ от 28.09.1994 г.

[1] указано, что арбитражный суд является специализированным судом, по

разрешению экономических споров, т.е. споров, связанных с предпринимательской

деятельностью.

Систему арбитражных судов составляют: ВАС РФ, федеральные арбитражные суды

округов, суды субъектов Российской Федерации (т.е. арбитражные суды

республик, краев, областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,

автономных округов).

В соответствии со ст.2 АПК РФ задачами арбитражного производства признаются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц,

осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также

прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности, органов государственной власти Российской

Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной

сфере;

Предпринимательская деятельность, упомянутая в ст. 2 АПК, - это

самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на

систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,

выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом

качестве в установленном порядке (ст. 2 ГК). Иная экономическая деятельность

- это, например, деятельность частных нотариусов, любая другая деятельность,

связанная с получением доходов, но не являющаяся предпринимательской.

К лицам, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую

деятельность, относятся:

- коммерческие организации, основанные на частной собственности. Это

хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, в т.ч. и федеральные

казенные предприятия, а также дочерние предприятия (п. 7 ст. 114 ГК);

- некоммерческие организации (благотворительные и иные фонды, ассоциации,

союзы и т.д.);

- иностранные организации (ч. 5 ст. 27 АПК);

- граждане Российской Федерации, иностранные граждане, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ (ст. 23-25 ГК).

Применительно к указанным выше физическим и ЮЛ основная задача

судопроизводства в арбитражном суде - защита их нарушенных или оспариваемых

прав (например, права собственности, иных вещных прав, имущественных прав,

исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности) и интересов.

Речь идет о законных интересах, например, деловой репутации.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах также являются:

1. защита (в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)

прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных

образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных

органов и должностных лиц. К "иным" относятся, например, органы ПФР, ФСС,

различных неправительственных организаций, религиозных и общественных

организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.

При решении данной задачи, арбитражные суды рассматривают дела:

а) возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В отличие

от гражданских правоотношений (участники которых равноправны, действуют в

своем интересе и на основе автономии воли) административные характерны тем,

что их участники неравноправны, одни из них подчиняются другим, т.е. им

присущи отношения подчинения. К публичным правоотношениям можно отнести

такие, например, как финансовые, налоговые. Упомянутые дела рассматриваются

арбитражными судами в порядке административного судопроизводства, иначе

говоря, при рассмотрении данных дел арбитражный суд должен руководствоваться

наряду с нормами АПК РФ нормами Кодекса об административных правонарушениях,

Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и иных федеральных законов

регулирующих соответствующие правоотношения;

б) об установлении фактов, имеющих юридическое значение. К фактам, имеющим

юридическое значение относятся факты владения и пользования недвижимостью,

факты государственной регистрации юридических лиц и другие факты, порождающие

юридические последствия. Подобные дела рассматриваются в порядке особого

производства.

в) о законности создания, реорганизации, ликвидации ЮЛ;

г) возникающие в связи с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов,

и т.д.;

2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности. "Доступность правосудия" достигается, во-первых,

тем, что в каждом субъекте Федерации существуют арбитражные суды; во-вторых,

возможностью обжаловать судебные решения в апелляционном, кассационном,

надзорном порядке; в-третьих, невысоким размером госпошлины и льготами по ее

уплате, в-четвертых, гласностью, устностью, состязательностью,

непосредственностью судопроизводства в арбитражном суде;

3. справедливое и публичное судебное разбирательство. Судьи не зависят от

других органов государства. Они беспристрастны и подчиняются лишь закону. Их

деятельность широко освещается в СМИ. Возможность многократного обжалования

судебных актов минимизирует случаи несправедливых, необъективных решений,

способствует устранению судейских ошибок и иных недостатков;

4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности. Это обеспечивается

правильным применением арбитражными судами законов и иных правовых актов, а

также тем, что арбитражные суды вправе выносить частные определения;

5. формирование уважительного отношения к закону и суду. Этому способствует

весь процесс судопроизводства, обеспечение равноправия сторон и других лиц,

участвующих в деле, неуклонное следование букве и духу закона;

6. содействие становлению деловых и партнерских отношений, формирование

обычаев деловой этики. Арбитражный суд формирует у предпринимателей

представление о должном поведении, об уважении к интересам партнеров, о

допустимых и недопустимых действиях в деловых отношениях и т.п.

2 Подведомственность и подсудность арбитражных судов

В новом АПК РФ расширена сфера дел, подведомственных арбитражным судам.

Законодатель более последовательно стал ориентироваться не только на

субъектный состав участников, но и на содержание спорных правоотношений,

сосредоточив в экономическом суде дела, вытекающие из предпринимательской и

иной экономической деятельности. В соответствии с этим к подведомственности

арбитражных судов отнесены дела с участием граждан, не являющихся

индивидуальными предпринимателями, не только (как было и раньше) в сфере

банкротства, но и по спорам между акционером (независимо от его статуса) и

акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ,

вытекающим из деятельности данного хозяйственного товарищества, общества (за

исключением трудовых споров). Сосредоточение всех корпоративных споров в

одной судебной системе (в данном случае - в арбитражных судах) позволит

устранить нередко намеренно используемую до последнего времени возможность

возбуждения параллельного дела в другой судебной системе для затягивания

спора и воспрепятствования исполнению судебных решений.

Практика применения прежнего Кодекса часто сталкивалась с проблемой

подведомственности, когда в процессе появлялись третьи лица, статус которых

формально не подпадал под юрисдикцию арбитражных судов. Поскольку

рассмотрение дела в арбитражном суде есть осуществление правосудия судом, то

новый АПК вполне обоснованно предусмотрел, что заявление, принятое

арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил

подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в

дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего

самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен

гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.

Отнес новый АПК к подведомственности арбитражных судов и дела о защите

деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической

деятельности независимо от субъектного состава участников спора (например,

ответчиком может быть журналист).

С учетом положений Налогового кодекса и некоторых других законов теперь

закреплена подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании

нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической

деятельности, если федеральным законом это отнесено к компетенции

арбитражного суда.

В АПК РФ включено положение, что арбитражным судам подведомственны дела об

административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение

отнесено к компетенции арбитражного суда.

Для обеспечения единства подхода к субъекту, рассматривающему дела в сфере

предпринимательской деятельности, законодатель распространил компетенцию

арбитражных судов в полном объеме на дела об оспаривании решений третейских

судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений

третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской

и иной экономической деятельности. По этим же соображениям наряду с

подтверждением компетенции арбитражных судов по рассмотрению споров с

участием иностранного элемента к их подведомственности отнесены и дела о

признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных

арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении

предпринимательской и иной экономической деятельности.

Институт подсудность разграничивает подведомственные арбитражным судам дела

между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного

процесса характерно два вида подсудности – родовая и территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между судами арбитражными судами

различных уровней. По общему все споры, подведомственные арбитражному суду,

разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров,

отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного суда РФ.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов

одного звена, т.е. краевых, областных, и приравненных к ним арбитражных судов

субъектов. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной,

исключительной, по связи дел и договорной.

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск

предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к

юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения

(ст.36 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица

определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с

законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место

нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. В

соответствии с ст.5 Федерального Закона «О государственной регистрации

юридических лиц» место нахождения юридического лица определяется по месту

нахождению его постоянно действующего исполнительного органа (в случае

отсутствия такового, иного органа или лица, имеющих право действовать от

имени юридического лица без доверенности).

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть

рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом. Споры о

признании права собственности на недвижимое имущество предъявляются в

арбитражный суд по месту нахождения этого имущества. Закон сделал исключение

для такого специфического вида недвижимого имущества как морские и воздушные

суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, в случаи оспаривания

прав на это имущество иски подаются в арбитражный суд по месту

государственной регистрации этого имущества.

Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе когда

перевозчик является ответчиков, предъявляются по месту нахождению

перевозчика. Также законодатель в ст.38 АПК РФ установил исключительную

подсудность для следующих случаев:

1) заявление об установлении фактов, имеющих юридическое

значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства

заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих

юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на

недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого

имущества;

2) заявление о признании должника банкротом подается в

арбитражный суд по месту нахождения должника;

3) заявление об оспаривании решений и действий (бездействий)

судебного пристава - исполнителя подается в арбитражный суд по месту

нахождения судебного пристава – исполнителя;

4) заявления по спорам между российскими организациями,

осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории

иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной

регистрации на территории Российской Федерации организации-ответчика.

Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими

деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и

не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации,

Страницы: 1, 2, 3