Контрольная: Поддержание обвинения прокурором Обвинительная речь прокурора
Контрольная: Поддержание обвинения прокурором Обвинительная речь прокурора
Министерство общего и профессионального образования
Волжский Гуманитарный Институт
Волгоградского Государственного Университета
кафедра правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по прокурорскому надзору
На тему: " Поддержание обвинения прокурором. Обвинительная речь прокурора."
выполнил:
студент V курса юридического
факультета группы ЮЗ-942
Петренко С.Н.
научный руководитель:
Воронков В. А.
Волжский 1999г.
Содержание:
Введение.......................................................................3
Поддержание обвинения прокурором......................................... 8
Обвинительная речь прокурора..................................................14
Литература:...................................................................16
Введение.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении
уголовных дел судами в существенной мере зависит от правильного определения и
понимания самими прокурорами своего процессуального положения в суде. Вопрос
этот имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Когда
в мае 1922 г. создавалась прокуратура как государственный орган по надзору за
точным и единообразным соблюдением законности, В.И. Ленин указывал на
необходимость увязать эту функцию прокуратуры с поддержанием государственного
обвинения в суде. Это нашло подтверждение в Положении о прокурорском надзоре
(1922 г.). Прокурор любого ранга, выступая государственным обвинителем,
является представителем Генерального прокурора Российской Федерации, он —
блюститель законности в уголовном процессе. При поддержании государственного
обвинения он не освобождается от обязанности осуществлять надзор за
соблюдением законности при рассмотрении судом уголовных дел. Поддержание
государственного обвинения и осуществление надзора за точным исполнением
законов нужно рассматривать как проявление частного в общем.
Генеральный прокурор Российской Федерации рассматривает государственное
обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, не только как одно из
действенных средств по борьбе с преступностью, но и как одну из форм
осуществления надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в
судах.
Прокурор осуществляет надзор не только тогда, когда суд уже постановил по
делу приговор или вынес определение или постановление, но и тогда, когда он
не принимал еще по делу никаких решений. Если суд не разъяснил подсудимому
его права в судебном разбирательстве и продолжает рассмотрение дела по
существу, прокурор обязан немедленно реагировать на эти нарушения, хотя в
связи с подобными нарушениями суд не выносит специального определения, а
поэтому нет предмета для опротестования. Прокурор не вправе бездействовать до
вынесения по делу незаконного приговора в связи с этими нарушениями, чтобы
затем принести протест на отмену незаконного и необоснованного определения.
Уголовно-процессуальный закон не предоставляет прокурору никаких преимуществ
перед другими участниками судебного разбирательства по представлению
доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайства (ст. 245
УПК). В то же время закон ставит прокурора в процессуальное положение,
отличное от процессуального положения иных участников судебного
разбирательства. Это не привилегия прокурора, а создание необходимых условий
для успешного осуществления им возложенных на него функций. Подсудимый,
потерпевший, выступая от своего имени, а защитник — по поручению подсудимого,
а также по назначению следователя, прокурора и суда, могут реагировать на
нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать
этого. Закон не обязывает их к этому. Прокурор же, выступая от имени закона и
государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению
нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Речь идет в одинаковой
мере о составе судей, защитнике, подсудимом, потерпевшем, гражданском истце
или гражданском ответчике. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор
способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего,
гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.
Генеральный прокурор Российской Федерации в Рекомендациях № 12/5-92 от 22
сентября 1992 г. «По совершенствованию участия прокурора в рассмотрении
уголовных дел судами в условиях судебно-правовой реформы» ориентирует
подчиненных прокуроров не только на правильное понимание задач, вытекающих из
Закона «О прокуратуре Российской Федерации», но и определяет процессуальное
положение прокуроров в уголовном судопроизводстве: они выступают не только
как государственные обвинители, но и как органы надзора за исполнением
законов при рассмотрении уголовных дел судами. Вместе с этим Генеральный
прокурор высказывает предложения практического характера относительно форм
надзора и средств реагирования на нарушения закона в различных стадиях
рассмотрения судами уголовных дел: в первой, кассационной и надзорной
инстанциях.
Прокурор осуществляет надзор не только тогда, когда он участвует в судебном
разбирательстве, но и тогда, когда он не участвует при рассмотрении дела
судом, однако проверяет законность и обоснованность приговоров, постановлений
и определений, не вступивших в законную силу. Если нарушение закона не было
устранено в процессе судебного разбирательства, прокурор обязан принести
протест на незаконный или необоснованный приговор. Процессуальное положение
прокурора как блюстителя законности остается неизменным в любой стадии
уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой
инстанции, при даче заключения в кассационной или надзорной инстанции
прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и
единообразным исполнением законов. При этом, разумеется, изменяются формы
надзора и средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения
закона.
Статья 25 УПК предусматривает обязанность прокурора во всех стадиях
уголовного судопроизводства принимать меры к устранению всяких нарушений
закона, от кого бы они ни исходили. Свои полномочия в уголовном
судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было
органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями
Генерального прокурора Российской Федерации. Указанное требование уголовно-
процессуального закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в
суде первой, кассационной и надзорной инстанциях. Однако в кассационной
инстанции прокурор не выступает в роли обвинителя, он осуществляет надзор за
законностью рассмотрения дела кассационной инстанцией присущими ему в данной
стадии процессуальными средствами.
Выполняя в кассационной инстанции обязанности представителя органа надзора за
законностью, прокурор не только отстаивает обвинительный приговор или
поддерживает протест на мягкость наказания, но и вносит предложение о
прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (полагая,
таким образом, необоснованным обвинительный приговор); о смягчении
назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно
суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое уголовное
наказание (выступая против применения закона о более строгом наказании) и
т.д. Перечисленные действия никак не укладываются в понятие о прокуроре как
об обвинителе и только обвинителе.
Особенность процессуального положения прокурора в кассационной инстанции
состоит прежде всего в том, что здесь речь идет о законности и обоснованности
уже постановленного судом приговора. Другая в том, что осуществление надзора
в этой стадии переходит к прокурорам вышестоящих прокуратур, то есть к
прокурорам, которые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением
законности при рассмотрении дела в суде первой инстанции ( исключение
составляют лишь те уголовные дела, по которым принесены кассационные или
частные протесты. В соответствии с указанными выше Рекомендациями
Генерального прокурора России от 22 сентября 1992 г. поддержание протеста
возложено на их авторов и только в исключительных случаях это могут сделать
представители вышестоящих прокуратур).
Это одно из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную
независимость этих прокуроров. Поддерживая кассационный или частный протест и
давая заключение в кассационной инстанции по жалобе осужденного или
защитника, прокурор осуществляет надзор за законностью рассмотрения
уголовного дела кассационной инстанцией. Выступающий в кассационной инстанции
прокурор не является представителем государственного обвинения. Он
уполномочен прокурором области, края, республики проверить дело и дать свое
самостоятельное заключение, причем характер заключения не зависит от того, по
чьей инициативе рассматривается дело в кассационной инстанции. В частности,
прокурор может поставить вопрос об отзыве кассационного протеста,
принесенного на оправдательный приговор, если считает, что протест принесен
необоснованно и приговор соответствует материалам дела.
Уголовно-процессуальный закон, исходя из ревизионного начала уголовного
судопроизводства, возлагает на прокурора проверку дела в полном объеме, в
отношении всех осужденных независимо от того, подана ли ими жалоба и принесен
ли в отношении их кассационный протест. Кроме того, при рассмотрении дела в
кассационном порядке прокурор не просто высказывает свое мнение по
кассационной жалобе, но и дает заключение о законности и обоснованности
приговора (ст. 338 УПК).
При этом прокурор может и не согласиться с кассационной жалобой осужденного
или защитника, может внести предложение, не совпадающее с мнением
государственного обвинителя. Выступая в кассационной инстанции, прокурор
обладает всей полнотой процессуальной самостоятельности, процессуально
независим от прокурора, уполномочившего его на участие в кассационной
инстанции.
Принцип централизации органов прокуратуры, строгого подчинения нижестоящих
прокуроров вышестоящим обусловлен законом и является незыблемым. Однако в
вопросах осуществления надзора за законностью при рассмотрении судом
уголовных дел указанный принцип, сохраняя в полной мере свою силу, сочетается
с процессуальной самостоятельностью прокуроров, непосредственно исполняющих
эти функции. Вышестоящий прокурор не только не вправе дать указание
подчиненному прокурору о поддержании обвинения вопреки его внутреннему
убеждению, но и не может обязать прокурора, участвующего в кассационном
разбирательстве уголовного дела, дать заключение, с которым он не согласен.
Генеральный прокурор Российской Федерации, строго сохраняя принцип
централизации органов прокуратуры, в то же время своими приказами и
инструкциями всемерно укрепляет процессуальную самостоятельность прокурора,
осуществляющего надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами
уголовных дел.
Процессуальное положение прокурора в кассационной инстанции отлично от
процессуального положения осужденного, защитника, потерпевшего, других
участников уголовного процесса. Закон предоставляет всем участникам
уголовного процесса право в течение установленного срока в кассационном
порядке оспаривать приговор, определение или постановление суда. Осужденный,
защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик данное право
воплощают в кассационной жалобе, наличие которой обязывает вышестоящий суд
проверить законность и обоснованность приговора, определения или
постановления суда. При этом защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу и
гражданскому ответчику не ставится в упрек обжалование любого, по их мнению,
неправосудного приговора. В иные рамки поставлен прокурор. Исходя из
требований ст. 325 УПК, прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке
каждый необоснованный или незаконный приговор. Неопротестование прокурором
незаконного или необоснованного приговора является нарушением служебного
долга. В сопоставлении с жалобами других участников уголовного процесса
протест прокурора как повод для рассмотрения дела в кассационном порядке или
в порядке надзора должен отвечать закону и материалам уголовного дела. К
жалобам же указанных участников процесса таких требований не предъявляется.
Роль прокурора при пересмотре в порядке надзора приговоров, определений и
постановлений судебных органов остается такой же, как и в предшествующих
стадиях судебного разбирательства. Процессуальное положение прокурора в этой
стадии процесса как блюстителя законности подчеркивается и тем, что
законодатель устанавливает в качестве непременного условия рассмотрения
уголовных дел судами надзорных инстанций участие прокурора (ст. 377 УПК).
Участие же осужденного или оправданного или их защитников, а также других
участников процесса при рассмотрении дела по надзорному протесту ставится в
зависимость от усмотрения суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
Таким образом, участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судами
надзорной инстанции — одно из условий, обеспечивающих вынесение этими судами
законных и обоснованных определений и постановлений.
Как известно, и прокурор, и председатель соответствующего суда вправе
принести протест в порядке надзора. Есть ли в таком случае разница в
процессуальном положении прокурора и председателя суда? Да, есть, и весьма
существенная. Если поводом для принесения протеста в порядке надзора
председателем суда является, как правило, жалоба осужденного или его
защитника или же в отдельных случаях представление нижестоящих судей, когда
они в ревизионном порядке обнаруживают незаконный или необоснованный
приговор, то прокурор в силу своего служебного положения как блюстителя
законности должен по своей инициативе выявлять и опротестовывать такие
приговоры, а не ожидать, когда к нему поступят соответствующие сигналы.
Особенностью процессуального положения прокурора в надзорной инстанции
является и то, что в этой стадии речь идет о законности и обоснованности уже
вступившего в законную силу приговора. В связи с этим осуществление функции
надзора переходит к вышестоящим прокурорам. Выступающий с заключением в
надзорной инстанции прокурор, должностное положение которого строго
определено законом (ст. 371 УПК), не является представителем
государственного обвинения. Он дает заключение независимо от позиции,
занимаемой по тому же делу государственным обвинителем и прокурором,
участвовавшим в судебном заседании кассационной инстанции. Нельзя отдавать
предпочтение процессуальному значению прокурорского надзора в одной стадии
перед другой. Надзор прокуратуры за законностью рассмотрения судами уголовных
дел одинаково важен как в суде первой инстанции, так и при кассационной
проверке уголовных дел, а также при рассмотрении дел в порядке надзора. Здесь
имеет значение лишь объем прокурорской деятельности. Если в суде первой
инстанции предметом прокурорского надзора являются все без исключения
уголовные дела (по части из них прокурор поддерживает государственное
обвинение, остальные проверяются прокурором в кассационный срок), то в суде
кассационной инстанции рассматривается лишь часть (около 30%) от
рассмотренных в суде первой инстанции (уголовные дела, рассматриваемые по
первой инстанции Верховным Судом Российской Федерации, в кассационном порядке
не рассматриваются вовсе). В надзорном порядке проверяется небольшая часть от
общего числа дел, рассмотренных судами первой инстанции, а пересматриваются
судами надзорной инстанции около 10%.
Страницы: 1, 2
|