: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации 
: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
Гражданско-правовая защита чести,
достоинства и деловой репутации
П Л А Н:
Введение _______________________________________ 3
Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории ________5
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12
Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации ___________16
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую
репутацию ______________________ 16
§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27
Заключение _______________________________________ 33
Список использованной литературы ___________________ 34
В В Е Д Е Н И Е
В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится
одной из доминант общественного прогресса, основой которого является
общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный
прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том
числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных
решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить
нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего,
если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство,
деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и
потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать
подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека
неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав
человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное
гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.
Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился в
СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод
человека. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской
Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил
Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого важного
документа были включены и в текст Российской Конституции.
Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других
основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их
обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление
контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в
повседневной практической жизни.
Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди
рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе
братства".
В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться как
своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий
оценки действий законодательной и исполнительной власти.
Данная курсовая работа посвящена одному из многих неимущественных прав -
праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из введения,
двух глав и заключения.
В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и
деловой репутации.
Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой защиты
чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос
возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.
Г Л А В А I
Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации
Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой
нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или
объективном подходе при оценке этих качеств.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение
общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и
иных качеств личности.
Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих
личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего
общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых
критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет
субъективную оценку личности.
Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей
общественной ценности.
Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись
с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную
роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и
народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и
направления деятельности.
С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой
могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и
народов в целом.
Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом
является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более
широком плане говорят о чести нации.
Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому
при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания
собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства
как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.
При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и
субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного
признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является
социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим
нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория,
направленная от общества к личности.
Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в
способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические,
безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном
обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в
соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.
Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и
обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как
человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые
оценивают его поступки, от общественного мнения.
Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного
мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и
государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут
происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной
жизнедеятельности.
Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем,
что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться
началу свободного выбора.
Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества
возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство
собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного
совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать
его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться
к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому
общественная оценка должна быть объективной.
Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением
человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии
отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует
человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной
оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от
воли и желания самого оцениваемого лица.
В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В
силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя
отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по
отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей
достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка,
положительная репутация человека.
Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка
человека, находится категория достоинства. Достоинство - это
самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная
связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в
определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не
считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой
общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как
члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для
коллектива и общества в целом.
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических
качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и
составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также
обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным
качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой
ценностью и является человеческое достоинство.
Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и
индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как
моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство
определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от
человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство
собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют
собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и
общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и
зависят от них.
Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех
моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке,
осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к
другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость,
честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он
представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда
необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.
Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к
окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором
он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их
основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на
неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его
самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они
заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в
достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно
сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости
от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его
психического склада.
В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность
положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может
рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная
его общественно полезными свойствами.
Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не
тождественны.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не
одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого
человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной
деятельности.
Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация.
При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности
исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки,
то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным
образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие
репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем,
объективном значении.
Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на
основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его
поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.
Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный
характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.
Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было
введено такое понятие, как деловая репутация.
Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Его
возрождение естественно и более того - необходимо. Однако необязательно
привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама
тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во
всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь
готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.
На мой взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство
от понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.
Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой
репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров,
услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится
только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие.
Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.
Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является
личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности
обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.
Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их
приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение
публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой
репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не будет
автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области
общественного производства.
Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда
направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах
нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его
репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не
подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.
В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример. Концерн носит
имя своего генерального директора, одного из учредителей, господина П.
Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального директора и
т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости доброго имени
господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все же
отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина П. с
таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего то же
имя. Вероятно в подобной ситуации можно констатировать только нарушение чести
и достоинства господина П., но не деловой репутации предприятия.
Деловая репутация представляет собой частный случай репутации
вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и
недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного
физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере
предпринимательства.
Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-определенный
хозяйствующий субъект:
а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору
(общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько
систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой
Страницы: 1, 2, 3
|