бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации бесплатно рефераты

: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Гражданско-правовая защита чести,

достоинства и деловой репутации

П Л А Н:

Введение _______________________________________ 3

Глава I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории ________5

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации _ 5

§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию 12

Глава II. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации ___________16

§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую

репутацию ______________________ 16

§ 2. Проблема возмещения морального вреда ______ 27

Заключение _______________________________________ 33

Список использованной литературы ___________________ 34

В В Е Д Е Н И Е

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится

одной из доминант общественного прогресса, основой которого является

общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный

прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том

числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных

решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить

нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего,

если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство,

деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и

потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать

подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека

неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав

человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное

гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился в

СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод

человека. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской

Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил

Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого важного

документа были включены и в текст Российской Конституции.

Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других

основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их

обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление

контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в

повседневной практической жизни.

Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены

разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе

братства".

В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться как

своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий

оценки действий законодательной и исполнительной власти.

Данная курсовая работа посвящена одному из многих неимущественных прав -

праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из введения,

двух глав и заключения.

В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и

деловой репутации.

Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой защиты

чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос

возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.

Г Л А В А I

Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой

нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или

объективном подходе при оценке этих качеств.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение

общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и

иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих

личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего

общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых

критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет

субъективную оценку личности.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей

общественной ценности.

Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись

с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную

роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и

народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и

направления деятельности.

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой

могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и

народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом

является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более

широком плане говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому

при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания

собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства

как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и

субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного

признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является

социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим

нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория,

направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в

способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические,

безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном

обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в

соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и

обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как

человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые

оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного

мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и

государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут

происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной

жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем,

что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться

началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества

возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство

собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного

совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать

его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться

к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому

общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением

человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии

отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует

человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной

оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от

воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В

силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя

отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по

отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей

достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка,

положительная репутация человека.

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка

человека, находится категория достоинства. Достоинство - это

самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная

связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в

определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не

считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой

общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как

члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для

коллектива и общества в целом.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических

качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и

составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также

обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным

качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой

ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и

индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как

моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство

определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от

человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство

собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют

собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и

общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и

зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех

моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке,

осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к

другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость,

честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он

представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда

необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.

Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к

окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором

он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их

основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на

неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его

самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они

заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в

достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно

сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости

от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его

психического склада.

В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность

положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может

рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная

его общественно полезными свойствами.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не

тождественны.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не

одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого

человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной

деятельности.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация.

При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности

исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки,

то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным

образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие

репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем,

объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на

основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его

поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный

характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было

введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Его

возрождение естественно и более того - необходимо. Однако необязательно

привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама

тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во

всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь

готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.

На мой взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство

от понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой

репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров,

услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится

только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие.

Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.

Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является

личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности

обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.

Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их

приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение

публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой

репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не будет

автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области

общественного производства.

Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда

направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах

нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его

репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не

подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.

В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример. Концерн носит

имя своего генерального директора, одного из учредителей, господина П.

Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального директора и

т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости доброго имени

господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно все же

отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации господина П. с

таким нарушением как умаление деловой репутации предприятия, носящего то же

имя. Вероятно в подобной ситуации можно констатировать только нарушение чести

и достоинства господина П., но не деловой репутации предприятия.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации

вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и

недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного

физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере

предпринимательства.

Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-определенный

хозяйствующий субъект:

а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору

(общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько

систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой

Страницы: 1, 2, 3