бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития бесплатно рефераты

Диплом: Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.П.ОГАРЕВА

Факультет юридический

Кафедра гражданского

права и процесса

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой_________З.А.Кардакова

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Российское экологическое законодательство:

современное состояние и перспективы развития

Автор дипломной работы Н.А.Голышев

Обозначение дипломной работы ДР-2069965-0211-10-97 гр.504

Специальность 0211 Юриспруденция

Руководитель работы канд.юрид.наук В.В.Никишин

Нормоконтролер __________________________

Рецензент докт.юрид.наук, профессор

М.С.Букин

Саранск 1997

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С.

ВВЕДЕНИЕ .................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ...... 5

2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ

ФЕДЕРАЦИИ ................................................ 31

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ......................................... 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................ 63

.

В В Е Д Е Н И Е

Деятельностью государства по внесению организованности, упо-

рядоченности в различные сферы жизни человеческого общества яв-

ляется их правовое регулирование, стержнем и основой которого

служит законодательство.

Общественные отношения в области взаимодействия общества и

природы регулируются экологическим законодательством.

Интерес к проблемам экологического законодательства не слу-

чаен. На сегодняшний момент стоит вопрос не о процветании, а о

выживании людей в окружающей природной среде. Ведь жизнь и здо-

ровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.

Выбор темы исследования связан также с особенностью нашего

государства как Федеративного. Так, наряду с федеральным эколо-

гическим законодательством существует и экологическое законода-

тельство субъектов РФ.

Два уровня правовой системы в РФ развиваются не вполне сог-

ласованно. В связи с этим интересным представляется современное

состояние экологического законодательства на примере Республики

Мордовия.

Об актуальности данной работы свидетельствуют тенденции раз-

вития экологического законодательства. Необходимо решить пробле-

му повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма приме-

нения и использования эколого-правовых норм.

Один из наиболее важных аспектов исследования - структура

экологического законодательства. Определение места каждого нор-

мативно-правового акта в этой структуре позволяет построить

стройную иерархическую пирамиду, во главе с Конституцией РФ.

4

Рассматривая перспективы развития экологического законода-

тельства, предполагается показать научный взгляд на проблему со-

вершенствования данной отрасли законодательства, особенно в ны-

нешних условиях правовой реформы, проводимой в Российской Феде-

рации.

Отсутствие единой концепции развития экологического законо-

дательства затрудняет законотворческую деятельность в этой об-

ласти. В связи с этим особе место в работе отводится механизму

проведения экспертизы законопроектов.

Целями данного исследования являются: вопросы, связанные с

определением общих и специальных факторов, воздействующих на

экологическое законодательство; выделение тенденций развития

экологического законодательства в субъектах РФ.

В ходе работы над дипломным проектом использовались следую-

щие методы: диалектический, логический, сравнительно-правовой,

исторический, социологический и др.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения

и списка использованных источников.

Рассматриваемая проблема нашла свое отражение в трудах: Ба-

жайкина А.Л. "Сравнительный анализ природноресурсового законода-

тельства РФ и Удмуртской Республики", Бакуниной Т.С. "Обсуждение

проблем национальной экологической политики РФ", Боголюбова С.А.

"Государственно-правовые проблемы экологической экспертизы",

Бринчука М.М. "Охранять окружающую среду или обеспечивать эколо-

гическую безопасность", Голиченков А.К. "Экологический контроль:

теория, практика правового регулирования", Малой Т.Н. "Право

собственности на животный мир", Шемшученко Ю.С. "Правовые проб-

лемы экологии" и других ученых.

5

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Экологическое право - одна из отраслей системы российского

права, призванная регулировать общественные отношения в области

взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей сре-

ды, рационального использования природных ресурсов, жизни и здо-

ровья людей. Основные признаки этой отрасли права, по мнению

Н.И.Опилат, характеризуются через предмет, объекты, принципы и

источники 1.

Рассмотрение вопроса о понятии экологического законодатель-

ства целесообразно начать с уяснения понятия законодательства

вообще.

В юридической литературе данному вопросу отводится значи-

тельное место. Понятие законодательства берет начало из такой

научной категории как источник права. Однако, при внимательном

рассмотрении можно заметить, что ни один из ученых не дает чет-

кого и лаконичного понятия источника права, а рассматривает его

в различных смысловых значениях. Так под источником права в ма-

териальном смысле, по мнению В.В.Петрова, понимается воля наро-

да, выраженная путем опроса, референдума, по поводу того или

иного документа 2, примером которого может служить Конституция

Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 де-

кабря 1993 года 3.

Особое, в том числе и практическое значение имеет юридичес-

кий или формально-юридический смысл источников права. В рамках

данного смыслового значения под ними понимаются формы права, в

---------------

1 Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск.

ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.71.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.80.

3 Российская газета. 1993. 25 декабря.

6

которых содержатся общие правила поведения, именуемые нормами

права. И именно совокупность таких нормативных правовых форм об-

разует законодательство. При этом нормативно-правовыми формами

являются нормативно-правовые акты 1. Исходя из этого под законо-

дательством понимается комплексная система издаваемых уполномо-

ченными правотворческими органами нормативных правовых актов.

Кроме того, законодательство является внешним выражением права,

т.к. именно через эту совокупность правовых норм происходит ре-

гуляция общественных отношений в целом или их отдельных видов.

Рассматривая систему права, следует говорить о ней как и о

внутренней форме права. Система законодательства, как уже упоми-

налось, образует внешнюю форму права и представлена в виде сис-

темы нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты

права выражены. При этом внешняя и внутренняя формы неразрывно

связаны и не существуют друг без друга.

Несомненно то, что каждая отрасль права выражена в опреде-

ленной системе нормативно-правовых актов, однако по мнению С.А.

Комарова, "системы нормативно-правовых актов выражают не только

распределение норм права по отраслям, но и комплексирование норм

различной правоотраслевой принадлежности в межотраслевые связи,

причем в самых многообразным модификациях". Поэтому систему пра-

ва и систему законодательства не следует ни противопоставлять,

ни отождествлять, т.к. они диалектически связаны 2.

Основная социальная функция права - быть регулятором общест-

венных отношений. Но осуществление правом своей роли в обществе

связано с его нормативным характером. Так, А.Ф.Шебанов пишет,

---------------

1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.80.

2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,

1994. С.197.

7

что "содержание права - это составляющая его нормы, и именно

норма (общеобязательное правило поведения) есть его первичный

элемент (начальная клетка)... Законодательство в широком смысле

слова - совокупность законов и подзаконных нормативных актов,

являющихся формой выражения содержащихся в данных актах правовых

норм. Первичный элемент, начальная клетка законодательства, сле-

довательно, - нормативный акт (или часть акта, статья), включаю-

щий те или иные правовые нормы (отдельную норму). Поэтому поня-

тие законодательства не тождественно понятию права, они соотно-

сятся друг с другом как форма и содержание" 1.

Законодательство нельзя считать лишь простой оболочкой пра-

вового содержания. Диалектика их соотношения заключается в том,

что законодательство выступает формой самого существования пра-

вовых норм, средством их организации, придания им определенности

и объективности. Право не существует вне законодательства, расс-

матриваемое в указанном аспекте законодательство и есть право 52.

Отрасль права является наиболее крупным и центральным звеном

структуры права и охватывает основные, "качественно особые виды

общественных отношений, которые по своему глубинному содержанию

требуют обособленного юридически своеобразного регулирования" 53.

Это означает, что каждая отрасль права базируется на конкретной

совокупности качественно определенных, "неповторимых" норматив-

но-правовых актов.

С другой стороны, рассматривая любой нормативно-правовой

акт, мы можем заметить, что он входит в ту или иную отрасль

---------------

1 Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: Основания

построения // Правоведение. 1976. N 4. С.16.

2 Там же.

3 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.1. М., 1981.

С.244.

8

законодательства, которая соответствует либо определенной отрас-

ли права, либо объединению нормативно-правовых актов, образуемо-

му по предметному или целевому критерию. В зависимости от того,

каковы место и роль данного подразделения в правовой системе, во

многом определяются значение той или иной отрасли законодатель-

ства, место в иерархической структуре. Отрасли законодательства

прежде всего те, которым соответствуют основные отрасли права 1.

Однако законодательство, являясь формой выражения норм права

в определенной мере самостоятельно. Это выражается в частности в

том, что оно включает в свое содержание и положения, не являющи-

еся правом: определения, указания на мотивы и цели издания актов

и др. Кроме того, относительная самостоятельность проявляется и

в том, что система (внутренняя структура) законодательства не

совпадает с системой (внутренней структурой) права 2 .

Исходя из выше перечисленных положений можно сделать вывод:

полное совпадение системы отраслей законодательства и системы

отраслей права невозможно, т.к. количество отраслей законода-

тельства превышает количество отраслей права.

Экологическое законодательство, являясь одной из отраслей

законодательства, обладает всеми общими признаками, характеризу-

ющими его самостоятельность и обособленность. И в данном кон-

тексте будет уместно предложить мнение А.Ф.Шебанова, с которым

согласны многие ученые. Так, С.С.Алексеев считает, что для приз-

нания совокупности нормативно-правовых актов самостоятельной от-

раслью законодательства необходимо, чтобы она обладала опреде-

---------------

1 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.1. М., 1982.С.232.

2 Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания

построения // Правоведение. 1976. N 4. С.16.

9

ленными качествами. Это, прежде всего, единство содержания -

единство принципов правового регулирования, единство источников

формирования норм, общность основных положений 1.Отличительные

признаки самостоятельности отрасли законодательства - прежде

всего иерархичность ее структуры, соподчиненность и согласован-

ность составляющих эту отрасль актов; акты с большей юридической

силой обуславливают акты с меньшей юридической силой, которые

последовательно дополняют и конкретизируют их. Обязательный

признак отрасли законодательства - наличие основного, стержнево-

го акта (нескольких актов), определяющего содержание и форму

других актов отрасли, из взаимосвязи и взаимозависимости, обус-

лавливающего цельность отрасли как единой системы актов 2 .

Самостоятельность отрасли законодательства просматривается

через призму ее структуры, поэтому эти положения будут упомянуты

при анализе структуры экологического законодательства.

Экологическое законодательство, обладая всеми общими призна-

ками, характерными для отрасли законодательства, имеет ряд осо-

бенностей. Так, экологическое право, как отрасль права представ-

ляет собой, прежде всего, систему правовых норм, специфическим

способом регулирующих экологические общественные отношения. Пер-

воосновой данной отрасли права является эколого-правовая норма,

которая представляет собой общее правило, предусмотренное для

определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене-

ние. Экологическое законодательство же, являясь источником эко-

логического права представляет собой нормативно-правовые акты,

---------------

1 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.2. М., 1982.

С.232.

2 Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания

построения // Правоведение. 1976. N 4. С.16.

10

содержащие эколого-правовые нормы. Эколого-правовые нормы сос-

тавляют экологическое право как отрасль права, а нормативно-пра-

вовые акты составляют отрасль законодательства. При этом отрасль

права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законода-

тельства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную

структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ су-

ществует земельное законодательство ее субъектов.

Норма права имеет схематически-постоянную структуру, т.е.

состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а нормативно-правовой

акт может содержать бесконечное множество составляющих элемен-

тов: статьи, пункты, абзацы, части статей и т.п. Исходя из это-

го, в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-

правового акта может содержаться несколько правовых норм либо

одна правовая норма может содержаться в нескольких правовых ак-

тах и статьях, пунктах закона. Однако первичный элемент законо-

дательства не всегда содержит все три структурных элемента пра-

вовой нормы. Иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и

санкция; диспозиция может содержаться в другой статье норматив-

но-правового акта или в совершенно ином акте. Так, например, ес-

ли гипотеза правовой нормы, регулирующей право водопользования,

закрепление в статье 23 Водного кодекса РФ (определен круг лиц,

которые могут быть водопользователями), ее диспозиция - в статье

92 Водного кодекса РФ (права и обязанности водопользователей),

то ответственность за нарушение данной нормы определена в стать-

ях 129-132 Водного кодекса РФ 1. При этом такого рода несовпаде-

ния очень часты.

---------------

1 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1976. С.127.

11

Рассматривая нормативно-правовые акты как составные элементы

отрасли экологического законодательства можно обнаружить, что во

многих случаях эти акты носят комплексный характер и включают в

свой состав нормы, относящиеся не только к экологическому зако-

нодательству, но и к гражданскому, административному и другим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7