бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Правовое регулирование договорных отношений поставки и мены (бартера) бесплатно рефераты

Диплом: Правовое регулирование договорных отношений поставки и мены (бартера)

Министерство образования Российской Федерации

Ульяновский государственный университет

Институт права и государственной службы

Кафедра трудового и хозяйственного права

Дипломная работа на тему:

«Правовое регулирование договорных отношений

поставки и мены (бартера)»

Студентки 6 курса

(Вписать здесь !)

Научный руководитель

старший преподаватель

(И здесь !)

Работа сдана

«____»__________2000 г.

К защите допущена

«____»__________2000 г.

Рецензент

(Вычеркнуто цензурой)

Ульяновск

2000 г.

Содержание.

Введение.______________________________________________________________________3

Глава 1. Анализ законодательства, содержащего нормы, регулирующие отношения

поставки и мены

(бартера).___________________________________________________________________

___ 5

§1. Исторический обзор источников правового регулирования договоров поставки

и мены

(бартера).___________________________________________________________________

___________ 5

§2. Характеристика действующего законодательства, содержащего нормы,

регулирующие отношения поставки и мены

(бартера)._____________________________________________________ 9

Глава 2. Юридическая характеристика договора поставки.________________________13

§1. Общие положения договора поставки.________________________________________13

§2. Характеристика условий договора поставки._________________________________21

Глава 3. Юридическая характеристика договора мены (бартера).__________________34

§1. Общие положения о договоре мены (бартера).________________________________34

§2. Характеристика условий договора мены (бартера).___________________________45

§3. Отграничение договора мены от бартера.____________________________________49

Заключение.___________________________________________________________________52

Библиография._________________________________________________________________53

1. Нормативные акты._______________________________________________________53

2. Книги___________________________________________________________________54

3. Статьи в журналах_______________________________________________________55

4. Судебная практика_______________________________________________________55

Введение.

В условиях хронической неплатежеспособности многих промышленных предприятий,

отставания нормативной базы от меняющихся условий современного рыночного

хозяйства возрастают требования, предъявляемые к заключаемым между

хозяйствующими субъектами договорам.

Очевидно, договора поставки и мены (бартера) по процедуре их заключения,

механизму исполнения, элементному составу являются сложными юридическими

конструкциями и требуют от сторон отличного знания специальных положений

гражданского законодательства. Своевременно и четко оформленные документы –

необходимое условие рациональной и прибыльной предпринимательской

деятельности.

Целью исследования настоящей работы является всестороннее изучение

существующей литературы о договорах поставки и мены (бартера), как

теоретической, так и практической, т.е. реальных дел, возникающих в связи с

проблемой применения нового гражданского законодательства, из практики работы

арбитражных судов РФ. При подходе к решению обозначенной проблемы необходимо

исходить из того, что возникновение такого рода споров основано прежде всего

на сложности переходного периода, изменении действующего законодательства,

многочисленных нормативно-правовых актах, регулирующих подобные отношения,

ненадлежащего их изменения и исполнения. Вероятно, в дальнейшем в связи с

наработкой правоприменительной практики арбитражными судами, дальнейшим

развитием рыночной экономики, а также стабилизацией условий для

предпринимательской деятельности острота этой проблемы исчезнет.

Автор настоящей дипломной работы ставит перед собой задачи сравнительного

исследования нормативно-правовых актов, специальной литературы, иных

источников, делает попытку детально охарактеризовать договоры поставки и мены

(бартера), исследовать практику арбитражных судов по делам, вытекающим из

данных правоотношений, на основе примеров показать основания наиболее часто

встречающихся споров и их разрешение.

Структурное построение работы соответствует указанным целям и задачам. Первая

глава посвящена становлению правового регулирования договорных отношений

поставки и мены (бартера) и характеристике действующего законодательства.

Во второй и третьей главах подробно характеризуются два вида договоров –

поставки и мены (бартера), предлагается анализ понятий, содержания договоров,

сравнительно-правовая характеристика бартера и мены, которых зачастую

ошибочно принимают за один договор, и некоторые другие вопросы.

В целом, настоящая работа посвящена анализу специальной литературы,

исследованию арбитражной практики по обозначенной проблеме и основывается на

положениях гл.30 и 31 ГК РФ и других нормативных актов действующего

законодательства.

Глава 1. Анализ законодательства, содержащего нормы, регулирующие отношения

поставки и мены (бартера).

§1. Исторический обзор источников правового регулирования договоров поставки

и мены (бартера).

Договора поставки и мены можно считать традиционно российскими

предпринимательскими договорами. Уже в середине 18 века договора поставки

были специально урегулированы отечественным правом и практически не имели

аналогов в зарубежном законодательстве того времени. С самого рождения этот

институт использовался преимущественно для регулирования отношений

государства (казны) с частными лицами по поводу удовлетворения

государственных нужд в тех или иных товарах. Так, в Своде законов гражданских

общим положениям о поставке было посвящено всего 8 страниц, тогда как

казённым поставкам – более 240.

Что касается договора мены, то исторически мена предшествует купле-продаже.

Её расцвет приходится на период, когда деньги – всеобщий эквивалент – ещё не

были известны человеку. В архаических обществах мена представляла собой

основную форму перемещения материальных благ. С появлением денежного

обращения, и, как следствие, купли-продажи, значение мены в экономической

жизни стало неуклонно падать.

Знаменитый отечественный цивилист Д.И.Мейер определяет поставку в Особой

части своего учения как договор, по которой одна сторона обязывается

доставить другой какую-либо вещь за известную цену к известному сроку. Он

утверждает, что поставка по существу своему близко подходит к купле-продаже:

«как по договору купли-продажи за известную цену передаётся какая-либо вещь,

точно так же – и по договору поставки. Родство обоих договоров окажется ещё

более близким, если принять в соображение, что и при купле-продаже исполнение

по договору может не совпадать с его заключением. И, действительно, очень

нередко при заключении купли-продажи продавец обязывается доставить покупщику

такую-то вещь к такому-то времени, а не тотчас по заключении договора, так

что иногда трудно определить, есть ли данный договор поставка или купля-

продажа.

Все отличие поставки от купли-продажи состоит в том, что поставка

предполагает некоторый промежуток времени между заключением и исполнением

договора, тогда как купля-продажа не предполагает такого о промежутка.

В отношении договора мены Д.И.Мейер уверен, что мена регламентируется договором,

по которому одна сторона обязывается предоставить другой право собственности на

какое-либо имущество, но о тем, чтобы и другая сторона передала ей право

собственности на какое-либо имущество, не состоящее в деньгах. Это последнее

условие, по мнению ученого, и отличает мену от купли-продажи: «если сторона,

приобретающая право собственности на имущество, обязывается вознаградить

противную сторону деньгами, то договор будет уже не о мене, а о купле-продаже»

[1].

В процессе уничтожения социально-экономических основ царской России и создания

основных предпосылок для социалистического строительства не могло остаться в

своем прежнем виде сложившееся до того гражданское право. Сфера применения

договорных обязательств в их дореволюционном понимании неуклонно сокращалась.

За этим процессом открывались перспективы развития обязательственного права на

новой базе, на базе социалистического оборота. Впервые месяцы после Октябрьской

революции законодательная регламентация гражданско-правовых отношений еще не

имеет планомерного и систематического характера. Национализация орудий и

средств производства была связана о запрещением распорядительных сделок

относительно национализированных имуществ: земли, недр, вод, лесов и т.д. Это

ограничение прежде всего относится к договорам купли-продажи и мены. Тем не

менее, что касается границ применения договора мены, то на первый взгляд, сфера

его применения в этот период может показаться очень широкой ввиду применения

мены на почве хлебных заготовок[2].

Разумеется, этот товарообмен с самого начала был охвачен государственным

регулированием.

Характерной особенностью договорных обязательств периода иностранной

интервенции и гражданской войны, периода так называемого «военного

коммунизма», следует признать то обстоятельство, что договор в его

гражданско-правовом значении уступает целый ряд своих позиций

административно-правовым актам.

Мероприятия по переходу от торговли к распределению, наметившемуся еще в

первые годы советской власти и широко осуществленному в эти годы борьбы за

существование Советского государства, сильно сократили сферу применения

договора мены. Например, Декрет СНК «О товарообмене и обязательной сдаче

населением продуктов сельского хозяйства и промыслов» от 5.08.1919 года

вообще не имеет договорной основы.

В эпоху новой экономической политики значительно расширилась сфера применения

важнейших договорив: купли-продажи, мены и поставки. Товарообмен получил

значительное расширение как в рамках советской государственной торговли, так

и на почве вольного рынка.

Специфическую разновидность купли-продажи составлял договор поставки, в котором

в данном периоде покупателем являлся государственный орган, поставщиком -

частное лицо. Поставки частных лиц государству предусматривались Декретом СНК

«О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий,

возлагаемых на них государственными органами» от 4.10.1921 года

[3]. Порядок сдачи поставки и возникавшие из договора права и обязанности

сторон определялись Положением о государственных подрядах и поставках. В

течение рассматриваемого периода это положение подвергалось неоднократным

изменениям. Гражданский Кодекс выделяет в самостоятельную категорию договор

мены. Договор мены получил признание еще до издания ГК: Декретом СНК РСФСР «Об

обмене» от 24.05.1921 года был разрешен крестьянам и кустарям товарообмен с

государством[4]. В отличие от товарообмена

предыдущего периода, это уже настоящая гражданско-правовая сделка мены:

отношение обмена устанавливаетоя по свободному соглашению сторон. Широко

применяется в этот период договор мены и в отношениях и между госорганами:

непосредственный товарообмен между госпредприятиями был запрещен позднее, в

связи с кредитной реформой.

К 30-м годам планово-регулирующее воздействие государства на отношения по

поставке всё более возрастает, сфера автономии воли сторон всё больше

сужается, что сопровождалось всё большим регулированием хозяйства со стороны

закона и административных актов. Всё более внедряется хозрасчётный метод

управления промышленностью, как наиболее соответствующий задачам

социалистического строительства.

Эти процессы в области экономики не могли остаться без влияния и на

договорное право изучаемого периода. Как и в предыдущие периоды, купля-

продажа и поставка принадлежат к числу наиболее распространенных в практике

договоров.

В отношении договоров государственных поставок необходимо отметить новое

Положение о государственных подрядах и поставках

[5]. На данном этапе развития в роли поставщиков и подрядчиков выступали уже

не одни только частные лица и их объединения; по мере роста государственной

промышленности и торговли договоры поставки и подряда нередко заключали теперь

государственные органы, а принять к ним те же меры ограждения государственного

интереса, какие предусматривались Положением о государственных подрядах и

поставках (представление залога, повышенные санкции, специфическая форма

заключения и т.д.) оснований не было.

Если Положение о государственных подрядах и поставках было изменено

применительно к новым условиям в законодательном порядке, то статьи

Гражданского Кодекса приспособлялись для регулирования отношений между

государственными организациями в порядке судебно-арбитражной практики.

Общая линия развития в области договора поставки в предвоенный период

(1936-1941) может быть обозначена следующими штрихами: дальнейший рост

планового договора поставки, заключаемого социалистическими предприятиями;

борьба за договорную дисциплину, как одно из условий надлежащего проведения

хозрасчета и т.д. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1941 года о

продаже демонтированного и излишнего оборудования; Инструкция Госарбитража при

СНК РСФСР, утвержденная постановлением СНК СССР от 29.08.1939 года; Указ

президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 года об ответственности за

поставку недоброкачественной или некомплектной продукции и выпуск продукции о

нарушением обязательных стандартов и другие)

[6].

В гражданском праве военной ситуации и в послевоенный период сужалась сфера

договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем

создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили

основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора

(Постановление Совета министров «О заключении хозяйственных договоров» от

15.04.1949 года, в котором подчеркивалось, что договор, заключенный на основе

плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами)

[7].

Договорные отношения в период победы социализма в СССР (50-60-е года 20 века) не

соответствовали новым историческим условиям. Кроме того, гражданское

законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде

гражданских кодексов, в масштабе же всего советского Союза такая систематизация

проведена не была. Поэтому 8.12.1961 года Верховный Совет СССР утвердил Основы

гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик

[8].

Следующим кодифицированным актом гражданского законодательства является

Гражданский Кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 11.06.1964

года и введенный в действие с 1.10.1964 года. ГК 1964 года в статье 255 не

дает определения договора мены. По смыслу закона каждая из сторон такого

договора обязуется передать имущество другой стороне в собственность или

оперативное управление. Договор мены, как и договор купли-продажи,

представляет собой одну из правовых форм товарного обращения. Однако область

применения договора мены значительно уже сферы действия договора купли-

продажи, что обусловлено прежде всего необходимостью полностью использовать в

коммунистическом строительстве товарно-денежные отношения.

Договор поставки по Гражданскому Кодексу РСФСР 1964 года является основной

правовой формой отношений социалистических организаций по снабжению и сбыту

продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным

договором. Статья 258 предусматривает две разновидности договора поставки:

договор, основанный на плановом акте распределений продукции и договор,

заключаемый по усмотрению сторон. Преобладающим является плановый договор

поставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9