бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Лишение родительских прав бесплатно рефераты

Диплом: Лишение родительских прав

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение 3-7

Глава 1 Правовое регулирование лишения

родительских прав.

8 - 60

& 1. Основания лишения родительских прав.

8 - 26

& 2. Порядок лишения родительских прав.

27 - 40

&3. Правовые последствия лишения родительских прав. 41 - 49

& 4. Исполнение судебного решения о лишении

родительских прав.

50 - 56

& 5. Восстановление в родительских правах.

57 - 61

Глава 2 Правовое регулирование ограничения

родительских прав.

62 - 78

&1. Порядок ограничения родительских прав.

62 - 69

& 2. Правовые последствия ограничения

родительских прав.

70- 78

Заключение

79 - 81

Список использованной литературы

82 - 84

Введение.

Особенность положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами проистекает

из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической

и социальной незрелостью. Самой природой родителю предназначена роль

защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как

формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей

возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? А это,

прежде всего надлежащие семейное воспитание, тот самый стержень, на котором

основывается формирования здоровой во всех отношениях личности. В понятие

«надлежащие семейное воспитание» вкладывается сохранение и развитие

физического, психического здоровья ребенка, передача ему своего жизненного

опыта, знаний навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его

жизни.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения,

возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию,

защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не

только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях

обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав и

достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих

прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно

обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их

родителей.

Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате

безразличного отношения к родительским правам или их использования не по

назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая

асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и

психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное

воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность

личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья

оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и

формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же

понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи,

неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне

видится, что именно последние является основным критерием попаданием семьи в

данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании

таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий

культурный, общеобразовательный и профессиональный уровень родителей;

примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения.

Проблема заключается в том, что число таких неблагополучных семей, где

родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях

своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют

безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с

каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни

неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько

высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение

обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или

аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в

том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в

своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден

удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, попрошайничества,

преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных

детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от

других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию

безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования,

в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В

чем же причина этого явления, принимающий массовый характер? Прежде всего, в

родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей,

обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и

нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить

получение детьми основного общего образования.

Но многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют

ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения

обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях

своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих

детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских

прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их

нравственному развитию.

Появление таких родителей в нашем обществе не случайность, а закономерность.

В современных социально-экономических условиях с особой остротой проявились

негативные тенденции резкого ухудшения материального положения российских

семей, бедность, повышение уровня безработицы, жилищные проблемы,

алкоголизм, наркомания. Все эти социальные явления являются основой

неблагополучия в семейных отношениях.

Неужели ребенок, родившийся в неблагополучной семье, обречен? Имеет ли он

право на защиту от злоупотребления со стороны родителей, каким образом

осуществляется эта защита. Все эти вопросы – цель моего исследования.

Задачей же является проследить:

как действующее законодательство регламентирует защиту прав и интересов

ребенка. Ведь после ратификации Конвенции ООН 1980г. «О правах ребенка»

[1] РФ приняла на себя обязательство привести действующее семейное

законодательство в соответствии с требованиями этой Конвенции.

Какие основания лишение родительских прав или ограничение в родительских

правах определены законом.

Каким образом осуществляется защита ребенка от противоправного поведения

родителей.

Проанализировать работу органов, на которые возложены функции по охране

интересов несовершеннолетних. На каком этапе, в каком объеме эти органы

осуществляют защиту интересов ребенка. И знает ли ребенок об этой защите.

Рассмотреть последствия лишения родительских прав, их ограничения. Выявить

обстоятельства, при которых возможно восстановление в родительских правах,

отмена ограничения родительских прав.

Выбор данной темы не был случайным. Меня никогда не оставляло равнодушным

положение детей в семьях, где родители являются алкоголиками. Обычно все

правонарушения совершаются родителями на фоне злоупотребления алкоголем, а

последние время все чаще и наркотическими веществами. Однако родители далеко

не всегда являются при этом хроническими алкоголиками или наркоманами.

Систематически находясь в состоянии опьянения, они не способны осуществлять

свои родительские права надлежащим образом, дети оказываются без надзора. В

пьяном виде родители допускают в отношении детей грубое, жестокое, унижающие

человеческое достоинство обращение. Особенно тяжелым оказывается положение

ребенка, когда таким образом ведут себя оба родителя или одинокая мать, т.к.

отсутствует защита со стороны взрослого родного человека, а сам ребенок

противостоять этому злу не в силах. Не удивительно, что большинство

подростков из таких семей ночное время проводят на улице, уходят из дома, как

правило, пополняя асоциально направленные группы. Такие группы обеспечивают

возможность простой и быстрой адаптации новичков. Несовершеннолетние из

неблагополучных семей, оказавшись в группе с явно антиобщественной

ориентацией, легко изменяют свои взгляды и поступки по образу и подобию этой

группы. Длительное общение с социально дезорганизованной средой

(неблагополучная семья и неформальная группа) предопределяют одностороннюю

ориентацию личности. Все это вместе взятое делает психику несовершеннолетнего

трудновосприимчивой к педагогическим воздействиям, к социальным ценностям, к

проблемам общества. А ведь дети это наше будущее. Именно они будут претворять

в жизнь политику государства, создавать материальные блага, защищать Родину.

И то, какими эти дети вырастут, зависит будущее нашего государства. А какой

вклад внесут в это общество дети, на себе испытавшие жестокость родителей,

несправедливость судьбы, предсказать несложно. И, прежде всего, став

родителями, будут воспитывать себе подобных.

Глава I. Правовое регулирование лишения родительских прав.

&1. Основания для лишения родительских прав.

«Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред

физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы

воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое,

унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Именно

так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных

предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и

обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских

прав. Основанием для лишения родительских прав является состав семейного

правонарушения, предусмотренный статьей 69 Семейного кодекса РФ.

[2] Объективную сторону этого правонарушения составляет совершение

родителями противоправного действия или бездействия. Перечень таких деяний

сформулирован в статье 69 СК как исчерпывающий.

«Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет

установлено, что они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том

числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома

(отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения,

учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или

психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо

против жизни или здоровья супруга.

Одним из оснований лишения родительских прав является уклонение от выполнения

обязанностей родителя. Хотя в законе дается лишь общий перечень родительских

обязанностей, каждая из его составляющих образует одну из наиболее

существенных предпосылок формирования разносторонней, полноценной личности в

семье. Прежде всего, закон говорит об обязанности родителей по воспитанию

своих детей, из чего вытекает обязанность заботиться о здоровье, физическом,

психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Закон

РФ "Об образовании" в редакции Федерального Закона "О внесении изменений и

дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

[3] рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и

обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя по смыслу п.2

ст.63 СК речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно

имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития

личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители.

Согласно п.4 ст.43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие обеспечивают

получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9

классов общеобразовательной школы. А в 10-11 классы предполагается прием

учащихся по их желанию. В повседневной жизни выполнение этой обязанности

родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может

совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой

деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной

обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить

необходимое образование.

ч.1 ст.80 СК предусматривает обязанность родителей содержать своих

несовершеннолетних детей. Ее невыполнение напрямую связано с воспитанием,

свидетельствует об отсутствии заботы о жизненно важных потребностях ребенка.

Вот почему, по общему правилу, невыполнение родительских обязанностей по

воспитанию сочетается с отсутствием материальной поддержки

несовершеннолетнего.

Наконец, закон предусматривает еще одну обязанность. Она заключается в защите

прав и интересов своих несовершеннолетних детей. Подчеркивая, что эта

обязанность лежит именно на родителях, закон тем самым исходит из того, что

мать и отец в первую очередь отвечают за соблюдение прав и интересов своих

детей. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них

подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить

незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о

гражданском долге, прежде всего родителей. Защита родителями прав и интересов

ребенка осуществляется в соответствии со ст.8 СК. Предметом защиты являются

все права детей, перечисленные в ст.54-58,60 СК. В круг объектов защиты

входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых

и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное

обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от

специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста

несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы

ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают

себя защищать.

Таким образом, Семейный кодекс, называя в качестве одного из условий лишения

родительских прав уклонение от выполнения обязанностей родителей, имеет в

виду весь комплекс поступков и действий родителей из которых эти обязанности

складываются.

Для лишения родительских прав мало убедиться в неисполнении обязанностей по

воспитанию, содержанию, защите. Надлежит так же установить, что родители

уклоняются от их выполнения. А это означает, что они упорно, систематически,

несмотря на все меры предупреждения, продолжают не выполнять своего

родительского долга. При этом имеется в виду наличие системы в действиях

(бездействии) родителя, т.е. неоднократные поступки, свидетельст­вующие о

нежелании заботиться о жизненно важных потреб­ностях своих детей (в пище,

одежде, лечении, воспитании и т.п.). В результате создается невыносимая для

жизни, здоро­вья, воспитания несовершеннолетнего обстановка. Обычно она

представляет угрозу для маленького и беспомощного ребенка, который может легко

погибнуть, т.к. дети, оставленные без присмотра, часто оказываются в опасности

и становятся жертвами несчастных случаев. Примером невыполнения родительских

обязанностей могу послужить факты, выявленные при анализе ряда судебных дел:

так, супруги Л. самоустранились от воспитания своих несовершеннолетних детей

нигде не работают, пьют, материально детей не содержат, учебой в школе не

интересуются, поликлинику не посещают. Дети по существу безнадзорные:

бродяжничают, занимаются попрошайничеством.[4]

Уклонение от содержания имеет место в случае, если совместно проживающий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9