Эссе: Газобаллонное оборудование и работы по его установке для автомобилей как источники повышенной опасности, помимо самого автомобиля
Эссе: Газобаллонное оборудование и работы по его установке для автомобилей как источники повышенной опасности, помимо самого автомобиля
Отнесение газобаллонного оборудования для автотранспорта к источникам
повышенной опасности
Сразу оговоримся: здесь речь пойдет о газовом оборудовании, или аппаратуре на
двигателе автомобиля, а не о топливохранилищах и сосудах хранения газов при
повышенных давлениях. Именно при эксплуатации газового оборудования на
автомобиле оператор (водитель, или автовладелец) не в силах предотвратить
взрывы и влекомый ими ущерб. В то время, как при соблюдении многочисленных
ГОСТов, Правил по эксплуатации, Правил проведения работ и хранения, Инструкций
по технике безопасности и прочего, практически полностью и наверняка можно
избежать аварий при эксплуатации топливохранилищ и сосудов.
Здесь мы обратимся к принципу "Аналогии закона", что предусмотрено ст.6 ГК
РФ, когда имеется законодательный акт, регулирующий сходные отношения. Для
данной ситуации можно взять за основу Федеральный закон о промышленной
безопасности опасных производственных объектов [67] и ряд других источников.
Помещения, в которых содержатся газобаллонные автомобили категорируются по
высшей степени пожаровзрывоопасности (категория А) [92,93,94].
Приведем выдержки из статьи, для того, чтобы показать полную аналогию ГБО на
автомобилях с промышленными газовыми объектами, представляющими собой источники
высокой потенциальной опасности.
http://safety.fromru.com/Example/GNS/Risk_GNS.htm#avt
С.М. Лыков, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов (к.ф.-м.н),
А.С. Печеркин (д.т.н.), Е.В. Ханин (ГУП "НТЦ "Промышленная
безопасность" - http://www.safety.ru/), С.И. Сумской (МИФИ)
“Анализ риска газонаполнительных станций” //Безопасность труда в
промышленности. – 2001. - №8. - С.25-30//.
В Ы Д Е Р Ж К И из статьи
АНАЛИЗ РИСКА ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ٭
Газонаполнительные станции (ГНС) являются распространенными опасными
производственными объектами, предназначенными для приема, хранения и снабжения
населения сжиженными углеводородными газами (СУГ) - пропаном, бутаном и их
смесями в баллонах, а также для поставки газа в автоцистернах в качестве
заправочного топлива автомобилей.
Основными технологическими операциями, проводимыми на ГНС, являются
сливно-наливные операции, связанные с приемом и отпуском СУГ потребителям.
Наличие значительных (до нескольких сотен тонн) запасов СУГ на ГНС и
высокая потенциальная опасность СУГ (СУГ легко переходит в газовую
фазу, которая при смешении с воздухом образует взрывоопасные смеси)
позволяют отнести ГНС к опасным производственным объектам, которые
могут представлять опасность не только для персонала, но и для населения.
<...>
٭Примечание: выделено с подчеркиванием автором (Б.М.).
Легко увидеть, что ГНС, о которых идет речь в только что приведенных
"ВЫДЕРЖКАХ...", - это такое же газооборотное техническое средство, как и ГБО
на автомобилях, являющееся предметом рассмотрения всего данного материала.
Действительно, носитель высокой опасности – газ. Все технические признаки,
характеризующие элементы, узлы и агрегаты ГНС и ГБО, совпадают (кроме
резервуаров и емкостей для хранения топлива, где критерием повышенной
опасности объекта выбрана масса одновременно содержащегося в них газа, выше
200-т тонн.
Для сосудов и прочего газового оборудования критерием повышенной опасности
служит величина давления в них газа выше 0,07 МПа): газопроводы, запорно-
регулирующая и редуцирующая аппаратура и т.д. Равным образом идентичны по
технической сути, как процессы, протекающие в этих устройствах, так и
обращение с ними обслуживающего персонала. Таким образом, вполне основательно
и оправданно относить все предупредительно-констатирующие выводы приведенной
статьи относительно ГНС к предмету нашего рассмотрения – газобаллонному
оборудованию (ГБО) на автомобилях.
Заметим, что такую количественную характеристику, содержащуюся в статье, как
"значительные запасы СУГ", корректно воспринимать и оценивать исключительно
через количественные различия в разрушительных последствиях аварийных
ситуаций, но качественная сторона при этом совершенно аналогична –
разрушения, значительный ущерб, реальные и недопустимые угрозы жизни и
здоровью людей, их имуществу, ущерб окружающей среде.
Теперь приведем цитату из упомянутого закона:
Федеральный Закон РФ от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов"
Статья 2. Опасные производственные объекты
1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим
Федеральным законом являются ., а также иные производственные объекты,
указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Приложение 1 "Опасные производственные объекты" к Федеральному Закону РФ
от 21.07.97 № 116-ФЗ.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) . используются, ., образуются, . следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и
в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых
при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже
(температура кипения пропана -42,1° С, а бутана -0,5° С, Б.М.);
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться,
а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его
удаления;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07
мегапаскаля (0,7 атм., Б.М.) ... [67].
С учетом того, что стационарные опасные производственные объекты достаточно
обеспечены мощными средствами пожаротушения, с принятием также весьма мощных
и эффективных мер по взрывозащите, вряд ли на автомобилях требования к
границе, разделяющей давления на опасные и неопасные, могут быть слабее, т.е.
выше 0,07 Мпа, учитывая и температуру кипения используемых газов.
На автомобилях, где средства пожаротушения представлены, лишь одним
огнетушителем, и не предпринимается абсолютно никаких мер по взрывозащите,
требования к пожаро и взрывобезопасности должны быть выше и жестче,
т.е.граница между опасными и безопасными уровнями давлений должна быть ниже
0,07 Мпа. Однако, для простоты будем придерживаться границы именно в 0,07
Мпа.
В ГБО на автомобилях на сжиженной пропан-бутановой смеси имеет место давление
до 1,6 МПа (16 атм.), т.е. в 23 раза более высокое
(предельное давление в баллоне и магистрали до редуктора в моторном отсеке при
полной заправке) или на КПГ (сжатый метан) – до 20,0 МПа (200 атм.), т.е.
в 286 раз более высокое, чем граница между опасным и "безопасным" давлением
[87], а ныне проходят испытания баллонны для КПГ до 30,0 МПа – в 428
раз выше. В газовых магистралях в моторном отсеке также имеют место
давления, превышающие 0,07 МПа. На инжекторных (впрысковых) системах
газоподачи давление на газовых инжекторах меняется по тому же закону, что и
разрежение в коллекторе. Оно доходит до 0,25 МПа - режим максимальной
мощности при полностью открытой дроссельной заслонке, т.е. в 3,6 раза
превышающее граничное давление в 0,07 МПа [75], а в системах топливного
питания двигателя на сжатом природном газе, метане (КПГ) - до 1 МПа (10 атм),
т.е. в 14 раз выше граничного в 0,07 Мпа [31,76]. Подчеркиваем: все это
– в моторном отсеке автомобиля.
Другой нормативный документ [14, п.1.7.] утверждает: "К опасным относятся
горючие и негорючие вещества и материалы, обладающие свойствами, проявление
которых может привести к взрыву, пожару, гибели, травмированию, отравлению,
облучению, заболеванию людей и животных, повреждению сооружений, транспортных
средств. Опасные свойства могут проявляться при нормальных или аварийных
условиях, как у отдельных веществ и материалов, так и при взаимодействии их с
веществами и материалами других категорий".
Здесь уместно привести еще и цитату из работы [37] со ссылкой на учебник по
Гражданскому праву: "Критерием отнесения к ИПО (источник повышенной
опасности.) того или иного аппарата, помимо мощности двигателя, является
специальное разрешение и допуск к его эксплуатации, а также их регистрация в
контролирующих государственных органах."
Регистрация такая при внесении изменений в конструкцию ТС предусмотрена в ч.3
п.2.7 ТУ 152-12-008-99, в отношении переведенных на газ автомобилей, а также
– в самом конце документов, форм 2а и 2б тех же ТУ, и в п.2.2.11 "Положения о
паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств", Приложения 1 к
Приказу МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N
399/388/195: "В строке "12. Тип двигателя" указывается тип двигателя в
зависимости от применяемого топлива (бензиновый, дизельный, конвертированный
для работы на газе)". Другое дело, что никто не желает этим заниматься. Ну не
хочуть, хыть ты тресни. Как говорится: "Ни убавить, ни прибавить" - все это
целиком про ГБО на автомобилях. Об этом еще – ниже, в Приложении 7, подраздел
"ГИБДД".
Про "специальное разрешение и допуск к его эксплуатации".
В соответствии с п.2.5.4 "Правил безопасности при эксплуатации газового
хозяйства автомобильных заправочных станций сжиженного газа", утвержденных
постановлением Госгортехнадзора России от 27.09.94 г. №53, а также п.п.10.1 и
10.2 "Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей,
работающих на сжиженном нефтяном газе", РД 3112199-1094-03, водители
газобаллонных автомобилей должны пройти подготовку по программе технического
минимума в объеме 40 ч. и по "Программе переподготовки водителей транспортных
средств для работы на газобаллонных автомобилях", Р 3112199-0338-95, в объеме
44 часов.
После завершения курса обучения водители сдают экзамены на право управления
газобаллонными автомобилями и получают специальное удостоверение
установленной формы. Данное удостоверение является дополнением к
водительскому удостоверению и должно предъявляться по требованию должностных
лиц на газозаправочных станциях, при технических осмотрах автотранспортных
средств, по требованию сотрудников ГИБДД.
На основании вышеприведенного автор относит и ГБО на автомобилях также к
объектам высокой потенциальной опасности, или, хотя бы к источникам повышенной
опасности (вторая формулировка имеет правовой статус), имея основания
предполагать и соответствующее правовое обеспечение.
Правовое обеспечение возмещения вреда, причиненного деятельностью, связанной с
источниками повышенной опасности, гарантируют нам ч.1 п.1 ст.1079 ГК РФ [10] и
п.17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 [35]. В
этих правовых документах говорится об ответственности за вред, причиненный
любой деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Законодатель и судебная практика, таким образом, относят к источникам
повышенной опасности и любую деятельность, связанную с
ними, и сами вещества, материалы, предметы и оборудование,
несущие на себе повышенную опасность. Причем особое внимание следует
обратить на то, что ответственность за вред, причиненный любой деятельностью,
создающей повышенную опасность для окружающих, а также - веществами,
материалами, предметами или оборудованием, как источниками повышенной
опасности, не обуславливается только лишь владением источниками
повышенной опасности.
И это правильно. Автовладелец, не являясь специалистом по ГБО, едет в
газобаллонный сервис переводить свою машину на газ. Не владея надлежащей
технической грамотой, в достаточном объеме или вообще, или, будучи просто
безответственными людьми, мастера устанавливают ему газовое оборудование не
то и не так (ситуация – с автором данного материала). В случае аварии,
связанной с использованием газа на машине по причине не того и не так
установленного газового оборудования органы правопорядка будут устанавливать
виновного, на которого судом будет возлагаться обязанность по возмещению
нанесенного ущерба. Как представляется автору, виновными и ответственными за
ущерб, нанесенный машине, водителю и окружающим, является не сам водитель
(автовладелец), а те, кто взялся за переоборудование автомобиля на газовое
топливо и получили за это деньги, или как еще скомпенсировали стоимость
оборудования и свои трудозатраты. При этом ответственность газовщиков должна
распространяться на все время эксплуатации ненадлежащего оборудования и может
быть ограничена во времени лишь его установленным производителем или
законодательно сроком службы.
Относя ГБО на автомобилях к источникам повышенной опасности, автор призывает к
этому и других. Дело в том, что сами автомобили являются источниками повышенной
опасности и может возникнуть вопрос: "А зачем еще и дополнительное оборудование
на них наделять таким же правовым статусом?" А вот зачем. Автомобили
представляют собой источник повышенной опасности во время движения и
для окружающих, но не для автовладельца (водителя). Когда машины стоят, то
представляют собой опасность не больше, чем фонарные столбы, к источникам
повышенной опасности не относящиеся. Однако газобаллонное оборудование на
автомобилях, как это будет показано ниже, при определенных условиях,
является источником повышенной опасности не только для самого движущегося
автомобиля, причем порой в самых напряженных и опасных ситуациях на дороге
(см.35), соответственно усиливая повышенную опасность самого автомобиля,
но и, опять же, при определенных условиях, является источником повышенной
опасности и на неподвижном автомобиле, представляя собой реальные
угрозы и для самих водителя и его автомобиля, и для всех и всего того, что этот
автомобиль в какой-то "неудачный" момент окружает (см. раздел "Это очень опасно
на дороге"). Чтобы пояснить это, вернемся на страницу 2. Все, что описано в
разделе "Что и как произошло", могло произойти на любом взрыво и пожароопасном
промышленном объекте, таком, скажем, как газонаполнительная станция (согласно
приведенной на странице 15 статье – опасный производственный объект). При
заправке автомобиля, вернее – по ее окончании, когда водитель заводит
двигатель. На счастье автора взрыв и пожар на его машине произошли, хоть и в
позднее время, однако в Москве дорога живет и ночью – на ней и в неурочное
время оказалось водителей достаточно, чтобы помочь загасить пожар. А если не в
Москве, или даже в Москве, но в стороне от дороги, на пустой АГНС
(автозаправочная газонаполнительная станция), в отсутствие средств удаления
горящих машин с территории станции, при невозможности из-за замкнувшей,
поврежденной огнем, электропроводки загасить пожар силами водителя и одного,
двух человек персонала станции ... Даже думать о таком страшно. Однако
некоторые специалисты о таких ситуациях все же думают [71,80]. Но пока не
считают ГБО источниками повышенной опасности.
Хотя далеко не все из них столь поверхностны и неосновательны. В
подтверждение наличия и здравого подхода в этом деле приведем ответ,
полученный автором на его запрос относительно правомерности отнесения ГБО к
источникам повышенной опасности, из Федерального Правительственного органа:
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор РФ): "Газобаллонное оборудование со сжиженным углеводородным
газом является источником повышенной опасности, исходя из свойств газа и
наличия избыточного давления." А "круче" специалистов искать – только время
терять.
Лишь с отнесением газобаллонного оборудования к источникам повышенной
опасности появится возможность увязать деятельность газовщиков с их
безусловной ответственностью за негативные результаты этой своей
деятельности, что на сегодня отсутствует абсолютно. И, тем самым,
предотвратить серьезные аварии не только на автомобилях (на них, в плане
безопасной эксплуатации на газовом топливе, сегодня безосновательно не
обращают никакого внимания ни Ростехнадзор, ни МВД-ГИБДД, ни МЧС-
Госпожнадзор, ни Ростехрегулирование (см. Приложение 7), хотя они нередко
являются настоящими производственными объектами, занимают свою нишу в
технологических цепочках предприятий и отнесены к основным производственным
фондам - на автотранспорт приходится весьма значительная доля в себестоимости
производимой продукции), но и на опасных производственных объектах.
Лишь статус газобаллонного оборудования на автомобилях, как источника
повышенной опасности, позволит потребителю занять свое достойное и на сегодня
лишь декларируемое Законом место в общественно-производственных отношениях и
в целом, по жизни. Еще про отнесение ГБО к ИПО, как потенциального инициатора
тяжелых аварий на дорогах, см. в разделе: "Это очень опасно на дороге".
Здесь следует упомянуть и о таком рыночном механизме, как страхование
установщиками ГБО своей гражданской ответственности за возможный ущерб
потребителям. Вот, что говорится об этом в Правительственном документе
[105]: "Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты,
обязаны заключить договор страхования ответственности за причинение вреда
жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде на
случай аварии на опасном производственном объекте."
Вышеприведенная аналогия требует продолжения себя также и в этом, поскольку
отнесение ГБО к источникам повышенной опасности должно автоматически относить
его установщиков к субъектам обязательного страхования своей гражданской
ответственности.
Разговор об отнесении ГБО к источникам повышенной опасности весьма актуален и
при исследовании ДТП, в которых участвуют газобаллонные автомобили (см.
http://autoend.ru/Gbo/Gbo.htm).
|