бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

: Животный мир как объект правовой охраны бесплатно рефераты

: Животный мир как объект правовой охраны

Московский Центр Образования

Натальи Нестеровой

Новый Гуманитарный Университет

Факультет Правоведение

Экологическое право.

РЕФЕРАТ

ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ.

Исполнитель: Васильева Алена Михайловна

группа Л1Ю2

Москва - 1996

П Л А Н

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

1. Животный мир как объект эколого-правового режима.

2. Особенности государственного управления эколого-правовым режимом

животного мира: понятие, органы, функции.

3. Право пользования животным миром и его виды.

4. Правовая охрана животного мира.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а значит, и

шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной

лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых,

изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную

продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в

природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той

разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а

погубленные природные объекты и экологические взаимосвязи между ними

нарушаются необратимо.

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как

неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в

процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на

функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие

почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и

качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет

большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов,

промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных

ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного,

китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных

имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное

значение.

Животный мир как объект эколого-правового режима.

Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие,

птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.),

обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в

почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким

объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие

животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных,

научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим

на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям,

гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством,

касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но

для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно

связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их

существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их

возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования

животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению

исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир

поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание

диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в

искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в

естественные места обитания.

Особенности государственного управления эколого-правовым режимом животного мира.

В соответствии с действующим законодательством в области регулирования

отношений по охране и использованию животного мира относятся: распоряжение

животным миром; определение общих мероприятий и установление основных

положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение

общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира;

установление систем государственного учета животных и их использования и

порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный

контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка

его осуществления; решение других вопросов.

Государственное управление в области эколого-правового режима пользования

животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а

также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и

регулированию использования животного мира и иными государственными органами.

Специально уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам -

Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров

РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства

республик, их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром

следующие: государственный учет животных и их использование, государственный

кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и

использования животного мира; государственный контроль за охраной и

использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием

животным миром.

Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного

мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет животных и их

использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий

совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов)

животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного

хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.

На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О

порядке государственного учета животных и их использования и государственного

кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения

мероприятий по ведению государственного учета животных и их использования с

1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года,

государственный кадастр животного мира включает данные государственного учета

животных и их использования по количественным и качественным показателям, а

также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира,

планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и

других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий,

связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза

состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию

численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные,

являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные

беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса

и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные,

занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук

РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории

государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими

животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также

необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено

неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и

интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в

первую очередь кормами.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет

своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными

комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями,

учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране

животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром

и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании

животного мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира

осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также

специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный

контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении

которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного

мира.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья

инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях.

Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет

также и лесная охрана.

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов

выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и

регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления,

инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел.

Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием

животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными

инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и

рыбоохраны.

Право пользования животным миром и его виды.

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере

являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также

охотничье и рыболовное законодательство.

Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные,

кооперативны и другие общественные предприятия, учреждения, организации и

граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:

охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих,

не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-

просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных

свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных

санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов

жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12

Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и

спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января

1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют

все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по

охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими

отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право

пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных

охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и

количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества -

республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество,

охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих

билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на

охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и

лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с

указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел

определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым

хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов

животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты

производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям

на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных

беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов

рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном

порядке.

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой

добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для

воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в

ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным

рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки

лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб,

нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и

запрещенных орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,

предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными

и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков

лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного

хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по

специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах

общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где

рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих

обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под

организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по

разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона)

разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и

рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание

которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально

уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию

использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых

запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств

жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением

отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях

получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а

также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона)

выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него;

истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости

изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных;

ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено

право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и

иных требований по охране и использованию животного мира.

Правовая охрана животного мира.

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и

осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных

и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям

относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в

состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и

путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ

животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство

животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья

населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование

предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по

регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться

гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и

обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые

требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование

охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется

применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении,

проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и

других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых

технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель,

заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий,

мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении

геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса

и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и

организации мест массового отдыха населения, а также при размещении,

проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и

других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов,

платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено

осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры

по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных,

лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных

средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой

растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим

использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых

территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая

ответственность, несовместимая с целями заповедывания.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения

отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную

книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их

численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда

воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных

невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то

государственные органы по охране и регулированию использования животного мира

должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих

видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных

условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях,

для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому

разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными

органами по охране и регулированию использования животного мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крупнейший русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому назад

отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической

силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей

континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому

мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие - Чернобыльская

АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными

экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для

жизни на Земле, изменения планетарных процессов.

Поскольку отношение людей к природе существует только через производственные

отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в

ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических

систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных

стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает

осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и

координации усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного

сообщества.

В последнее время в нашей стране произошли необратимые перемены - распался

Союз ССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных государств с

тяжелейшим экологическим наследием должно заставить задуматься о создании

единого экологического пространства для выхода из экологического кризиса.

Именно в объединении - путь к решению всех стоящих перед республиками

экологических проблем.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.

4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.