: Забота государства о престарелых людях
: Забота государства о престарелых людях
Социальное обслуживание пожилых граждан.
Социальное обслуживание включает в себя всё то что получает пожилой и
нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх
пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично
расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и
нетрудоспособным гражданам , нуждающимся в определённых видах социальной
помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются
специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.
Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся в наше
стране с каждым годом всё большее значение , оно рассматривается как крайне
необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим
эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий возрастной
рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают свои
общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере
социального обслуживания. Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и
внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных
запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского
обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам -
созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых
граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального
обеспечения. Система социального обслуживания охватывает , в частности,
медицинскую гериатрическую помощь , как стационарную, так и поликлиническую;
содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в
постороннем уходе ; протезную помощь , обеспечение транспортными средствами
; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их
профессиональное переобучение ; организацию труда на специально созданных
предприятиях, цехах ; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание ;
организацию досуга и т. д.
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной
и тогда , когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего
компетентного органа предоставления того или иного блага ( материального
обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д. ) , а данный орган юридически
обязан такое благо предоставить . Так, право на материальное обеспечение
старости , в случае потери трудоспособности, утраты кормильца, является
реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому
трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от
состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в
области социального обслуживания возможность реализации права на его
получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа,
поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё
относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и
нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение
числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с
общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и
возможностями данной службы и т. д.
Медико-социальную помощь населению оказывают два крупных ведомства -
Министерство Здравоохранения и медицинской промышленности , и Министерство
социальной защиты населения России. Самыми массовыми медицинскими
учреждениями являются поликлиники и амбулатории, стационары . В поликлиниках
организованы гериатрические кабинеты , в которых врачи осуществляют
наблюдение за людьми старше 60 лет. В стационарах выделена часть коечного
фонда для гериатрических пациентов. Существуют так называемые бытовые койки.
Это предусматривает не только лечение больных, но и профилактическую
госпитализацию. Качество всей помощи обеспечивает Управление стационарных
учреждений Министерства социальной защиты населения России. Кроме этих
структур управления и контроля, жизнь проживающих в домах-интернатах могут
инспектировать производственные организации на правах шефской помощи и органы
исполнительной власти на местах.
Первичная помощь.
Можно выделить три типа помощи пожилым:
Первичная медико-санитарная помощь, включая широкий набор методов и
приемов, которые доступны как для каждого человека в отдельности, так и для
всего населения и применяются при их полном и непосредственном участии. Сюда
входит первичный контакт со службами здравоохранения и такие элементы, как
просвещение и участие на уровне общины и межсекторальная деятельность, а также
традиционное оказание помощи службами здравоохранения .
Первичная медицинская помощь обычно обеспечивается на уровне,
ассоциируемой с врачом общей практике , но не обязательно ограничивается только
врачебной помощью.
Гериатрическая помощь в основном обеспечивается под руководством
медицинского специалиста, который обычно входит в состав комплексной бригады.
Первичная медико-санитарная помощь.
Вопреки широко распространённому мнению, большинство пожилых не испытывают
ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми ; они живут в
собственных домах или в домах своих родственников. Старость сама по себе не
означает, необходима помощь специалиста-гериатра. Поэтому основная помощь
пожилым будет оказываться в рамках первичной медико-санитарной помощи; это
обусловлено ещё и тем , что во многих странах мира ощущается нехватка врачей-
гериатров.
Организация и структура первичной медико-санитарной помощи различны в
различных местах. Часто в её оказании участвуют как специалисты , так и
неспециалисты. В Таиланде, например, священники и пограничная полиция входят
в состав службы по оказанию первичной медико-санитарной помощи.
Развитие системы медико-социальной реабилитации находится в тесной
взаимосвязи от состояния экономики страны. Основные мероприятия при медико-
социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное
сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. Формы :
специализированные центры со стационарными отделениями , специализированные
отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип -
профилактическая направленность.
В Болгарии с 1961 года реализуются задачи: повышение эффективности
реабилитации на базе широкого использования достижений научно-технического
прогресса, подготовка и усовершенствование кадров по медико-социальной
реабилитации, активное использование в процессе реабилитации естественных
физических факторов, совершенствование медико-социальной реабилитации на всех
уровнях : национальном, региональном , окружном и сельском.
Конституция Польши заложила прочные основы польской концепции медико-социальной
реабилитации больных, инвалидов и пожилых. Принципы : всеобщность-
охват всех медицинских дисциплин и всех нуждающихся ;
комплексность - решение всех аспектов данной проблемы ;
раннее применение - начало реабилитации вместе с классическими методами
лечения ;
непрерывность - цикл тесно связанных между собой медицинских
профилактических и социальных мероприятий .
В Финляндии, согласно закону о социальном обеспечении , в случае
инвалидизации или потери трудоспособности осуществляется социальная помощь на
дому. Большое внимание в стране уделяется организации и поощрению
взаимодействия между различными возрастными группами населения , органами
здравоохранения и соцобеспечения при проведении помощи больным , престарелым
и инвалидам, компенсируются затраты на приобретение протезов приспособлений и
так далее.
В Германии - специальный раздел - реабилитация гериатрических больных путём
развития дневных стационаров. Потребность - 2 койки на тысячу лиц старше 65
лет- это эффективно и более дёшево.
Мероприятия : активизирующие уход - интенсивный , проводимый специально
подготовленным персоналом ; лечебная гимнастика - восстановление подвижности
суставов.
Эрготерапия - функциональная тренировка направленная на восстановление
самостоятельности в быту.
Физиотерапевтические процедуры - бальнеотерапия, теплолечение в
электротерапии, массаж, психотерапия, музыкотерапия, социальная помощь . В
итоге реабилитируются до 73% больных.
Управление реабилитационного обследования США подчёркивает, что на каждую
1000$ затрачиваемых на реабилитацию инвалида , могут вернуться 35000$ в
процессе труда реабилитируемого индивидуума. Медико-социальная реабилитация
направлена на реабилитационную технологию - усовершенствование устройств и
приспособлений и обеспечение их лучшего использования. В реабилитационной
технологии выделяют следующие направления: регулируемые системы для подсадки
и расположения больного, системы коммуникации; сенсорного устройства,
индивидуальные средства передвижения, функциональная электростимуляция.
Первостепенными задачами медико-социальной помощи в Японии являются :
n мероприятия по информированию общества о проблемах реабили-
тации инвалидов ;
n медицинские мероприятия ;
n трудоустройство и профилактическая реабилитация ;
n социальное страхование и обеспечение ;
n обеспечение средствами передвижения и транспортировки ;
n снабжение информацией ;
n спортивные, развлекательные и культурные мероприятия ;
n сотрудничество с международными органами.
В Швеции имеются три этапа организации гериатрической помощи : 1) жизнь в
обычном доме для супружеских одиноких пар, 2) на этой же территории интернат
для людей , чьи возможности ниже, а зависимость больше, 3) гериатрическая
клиника для людей с ещё большей зависимостью.
Важно, чтобы медперсонал, который оказывает первичную помощь, имели
соответствующие навыки, знания, владели приемами для оказания
квалифицированной помощи престарелым.
Так как помощь престарелым требует распознания даже трудноуловимых изменений
в состоянии старого человека на фоне уже существовавших хронических явлений,
важное значение приобретает систематическое ведение истории болезни. Одна из
наиболее эффективных форм профилактики заболеваний у пожилых заключается в
раннем выявлении болезни и нарушений ; для этого необходимы точные данные об
основных показателях функционирования организма. Простые карты, в графах
которых можно записывать даты и показатели основных переменных величин
(кровяного давления, двигательных функций, зрения, слуха, повседневной
деятельности, познавательной способности), могут в итоге дать полезную
комплексную информацию и позволят немедленно выявить любое изменение в
функциональном статусе человека.
При оказании помощи пожилым следует постоянно оценивать те изменения, которые
происходят в состоянии подопечных, чтобы точно установить, когда действительно
необходимо вмешательство. Оно может осуществляться в двух формах :
терапевтическое вмешательство , направленное на патологический процесс с
целью изменения его естественного течения , или же протезирование ,
направленное не то, чтобы справится с последствиями патологических изменений и
уменьшить вызванные ими функциональные нарушения. И поскольку у больного
гериатрического профиля новые проблемы появляются уже на фоне других
многочисленных проблем и курсов лечения , то каждое новое отклонение от нормы
создаёт новый набор трудностей. Появление новых осложнений может быть
замаскировано проявлениями уже существующих. План лечения нового заболевания
должен учитывать возможность взаимодействия назначаемых лекарственных средств с
лекарственными препаратами, которые пациент уже принимает . Новое заболевание
может послужить толчком к изменению очень хрупкого функционального равновесия у
пожилых и привести к нарушению функции в такой степени , когда для коррекции
этих нарушений потребуется мобилизовать систему внешней помощи на временной или
постоянной основе. Каждое такое вмешательство следует планировать таким
образом, чтобы не увеличить зависимость больного от окружающих . Необходимо
постоянно предпринимать усилия , чтобы поддержать в сознании пожилых
перспективу реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для
выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными
участниками процесса.
Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими людьми
определяется тем, что по мере старения увеличивается частота заболеваемости и
комплексность патологии , общая физическая немощность, переходящая в
старческую дряхлость.
В Киеве лаборатория демографии и санитарной статистики Института геронтологии
на основе популяционной выборки медико-социального обследования пожилых людей
по программе ВОЗ мы получили возможность ответить на ряд вопросов связанных с
размерами потребностей населения старших возрастов в различных видах бытовой
помощи, выяснить полноту её удовлетворения , а так же степень обращаемости за
материально-бытовыми услугами .
Методика: обследовано 1364 человека пенсионного возраста
753 пожилых ( до 75 лет ) , и 611 лиц старческого возраста ( более 75 лет ) .
Оценивалось здоровье по хроническим заболеваниям, осложнениям на физическом
состоянии ; в качестве критериев использовались показатели , касающиеся
сохранности физических возможностей и способности к самообслуживанию (
одевание , соблюдение личной гигиены, приготовление и приём пищи ,
передвижение по квартире , лестнице , улице, покупки, посещение учреждений )
.
Результаты:
В старческом возрасте по сравнению с пожилыми доля немощных лиц с выраженной
потерей физических возможностей увеличивается в 3 - 10 раз . От 1/5 - 1/3 и
более среди одиноких лиц и среди супружеских пар того же возраста ,
отделившихся от своих детей или не имеющих их .
От 15 до 30% тяжело больных стариков не могут без посторонней помощи гулять,
ходить по лестнице и т. д.
Группа лиц больше всего нуждающихся в посторонней помощи в связи с состоянием
здоровья , и не обеспеченные ею, находятся в менее благоприятных коммунально-
бытовых условиях , составляет 25-60% .
Сложившееся положение вещей вызывает неотложную необходимость в проведении
ряда крупных углублённых социальных исследованиях по выявлению размера и
характера бытовых нужд пожилых людей в различных районах нашей страны ,
разработки наиболее оптимальных , организационных форм и средств для
разрешения проблемы .
Демографическая ситуация в нашей стране характеризуется увеличением
абсолютного и относительного числа лиц пожилого и старческого возраста в
общей структуре населения. К началу XXI века , согласно прогнозам
демографического департамента ООН , количество людей в возрасте 60 лет и
более достигнет 56 000 000 или 17, 8% всего населения .
Социальная помощь , оказываемая престарелым и нетрудоспособным по России.
| 1993 | 1994 | 1995 | Число отделений соц. помощи на дому | 7833 | 8829 | 9997 | в том числе при отделах соц. защиты | 6293 | 6224 | 5398 | в домах интернатах и гериатрических центрах | 1540 | 2605 | 4599 | Численность соц. работников | 97900 | 107461 | 125322 | Численность обслуживающих отделений соц. помощи на дому | 724193 | 828595 | 904066 | Численность престарелых и инвалидах нуждающихся в надомном обслуживании Число территориальных центров соц. об служивания | 109443 322 | 123659 565 | 142506 983 | Число мест | 10451 | 15552 | 23500 | Численность проживающих постоянно или временно | 5238 | 7407 | 17598 | Число служб срочной соц. помощи | 635 | 1050 | 1366 | Число работников | 3032 | 5274 | 6796 |
Страницы: 1, 2
|