бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

: Трудовое право - профсоюзы бесплатно рефераты

: Трудовое право - профсоюзы

8 7. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные

независимые общественные организации, объединя­ющие работников, связанных

общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в

социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация

независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие считают защиту прав и

законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости,

эффективной и гуманной экономики'.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой

деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством,

которое устанавливает общую право- и дееспособ­ность профсоюзов, основные

(статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (см.

главуХУКЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов

законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа

плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой -

регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в

частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных

профсоюзных органов.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию

предприятий выдвигают в качестве основной (главной)

функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом

оптимальным методом реализации защитной функции ста­новится организация

правового социального партнерства - цивилизо­ванной формы взаимоотношений

между профсоюзами, предпринима­телями (работодателями) и правительственными

(государственными) структурами'. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов

может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого

социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия

с ними.

Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть

которых непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы в свое

время профсоюзам государством.

Современное законодательство России, учитывая характер выпол­няемых

профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового

статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе

всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права

определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и

прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав

и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком

выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы

соот­ветствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и слу­жащих. При

этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении

надзора за охраной труда), либо дейст­вует от имени соответствующего

трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного

договора).

Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов пред­ставлять интересы

трудящихся и определила области его применения - производство, труд, быт и

культуру. Указанные области обществен­ной жизни являются, таким образом,

объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наем­ных рабочих и

служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно и

правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство

основано на законе (ст.226 КЗоТ РФ), профсоюзные органы, выступая в роли

представите­лей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было

дове­ренности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуаль­ное

представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных

работников-членов профсоюза*.

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

В СФЕРЕ ТРУДА

1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое регулирование

их деятельности

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма

объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой

многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего

характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общест­ва как

специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,

определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их глав­ной функции -

защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом

отношений. Именно t- этой целью профсоюзы возникли, для этого в них

объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное обще­ственное объединение

граждан, связанных общими производствен­ными, профессиональными интересами по

роду их деятельности, соз­даваемое в целях представительства и защиты их

социально-трудо­вых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на

основе совместной деятельности для защиты общих инте­ресов и достижения

уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих

интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное

упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об

особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно акту­альна в

современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические

противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное

регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей

деятельности. Отношения с участием проф­союзов регулируются различными видами

социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились

в практике взаимо­действия профсоюзов с государственными, хозяйственными

органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены

актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных пра­вовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как

самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм,

принимаемых руководящими профсоюз­ными органами. Такие нормы не носят

правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и

содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому

воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно

возможно, экономически, социально и политически необ­ходимо. Право

содействует осуществлению стоящих перед профсою­зами задач, выполнению их

защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере,

в какой это необходимо для обеспечения пред­ставительства и защиты интересов

трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития

общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от

состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-

эко­номических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсо­юзов определяются

исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для

трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы

работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов. Объем и

содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания,

стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в

политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда

определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать

законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус

проф­союзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими

профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во

внимание объем и содержание их уставных (общест­венных) полномочий.

Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам,

которыми они занимаются в соот­ветствии с уставами в силу их общественного

характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать

это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзно- го) и правового

статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,

взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюз- ных норм при подготовке

законодательства о профсоюзах и приорите-

том законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия

соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных

задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной

жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они

действуют в соот­ветствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат

регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право

юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в

органах Министерства юстиции РФ, но в уве­домительном, а не в обязательном

порядке и включаются в соответст­вующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной

власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти,

органов местного самоуправления, работода­телей, их объединений (союзов,

ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не

подотчетны и неподконт- рольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и

деятельности профсоюзов, обеспечивается т акже:

прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их

должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой

ограничение прав профсоюзов или воспрепят­ствовать законному осуществлению их

уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом

самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру,

избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны орга­нов юстиции,

регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом

«Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным

объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их

праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю

деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как

законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных

объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие

профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все

профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от

численности, каких-либо иных

признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсо­юзный

плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсо­юзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из

законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об

общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,

Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и

подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других федеральных

законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный

закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, No 21,

ст. 1930) в той части, в которой проф­союзы имеют общие черты и свойства со

всеми другими обществен­ными организациями. Особенности, связанные с

созданием, деятель­ностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов

регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального закона «Об

общественных объединениях»).

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсою­зах, например,

республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкорто­стане.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных,

налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности проф­союзов входит

как собственно законодательство о них, правах и га­рантиях их деятельности,

так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется

профсоюзами для защиты прав и интере­сов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законо­дательство

меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений,

в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений

- от отношений собствен­ности, социально-политической обстановки в стране. В

связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству,

его органам государственные полномочия, ранее возложенные на проф­союзы и

находящиеся в их ведении органы (например, государственно- властные

полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и

расширяются права, направленные на защиту интере­сов работников (например, по

вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее

влияние оказали конвенции и рекомендации Международной организации тру­да

(МОТ) - Конвенции No 87,135,144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенство­вания

законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными

отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обществен­ной

организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволя­ющих

профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с

работодателями, их объединениями и представителями, а также с

государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в

предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в ус­тановлении и

применении условий труда), в контроле за соблюдением закондательства о труде

и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода

трудового права.

§ 2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов

в сфере труда

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса,

т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными пра­вами в сфере

действия других отраслей права: правами юридического лица, правом

собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в

области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной

природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,

установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда

(трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей

данной организации и ее органов в указан­ной сфере, служит источником

субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как

базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности

Страницы: 1, 2, 3