бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Теория государства и права бесплатно рефераты

регулятором опред возмож и должного поведен индивида –они сост сущн права Сущн

права види в обеспеч или разгранич жиз-х интересов людей выраж интересов воли в

установл опред поряд общ-й жизни

33)Право, нравственность, мораль.Нормы права и нормы морали

органич взаймоейств между собой они взаймообуславл дополн и взайообеспеч друг

друга в регулир (ОО)объектив обусловлин такого взаймодейсввия опред тем, что

правовые законы воплощают всебя принципы гумманизма справедливости равенства

людей особо важн роль моральной нормы играют в процессе приминени норм права

компетентными органами при решении конкретных юр дел Моральн установл оказывают

благотворн воздейств на точную и полную реализ правовых норм, на укрепл

законности иправопорядка.

34)Нормативность права право как гос-я воля общ-а проявляет вовне

выступает как система официально признаваемыхи действующих в данном гос-е юр

норм в их материалистич понимании Право отлич др соц норм рядом присущих только

ему характерных черт (связь с гос-м, охранаот нарушении возможн гос го принужд,

общеобязательность)

35)Школа естественного права (Аристотель, Цицерон. Фома Аквинскии

) 2 сист права: Позитивное и Естественное Позитивное –этоофицальн

признаное действ втом или ином гос-е права получ выраж-е в закон и иных прав-х

актах гос-й власти втом числе сакц и обычаях Естественное право историч

из природ челов челов разума всеобщ нравствен принципах идея этой теории

прирожд неочужд права чел свобода равенство семья собств безапасность

36) Нормативистская школа (Жельзен, Кант) В ней рассматр нормы

как вотрыве от экономики полит соц-й структ общ-а Прав нормы обяз своим

происхожд и развит не реальным общ-м отношениями а форм уст гос-а

37)Социологическа школа права (Паунд Фрэнд) охвватывает

собирательное понятие права администр акты судеб решения приговоры обычай

правосозн правоотнош способность творить право судьями

38)Право объективное(имеется виду что оно будучи гос-й волей общ-а

не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо

определенному субъекту ) и субъективное (как право того или иного

участника правоотношении либо совокупности таких прав(правомочии))

40)Понятие и виды источников права – Источниками прва явл

призаконые гос-е документы в которых закрепл юрид нормы напр: закон,

указыпрезид постановл прав-ва решение и распоряжение акима Форма

93. Принцип разделения властей.

Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-рообразующего и ф-

циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти

дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и

противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и

огранич. др. друга).

92 Признаки правового гос-ва.Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет

как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва –

верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная

гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и

поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть

перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав.

гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме

сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей

взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие

развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств.

сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е

конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти;

возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов

праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

61. Правовая культура: понятие, состав.К-ра предст. собой рез-ты

культ. и духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая любой к-ры - соц. нормы, кот. обесп.

стаб. ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и т.п. 3-я - мат. обесп-е. В понятие прав.

к-ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во (придание нормам к-ры правового хар-ра),

гос-во либо изобретает свое, либо санкцион-ет уже сущ. 2)Знание гр-нами прав.

с-мы (предпол., что все знают з-ны и следуют им). 3)Правосознание гр-н -

совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По

глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся

с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот.

работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности:

1)индив. 2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое

- в своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е. Общ-во

сост. из мн-ва индивидов. След. компонент прав. культуры - з-нопослушание, это

основа стаб-ти.

59. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.Правосозн-е - явл-е

идеаьлное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст. собой сферу или область

сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр. знаний и оценочных отн-й к

праву и практике его реал-ции, соц.-прав. установок и ценностных ориентаций,

рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки значимых ситуациях. Правосознание гр-н -

совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По

глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся

с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот.

работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности:

1)индив. 2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое

- в своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е.

57. Критерии выделения отраслей права.С-ма права – это О-тивно

сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е на отрасли, подотрасли и

институты. Отрасль права – главный эл-т с-мы права – объед-ет взаимосвяз. м.

собой институты права. ОП – это распределенная по прав. институтам совок-ть юр.

норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн. обл. отн-й (имущ., труд., семейных

и т.д.). Примеенит-но к кажд. отрасли права выдел-ся ее осн. институт,

закрепл-щий общеотрасл. принципы права, сод-е и V прав. рег-я отн-й, явл-ся

О-том дан. отрасли (Ех: в конституц. праве РФ таким осн. институтом выступ.

инст-т “основы конст. строя”)

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права вкл.

еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе гражд. права выдел.

такие подотрасли, как авторское, обязательств., наследств. В фин. – бюдж.,

налоговое.

Отрасли: Гос (конституц.) право, адм., уголовное, трудовое, гражд., коммерч.,

семейное, процессуальные отрасли (уголовно-процессуальн., гражд.-проц. и арб.

суд).

С-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е на

отрасли, подотрасли и институты. Отрасль права – главный эл-т с-мы права –

объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП – это распределенная по

прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн.

обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.). Примеенит-но к кажд. отрасли

права выдел-ся ее осн. институт, закрепл-щий общеотрасл. принципы права, сод-

е и V прав. рег-я отн-й, явл-ся О-том дан. отрасли (Ех: в конституц. праве РФ

таким осн. институтом выступ. инст-т “основы конст. строя”)

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права вкл.

еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе гражд. права выдел.

такие подотрасли, как авторское, обязательств., наследств. В фин. – бюдж.,

налоговое.

Отрасли: Гос (конституц.) право, адм., уголовное, трудовое, гражд., коммерч.,

семейное, процессуальные отрасли (уголовно-процессуальн., гражд.-проц. и арб.

суд).

13. Правовые с-мы современности.Правовая карта мира вкл. мн-во

нац. прав. с-м, кажд. из кот. интегрирует всю прав. действит-ть конкр. гос-ва

(доктрину, стр-ру, ист-ки, ведущие институты и отрасли, традиции,

правосознание, правопор-к, прав. культуру и т.д.)

Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на базе кодиф.

Юстиниана – FR, I, SPA, D – главн. ист-к права – закон), англо-саксонская

(англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл. прецедентным

правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия) и социалистич.

(советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран Азии и Респ-ки

Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья религиозно-

традиционного права (мусульм., индусы)

56 Понятие и состав мех-ма правового регул-я.Рег-е обществ. отн-й

предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва. Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот

мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр).

Дозволения и запреты, а также обязывания предст. собой наиболее глубин. слой

рассм-го мех-ма и содержатся в нормах права.

Стадии мгпр: 1)стадия форм-я и общего д-я юр. норм, кот. предпол. тесную связь

права с гос-вом. 2)стадия возник-я на осн. юр. фактов у конкр. S-тов права прав

и обяз-тей – правоотн-й. 3)стадия реал-ции прав и обяз-тей. Указанным стадиям

соотв-ют эл-ты: а)юр. нормы б)индив. гос.-властные предписания или акты

примен-я права в)правоотн-я г)акты реал-ции прав и обяз-тей (собл-я запретов,

исполн-я обяз-тей, исп-я прав и примен-я права. Методы мгпр: 1)централизованное

рег-е (метод субординации), при кот. рег-е осущ. на властно-императивн. началах

(наи> чатсо – в адм. праве) 2)децентр. (методом координации) – на ход и

процесс оказ. влияние уч-ки отн-й путем договоров

63 Понятие правоотн-я и его виды.По самому общему понятию

правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Также сущ. орп-е:

правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до з-на

особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными, корреспондир. правами

и обяз-тями и реал-ют их в целях удовл-я своих потр-тей и интересов в особом

порядке, не запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице опр.

органов. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е.

Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда

юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.

S-тивное право: 1.право д-вовать опр. образом 2.право требовать опр. повед-я

от обязанного лица 3.право обратиться за защитой. Юр. обяз-ть: 1.обяз-ть д-

вовать устан-ным обр. 2.обяз. претерпеть нежелат. последствия (понести

ответств-ть за неправомерн. д-я). Содерж-е правоотн-я = активная д-ть + юр.

обяз-ть + S-тивное право.

Прав. отн-я класс-ся: 1.по отраслям права (гос-венное, .) 2.на охранит. и

запретит. (база – мат. право) 3.регулятивное. Или 1.абсолютные (опр-ны обе

стороны правоотн-й) 2.относит. (одна из сторон не опр.).. Правосубъектность –

способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-й. Для этого они д.б.:

а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц, например, эмбрионов)

б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-ти). Возможна (для

физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или огранич. (в

результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная (согласно своему

уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты правоотн-й – все

то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и немат. блага.

64. S-ты правоотн-я, правосубъектность.По самому общему понятию

правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Также сущ. орп-е:

правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до з-на

особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными, корреспондир. правами

и обяз-тями и реал-ют их в целях удовл-я своих потр-тей и интересов в особом

порядке, не запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице опр.

органов. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е.

Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда

юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.

65Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами

правоотн-й. Для этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ.

лиц, например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и

обяз-ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или

огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная (согласно

своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты правоотн-й –

все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и немат. блага.

66. Содерж-е и О-ты правоотн-я.По самому общему понятию правоотн-е

– любое обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е –

это О-тивно возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма

соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями

и реал-ют их в целях удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не

запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно

имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр.

сост-щую – S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над

О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.

О-ты правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и

немат. блага.

67;68. Юр. факты: понятие, виды.Обстоят-ва, предусм. в з-не и иных

ист-ках права в кач-ве основанияправовых отн-й, наз. юр. фактами. Или иначе юр.

факты – факты реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е, изм-е или

прекр-е правоотн-й. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.: 1.события (не

завис. от воли или сознания уч-ков, например, землетрясение) 2.д-я (правомерн.

или неправомерные).

Юр. акты – д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-я

(заявление в ЗАГС). Юр. поступок – не преследует подобной цели. Сущ. предпол-

мые ю. ф. – презумпции: 1.опровержимые (невиновности) 2.неопровержимые

(знания з-на).

47. Правовые и соц. нормы в их соотн-и.Прав. норма – общеобязат.

повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого

отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

Прав. нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные)

б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По

сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач.

Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если . то . иначе .” . Главн. деление

прав. норм – на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и

охранительные.

К соц. относ. вся совок-ть пр-л повед-я, д-щих в конкр. гос-ве. К соц. прежде

всего относ. 1.нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но

общеизвестны. 2-я разновид-ть соц. норм – религиозные. 3.нормы обществ. орг-ций

(Устав АО) 4.Юр. нормы (тоже эл-т соц. норм, но в своей реал-ции опир-ся на

возм-ть принужд-я).

48. Стр-ра правовой нормы.Прав. норма – общеобязат. повед-е,

слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я)

санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав.

нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные)

б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По

сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач.

Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если . то . иначе .” . Главн. деление

прав. норм – на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и

охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от

главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.

вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы

(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.

опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на

ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы

основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая

группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир.:

дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов), нормы-принципы,

оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные

(позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии

кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной реальн-ти,

с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно

условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция – собственно правило

поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн. или простые и сложные.

3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат. последствия, кот. м. наступить

в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

70. Понятие и формы реал-ции права.Право - это совок-ть

признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и

справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др.

с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной

практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть

принужд-я со стороны гос-ва.

Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или

юр. отнош-я. Др. полаг., что помимо правоотн-й юр. нормы м.б. реал-ны и вне

правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я

сторона не опр., т.е. 2-я сторона=все.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся

способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом

исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч.

гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в

процессуальн. нормах).

71 Стадии правоприменительного процесса.Право - это

совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов

рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их

взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм,

возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей

реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся

способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом

исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч.

гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в

процессуальн. нормах).

Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2

)Юр. квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3

)Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) – а)аутетическое

толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт. б)нормативное – осущ.

гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное (казус – случай) – осущ.

суды и администрация. г)доктринальное (осущ. учеными-юристами и норм. силы не

имеют, Ех – комментарии к з-ну) 2.по V-му – прав. норма в пр-ссе толк-я м.

исп-ся буквально, т.е. не выходя за рамки буквы з-на (ограничит. толк-е), а м.

шире. 3.по способам толкования. Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк.

ситуации в дан. момент) б)историч. в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит.

акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция правоприменит. акта.

75. Толкование норм права: понятие, виды, способы.Офицальное

(дается уполномоченными на то суюъектами – гос органами долж лицами о общ

организ оно закрепл в спец акте и имет обяз значендля друг суб-в) Неофиц(дается

субъектами е имеющего офиц статуса не обло по долгу службы полномоч толковать

правов нормы).

Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2

)Юр. квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3)

Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) –

а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. Акт

76 Буквальное толкование (когда словесное выражение нормы права и

действительный смысл идентичен) Расширительное(смысл и содержание правовой

нормы шире чем ее словесное выражене) Ограничительное(действительный смысл

нормы права уже чем ее словесное выражение)

77. Пробелы в праве и способы их восполненияПробел в позитивном

праве – когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел

в норм.-прав. рег-и – отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в

з-нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не – неполное урег-е вопроса в

дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие

прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения

дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего

прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.

При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не

суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе

устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-й, треб. прав.

рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.

78. Причины правонарушений Правонар-е –

противоправн., обществ. опасное деяние дееспособного лица. Обязат. эл-т – S-т,

наделенный право и деесп-тью. Для признания недеесп-ти мало учета в

психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией.

S-тивная сторона правонар-я – психич. отн-е чела к своему деянию. Оно может

выр-ся различ. степенями вины: 1)прямой умысел (сознательно) 2)косвенный

умысел (знает, но наруш-е з-на – побочный эффект его д-ти) 3)преступная

самонадеянность (когда чел знает, что он нарушает з-н и м. возникнуть

обществ.-опасные последствия; Ех – пьяный за рулем) 4)небреж-ть (когда

человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-опасные

последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я – обществ.

опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й – те О-ты права, кот.

защищены з-ном.

Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по степени обществ.

опасности: проступки и преступления.

84. Юр. ответственность.Юр. отв-сть – фактич. притерпевание

нежелат. для лица посл-вий его правонар-я личного и имущ. порядка. Осн-ем ее

возн-я явл. правонар-е со всеми его эл-тами. Сущ. еще одно осн-е – свобода воли

(заставили подписать, заставили .). Лицо м. привлечь к отв-ти только тогда,

когда его д-я имеют нежелат. посл-вия и когда м. ними сущ. прямая (!) связь, но

бывают и исключ-, когда без вины несет отв-ность: 1)за вред, причиненный

ист-ком повыш. опас-ти (трансп. ср-вом, оружием) 2)за д-я ваших несоверш.

летних детей

Виды юридической ответственности: 1)имущественная – в рамках труд. и гражд.

з-нод-ва: а)ограниченная – на всех раб-ков б)полная – обязат. совпадение

долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о полной мат.

ответств-ти 2)административная: а)штрафы б)изъятие имущ-ва, поср-вом кот.

совершено правонар-е в)конфискация имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-

е г)отстранение от долж-ти (до 6 месяцев) д)адм. арест (до 15 суток)

3)дисциплинарн. (в соотв-и с пр-лами внутр. труд. распорядка): а)выговор

б)пониж-е в должности в)увольнение 4)уголовная (только к физ. лицам и только

в судебн. порядке на осн. уголовного процесса): а)штрафы б)исправит. работы

в)лишение свободы

Цель всех видов юридической ответственности: а)восстановление нарушенного

права б)возмещение причиненного ущерба в)частное предупреждение (превенция) и

общее.

85. Законность: понятие, уровни, принципы З-сть

– конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн.

лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я

2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать

з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)

Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-тям,

целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н противоречит

иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).

Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов

2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав

S-та 3)Обесп-е правосудия.

Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-

нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

88. Правопорядок и законность.З-сть – конституц. принцип точного и

неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом.

Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата

3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м.

противоречить з-ну)

Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-тям,

целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н противоречит

иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).

Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов

2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав

S-та 3)Обесп-е правосудия.

Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-

нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

Страницы: 1, 2