бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Теория государства и права (шпаргалка) бесплатно рефераты

Шпора: Теория государства и права (шпаргалка)

Б-1

1. Понятие и определение правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

2. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются : существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на : абсолютную (такая форма правлен, при которой власть всецело принадлежит одному лицу), конституционная (ограниченная) власть ограничена представительным органом. Огранич монарх делится на дуалистическую (гос власть носит двойственный характер) и парламентарную (правит формир-ся из представит определенных партий получивших большинство на выборах).

3. Публичное и частное право. Для деления права на частное и публичное необходим характер правовых взаимоотн-ий между индивидуумом и гос.организ-ми структурами общества. Если лицо явл. независимым субъектом права – такое право частное. Если субъект выступает как часть социального целого – такое право публичное. К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское, страх, патентное). К публичн праву относят отрасли государств, администр, уголовного прав

Б-2

1. Принцип разделения властей. Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-ро образующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга.

2. Правоотношение: понятие и виды. По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е в кот стороны связаны между собой взаимными юридич правами и обязанн-ми, охраняемыми государством и рег-мые нормами права. Структура правоотнош имеет 4 составл-их: субъект, объект, право и обязанность. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.

S-тивное право: 1.право д-вовать опр. образом 2.право требовать опр. повед-я от обязанного лица 3.право обратиться за защитой. Юр. обяз-ть: 1.обяз-ть д-вовать устан-ным обр. 2.обяз. претерпеть нежелат. последствия (понести ответств-ть за неправомерн. д-я). Содерж-е правоотн-я = активная д-ть + юр. обяз-ть + S-тивное право.

Прав. отн-я класс-ся: 1.по отраслям права (гос-венное, .) 2.на охранит. и запретит. (база – мат. право) 3.регулятивное. Или 1.абсолютные (опр-ны обе стороны правоотн-й) 2.относит. (одна из сторон не опр.).. Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-й. Для этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц, например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная (согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и немат. блага.

3. Право и религия. Религия - миро­воззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Маркс утверждал, что “религия будет исчезать в той мере, в какой будет раз­виваться социализм”. Однако “история показывает, что государственное разру­шение религии неизбежно влечет за- собой нравственную деградацию общест­ва и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные цен­ности, в этом основа их взаимодействия”. На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе соци­альной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего мо­рально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной про­поведи Христа - “не убий” и “не укради”.

Б-3

1. Правовое гос-во и гражд-е общество.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

2. Материальное и процес-ое право. Деление правовых явлений (отраслей права, норм, правоотношений) на материальные и процессуальные - это внутренняя, специальная проблема юриспруденции. К материальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социаль­ные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материаль­ных регулятивных норм- нормы уголовного права по своей при­роде являются охранительными и при этом уголовно-правовые нормы — материальные. К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регла­ментируют порядок реализации материальных регулятивных норм. Все процессуальные яв­ления – процедурные. Процедуру- порядок осуществления той или иной юридической деятельности. Процедуры дел на: правотворческие и правореализующие. Правореализующие процедуры бывают ма­териальные и процессуальные. Процессуальная процедура - это порядок реализации материальных ох­ранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регла­ментирующие процедуру реализации санкций, являются процессуальными. Граница между материальным и процессуальным в системе права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (между нормами уго­ловного процесса и нормами уголовного права).

3. Нормативно-правовой акт – это официальн акт правотворчества в котором содержатся нормы права. Создается в результате правотв-ой деят-ти госуд-ва или всенародным голосованием (референдум). НПА классиф по различн основаниям: юридической силе (законы и подзак-ые); объему и характеру действия (общего, огранич, исключит); по субъектам их издающих (законод, исполн, судебн).

Б-4

1. Предмет ТгиП-основные общие закономерности возникн-я, функц-ия и развития государ. и права. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

Методология ТГиП.- применен. совокупн. определ-ых теоретических принципов, логич приемов и способов исслед-я основных общих закономер-ей возникн и развития госуд.-правовых явлений. Для познания и объяснения основных закономерн государ.-правовых явлений широко используют логические приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция и гипотеза.

Вся совок-ть методов м.б. разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же что диалектич. Логика II.Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-м или с-мный анализ. III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр. норм.

В результате собирания, обработки, изучения и проверки фактич матер наука выявляет эфективность государ управ-ия и правового регулиров, вырабатывает конкретные рекоменд по их соверш-ию.

2. Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Режим определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности; антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; всеохватывающая милитаризация общественной жизни; игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

3.Право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

Происхождение права. Правила поведения действ-ие в родовой общине, племени (нормы обычаев регулир труд, охоту, рыбалку, быт, семейн отношен.) Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разгр-ий прав и обяз-ей. Их исполн обеспеч-сь привычкой соблюдать укоренившиеся правила. При переходе от первоб.-общ. к государст. организ-ии обычаи превращ-ся в нормы и охраняются гос-ом, администр решения по конкретным делам которым придается обязат-ая юридич сила, издание гос-ом нормативных актов содер-их нормы права.

Б-5

1. Понятие государства. Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом, обесп-ет его интеграцию и обладает суверенитетом. Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги. Необходимо наличие 3 составл-их: совокупность людей–народ; господствующая над ними власть; территория как предел действия этой власти.

2. Предмет и метод правового регулирования–это наиболее существ основания для деления системы права на отрасли. П– это то на что воздействует право определенной отрасли (обществ отношения). М– это способы воздействия отрасли права на определ виды общ отношен. М. зависит от взаимного положения участников правоотношений (равенства сторон, обязывающ, запрещающ.)

3. Историческая школа права. Предст этой школы расматр право как выражение воли народа независимо от власти государства. Т.е. законодатель фиксировал лишь то что уже сложилось как право в результ историч развития (язык не возник из договора и не дан от бога а развивается сам собой). Немец юристы: Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта. Ист шк сильно преувелич место обычия в системе правового регулиров обществ отношен, ставя его над законом, отрицала законодат путь изменения существующего права.

Б-6

1. ТГиП в с-ме обществ. наук. ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

ТгиП явл общетеоретич-й по отношению к другим юрид наукам; обобщает данные и выводы юрид наук в целях более глубогих теоретич обобщений; исследует основные закономерности развития госуд и права в целом; вырабатывает общие понятия на которые опираются др юрид науки.

2. Право и мораль. Мораль опред-ся как форма общ-го сознания, отражающая социальную действит. в виде специфич. исторически обусловл. представлений о добре и зле, которые закреп-ся в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Различия: 1. Мораль формируется ранее права, 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна. 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге. 4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.Т.е. у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулиру­ются только правом или только моралью. 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой как система права. 7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали.

3. Субъекты правоотношения– это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Субъекты права, наряду с нормами права и юридически­ми фактами, представляют собой одну из предпосылок возникновения и существования правоотношений. По видам субъектов права (а значит и субъектов правоотношений) можно разделить на: а) физических лиц; б) организации; в)общественные образования (народы, нации). физические лица - это граждане, иностранцы, лица без гражданств, лица с двойным гражданством . К организациям относятся: а) само государство; б) государственные организации; в) негосударственные организации. Среди государственных организаций можно выделить государственные ор­ганы - государственные организации, обладающие властными полномочиями. юридические лица, которые обладают правосубъектностью, необходимой им для участия в гражданском (имущест­венном) обороте.

Б-7

1. Теории происхождения госуд-ва. Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос.-прав. с-мами были рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и П (религиозн. – з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену родоплеменной, а право – на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П. Гос-во в ней – рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол.). Одной из распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь – не в соц.-эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен др. Материалистическая (классовая) теория- Г есть продукт непримерим-ти классовых противор. Органическая теор–общество и гос-во предст-ют собой единый организм состоящ из людей, подобно как человеч орган состоит из клеток. Психологич теория–Г возникло в результ психологич потребн людей жить в рамках организ-го общества.

2. Право и экономика. В данном же случае под Э следует понимать определенную соц-ую сферу, а именно - диалектиче­ское сочетание соц-х отношений и социальной деятельности, связан­ных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере Э играют отношения собственности. Э как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к П как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регул-ия в целом, во-вторых, определяет тот или иной тип П, в-третьих, определяет конкретные черты П той или иной страны в данный ист-ий период. Маркс отмечал, что “П никогда не может быть выше, чем Э строй и обусловленное им культур­ное развитие общества”.В условиях рыночной Э и перехода к рынку отмечают следую­щие направления использования правовой формы- а) определение целей эк-го развития; б) закрепление равноправия всех форм собств; в) определение круга субъектов рыночных отношений; г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции; д) продуманная налоговая политика; ж) установление юрид-их санкций за эк-ие правонар-я. Т.о. соотношение и взаимосвязи П и Э определя­ются необх-ю: а) создания правовыми средствами условий для нормального развития ры­н. Э; б) обеспечения справедливого распред. дохо­дов между различными слоями общества через систему налогов, гос-ый бюджет, специальные соц. пр-мы. Согласно Конст. РФ (ст. 8) в России гарант-ся единство эк-го пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финанс. средств, поддержка конкуренции, свобода эк-ой деят-ти, а также признаются и защищаются равным образом частная, гос-ая, муниц. и иные формы собственности.

3. Правонар-е – противоправн., обществ. опасное деяние дееспособного лица. Обязат. эл-т – S-т, наделенный право и деесп-тью. Для признания недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией. S-тивная сторона правонар-я – психич. отн-е чел. к своему деянию. Оно может выр-ся различ. степенями вины: 1)прямой умысел (сознательно) 2)косвенный умысел (знает, но наруш-е з-на – побочный эффект его д-ти) 3)преступная самонадеянность (когда чел знает, что он нарушает з-н и м. возникнуть обществ.-опасные последствия; Ех – пьяный за рулем) 4)небреж-ть (когда человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-опасные последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я – обществ. опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й – те О-ты права, кот. защищены з-ном.

Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по степени обществ. опасности: проступки и преступления.

Б-8

1. Функции гос-ва. Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим классом Н.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва – обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана интересов чела, защита его прав.

2. Преемственность и обновление в праве.

3. Правомерное поведение. Правомерный вариант поведения- который будучи общ. необходимым, желательным или социально до­пустимым, осущ-ся в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерж-ся возможностью гос-ой защиты. ПрП, как и неправ-ое имеет две стороны - объективную и субъективную. О-ную сторону ПрП можно рассматр на основе тех же элементов (категорий), что и О-ную сторону противо­правного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и при­чинной связи между ними, только у ПрП все идет со зна­ком плюс. S-ная сторона ПрП, как и S-ная сторона ПрпрП, характ-ся интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для S-ной стороны правонар-ия характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной. Виды: 1) ПрП, при котором субъект осознает необходимость требований правовых норм. 2)субъ­ект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причи­не, что “так делают все”. 3) субъект исполняет и соблюдает правовые тре­бования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результа­те их применения. Механизм формирования ПрП взаимосвязь 3-х подсистем - юридического (спец.-юридич.), психологического и социального механизма.

Б-9

1. Власть и ее виды. Особенности гос. власти.

Вл в самом общем виде представляет собой способность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Признаки вл: 1. Вл есть явл. социальное, т.е. общественное. 2. Вл явл. атрибутам (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. 3. Вл может существовать и функц-ть лишь в рамках общест­венного отношения, т.е. такого отношения, кот. существует между людьми. 4. Осущ-ие власти всегда представляет собой интеллектуально-во­левой процесс. 5. Общ-ые отнош, в рамках кот существует и реализуется Вл, явл-ся разновидн общ. отнош и имеют назва­ние властеотношений. 6. Важн. признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Виды власти: а) власть в масштабе всего общества; б) власть внутри того или иного коллектива (организации); в) власть в отношении между двумя индивидами. Вл можно поделить также на политическую и неполитическую. Вл м.б. демократической или недемократической. К особым свойствам гос. власти можно отнести след-ие: Гос.власть публична.. Гос.власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Гос.власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. Гос.власть действует постоянно и непрерывно.

2. Право и политика. В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются инте­ресы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и др.социальных общностей. Политика и возникает как явл. вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Гос-во представляет собой наиболее мощный, наиболее совершен­ный инструмент реализации полит-их интересов, поэтому среди субъек­тов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами гос.власти, за приближение к ней. Политика м.б. и антигосударственной (террористические организации и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является норматив­ной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Однако право может служить формой выражения и осущ-ия поли­тики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, т.е. до тех пор, пока право используется гос-ом в соответствии с его природой.

3. Правонарушение: понятие, признаки, виды. Правонарушение явл основным видом неправомерного поведения. Правонарушению присущи сл-ие признаки: 1) Прш - это всегда деяние; 2) Прш - это деяние, которое опасно для общества, наносит ему вред. 3) Прш - это деяние противоправное, т.е. такое деяние совершение кот. правом запрещено в той или иной форме. 4) Прш - это всегда деяние виновное. Прш - это общ.-опасное противоправное ви­новное деяние. Прш принято делить по степени общ-ой опасности на преступления и проступки. Проступки, в свою очередь, делят на административные, гражданские и дисциплинарные. Преступления - наиболее опасные для общества правонарушения. Дейст­вующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 14) дает следующее определение преступления: “виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания”.

Страницы: 1, 2, 3