Шпора: Шпоры по ТГП
институтов:1) в зависимости от характера: материальные(институт подряда) и
процессуальные(институт возбуждения уголовного дела); 2) в зависимости от
сферы распространения- отраслевые(институт наследования) и
межотраслевые(институт частной собственности);3)в зависимости от
функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и
охранительные(институт привлечения к уголовной ответственности). Субинститут
-часть института .регулирует конкретную разновидность общественных отношений,
находящихся в рамках определённого института права. Пример: институт
преступлений против жизни, здоровья достоинства включает субинституты жизни,
отдельно здоровья и т.д. Система однородных институтов одной отрасли образуют
подотрасль. Пример: авторское, изобретательское, жилищное право явл.
подотраслями гражданского права.
34.Соотношение частного и публичного права.
Частное право- это упорядоченная совокупность юр.норм, охраняющих и
регулирующих отношения частных лиц. Публичное право-совокупность норм,
закрепляющих порядок деятельности органов государственной власти и
управления. Если частное право-область свободы и частной инициативы, то
публичное- сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из
отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового, а
публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового,
уголовного и др прав. Критерии, по кот. право относят к частному или
публичному:1) интерес( частное регулирует частные интересы, публичное_
общественные, государственные);2)предмет правового регулирования(частному
свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному-
неимущественные); 3)метод правового регулирования( частное-метод координации,
публичное-субординации); 4)субъективный состав(частное регулирует отношения
частных лиц между собой, публичное- частных лиц с государством либо между
государственными органами). Сейчас всё больше утверждаются такие институты
частного права как права наследуемого пожизненного владения, возмещения
материального ущерба и др.)
35.Правовые отношения.(ПО).
ПО- это общественное отношение урегулированное нормами права, участники
кот.имеют соответствующие субъективные права и юр.обязанности. ПО-
динамическое состояние правового регулирования, позволяет уяснить каким
образом право воздействует на поведение людей. ПО позволяют «перевести»
абстрактные юр.нормы на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для
данных субъектов. Признаки правоотношений: 1)это общественное отношение ,
двухсторонняя связь между субъектами; 2)возникает на основе норм права;
3)это связь между лицами посредством субъективных прав и юр.бязанностей;
4)это волевое отношение, для возникновения необходима воля хотя бы одного
из участников; 5)это отношение возникает по поводу реального блага, ценности
; 6)это отношения охраняемые и обеспечиваемые гос-вом. ПО имеют сложную
структуру: 1) субъект;(участники ПО;2) объект (то, на что направлены
правоотношения); 3) субъективное право и юр.обязанность. Виды: 1) в
зависимости от предмета правового регулирования (конституционные ,
административные, уголовные); 2)от характера- материальные(финансовые,
трудовые) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-
процессуальные);3)от функциональной роли -регулятивные (возникают на основе
норм права или договора) и охранительные( связаны с госуд. принуждением и
реализацией юр.обязанностей;4)от природы- пассивные(правоотношения
собственности), активные(займа); 5)от состава участников- простые(2 субъекта)
сложные (много);6)от продолжительности действия- кратковременные(мены)
долговременные (гражданства).
36.Право и дееспособность субъектов правра.Провосубъективность.
Субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие
соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Чтобы стать
субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность
индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица
своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими и
возрастными свойствами и зависит от них.» Вида: полная дееспособность(с 18
лет); частичная( с 14 до 18 лет). Но если в 16 лет человек работает, то по
согласованию с органами опеки может быть признан полностью дееспособным
(ст.27 ГК РФ эмансипация); при этом ни родители ,ни попечители не несут
ответственности по обязательствам эмансипированного. Правоспособность и
дееспособность неразделимы и наступают одновременно. Но в гражданском праве
есть разрыв между правоспособностью и дееспособностью, т.к.:1) имущественные
права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;
2)в области имущественных отношений вместо правоспособного, но
недееспособного лица может выступать его законный представитель.
Дееспособность может быть ограничена, если это надо для защиты
конституционного строя, нравственности, защиты прав и свобод других лиц
(ст.55 Констит.),а также если вследствие злоупотребления алкоголем или
наркотическими средствами, ставится в тяжелое материальное положение семья
суд может ограничить дееспособность(ст.30 ГК РФ) Правосубъективность это
правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно
как субъекта права.
37.Виды субъектов правоотношений.
Субъекты правоотношений- это участники правовых отношений, обладающие
соответствующими субъективными юр.правами(возможность субъекта удовлетворять
свои интересы) и юр.обязанностями(необходимость правомерного поведения). Виды
субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные Индивидуальные:
1)граждане; 2)лица с двойным гражданством; 3)лица без гражданства;
4)иностранцы. Последние(3,4) вступают в те же отношения , что и граждане на
территории РФ, кроме некоторых (не могут избирать и быть избранными, занимать
должности в гос. аппарата, служить в Армии и др.) Коллективные: 1)
государство в целом( с другими гос-вами, субъектами Федерации и т.д.);
2)государственные организации; 3)негосударственные организации(частные фирмы,
коммерческие банки и т.д.); Коллективные субъекты, участвующие в области
частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица( организация,
кот. имеет в собственности имущество и отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде ст.48 ГКРФ)
38.Объекты правоотношений.
Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов
правоотношений, по поводу
чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»:
1)объектом могут
выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей
подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений единый,
общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны
(плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи,
ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция
духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты
действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.) 5)
ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго подхода
придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так многообразны и
объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на содержание
конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть, пользоваться ,
распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление права,
т.е.нормальное функционирование правового отношения).
39.Понятие и классификация юридических фактов.
Юр. факты- это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. норма права
связывает наступление определённых юр. последствий. Юр. факты явл.
предпосылками правоотношений. Классификация: 1) по характеру наступающих
последствий: а) правообразующие (поступление в вуз); б) прамоприменяющие
(перевод с очной формы на заочную); в) правопрекращающие(окончание вуза); 2)
по связи с волей участников правоотношений: а)события( обстоятельства
независящие от воли субъекта -стихийное бедствие, смерть); б)действия(
связанные с волей участников правоотношений, делятся на правомерные и
противоправные). Правомерные действия: 1)юр. акты (действия, совершаемые с
целью породить юр. последствия-сделки, судебные решения и т.д.); 2)юр.
поступки(действия, приводящие к юр. последствиям независимо от намерения лица
их совершающего-создание художественного произведения); Противоправные деяния
могут быть: уголовные, административные ,гражданские, дисциплинарные. Нередко
для возникновения юр. последствий необходим не один юр. факт, а их
совокупность, что наз. юр. составом. Например, для получения пенсии,
требуются такие факты как достижение пенсионного возраста, наличие
необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.
40.Пробелы в праве и способы их устранения.
Это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве
необходимых юр. норм. Важно учитывать 2 условия пробельности: 1) факт.
обстоятельства должны находится в сфере правового регулирования ; 2)должна
отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные
факт.обстоятельства. Существуют объек. и субъек. причины пробелов в праве.
Они должны своевременно устраняться( путем принятия новой нормы права) и
преодолеваться (с помощью правоприменительного процесса). Правоприменитель
вынужден восполнять отсутствующие нормы путём аналогии закона и аналогии
права. Аналогия закона- это решение конкретного юр.дела на основе правовой
нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права -это
решение конкретного юр. дела на основе общих принципов и смысла права. Данный
способ возможен лишь тогда, когда нет нормы права, которая бы регулировала
сходный случай. При таком применении важное значение имеют справедливость,
равенство перед законом и судом и т.д., что как правило устанавливается в
конституции. Поэтому правоприменитель может ссылаться на Конституцию. В
уголовном и административном праве аналогия исключается(действует принцип
–деяние не считается преступлением, если не предусмотрено уголовным законом).
С развитием законодательства применение права по аналогии становится
исключением, даже в тех отраслях , где оно допускается.
41.Толкование норм права.(ТНП)
Это- это деятельность, направленная на установление содержания юр. норм. В
процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его социальная
направленность, место в системе правового регулирования и т.д. ТНП необходимо
в связи со специальной терминологией юр. норм, неясностью правотворческого
процесса. Цель ТНП - правильно и единообразно понимать и применять
предписания. ТНП состоит из двух сторон: 1)уяснение 2) разъяснение В
зависимости от субъектов ТНП делят : 1) официальное (дается уполномоченными
на то субъектами, выражается в актах);2) неофициальное(не имеет юридически
обязательного значения и лишено властной силы). Официальное бывает: 1)
нормативным, распространяется на большой круг лиц и случаев; 2)казуальным,
обязательным только для конкретного случая. Неофициальное бывает: 1)
обыденным(не требует специальных познаний); 2)профессиональным( дают юристы);
3)доктринальным (научное разъяснение юр.норм).Способы ТНП- совокупность
приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм
грамматический ( язык,грамматика); логический (с помощью законов);
систематический(анализ связей юр. нормы с другими нормами); историко-
политический; идеологический (установление целей издания акта); специально
–юридический (раскрытие юр. терминов).Есть 3 вида ТНП: 1) буквальное( смысл и
текст совпадают) ; 2) ограничительное(действительный смысл права уже её
текста); распространительное(смысл шире текста).Акт ТНП- правовой акт, кот.
содержит разъяснение смысла юр. норм(не имеют самостоятельного значения).
Виды актов:1) в зависимости от типов ТНП-нормативного и казуального
токования; 2) в зависимости от органов-акты гос.власти,судебные, прокурорские
...,3) в зависимости от предмета- акты толкования уголовного, административно
права;4) от характера - материальные и процессуальные; 5) от формы- указы,
постановления, инструкции.
42.Правомерное поведение и правовая активность личности.
Правомерное поведение - деяние субъектов, соответствующее нормам права и
социально полезным целям. Большинство деяний в правовой сфере составляют
правомерные поступки. Признаки правомерн. поведения: не противоречит
общественным интересам(объективная сторона); является осознанным
(субъективная ).От степени значимости делится: 1)необходимое(служба в Армии);
2)желательное(научное и художественное творч.)3) допустимое(религиозное
направление). Наиболее распространена классификация в зависимости от мотивов:
1)социально-активное, субъект действует не из-за страха или поощрения, а по
убеждению. Здесь правовая активность наиболее высока. 2) конформистское-
подчинение правовым предписаниям, без осознания, без высокой правовой
активности. 3) материальное, поведение соответствует правовым предписанием
под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием.
Правовая активность самая низкая.
43.Понятие,признаки и виды правонарушений.
Правонарушение- виновное, противоправное. общественно опасное деяние лица,
причиняющее вред интересам об-ва, гос-ва, личности. Признаки: деяние(действие
или бездействие); вина; противоправность, вредный результат; причинная связь
между деянием и вредным результатом; юр. ответственность. В зависимости от
значимости делятся на : преступления- максимальная степень общественной
вредности, посягают на значимые социальные интересы, охраняемые уголовным
законодательством. Перечень уголовных деяний исчерпывающий и расширительному
толкованию не подлежит; проступки - отличаются меньшей степенью опасности ,
совершаются в различных сферах общественной деятельности. Классифицируются:
1)гражданские ( в сфере имущественных и личных неимущественных отношений); 2)
административные( правонарушения общественного порядка, в области
исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва).3) дисциплинарные
(совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок
предприятий) 4) процессуальные( посягающие на установленные законом процедуры
осуществления правосудия, пример неявка в суд свидетеля).
44.Юридический состав правонарушений.
Это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для
возложения юр. ответственности. В юр. состав входят:1) субъект
правонарушения( праводееспособное лицо или организация);2) объект(то на что
посягает правонарушение-жизнь, здоровье, имущество и т.д.); 3)субъективная
сторона правонарушения(совокупность признаков, характеризующих отношение лица
к деянию и последствиям). Это вина ( прямой умысел -когда лицо сознаёт
общественно опасный хар-р своего поведения, предвидит и желает наступление
вредных последствий, косвенный умысел -сознаёт опасный хар-р своих деяний,
предвидит возможность наступление вредных последствий , не желает ,но
допускает их наступление. Неосторожность: легкомыслие -предвидит опасное
поведение, но самонадеянно рассчитывает на его предотвращение; небрежность -
не предвидит опасного деяния, но при внимательности должен и мог
предвидеть); 4) объективная сторона - совокупность внешних признаков,
характеризующих данное правонарушение: деяние, противоправность(формальный
аспект).вредный результат(содержательный аспект),причинная связь между
деянием и вредным результатом( само поведение- причина, вредный результат -
следствие).
45.Понятие, признаки юр.ответственности.
Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам
государственного принуждения за совершённое правонарушение. Эти меры: личного
характера(лишение свободы); имущественного хар-ка(штраф);организационного
хар-ка(увольнение). Основная цель-обеспечение прав и свобод субъектов, охрана
и защита общественного порядка. Функции:1) штрафная -наказание виновного
лица, причинение ему личных, имущественных или организационных обременений.2)
правовосстановительная, позволяет взыскать с нарушителя причиненный вред; 3)
воспитательная- формирует правомерное поведение, предупреждает новое
правонарушение. Основные принципы: справедливость, гуманизм(запрет на
применение мер наказания, кот. унижают человека);законность; обоснованность и
др. Признаки:1)устанавливается гос-вом в правовых нормах;2)опирается на
гос.принуждение; 3)применяется специально уполномоченным гос.органом;
4)выражается в определенных отрицательных последствиях(имущественных,
личностных, организационных ); 5)выступает формой реализации санкции в
конкретном случае и к конкретному лицу(но не тождественна санкции,как части
структуры нормы права);6) возлагается в процессуальной форме; 7) наступает
только за совершённое правонарушение Юридическим основанием ответственности
выступают норма права и правоприменительный акт, где устанавливается
конкретный объем и форма принудительных мер(приказ администрации,
приговор,решение суда и т.д.)
46.Обстоятельства, исключающие противоправное деяние.
К обстоятельствам ,исключающим противоправное деяние относятся:1)
невменяемость(лицо не может отдавать отчёта в своих действиях); 2)
необходимая оборона (защита личных прав и свободы от посягательств, если при
этом не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной
опасности ст.37 УК РФ); 3) задержание лица, совершившего преступление
(причинение ему вреда, если другим способом задержать не представлялось
возможным и не было превышения необходимых для этого мер ст.38 УК); 4)крайняя
необходимость (в случае устранения опасности и при этом совершен вред
меньше, чем предотвращённый ст.39 УК); 5)физическое и психическое
принуждение(допустимо в случаях причинения вреда, если вследствие такого
принуждения лицо не могло руководить своими деяниями ст.40); 6) обоснованный
риск( допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересов, для
достижения общественно полезной цели ст.41);7)исполнение приказа или
распоряжения(ст.42); 8)малозначительность правонарушения, не представляющего
общественной опасности; 9) казус,случай.
47.Механизм правового регулирования(МПР)
МПР- система юр.средств, организованных наиболее последовательным образом в
целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения субъектов
права. Цель МПР - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к
ценностям(содержательный признак).МПР- система различных по природе и
функциям юр.средств, позволяющих достигать его целей(формальный признак).
Механизм показывает ,как работает то или иное звено при достижении его целей,
позволяет выделить основные юр.инструменты. Потребность в различных правовых
средствах определяется разным характером движения интересов субъектов к
ценностям. Проблемы удовлетворения интересов предполагает разнообразие и
правового оформления.Можно выделить основные стадии и элементы МПР: 1)норма
права;здесь формируется правило поведения, кот. направлено на удовлетворение
тех или иных интересов. 2)юр. факт или фактический состав;определение
конкретных условий,что позволяет перейти от общих правил к детальным.
3)правоотношения; выявляется какая из сторон имеет интерес и субъективное
право,призванное его удовлетворять, а какая обязана не препятствовать
удовлетворению(запрет) или осуществлять активные действия(обязанность).4)
акты реализации прав и обязанностей; это основное средство, при помощи
которого права и обязанности претворяются в жизнь. 5)охранительный
,правоприменительный акт; Она вступает в действие, когда беспрепятственная
форма реализации права не удаётся и на помощь должна прийти соответстующая
правоприменительная деятельность.
48.Понятие,принципы законности(ЗАК). Гарантии законности(ЗАК).
ЗАК. -это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов. Для
ЗАК. необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных
законов(содержательная сторона);2)их выполнение(формальная сторона).Принципы:
1) единство(понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей
территории страны);2)верховенство Конституции и закона;3) гарантированность
прав и свобод; 4) связь законности с культурой( от культурного уровня
должностных лиц зависит состояние законности 5) недопустимость подмены
законности целесообразностью;;6) принцип презумпции невиновности ,закреплен в
Конституции. Гарантии ЗАК.- это средства и условия, обеспечивающие
соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав
гражданина интересов общества и гос-ва. Виды гарантии:1)социально-
экономические (уровень благосостояния об-ва, степень экономического развития,
экономическая свобода и т.д.)2)политические(степень демократизма,
многопартийность, разделение властей и т.д.) 3)организационные (деятельность
органов, контролирующих законы- прокуратура, суд, милиция и т.д.)
4)общественные( комплекс мер применяемых общественность в целях борьбы с
нарушениями законодательства); 5)идеологические (степень правосознания);
6)специально-юридические (презумция
невиновности, институты возбуждения уголовного дела,процедуры рассмотрения
дел и т.д.)
49. Понятие правопорядка.(ПР).
ПР. представляет собой систему общественных отношений, в кот. поведение
субъектов явл. правомерным, это состояние урегулированности социальных
связей. ПР.-результат действия права и законности.,его социальное назначение-
развитие об-ва на основе справедливости, способность гарантировать основные
права и свободы человека, возможность обеспечение и соблюдение групповых
интересов. Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах права;
2)обеспечивается гос-вом.3)делает человека более свободным, облегчает
жизнь.4) возникает в результате реализации правовых норм; 5) выступает итогом
законности. Следует различать понятие ПР. и обществен. порядок (это состояние
упорядоченности общ. отношений, кот. достигается не только с помощью правовых
норм-законности, но и социальных норм-дисциплины),это понятие более широкое,
основой его явл.ПР. Законность, демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная
демократия невозможна без ПР. и законности, но и ПР. и законность не будут
приносить людям пользу без демократии,, с помощью кот. можно изменять
нормативную базу законности и ПР. Укреплению ПР. способствуют такие
проявления демократии как демократичность законов, контроль об-ва за
реализацией законов,и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|