бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоры по ТГиП бесплатно рефераты

Мех-м гос-ва: понятие, эл-ты.

Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос. власти, а гос.

аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м нередко наз. гос.

аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов – аппаратом в узком

смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос.

органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от

имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан. в з-нодат. порядке виды и формы

д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т.д.

г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра. (это наи> существ. пр-к) –

издание норм. актов, примен. мер возд-я.

Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва

отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти,

хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них

полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

14. Принцип разделения властей.

Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-рообразующего и ф-

циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти

дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и

противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и

огранич. др. друга).

15. Признаки правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi).

Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от

подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод

граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и

гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть

перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также

– принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей

имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один

из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит.

демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа;

верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на

деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я

правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

Понятие и определение правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi).

Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от

подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод

граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и

гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть

перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также

– принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей

имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один

из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит.

демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа;

верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на

деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я

правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

16. Идей правового государства в России.

17 - 18. Типы правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-ки склад.

своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания: 1)Нормативный подход

к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть охраняемых

гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых предписаний

знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и соотв-но

сознательно избирать вариант своего повед-я. 2)Социологич. подход -

сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не

в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-нности.

Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в

конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб

слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со стороны должн. лиц. 3

)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав. отн-ями вкл. правовое

сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход за его приверж-ть к

S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах призн.

обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса

в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на

социологич. правовом сознании. 3)Философский подход (теория естеств.

права) как утвержд-е свободы и справедл-ти в практике прав. гос-ва. Получ.

разв-е у Гегеля. Право по Гегелю - осущ-е свободы своб. воли или “наличное

бытие свободы”. Осн. постулат фил. подхода - вывод о сущ-и высших, const д-щих,

независ. от гос-ва норм и принципов, олицетвор. разум , справедл-ть, О-тивный

порядок цен-тей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для з-нодателя, но

и д-щих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант

ориентирует на природу вообще, природу чела, вещей. 4)Интегративный

подход. Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть

признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и

справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др.

с другом.

Социологич. модель правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-ки склад.

своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания. Социологич. подход - сформ.

во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в

нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-нности. Отриц.

моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в

конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб

слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со стороны должн. лиц. 3

)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав. отн-ями вкл. правовое

сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход за его приверж-ть к

S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах призн.

обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса

в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на

социологич. правовом сознании.

25. Соотнош-е права и гос-ва.

Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский.

Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как следствие

гос-ва. Такой подход – в советское время. Право – совок-ть норм, издаваемых

гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва

выводится из обществ. договора. Праву здесь Î приоритет по сравн. с

гос-вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач.

ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь

отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или наоборот).

Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что дает П гос-ву

и какую роль Г играет в обесп-и П.

П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько завершает

правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт, суд. или адм.

прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в осущ-и правотворч.

д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или иных отн-й (д-ти), опр-ет

наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и др.) и т. обр. придает

отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот. не имеют прямого гос.

хар-ра (мусульманское право – Г санкц-ет нормы, выраб. мусульм. доктриной). 3)в

признании юр. обязательными регуляторами повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих

отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-ет разв-е всей с-мы ист-ков П.

Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва в обесп-и реал-ции П. Г также

охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г стоит сила в виде аппарата

принужд-я).

Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем. 2)П

легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г. 3)поср-

вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

19. Понятие и Признаки права.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.

защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование

свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма

общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и

опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Пр-ки

права: 1)Нормативность (оно всегда опр-ет к-либо норму повед-я). В юриспр-ции

нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех.

2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й)

3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в своей

реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.

Понятие и опр-е права.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.

защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование

свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма

общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и

опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-то набор

правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр –

основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для

его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц.

право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе

форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-

ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем

занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с

некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то

конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав (т.к. не все согласны,

что “мои права кончаются там, где нач. свобода другого”). Для собл-я этих

прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву. 3)Маркс. теория. Право – воля

господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-

ва. Первонач. теория происх-я и понятия права строилась на концепции, в кот.

право рассм. или как обществ. отнош-е или как правовое отн-е. Гос-во видит

совок-ть отн-й, кот. и оформляют в виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в

38 г. и право стало поним-ся, как с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ

пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто

нормативная точка зрения. 4)Социол. шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое

распр-е получ. в США. Др. назв-е – гарвардская школа. Социологи исходили из

того, что право форм-ся из обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в

судебн. реш-ях.

20. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.

Правосозн-е - явл-е идеаьлное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст. собой

сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр. знаний и

оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав. установок и

ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки значимых

ситуациях. Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я

к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я:

1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад.

юристы-практики в той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем

мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное.

Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные соц. группы

имеют в осн. различ. правосозн-е.

21. Права человека и права гражданина.

Права чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и гарантир-

ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит соотносить

свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не м.б. абсолютн.,

они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа. Гос-во в процессе

осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем эгоистич. интересов

отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и общего, исп. при этом

прав. ср-ва.

Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц. ответственности.

Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам чела) и внутригос.

практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть огранич-я прав и свобод

чела, но только в той мере, в кот. это необх. в целях защиты конституц.

строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и з-нных интересов др.

людей .” (ч.3 ст.55). К-я устан., что “осущ-е прав и свобод чела и гр-на не

д. нарушать права и свободы др. лиц” (ч.3 ст.17). Президент РФ согласно ст.

80 К-и явл. гарантом прав и свобод гр-н.

Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-ве, общ-

ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов гос-ва

2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств. атмосфера и

степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.

Правовая культура: понятие, состав.

К-ра предст. собой рез-ты культ. и духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая любой к-ры

- соц. нормы, кот. обесп. стаб. ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и т.п. 3-я -

мат. обесп-е. В понятие прав. к-ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во (придание

нормам к-ры правового хар-ра), гос-во либо изобретает свое, либо санкцион-ет

уже сущ. 2)Знание гр-нами прав. с-мы (предпол., что все знают з-ны и следуют

им). 3)Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к

сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я:

1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад.

юристы-практики в той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем

мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное.

Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные соц. группы

имеют в осн. различ. правосозн-е. Общ-во сост. из мн-ва индивидов. След.

компонент прав. культуры - з-нопослушание, это основа стаб-ти.

31. Действие норм. Актов во времени, прост-ве.

“Вступление в законную силу”, “действие закона”, “юридическая сила” - смысл

всех этих терминов – действие закона.

В пространстве – в зависимости от издателя действует на территории всей

страны или только Москвы, . . Если на территории России, то ее территория

включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над ними +

территория посольств, консульств и их транспорта, территория воздушных судов

(если существует двухсторонний договор), торговые суда (если в наших или

нейтральных водах). На военные суда это не распространяется нигде. В Антарктиде

– только на территории станции.

Во времени – по общему правилу законы РСФСР вступают в силу через 10 дней

после их опубликования (в специальных выпусках, которые выпускает издатель

закона или в средствах массовой информации получивших такой статус) если срок

их вступления в силу не оговорен специально в законе. Дата опубликования (в

газете понятно) в специальном сборнике считается дата накладной, по которой

тираж ушел от издателя.

Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до,

если же срок не указан, то он действует до принятия нового закона,

перекрывающего старый.

Обратная сила закона - по общему праву закон обратной силы не имеет,

если только в законе специально не оговорено обратное. (инструкции министерств

и ведомств действуют только после регистрации в минюсте). Уголовный кодекс (ни

при каких обстоятельствах !!!) не имеет обратной силы кроме:

1. если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе

таковым не является

2. если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)

По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан

являющихся субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно

Страницы: 1, 2, 3, 4