Шпора: Шпоры по ТГиП
Мех-м гос-ва: понятие, эл-ты.
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос. власти, а гос.
аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м нередко наз. гос.
аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов – аппаратом в узком
смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос.
органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от
имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан. в з-нодат. порядке виды и формы
д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т.д.
г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра. (это наи> существ. пр-к) –
издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва
отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти,
хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них
полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
14. Принцип разделения властей.
Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-рообразующего и ф-
циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти
дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и
противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и
огранич. др. друга).
15. Признаки правового гос-ва.
Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi).
Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от
подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод
граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и
гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть
перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также
– принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей
имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один
из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит.
демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа;
верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на
деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я
правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.
Понятие и определение правового гос-ва.
Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi).
Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от
подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод
граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и
гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть
перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также
– принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей
имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один
из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит.
демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа;
верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на
деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я
правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.
16. Идей правового государства в России.
17 - 18. Типы правопонимания.
В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-ки склад.
своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания: 1)Нормативный подход
к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть охраняемых
гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых предписаний
знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и соотв-но
сознательно избирать вариант своего повед-я. 2)Социологич. подход -
сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не
в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-нности.
Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в
конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб
слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со стороны должн. лиц. 3
)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав. отн-ями вкл. правовое
сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход за его приверж-ть к
S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах призн.
обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса
в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на
социологич. правовом сознании. 3)Философский подход (теория естеств.
права) как утвержд-е свободы и справедл-ти в практике прав. гос-ва. Получ.
разв-е у Гегеля. Право по Гегелю - осущ-е свободы своб. воли или “наличное
бытие свободы”. Осн. постулат фил. подхода - вывод о сущ-и высших, const д-щих,
независ. от гос-ва норм и принципов, олицетвор. разум , справедл-ть, О-тивный
порядок цен-тей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для з-нодателя, но
и д-щих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант
ориентирует на природу вообще, природу чела, вещей. 4)Интегративный
подход. Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть
признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и
справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др.
с другом.
Социологич. модель правопонимания.
В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-ки склад.
своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания. Социологич. подход - сформ.
во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в
нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-нности. Отриц.
моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в
конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб
слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со стороны должн. лиц. 3
)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав. отн-ями вкл. правовое
сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход за его приверж-ть к
S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах призн.
обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса
в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на
социологич. правовом сознании.
25. Соотнош-е права и гос-ва.
Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский.
Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как следствие
гос-ва. Такой подход – в советское время. Право – совок-ть норм, издаваемых
гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва
выводится из обществ. договора. Праву здесь Î приоритет по сравн. с
гос-вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач.
ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь
отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или наоборот).
Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что дает П гос-ву
и какую роль Г играет в обесп-и П.
П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько завершает
правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт, суд. или адм.
прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в осущ-и правотворч.
д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или иных отн-й (д-ти), опр-ет
наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и др.) и т. обр. придает
отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот. не имеют прямого гос.
хар-ра (мусульманское право – Г санкц-ет нормы, выраб. мусульм. доктриной). 3)в
признании юр. обязательными регуляторами повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих
отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-ет разв-е всей с-мы ист-ков П.
Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва в обесп-и реал-ции П. Г также
охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г стоит сила в виде аппарата
принужд-я).
Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем. 2)П
легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г. 3)поср-
вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.
19. Понятие и Признаки права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Пр-ки
права: 1)Нормативность (оно всегда опр-ет к-либо норму повед-я). В юриспр-ции
нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех.
2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й)
3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в своей
реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.
Понятие и опр-е права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-то набор
правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр –
основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для
его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц.
право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе
форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-
ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем
занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с
некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то
конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав (т.к. не все согласны,
что “мои права кончаются там, где нач. свобода другого”). Для собл-я этих
прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву. 3)Маркс. теория. Право – воля
господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-
ва. Первонач. теория происх-я и понятия права строилась на концепции, в кот.
право рассм. или как обществ. отнош-е или как правовое отн-е. Гос-во видит
совок-ть отн-й, кот. и оформляют в виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в
38 г. и право стало поним-ся, как с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ
пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто
нормативная точка зрения. 4)Социол. шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое
распр-е получ. в США. Др. назв-е – гарвардская школа. Социологи исходили из
того, что право форм-ся из обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в
судебн. реш-ях.
20. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.
Правосозн-е - явл-е идеаьлное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст. собой
сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр. знаний и
оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав. установок и
ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки значимых
ситуациях. Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я
к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я:
1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад.
юристы-практики в той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем
мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное.
Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные соц. группы
имеют в осн. различ. правосозн-е.
21. Права человека и права гражданина.
Права чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и гарантир-
ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит соотносить
свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не м.б. абсолютн.,
они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа. Гос-во в процессе
осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем эгоистич. интересов
отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и общего, исп. при этом
прав. ср-ва.
Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц. ответственности.
Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам чела) и внутригос.
практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть огранич-я прав и свобод
чела, но только в той мере, в кот. это необх. в целях защиты конституц.
строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и з-нных интересов др.
людей .” (ч.3 ст.55). К-я устан., что “осущ-е прав и свобод чела и гр-на не
д. нарушать права и свободы др. лиц” (ч.3 ст.17). Президент РФ согласно ст.
80 К-и явл. гарантом прав и свобод гр-н.
Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-ве, общ-
ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов гос-ва
2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств. атмосфера и
степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.
Правовая культура: понятие, состав.
К-ра предст. собой рез-ты культ. и духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая любой к-ры
- соц. нормы, кот. обесп. стаб. ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и т.п. 3-я -
мат. обесп-е. В понятие прав. к-ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во (придание
нормам к-ры правового хар-ра), гос-во либо изобретает свое, либо санкцион-ет
уже сущ. 2)Знание гр-нами прав. с-мы (предпол., что все знают з-ны и следуют
им). 3)Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к
сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я:
1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад.
юристы-практики в той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) - то, чем
мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное.
Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в своей группе. Разные соц. группы
имеют в осн. различ. правосозн-е. Общ-во сост. из мн-ва индивидов. След.
компонент прав. культуры - з-нопослушание, это основа стаб-ти.
31. Действие норм. Актов во времени, прост-ве.
“Вступление в законную силу”, “действие закона”, “юридическая сила” - смысл
всех этих терминов – действие закона.
В пространстве – в зависимости от издателя действует на территории всей
страны или только Москвы, . . Если на территории России, то ее территория
включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над ними +
территория посольств, консульств и их транспорта, территория воздушных судов
(если существует двухсторонний договор), торговые суда (если в наших или
нейтральных водах). На военные суда это не распространяется нигде. В Антарктиде
– только на территории станции.
Во времени – по общему правилу законы РСФСР вступают в силу через 10 дней
после их опубликования (в специальных выпусках, которые выпускает издатель
закона или в средствах массовой информации получивших такой статус) если срок
их вступления в силу не оговорен специально в законе. Дата опубликования (в
газете понятно) в специальном сборнике считается дата накладной, по которой
тираж ушел от издателя.
Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до,
если же срок не указан, то он действует до принятия нового закона,
перекрывающего старый.
Обратная сила закона - по общему праву закон обратной силы не имеет,
если только в законе специально не оговорено обратное. (инструкции министерств
и ведомств действуют только после регистрации в минюсте). Уголовный кодекс (ни
при каких обстоятельствах !!!) не имеет обратной силы кроме:
1. если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе
таковым не является
2. если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)
По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан
являющихся субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно
Страницы: 1, 2, 3, 4
|