Шпора: Шпоры по праву
Шпора: Шпоры по праву
Билет №1 Право — это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений. Основные признаки права: право создается государством; право имеет общеобязательный характер; нормативность права, оно устанавливает права и обязанности субъектов; волевой характер права; право имеет формальную определенность, находит выражение в правовых документах; гарантируется государственным принуждением. Право — это явление цивилизации и мировой культуры, одно из качественных их характеристик. Обще социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы. Социальная ценность права выражается в том, что оно является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций. Право определяет права и обязанности субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности. | Билет №1 Разделение государственной власти на три ветви — основа построения системы органов государственной власти. В России принцип разделения властей впервые был закреплен в Декларации о государственном суверенитете в 1990 г., а в Российскую Конституцию он введен в 1992 г. — законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РФ" от 21 апреля 1992 г. и с этого времени обеспечивает эффективное осуществление государственной власти. Принцип разделения властей выражает разделение труда по осуществлению единого руководства обществом и государством между различными государственными органами. Этот принцип позволяет обособить три относительно самостоятельные ветви единой государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Для выполнения каждой из перечисленных функций в государстве создается и действует самостоятельный вид органов. Принятие решений обеспечивают законодательные органы, исполнение принятых решений возлагается на исполнительные органы, а восстановление нарушений закона — прерогатива судебных органов. Таким образом, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выступает важнейшим конституционным принципом, в соответствии с которым построена и функционирует система государственных органов в Российской Федерации. Значение этого принципа в том, что он уравновешивает три ветви власти, три вида государственных органов и не позволяет какому-либо одному из них сосредоточить всю государственную власть в своих руках. Все три ветви власти по отношению друг к другу одинаковы, равноценны. Установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, а также формирование этих органов относится к компетенции Российской Федерации и осуществляется на основе Конституции РФ. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется парламентом России — Федеральным Собранием. Исполнительная власть осуществляется Правительством России. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и включает: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. | Билет №1 Систему гражданских (личных) прав и свобод составляют: а) право на жизнь и личную неприкосновенность, на охрану чести, достоинства; б) неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграфных и телефонных переговоров; в) свобода совести; г) свобода передвижения; д) право на охрану семьи, материнства и детства; е) право вступать в брак и создавать семью. Право на жизнь. Предусмотренная Конституцией РФ неприкосновенность личности означает право каждого гражданина на государственную охрану и защиту от противоправных посягательств кого бы то ни было на его жизнь, здоровье и личную свободу. Под личной свободой понимается возможность каждого гражданина беспрепятственно передвигаться, располагать собой, своими поступками, временем. Она может быть ограничена лишь компетентными государственными органами в строго определенных законом случаях. Право на охрану чести и достоинства давно сложилось у нас в качестве основного права граждан. Атрибут чести и достоинства — это доброе имя человека, уважение и признание его заслуг. Неприкосновенность жилища означает право гражданина на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве личной собственности жилого и подсобного помещения от незаконных вторжений как должностных лиц, так и отдельных граждан. Свобода совести означает, что за всеми гражданами признается право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Свобода совести гарантируется отделением церкви от государства, а школы — от церкви. Права ребенка. Необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в области прав ребенка обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они согласно внутреннему законодательству государств не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают и должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.д. |
Билет №2. Функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения. Целевое назначение права позволяет выделить три функции права: регулятивную, охранительную и воспитательную. Регулятивная функция права выражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Способы регулятивного воздействия на общественные отношения различны. Действия человека в обществе определяются с помощью установления мер дозволенного поведения или путем возложения обязанностей. Правовая норма устанавливает, какими правами обладает лицо и какие обязанности оно должно выполнять. Регулятивная функция права заключается во властном воздействии на поведение людей и реализуется через деятельность правотворческих органов, которые издают нормы права. Охранительная функция права направлена на охрану и защиту регулируемых правовыми нормами общественных отношений, интересов, прав и свобод личности, социальных групп, предприятий, учреждений, государства в целом. Данная функция права реализуется путем: установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности; закрепления санкций; применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений. Направлена на восстановление нарушенных прав. Воспитательная функция права направлена на формирование правового сознания, правовой культуры, правильное понимание права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах. Результатом воздействия воспитательной функции права является правомерное поведение гражданина, соблюдение им Конституции и законов. Воспитательная функция осуществляется путем информирования граждан о принятых нормативно-правовых актах, которые публикуются в специальных изданиях. Воспитательное воздействие права осуществляется путем разъяснения мотивов и целей принятия нормативных актов, их содержания, путём предупреждения о тех неблагоприятных последствиях, которые наступают в случае нарушения норм права, путем информирования граждан о результатах применения норм права судами, прокуратурой и другими правоприменительными органами. Все функции права взаимосвязаны и взаимообусловлены. | Билет №2. Система "сдержек" и "противовесов" между различными ветвями власти РФ. На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверия Правительству), в той либо иной форме, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Являясь главой государства,; Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. | Билет №2. Центральное место в системе политических прав занимает конституционное право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами. Его мы осуществляем индивидуально, через общественные организации и через своих избираемых представителей. Право на участие в управлении государством, в частности, гарантируется возможностью избирать и быть избранным в выборные государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют право на объединение в политические партии и общественные организации, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствия с Конституцией гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Конституция РФ определяет и такие политические свободы, как свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Право на собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации гарантировано. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания классовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды войны и насилия. Исключительно важными свободами являются свобода слова и печати. Цензура не допускается. Важность этой нормы закона неоценима, поскольку десятилетиями от нас скрывались многие события в стране и за рубежом. |
Билет №3Единство права и государства состоит в том, что: они возникают одновременно; развиваются совместно и основываются на единых общественных отношениях; имеют общие цели и задачи, призваны обеспечить функционирование общества как единого целого, достичь гармоничного сочетания личных и общественных интересов. Различие между государством и правом заключаются в том, что государство — это особая организация политической власти, а право — социальный регулятор, воздействующий на поведение людей путем установления прав, обязанностей и запретов. Воздействие государства на право выражается, во-первых, в том, что право не может возникнуть без государства. Государство создает право, придает ему определенную нормативную форму, общеобязательный и властный характер. Во-вторых, реализация права гарантируется государством. Правовые предписания должны соблюдаться добровольно. Но в случае нарушения правовых норм вступает в действие государственное принуждение, которое выражается в применении к правонарушителю юридических санкций. Кроме того, государство создает условия для реализации права путем проведения необходимых организационных мероприятий. Государство не может существовать без права. С возникновением государства возникла потребность в регуляторах общественных отношений и средствах осуществления государственной власти. Одним из таких средств явилось право. Без права воля государства не может быть обязательной. Воздействие государства на экономические, политические и социально-культурные отношения происходит с помощью их правовой регламентации, путем издания нормативно-правовых актов. Принятие нормативно-правовых актов позволяет упорядочить эти отношения, обеспечить их дальнейшее развитие. Право выступает формой осуществления функций государства. Так, экономическая функция государства осуществляется с помощью законов о собственности, о земле, о предпринимательской деятельности и др. Принимая законы о государственных пенсиях, о медицинской помощи, государство реализует социальную фикцию, которая заключается в заботе о человеке, о его материальном благосостоянии, здоровье и т.д. Взаимосвязь и единство права и государства не исключает противоречий между ними. Противоречия между государством и правом возникают тогда, когда нормы права устарели, не соответствуют фактически сложившимся в обществе новым отношениям, не. отражают изменений в политической системе, в структуре государственных органов и тормозят тем самым развитие прогрессивных процессов, когда органы власти не спешат заменить устаревшие нормы права на другие, соответствующие новым общественным отношениям. | Билет №3 Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Конституцией на Президента возложено: принятие мер по охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет и обладающий избирательным правом. Выборы Президента назначаются Советом Федерации в случае истечения срока полномочий Президента, досрочного их прекращения (например, в случае отставки) или отрешения Президента от должности. Выборы Президента проводятся на основе Федерального закона от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента рф. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу по мажоритарной избирательной системе. Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если Вступая в должность Президент РФ приносит присягу на верность народу, в которой обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, служить народу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Президент обладает полномочиями, которые закреплены в ст. 83-89 Конституции РФ Полномочия в сфере организации государственной власти: назначение выборов Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуры Генерального прокурора РФ; назначение судей федеральных судов; назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ; Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Полномочия в сфере нормотворчества: внесение законопроектов в Государственную думу; подписание и обнародование федеральных законов; Полномочия в сфере международных отношений : осуществление руководства внешней политикой РФ; ведениё переговоров и подписание международных договоров РФ; Полномочия в сфере обороны и безопасности страны: утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ. Президент обладает полномочиями чрезвычайного характера, к числу которых относятся право введения военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии и право введения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, чрезвычайного положения. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. | Билет №3Социально-экономические права и свободы также относятся к правам конституционным. Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Свобода предпринимательской деятельности, а также иной не запрещенной законом экономической деятельности, предусмотрена. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров. Право собственности есть совокупность юридических норм, закрепляющих и сохраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам или коллективам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, способы и пределы осуществления этих прав. Кроме этого объективного понятия права собственности существует понятие права собственности как права конкретного лица (собственника) владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом (вещами, ценными бумагами, денежными знаками) в пределах, установленных законом, т.е. субъективного права. Владением называется обладание вещью, отношение к ней, как к своей. Владеть вещью может собственник, а может и не собственник (например, можно взять велосипед напрокат, снять дачу на срок и т.д.). Пользованием называется удовлетворение с помощью вещи какой-либо потребности, в том числе и получение от ней доходов. Распоряжением называется определение фактической и юридической судьбы вещи: продажа; дарение, обмен, передача кому-либо вещи во временное пользование и т.п. Этим правом обладает только собственник. Право наследования имущества гражданина признается и охраняется государством. Право на труд. Гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Труд свободен, принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Важным конституционным правом граждан является право на отдых. В Конституции РФ указано, что работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дня, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для рада профессий и работ. Право на охрану здоровья, закрепленное в Конституции России, обеспечивается бесплатной медицинской помощью, широкой сетью медучреждений и здравниц, проведением профилактических мер, заботой о здоровье детей, включая запрещение детского труда и др. Кроме того, граждане имеют право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении; а также на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи. Право на социальную защиту в нашей стране значительно шире, чем во многих странах мира. Оно включает в себя систему мер материального обеспечения граждан, которое гарантируется установленными в законе выплатами. Важнейшим социальным правом гражданина является право на жилище. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|