бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпора: Шпоргалка по Теории государства и права бесплатно рефераты

орг. гос. власти и управ., 2. Единая правовая и судебная сист., 3. Единая

система безопастности, 4. Единое гражданство или подданство. Сложные гос.

деляятся на федеративные, конфедеративные и союзные.Федеративное гос. (лат.

обьединение, союз)- сложное гос., сост. из двух и более суб., обьед. для

решения общих задачь. Терр. гос. делится на части, определяющие его

внутреннею структуру и устройство. Складывается система терр. едениц, из кот.

состоит гос.- субьекты Ф, опред. отношения между Ф- суб. и суб.-суб.- гос.-

терр. устойсво. Унитарные, федеративные и конфедеративные. Суб. фед обладают

некоторой самостаятельностью, разграничение сфер ведения между Ф центром и

суб. РФ, имеют собств. орг. гос. власти, равны между собой. Фф- регулятор

нац. общ. отношений, суверенитет наций- право народов насамоопределение, нет

сипаротизму. Принципы Ф: 1. Гос. целостность, 2. Единство сист. гос. власти,

3. Разгранечение предметов ведения, 4. Равенство народов, 5. Право на

избрание формы своей гос.( согласовать с Ф центром), 6. Равноправие всех

субьектов. Конфедерация- обьединение или союз гос., образ. для опред. целей,

полностью сохраняющих свою самостаятельность, сво гос. органы, но создаются

общие органы с опред. полномочиями. Члены К. обладают гос. суверенитетом, К

субьет международного права, но не обладает публичными правами власти внутри

К., право выхода из союза. К-или распад, или федерация. Инкорпорация и

сюзоринитетю. И- полное поглащение одного гос. другим(ФРГ и ГДР), С-

средневековье.

Вопрос №6 Форма гос. режима.

Форма гос. (полит.) режима- это структурный элемент формы гос., совокупнось

способов реализации гос. власти. Демократический- способ осущ. власти, при

кот. единственым источником власти является суверенный народ (Д-

рабовладельческий (Аристократия и Народная Демократия), Д-феодальный, Д-

буржуазный,д-социалистический) и Антидемократический (Авторитаризм-

самовластие, форма режима с неограниченным, безконтрольным полновластием

одного лица (Тирания- захват власти, Деспотия-легетивный приход к власти,

режим личной власти- Автократия, самодержавие), Тоталитаризм (господство

одной идеалогии, одной партии,возглавляемый вождйм), 1. Сращивани партийного

и гос. аппорат, 2. Парт. орг.- орг. исп. власти, 3. Упразнение функц. зак.

власти, 4. Бюракратия как класс), Фашизм- террористическая диктатура военной

хунты, пришедшей к власти в результате переворота) и режим коллегиальной

власти, но на для всех ( Алигархия и Аристократия). Антидемократический

режим: 1. Народ не участвует в формирование гос. власти, 2. Общ. не

контролируе гос. власть, 3. Власть осущ. правящея элита ,приследующая только

свои интересы, 4. Устроняется апозиция, 5. Метд решение полит. задач.-

насилие и властный произвол, 6. Рпимат гос. над правом, право обеспечивает

инт. правещей элиты, 7. Личность лишена гарантий безопастности, индивид-

обьет властного произвола, идиология- инструмент подавления. Демократический

режим- 1. Гаронтированность прав и свобод гос., 2. Максимально учитываются

интересы меньшинства, 3. Разделение властей, 4. Примат права над гос, 5.

Активно действует аппозиция.

Еще одна классификация, с привязкой к типу гос.: 1. Рабовладельческий тип: 1.

демокр. ,2. теокр-монарх, 3. аристокр-алигарх, 2 .Феодализм: 1. Абсолютиский,

2. феод.-демокр, 3. клерикально-феод, 4. милитар.-полиц., 5. Просвещённый

абсолютизм, 3. Капитализм: 1. бржуазно-демокр (Конст.), 2. Бонапортийский, 3.

военно-полицейсеий, 4. Фашистский, 4. Социализм: 1. Последовательно-

демократический гос. режим. Общая классификация, без привязки к типу гос.:

Тотолитарный (авторитарный, террористический, тиронрический), жестоко-

авторитарный, авторитарно-демократический, развёрнуто-демократический,

анархо-демократический.

Вопрос №7 Основные закономерности происхождения гос. и права.

С момента своего возникновения как биологического вида человк не мог

существовать длительное время отденльно от коллектива всилу его неспосоности

выжить в суровых условиях начала времён. Коллективная охота, оборона,

наобходимость к самовоспроизводству не довала человеку обособится

отколлектива. Власть в первобытном обществе базировалась на авторетете и была

представлена свсеобщим собранием всех взрослых членов рода или племени,

советом сторейшин, вождями, жрецами- судебная и иисполнительная власть. В 8-3

тыс. до н.э. происходит Неолетическая революция-переход от присвающего к

производящему способу производства. Пирчины: 1. Климатическиеизменнения, 2.

Изменения во флоре и фауне (гибель шерстистых носорогов и мамонтов), 3.

Перенаселённость (Хомо сапианс сапианс достиг пика своей биологической

популяции), 4. обьективные процессы развития человеческой цивилизации,

научно-технический прогресс .5. Стремленние к лутьшему. Последствия

Неолитической революци: 1. Появление прибавочного продукта, без п.п. не

возможно существование класса людей, занимающихся только управленирем, 2.

Социальная диффиринсация, 3. Имущественное расслоение, 4. Усложнение

общественных отношений, 5. Возникновение предпосылок создания гос. Разделение

труда на 1. Скотоводствои земледелие, 2.с\х и ремесло, 3. Производство и

торговля, 4. Мирных труженников и военную элиту привело к накоплению средств

в одних руках, т.к. основным средством производства была земля, находившееся

в общинной собственнсти, управлять и распорежатся кот. стал вождь- военный

предводитель, чьи полномочия могли передоватся по наследству, общественные

отношения приобрели новый характер. Они перестали базироватся на авторитете,

а стали основыватся на принудительном характере воздействия. Гос.- ночьной

сторож правищего класса. Обычей, шедший в разрез с волей гос.,

отождествляемого с правищим классом, волеизьявление кот. приобретало силу

общеобяз. правила поведенипя, подлежал изменению.

Гос.- терр. . целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю.

порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на

зак. применение насилия. Свойства, отличающие гос. от первобытного общ.:1.

Гос. основанно на терр. и нац. принципе, в отличие от первобыт. общ.,

основанного на кроноро-дственном родстве. Признаком гос. являетсяне терр.

сама по себе, а деление на. по месту прожевания. 2. Гос. наз. орг. публич.

власти, кот. не совпадает с волей всего нас. и носит полит. характер. а.)

Публ. власть в первую очередь предст. инт. господст. классаили группы, б.)

Реализ. пуб. власти осущ. особым аппоратом гос. служащих ,инт. бюрокр.

аппората не совпадают с инт. всего общ., в.) Выполнение решений полит. власти

обеспеч. спец. карат. аппоратом. 3 .Для содержания служащих- публичной

власти- население облагается принудительными налогами и сборами. Право-

система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст.

и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений. Отличие

права от обычия:1. Право форм. гос. либо огр. ,подконтрольными гос, обычий

созд. всем общ., 2. Право получает закреп. в норм. акте, обычий не носит

фексированную форму, 3. Право выражает личные и корпаротивные инт. членов

общ., обыч-инт всего общ., 4. Право охран. и обеспеч. особым аппоратом

принуждения, обычий охран. всем общ., 5. Право динамично, обычий

консирвативен.

Вопрос №8 Понятие и признаки гос.

Государство- терр. целостность, образованная нац. или многонац.

общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей

право на зак. применение насилия. Существует две трактовки сущности гос.- 1.

Марксистская, гос.-инструмент подавления, ночьной сторож господствуещего

класса. Но классики коммунизма умерли, а гос. осталось и динамично меняло свою

сущность н протяжение всего своего дальнейшего существования. В частности

появился такой термин как соц. гос.. Всё больше гос. прибовляют к своей

характеристике это определение. Делают ли это они из-за попытки сохранить

власть, пытаясь задобрить народ6ные массы, или действительно существует

гуманизм на земле. Но что безспорно в характеристике гос., это сильная интиресы

определённых слоёв общ.- бюрократия, олигархия, военная хунта. Нужно сочетать

эти дваподхода к пониманию гос. Ведь новую жизнь гос. (гос.-весь мир) всеобщего

благоденствия после аритотеля и дрегих античных мыслителей, включая Иисуса

Христа, дали орг. Вольных каменщиков, только изначально представлявшие интересы

трудового сословия, а на самом деле пополнявшеесям крупными джентри,

капиталистами, банкирами. Трудно представить, хотя можно, современное

цивилизованное гос. не соц., не демокр., не респ., не правовым. Маркс: «Гос.

охватывает своей деят, два момента: и выполенение общих дел, вытикающих из

природы всякого общ., и специфические классовые функции». Таг же стоит отметить

религиозный фактор, хотя духовенство тоже класс (в некотор. религ. отражены

сугубо гос. принципы) и нац. фактор. Признаки гос.: 1. Гос. в пределах своих

терр. границ выступает в кач. единств. офиц. предст. всего общ., населения

,обьед. по принцепу гражденства, 2. Гос. суверенитет, т.е. верховная власть на

своей терр., 3. гос. издаёт зак. и подзак. акты, обладающие ю. силой и содерж.

нормы права, правотворчество- исключительная прроготива гос., 4. Мехонризм гос.

,5. Правоохранительные орг., карательный аппорат, 6. Вооружённые силы, армия,

7. Тесная связь гос. с правом. Этим признаком на ист. шкале свойственны

некотрые изменения в сущ. и содерж.

Вопрос №9 Понятие и признаки права.

Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил

повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ.

отношений. (Разобрать каждое слово) Право- феномен общ. отношений. Нужно

отметить связь права и гос.. Гос. не может сущ. без права, а право без гос.,

этовидно из опред. и признаков права. Существует дава ракурса с кот. можно

взглянуть на сущ. права (опред.), 1. Прав- инструмент подавления

господствуещего класса, группы людей 2. Право- общечеловеческий инструмент

соблюдения естественных прав человека. Пазитивизм и Естественное право.

Признаки права: 1. Системномность и упорядоченность, право-ситсема норм, сост.

из норм, рег. однородн. общ. отнош., нуждающееся в регулирование, упорядоченная

совокупность. 2. Нормативность, т.е. состоит из норм, сторгоопреди обяз. к

исполенению. 3. Устанавливается или санкционируется (только или под контролем)

гос. 4. Выражает гос. волю., кот. в свою очередь выражает волю классов, групп,

нац. и общечеловеческие инт. 5. Общеобязательность и общедоступность.6.

Формальная определённость (строгая). 7. Регуретивный характер. 8.

Обеспечивается и гаронтируется гос. Право и обычий, особености первого права.

Вопрос №10 Типология гос.. Формационный и цивилизационный подход.

Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос.,

порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.

Типология-теория о типах гос. Необходимость типизации вытикае из следующих

положений: 1. Развитие общ., гос. и права естественно-истричесий диномичный

процесс, 2. Этот проц. неразрывно связан с изменением природы, содержания,

назночения гос. и права и изменением их главных принципов функционирования,

3. Переход от одного типа гос. к другому органически сочет. в себе элементы

эволюционных и революционных перерождений (измененитя идут нкеприрывно, но

дойдя до опред. момента, происходит резкий скачок, сопровождаемый сильными

соц. потресениями. Необходимость в типизации гос. безспорна.

Существует два подхода к типизаци гос.: 1. Формационный, 2. Цивилизационный.

Формационный: каждое гос. принадлежит к какой-либо общ.-э. формации. Она

представляет собой ист. тип общ., основывающийся на опред. способе

производства и являющейся опред. ступенью развития общ.. Как прогресс, так и

регрсс. Первобытное общ.. 1. Рабовладельческое- эксп.. гос., классоывая

борьба, 2. Феодальное- эксп.. гос. , классоывая борьба, 3.

Капиталистическое- эксп.. гос. , классоывая борьба, 4. Социалистическое-гос.

равных возможностей. гос. отмирает, Коммунизм. а.) Частная собств., б)

Средства производства, в.) Классы, А) Какому типу производственных отнош.

соответствует это гос., Б.) Орудием какого класса оно является, В.) Какое

соц. назнач. данного гос.. Гос. переходного периода.

Цивилизационнаый подход определяется технологическим направлением, тип гос.

связан с опред. стадией науч.-технического прогресса. 1. Теория стадий э.

роста- У. Ростоу. – 1. Стадия традиционного общ.- с\х- античность, 2. Стадия

переходного общ.- науч. тех. прогресси револ., первые производства-

средневековье, 3. Общ. переживающие проц. сдвига-развитие пром. произв.-

раннебурж. гос, 4. Стадия созревающего общ.-производство привосходит

потребление, кризис перепроизводства- европпа 19-20в., 5. Стадия общ.

потреб.- глобализация э.- произв. высококач. доступ. прод.-США, Европпа.

Все теории носят описательный характер: 1. Теория всеобщего благоденствия,Т.

Мор, похожа на У. Ростоу, 2. Теория соц. менеджеризма- управления, эффект.-не

эффект, 3. Теория единого инд. и единого постинд. общ., необходимоть в револ.

измен. жизни отпала сама собой, 4. Теория конвергенции, сближения двух

систем, Комун. и Капит, 5. Теория А.Тойндби: цивилизация- замкнутое и

локальное сост. общ., облад. общеми религ., психолог., культ., геогр.и др.

признаками. 20 цивилизаций, 6. ВА рамках ц. подхода гос. часто типизируется

по идеи полит. свободы: демокр. и не дамокр., автократ. Тип близок к форме

гос..

Вопрос №11 Понятие и признаки гос. механизма.

Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по

средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.

Без гос. мехонизма не было бы и гос. Признаки МГ: 1. Системность. Мг- сист.

гос. орг. с едиными принцыпами оррганизации деетельности, закреп. в правовой

сист. страны, 2. МГ характеризуется сложной структурой, отражающий принцип

разделения властей, 3. Между МГ и функциями гос. сеществует обратная связь,

МГ обеспечивает выполнение ф. гос., а ф. гос. коорденируют направление

деятельности МГ, 4. МГ, для выполнения своих ф., имеет плотское обличие в

виде конкр. орг., учереждений, матер. придатков. Принципы МГ:

Конституционные: 1. Народлвластие, 2. Гласность, 3. Гуманизм, 4. Федерализм,

5. Легитивность-законность. ПринципыФед. законодательства, закреп.

конст.принципы: 1. Верховенство Конст., 2. Приоритет прав и свобод человека,

3. Равный доступ к гос. службе, 4. Проффесионализм и коллегиальность. 5.

Ответственность, 6. Внепартийность.

Вопрос №12 Понятие и классификация функций гос..

Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот.

отражаются его сущность и соц. назначение. 1. Характеризуют классовую и

общечеловеческую сущность гос., 2. Отражают основные методы управления общ., 3.

Опред. предмет и содерж. деят. гос.. Классификация: 1. По сфере деятельности:

Внутренние (э., соц., развитее культ. и науки, образ., эколог., налогооблаж. и

взамание налогов, правоохран.)- Внешние (оборона, поддержка мирового порядка,

сотрудничество с СНГ, глобализация э.), 2. По соц. значемости: Основные( в них

наиболее ярко отражаются сющность и соц. назнач. гос. (классовостьи

общечеловечность), практически все гос. орг. служат для их

выполнения)-Второстепенные(помогают достичь основные), 3. По продолжительности

действия: Постоянные (на всех этапах его сущ.)-Временные (огран. времен.

рамками), 4. По правовым формам осущ. деят.:

Правотвореческие-Исполнительные-Судебные. Задачи гос. имеют исходное значение

по отношению к функциям- всеобщее благо.

Вопрос №13 Понятие, классификация (система) гос. органов.

Гос. оргон. называется относительно самостаятельная часть гос. аппората,

обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на

матер., орг., принуд. силу гос. признаки гос. орг.: 1. Формируется по воле

гос., 2. Облад. некотор. э. и орг. самостаят., переданной ему гос., 3. Должен

выполн. опред. функции, опред. его компитенцией, 4. Деятельность ос. орг.

строго регламентированна, 5. Чётко закрепляется орг. структура гос. орг., 6.

Гос. служащие. Классификация гос. орг.: 1. На основание принципа разделения

Страницы: 1, 2, 3, 4