1. Тгп как наука 2. Основные общие закономерности возникновения и разв. Г и П 3. Классифиация юр. наук. 4. Соотношение ТГП и истор. гос.-пр. наук. 5. ТГП и отраслевые юр. науки. 6. Осн. причины происх. гос-ва, согласно существующим теориям. 7. Основные теории происх. П. 8. Признаки Г., отлич-е его от орг-ции обществ. вл. родового строя. 9. Понятие типа Г. Взгляды на типологию гос-в. 10. Формационный подход. 11. Цивилизационный подход 12. Понятие формы гос-ва, ее основные элементы. 13. Хар-ка монарх. формы правления. 14. Вина и ее формы. 15. Разновидности и особенности республ. формы гос. правления. 16. Парламентская республика. 17. Президентская респ. 18. Унитарное гос. устройство и его основные черты 19. Федеративное Г. и его основные черты 20. Конфедеративное гос. устройство 21. Сравнительный анализ дем. и антидем. режимов 22. Концепция правового гос-ва 23. Функции современного гос-ва 24. Понятие мех-зма (аппарата) гос-ва, его структурное строение 25. Принципы организации деятельности гос. аппарата 26. Пр-п разд. вл. Место и функц-е. предназн. ветвей вл. в стр-ре соврем. Г 27. Понятие пол. системы, её составные части 28. Принципы П 29. Понятие системы П, её структурные элементы 30. П иГ и ИХ соотношение 31. Воздействие Г на П. Роль Г. в обеспечении П 32. Естественное и позитивное П, их соотношение 33. Понятие суверенитета, виды 34. Публичное и частное П 35. Понитие правоспособности и дееспособности 36. Действие закона по кругу лиц 37. Действие закона по трритории 38. Действие закона во времени 39. Видф актов применения норм П. 40. Основные стадии процесса применения норм П 41. Особенности применения норм П властными органами 42. Формы реализации правовых норм 43. Кодификация и инкорпорация законодательства 44. Систематизация законодательства, её основные способы и цели 45. Хар-ка основных отраслей соворем. П 46. Осн. структурные эл-ты сист. П, её связь с системой законодательства. 47. Классификация НПА 48. НПА как основной источник П. Иные источники П и их особенности 49. Виды юр. отв-ти 50. Видовая класс-ция норм П. Ее знач для практич. прав. регулирования 51. Способы изложения правовой нормы в статьях НПА 52. Структура нормы П , характеристика её элементов 53. Понятие нормы П, её признаки и регулятивные возможности 54. Понятие мех-зма прав. рег-ия, осн. элем. и знач. в орг-ции общ. отн-й 55. Правосознание, его структурные элем. и роль в жизни цивил. общ-ва 56. Хар-ка регулятивной и охранительной функции П 57. Понятие НПА 58. Понятие и классификация функций П 59. Понятие П и М. Соотногение прав. и мор. норм 60. Понятие П и его отличие от неправовых соц. норм 61. Законность и правопорядок в жизни соврем. общ-ва 62. Осн. хар-ки общ. порядка 63. Понятие правопор. и его признаки. Соотнош. с зак-вом и законностью 64. Понятие правонарушения. Субъективные и объективные стороны 65. Классификация юр.фактов 66. Понятие и значение юр. фактов в прав. регулировании общ. отношений 67. Понятие объекта првоотношения 68. Виды правоотношений 69. Взаимосвязь юр. прав, свобод и обязанностей 70. Понятие юр. обязанностей субъектов права 71. Содержание субъективного права как элемента правоотношения 72. Предпосылки изменения возникновения и прекращения правоотн. 73. Правоотношение как форма общ. отношения, его специфич. признаки 74. Понятие толкования – разъяснения нормы П 75. Пробелы в П и их причины 76. Способы преодоления пробелов в П 77. Прав. Культура. Истоки прав. нигилизма и возмож. его проф-ки 78. Типология правовых систем 79. Романо-герм. прав. система 80. Англо-американская прав. система 81. Социалист. прав. система 82. Система религиозно-традиц. П 83. Понятие законности и её основные принципы 84. Понятие юр. отв. и её принципы 85. юр. отв. и др. виды соц. отв-ти 86. Виды юр. ответствен. 87. Виды правонарушений и их классификация 88. Способы толкования норм права 89. Основные хар-ки прав. Г 90. Матер. и процес. П 91. Представит. органы гос. вл. 92. Исполнит. – распоряд. органы гос. вл. 93. Судебные (праовоохран.) органы гос. вл. | № 35 Понятие правоспособности и дееспособности Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юр. права и нести юр. обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естеств. свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юр. права и обязанности, которыми может обладать субъект, но это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть и дееспособным. Дееспособносьтю называется признаваемая нормами объективного П способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осущ-ть юр. права и обязанности Дееспособность подразделяется на общую и спец. Общая, например, относится ко всем без исключения юр. сделкам, спец. же распространяется только на строго определенный вид данных сделок. В силу естеств. причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, но не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются дееспособными. Следовательно, правоспособность – понятие более широкое, т.к. распространяется на больший круг людей. Различия в дееспособности отдельных лиц заложены уже в самой природе людей и в условиях их жизни. Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов: 1. от возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, т.е. может своими действиями в полном объеме приобретать гр.права и создавать для себя гражданские обязанности. Равным образом законодательство определяет возраст определяет возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности . Наконец во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности. В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной. Так, несовершеннолетние совершают сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей. 2.На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья. Если вследствие душевной болезни или слабоумия гражданин теряет способность понимать значение своих действий и руководить ими, он м.б. признан судом недееспособным. Гр. права и обязанности таких лиц осуществляют их опекны. В соответствии с законом ограничивается дееспособность лиц, страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотиками. 3.Хропанюк считает, что на дееспособность в известной мере оказывает влияние родство субъектов. В цивилизованных странах закон запрещает заключение между родственниками. В ряде стран запрещается нахождение на гос. службе в одном и том же учреждении супругов, если один из них по службе подчиняется другому. 4. Следующим фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов. Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовывать ряд гражданских, политических и др. прав и обязанностей, составляющих его правоспособность. 5. Хропанюк отмечает, что содержание дееспособности зависит и от религиозных убеждений. 6. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых наиболее специфичных сторон гос. жизни. (например они не могут проходить службу в армии иностранного гос-ва, избирать и быть избранными и т.д.) Разновидности дееспособности. сделкоспособность – способность заключать гр.-пр. сделки деликтоспособность – способность нести юр. ответственность за нарушение требований правовых норм До 6 лет полностью недееспособны; Деесп. малолетних – от6 до14 лет (мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгодды, которые не требуют нотар. или гос. оформления); деесп. несовершеннолетних – от14 до18 лет (самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, быть полноправным субъектом авторского права и патентного права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, быть членами кооператива с 16 лет) В отличие от индивидуальных субъектов правоспособность и дееспособность организаций ограничивается теми целями и задачами ради которых они создаются и функционируют. Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой и осуществляется правосп. и деесп. этих организаций. Дееспособность организаций выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организации. | № 9 Понятие типа гос-ва. Взгляды на типологию гос-ва. Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный подход, цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. П о этому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия (если индивид активно участвует в создании правопорядка) и автократия (наоборот). Подобную трактовку дает амер. профессор Макайвер. Он делит все гос-ва на 2 типа:1. династические (антидемократические), где общая воля (гос-я) не выражает волю большинства населения,2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно правит, либо поддерживает правительство. В первую группу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где гос-во обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание. В ТГП существенное значение имеет формационный подход. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономической формации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий (исторически первая гос-но классовая организ-я об-ва, кот. яв. организацией пол.вл. господствующего класса. Важнейшая ф-ция – защита собственности рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудие классового господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства), капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных отнош-й, основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр. независимости рабочих от эксплуататоров ) и социалистический (возник. в рез-те соц. рев-ции. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. После возник-я соц-го типа гос-ва предполагается отмирание гос-сти как таковой.), кот. харак-ют гос-во.(коммунистич-й и общинный – не гос., а общественный способы производства). Пример социалистического гос-ва – Куба. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность) Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях. Данный подход б. научно обоснован К.Марксом, Ф,Энгельсом, В.Ленином. (выделяют переходное гос-во, кот. возникает в рез-те нац.-освобод. борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные производ-е отнош-я с преобладанием примитивных форм собст-сти. По мере преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к опред-му историческому типу гос-ва.) Т.о. гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к экон-му базису. Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса. Смена истор-х типов гос-ва происходит на основе преемственности развития Г.и П. различных типов. недостатки. 1. при анализе экономического базиса не учитывается многоукладность, 2. соц-й состав классовых обществ включает только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, кот. отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятий цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уроовня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во. Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции – сближения соц. и кап. гос-в) Представителем др. направления цивилизац. подхода к вопросу о типах гос-ва является англ. историк Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под коотрой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом др. с др. Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Выделяют материальные и нематер-е ценности, ценности отдельных индивидов и групповые ценности, ценности свойственные отдельным гос-м, свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С т. зр. обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно. Т.О. понятие типа Г многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы гос-в. Наиболее универсальным и научным критерием типологии гос-ва становится цивил-ный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному гос-ву качество определенного типа. |