: Роль силы в ненасильственной борьбе
: Роль силы в ненасильственной борьбе
МГТУ имени Н.Э.Баумана
РЕФЕРАТ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
НА ТЕМУ :
“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “
Cтудент :
Группа :
Преподаватель : Волкова И.В.
МОСКВА 1996 год.
- 2 -
Теория ненасилия
Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более
популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него
редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается
в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и
политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед
творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо
осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета
мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и
практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности
философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и
связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с
помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи .
Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов .
Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой
общественного развития , а наряду с этим существовали упования на
ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне
индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности ,
уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом :
‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати
левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики
ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для
обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям
Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина ,
имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия ,
вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых
противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря
реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела
тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не
противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций
евангельской заповеди .
В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на
насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная
альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия
, рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.
Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще
гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное
единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет
единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до
н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9
в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее
существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои
братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом
ненасильственного отношения ко всему живому является индийский
джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона
наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и
убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли
или позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается от
причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ
... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для
других , и наоборот ... ‘’
- 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело
негативные последствия для судеб народов Востока .
Потому что
невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда
-отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’
песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся .
Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается
насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая
система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В
традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “
песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные
вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на
любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,”
освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе
наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к
природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства
по отношению к человеку .
На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности
, возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к
природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с
другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “
царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в
итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности
и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически
окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же
возникают политологические понятия ” Запад ” и
” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской
истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к
утверждению его
” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на
жизнь , на безопасность .
Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает
трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего
географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических
причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация
безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе ,
и
к человеку в обществе .
Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“
узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия ,
от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить
противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как
партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов ,
нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения
конфликтов , трудных путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и
со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения
. Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии
господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь
от определённых форм осуществления власти - от авторитарно -
деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации ,
вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы
личности .
Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы ,
о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба
ненасильственная ) ,
- 4 -
однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и
занимает
в ней очень важное место .
Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё
отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “.
В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,
достойных нашего приводится ниже .
Понятие силы
В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы
силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не
принимать во внимание такого важного элемента , как сила .
Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко
распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие
теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и
что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в
насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с
отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она
играет в процессе ненасильственной борьбы.
Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,
которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не
объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими
явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические ,
экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно
учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого
ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом
.Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию ,
диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического
протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых
забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства (
которое может варьироваться от сидячего протеста до создания
параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются
“ оружием “ ненасильственных действий.
Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее
важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые
предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и
движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали
в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они
использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при
определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных
условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии
ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не
были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых
возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была
надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте .
Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы
противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно
обладает значительной административной , экономической , политической и
военной мощью .
Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой
государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам
широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает
внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными
структурами.
- 5 -
Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие
политического курса и действий группы , которая рассматривается в
качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта
группа может
заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в
целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая
фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ”
группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,
вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .
Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без
внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для
обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления (
включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя ,
реализующих их политический
курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила
может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию ,
людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты
на определённое действие .Такого рода сила может быть использована ,
чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить
или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так ,
как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать
существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить
существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать
комбинацию всех этих факторов .
Политическая сила может находиться в руках правительств , государства ,
институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть
использована непосредственно , но может быть и резервной способностью ,
оказывая влияние лишь фактором своего существования .
Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо
взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так
и в группе ненасильственного действия .
Зависимость правителей
Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают
отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического
руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для
краткости называем
” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу
они получают извне , из общества , которым они управляют .
Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими ,
ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и
политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества
населения и общественных институтов .
Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы
нескольких источников , таких как :
1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её
легитимность в глазах подданных.
2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих
или оказывающих особое содействие , их число относительно всего
населения , а также формы и устойчивость их организаций .
3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их
способность удовлетворять потребности правителей .
- 6 -
4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие
как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или
отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.
5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые
ресурсы,
экономическая система , система связи и транспорта .
6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые
имеются в распоряжении правителей для применения их как против
Страницы: 1, 2, 3
|