бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

: Роль силы в ненасильственной борьбе бесплатно рефераты

: Роль силы в ненасильственной борьбе

МГТУ имени Н.Э.Баумана

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ :

РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “

Cтудент :

Группа :

Преподаватель : Волкова И.В.

МОСКВА 1996 год.

- 2 -

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более

популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него

редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается

в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и

политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед

творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо

осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета

мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и

практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности

философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и

связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с

помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов .

Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой

общественного развития , а наряду с этим существовали упования на

ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне

индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности ,

уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом :

‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати

левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики

ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для

обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям

Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая доктрина ,

имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия ,

вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых

противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря

реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела

тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не

противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций

евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на

насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная

альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия

, рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще

гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное

единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет

единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до

н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9

в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее

существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои

братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом

ненасильственного отношения ко всему живому является индийский

джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона

наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и

убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли

или позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается от

причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ

... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для

других , и наоборот ... ‘’

- 3-

Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело

негативные последствия для судеб народов Востока .

Потому что

невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда

-отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’

песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся .

Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается

насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая

система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В

традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “

песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные

вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на

любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,”

освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе

наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к

природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства

по отношению к человеку .

На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности

, возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к

природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с

другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “

царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в

итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности

и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически

окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же

возникают политологические понятия ” Запад ” и

” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской

истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к

утверждению его

” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на

жизнь , на безопасность .

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает

трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего

географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических

причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация

безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе ,

и

к человеку в обществе .

Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“

узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия ,

от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить

противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как

партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов ,

нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения

конфликтов , трудных путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и

со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения

. Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии

господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь

от определённых форм осуществления власти - от авторитарно -

деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации ,

вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы

личности .

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы ,

о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба

ненасильственная ) ,

- 4 -

однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и

занимает

в ней очень важное место .

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё

отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “.

В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,

достойных нашего приводится ниже .

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы

силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не

принимать во внимание такого важного элемента , как сила .

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко

распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие

теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и

что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в

насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с

отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она

играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,

которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не

объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими

явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические ,

экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно

учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого

ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом

.Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию ,

диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического

протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых

забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства (

которое может варьироваться от сидячего протеста до создания

параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются

“ оружием “ ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее

важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые

предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и

движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали

в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они

использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при

определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных

условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии

ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не

были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых

возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была

надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте .

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы

противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно

обладает значительной административной , экономической , политической и

военной мощью .

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой

государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам

широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает

внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными

структурами.

- 5 -

Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие

политического курса и действий группы , которая рассматривается в

качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта

группа может

заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в

целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая

фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ”

группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,

вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без

внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для

обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления (

включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя ,

реализующих их политический

курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила

может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию ,

людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты

на определённое действие .Такого рода сила может быть использована ,

чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить

или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так ,

как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать

существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить

существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать

комбинацию всех этих факторов .

Политическая сила может находиться в руках правительств , государства ,

институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть

использована непосредственно , но может быть и резервной способностью ,

оказывая влияние лишь фактором своего существования .

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо

взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так

и в группе ненасильственного действия .

Зависимость правителей

Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают

отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического

руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для

краткости называем

” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу

они получают извне , из общества , которым они управляют .

Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими ,

ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и

политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества

населения и общественных институтов .

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы

нескольких источников , таких как :

1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её

легитимность в глазах подданных.

2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих

или оказывающих особое содействие , их число относительно всего

населения , а также формы и устойчивость их организаций .

3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их

способность удовлетворять потребности правителей .

- 6 -

4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие

как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или

отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.

5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые

ресурсы,

экономическая система , система связи и транспорта .

6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые

имеются в распоряжении правителей для применения их как против

Страницы: 1, 2, 3