бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Защита местного самоуправления бесплатно рефераты

Реферат: Защита местного самоуправления

ПЛАН:

I. ОБЩИЕ ПРНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. ОБЩИЕ ПРНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В соответствии с осуществляемой в стране реформой местного управления на

принципах самоуправления население муниципального образования получает право

на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Муниципальным образованием действующее законодательство определяет любое

городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей

территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых

осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность,

местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Такими муниципальными образованиями являются:

город, район в городе, поселок;

сельские поселения (село, деревня, станица, хутор);

район (уезд);

волость, сельский округ (группа сельских населенных пунктов с закрепленными

за ними территориями),

сельсовет и другие.

Конкретные виды муниципальных образований устанавливаются в соответствии с

законами субъектов

РФ с учетом исторических и иных местных традиций (так, в соответствующих

законах республик в составе РФ используются национальные названия

муниципальных образований: кожууны, сумоны, арбаны, улусы и т.п., не

меняющие, однако, принципа территориального или поселенческого объединения

населения).

Реализация населением конституционного права на местное самоуправление

возможна либо непосредственно, либо через создаваемые им органы местного

самоуправления и избираемых должностных лиц.

Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения

(местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по

принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (на него

могут быть вынесены вопросы распоряжения муниципальной собственностью,

строительства или приобретения объектов муниципального хозяйства, планы и

программы развития муниципального образования), необходимо признать, что

регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного

самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством,

практически невозможна вне системы органов местного самоуправления,

наделенных определенной компетенцией, необходимой для осуществления

возложенных на них населением функций.

Статья 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" дает следующее определение органов

местного самоуправления:

"Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные

полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему

органов государственной власти".

Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:

а) вопросы местного значения,

б) выполнение отдельных государственных полномочий.

Основным содержанием деятельности органов местного самоуправления является

решение вопросов местного значения. Фактически они определяют функции

местного самоуправления, его компетенцию.

Решение вопросов местного значения население осуществляет, как правило, через

создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим

органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции.

Структура таких органов определяется населением самостоятельно. (Поскольку

органы местного самоуправления являются одним из элементов организации

управления в государстве, государство неизбежно опирается на них при решении

вопросов государственной политики. Главное в этом вопросе - не допустить,

чтобы взаимодействие органов государственной власти и органов местного

самоуправления в единых целях не превратилось в диктат "сверху - вниз", в том

числе и по вопросам, не нуждающимся в государственном регулировании.)

Органы местного самоуправления создаются прежде всего в связи с

делегированием им части полномочий населения на решение вопросов местного

значения, с одновременным наделением соответствующей достаточной

компетенцией.

Поэтому органы местного самоуправления можно классифицировать по:

механизму делегирования полномочий;

качеству делегированных полномочий;

количеству делегированных полномочий.

Классификация по механизму делегирования полномочий

Конституция России закрепляет только один из многих возможных принципов

классификации: по способу их образования, механизму делегирования населением

своих полномочий.

"Местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные и другие

органы местного самоуправления" (часть 2 статьи 130 Конституции РФ), причем

для выборных органов порядок создания определяется в соответствии с

законодательством и уставами муниципальных образований. Порядок создания

других органов определяется в соответствии с уставами муниципальных

образований.

Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные иным, не выборным,

путем (например, сформированные путем делегирования представителей других

органов или организаций; созданные соответствующим решением уполномоченного

на то органа или должностного лица и т. д.).

Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что через

выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы

собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей осуществлять

управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий собственника.

Все остальные, не выборные органы создаются именно для обеспечения

делегированных полномочий и не располагают собственной компетенцией.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено наличие выборного

должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего

деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории

муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц

местного самоуправления (так, в Псковской области предусматривается выборная

должность шерифа - руководителя муниципальной милиции, возможны выборы

управляющего муниципальным хозяйством, муниципального казначея и т. д.).

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного

самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов

местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством,

как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или

утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и

входящие в категорию муниципальных служащих.

Классификация по качеству делегируемых полномочий

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов),

необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству

делегируемых им полномочий. Такая классификация предусматривает наличие

органов местного самоуправления, наделенных представительными,

исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного

значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются,

как правило, одному органу (представительному), но население может создать и

отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями

(контрольный комитет, счетная палата и т. п.).

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы

населения и принимать от его имени решения, действующие на территории

муниципального образования, является представительный орган местного

самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и

прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость

определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми

функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она

должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление

предусматривает обязательное наличие представительных органов местного

самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять

сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

1.принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального

образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2.утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3.принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение

отчетов об их исполнении;

4.установление местных налогов и сборов;

5.установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6.контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований

(часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации").

К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо

отнести и право издания обязательных постановлений. По определению, "главное

отличие муниципального закона (обязательного постановления) от законов

государственных состоит в том, что первый имеет силу только для территории

муниципального образования и относится лишь к вопросам местного значения,

предметам муниципального хозяйства и благоустройства".

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного

самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах

субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления выборного органа

или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного

самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации

деятельности органов местного самоуправления.

Действующее федеральное законодательство не обусловливает обязательное

создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного

самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального

образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом

собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии

с уставом муниципального образования. Кроме этого, в названном уставе помимо

представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления

могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного

самоуправления. Под этим, как правило, и подразумевается создание органов,

наделяемых компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением

муниципального образования или его представительным органом.

Полномочия представительного органа, а также компетенция исполнительных

органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в

муниципальном(местном) уставе.

Виды органов местного самоуправления:

представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал

(Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание,

муниципалитет, окружной сельский (поселковый) Комитет (Саратовская область);

исполнительные: местная администрация, волостная управа, исполком, мэрия.

Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав

муниципального образования (глава администрации, председатель Совета,

председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных

выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий

определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов РФ.

Однако в целом ряде субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская обл.,

Новгородская обл. и др.) вопрос наименования представительных и

исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местного

самоуправления и в каждом конкретном случае определяется в уставе

муниципального образования.

Классификация по количеству делегированных полномочий

Еще одной возможной классификацией может быть разделение как выборных, так и

создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых

полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут

создавать постоянные или временные специальные органы для реализации

отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу

(комитеты и комиссии для решения отдельных вопросов, самостоятельные

подразделения местных администраций, муниципальные организации и

предприятия).

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора».

Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой

основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от

имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным

собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О

ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу

для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного

самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного

самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции

самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным

самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои

внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает

положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об

источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об

административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления

(ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на

объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного

осуществления ими своих полномочий (ст.11).

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает

обязательства государств, подписавших ее, в том числе Российской Федерации.

Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во

внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства»

Российская Федерация, как участник этого договора обязуется соблюдать

установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности

местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного

самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в

том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета

Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах,

предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного

самоуправления. Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления,

являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в

Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения

правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые

рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы:

Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного

самоуправления и др.

3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает

особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются

основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в

Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к

населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие

принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей

системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и

гарантируется местное самоуправление». Конституция Российской Федерации

содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст.

Страницы: 1, 2