бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Возникновение и развитие права бесплатно рефераты

Реферат: Возникновение и развитие права

Введение

Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение

государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы

возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных

народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако

существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого

общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих

в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она

достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были

обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное

расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с

различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые

обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно

новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм,

установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало

различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение

не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,

академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже

понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность

проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет

четче определять все свойственные ему функции - основные направления его

деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и

политической системы.

Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не

только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения

права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,

объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно

и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения

различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный

процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на

разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины

развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить,

какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на

данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и

целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

1. Проблема происхождения права

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется

регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное

регулирование. Регулировать — зна­чит направлять поведение людей, их групп и

всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два

вида социального регулирования — индивидуальное (упорядоче­ние поведения

конкретного лица, в конкретном случае) и нор­мативное (упорядочение поведения

людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,

на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования

послужило качественным толчком к становле­нию (возникновению и развитию)

права.

В первобытном обществе нормативным социальным регу­лятором были нормы-обычаи

— правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного

повторения в течение дли­тельного времени. Обычное право — система норм,

опираю­щихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели

значение для всех сторон жизни общи­ны, рода, племени, для регламентации

хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода,

перво­бытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их це­лью было

поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.

нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:

морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода пе­ред другим, закрепляли

«первобытное равенство», жестко регла­ментируя их деятельность в условиях

противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных

пле­мен. В мононормах права членов рода представляли собой обо­ротную сторону

обязанностей, были неотделимы от них, по­скольку первобытный индивид не имел

выделенного осознан­ного личного интереса, отличного от интереса рода. Только

с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все

более самостоятельное значение приобре­тают права. Возникновение мононорм

было свидетельством вы­хода человека из животного царства в человеческое

сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства,

совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в

качестве автономной личности, обы­чаи не воспринимались людьми как

противоречащие их лич­ным интересам. Эти неписаные правила поведения

соблюда­лись добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой

общественного мнения, авторитетом старейшин, воена­чальников, взрослых членов

рода. При необходимости к нару­шителям норм-обычаев применялось принуждение,

исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и

племени и др.). [3, c. 76]

В первобытном обществе преобладало такое средство охра­ны обычая, как «табу»

— обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших

наказаний кровно­родственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие

спо­собы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в

зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов

животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов,

пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное

обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах

приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания кост­ров, изготовления

орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие

обычными способами регулирования перво­бытнообщинной жизни, — истоки

формирования права.

2. Основные пути возникновения права

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.

выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права.

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой

орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих

резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со

временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная

дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического

неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,

частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в

которых господствующее положение занимала государственная собственность.

Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-

религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае

необходимости другими обычаями или установлениями монарха. [9, c.26]

Западный путь происхождения права.

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая

устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью

формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной

собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в

частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее

богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.

Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта

- это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения

составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается

похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно

вмешивается третья сила - плебс. [6, c. 32]

3. Причины возникновения права

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии

друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые скла­дывались при наличии

частной собственности, разделения тру­да, товарного производства и обращения,

необходимостью за­крепления экономического статуса товаровладельцев,

обеспече­ния для них устойчивых и гарантированных экономических связей,

условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях

углубления и обострения социальных про­тиворечий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населе­ния и способной

санкционировать обычаи, устанавливать юри­дические нормы и обеспечивать

проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельно­го индивида. Нельзя

искать право там, где нет разделения кол­лектива (рода, племени) на отдельных

субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности

(свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

(1) качественным усложнением производства, политической и

духовной жизни общества;

(2) обособлением личности как участника общественных отношений со

своими притязаниями на автономность существо­вания (социальную свободу);

(3) формированием государства, которому потребовался но­вый

нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

· обеспечить функционирование общества как целост­ного

организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в

нем порядок и стабильность;

· закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной

личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам

первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя

формирующееся юридическое право, оп­ределяющей чертой которого стала

государственная принуди­тельность.[5, c.57]

По моему мнению, главной причиной, по которой право выделилось из всех

социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства.

Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как

целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и

стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих

народов.

4. Теории возникновения права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного

государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с

правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой

древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях

возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному

отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется

различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,

разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия,

поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и

распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- материалистическую (классовую) теории.

· Теологическая или божественная теория

восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и

Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых

взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать

значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в

последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции

теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она

исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в

ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А

второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела.

Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми

и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить

приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и

доказать, что нет государства и права «не от бога».

Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с

ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на

возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти.

Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость

и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной

причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого

века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины».

И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству,

обжорству и прочим излишествам». [1, c. 6]

После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское

государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие

племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все

моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё

перевернула вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью и достоинством

переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и

богатством.

Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух

говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с

выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем

достоинстве».

Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные

основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым

государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые -

несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и

развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее

следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план. [8,

c. 45]

Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат

вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в

социальной жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная

организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену

обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных

нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в

экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к

разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными

обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро

усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях

получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд

военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за

собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих

тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и

своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы,

социальные прослойки.

Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется

Страницы: 1, 2