Реферат: Возникновение и развитие права
Реферат: Возникновение и развитие права
Введение
Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение
государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы
возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных
народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако
существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого
общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих
в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она
достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были
обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное
расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с
различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые
обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно
новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм,
установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало
различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение
не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже
понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность
проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет
четче определять все свойственные ему функции - основные направления его
деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и
политической системы.
Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не
только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения
права.
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно
и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения
различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный
процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на
разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.
Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины
развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить,
какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на
данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и
целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
1. Проблема происхождения права
В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется
регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное
регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и
всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два
вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения
конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения
людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,
на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования
послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)
права.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи
— правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного
повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,
опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели
значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации
хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода,
первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было
поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.
нерасчлененные, единые нормы.
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:
морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли
«первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях
противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных
племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону
обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел
выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только
с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все
более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм
было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое
сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства,
совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в
качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как
противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения
соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой
общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов
рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение,
исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и
племени и др.). [3, c. 76]
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу»
— обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших
наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие
способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в
зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов
животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов,
пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное
обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах
приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления
орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие
обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки
формирования права.
2. Основные пути возникновения права
Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.
выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.
Восточный путь происхождения права.
Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой
орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих
резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со
временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная
дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического
неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,
частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в
которых господствующее положение занимала государственная собственность.
Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-
религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае
необходимости другими обычаями или установлениями монарха. [9, c.26]
Западный путь происхождения права.
Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая
устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью
формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.
Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной
собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в
частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее
богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.
Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта
- это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения
составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается
похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно
вмешивается третья сила - плебс. [6, c. 32]
3. Причины возникновения права
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии
друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии
частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения,
необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев,
обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей,
условий для экономической самостоятельности;
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях
углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной
санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать
проведение их в жизнь;
4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя
искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных
субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности
(свободы), которые складываются в процессе развития общества.
Таким образом, возникновение права было связано с:
(1) качественным усложнением производства, политической и
духовной жизни общества;
(2) обособлением личности как участника общественных отношений со
своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
(3) формированием государства, которому потребовался новый
нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
· обеспечить функционирование общества как целостного
организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в
нем порядок и стабильность;
· закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной
личности.
Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам
первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя
формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала
государственная принудительность.[5, c.57]
По моему мнению, главной причиной, по которой право выделилось из всех
социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства.
Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как
целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и
стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих
народов.
4. Теории возникновения права
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного
государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с
правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой
древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях
возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному
отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется
различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,
разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия,
поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и
распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
- насилия,
- психологическую,
- расовую,
- материалистическую (классовую) теории.
· Теологическая или божественная теория
восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и
Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых
взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать
значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в
последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции
теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она
исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в
ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А
второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела.
Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми
и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить
приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и
доказать, что нет государства и права «не от бога».
Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с
ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на
возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти.
Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость
и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной
причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого
века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины».
И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству,
обжорству и прочим излишествам». [1, c. 6]
После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское
государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие
племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все
моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё
перевернула вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью и достоинством
переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и
богатством.
Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух
говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с
выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем
достоинстве».
Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные
основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым
государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые -
несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и
развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее
следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план. [8,
c. 45]
Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат
вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в
социальной жизни людей.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная
организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену
обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных
нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в
экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к
разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными
обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро
усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях
получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд
военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за
собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих
тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и
своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы,
социальные прослойки.
Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется
Страницы: 1, 2
|