бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Управление Великобританией бесплатно рефераты

ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и “де­нежных” биллей

(между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является

билль — финансовым или “денежным”, принимает спикер палаты общин). Эти законы

также обсуждаются сна­чала в нижней палате и должны быть приняты верхней в

течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия

палаты лордов.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осущест­вляет контроль

за управлением, за деятельностью правительства. Одна­ко большинство парламента

и правительства, за исключением редчай­ших ситуаций, в отличие от США всегда

принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции

большинства в парла­менте (иногда только фактически) и одновременно

премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу,

правительство.

Юридически правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать

отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все

правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях

определенного министра, а чаше всего о его неэтич­ном поведении. Вопрос о

вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством

в связи с предлагаемым им зако­нопроектом: правительство заявляет, что если

билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на

палату общин.

Применяется этот институт очень редко, в XX в. было всего два таких случая.

Резолюция порицания предлагается оппозицией и вносится доволь­но часто, но

почти всегда отклоняется партийным большинством. В еди­ничных случаях она

принимается, если часть депутатов от правящей партии голосует вместе с

оппозицией, составляя таким образом парла­ментское большинство.

Формой контроля являются дебаты, по общим

вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозиции. В связи с этим

премьер-ми­нистр регулярно выступает перед парламентом и каждый министр

каби­нета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также

ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его

сессии.

Контроль за деятельностью министров осуществляют также парла­ментские

специальные комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не

явиться) для объяснений. О контроле за управле­нием, осуществляемым

уполномоченным парламента по делам адми­нистрации, уже говорилось выше. Помимо

него существуют и другие уполномоченные парламента (парламентские комиссары,

омбудсманы) — по здравоохранению, местному самоуправлению и т.д., которые

осуществляют контроль в своих сферах.

2.2. Исполнительная власть

Монарх. Теоретически монарх в Великобритании считается источни­ком

значительной доли государственной власти, он — глава государства. Ему же

теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как

упоминалось, монарх — составная часть парламента. На деле он не участвует в

законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает.

Страной руководит “правительство его (ее) Величества”, точнее, его узкая часть

— кабинет министров, в кото­ром главную роль играет премьер-министр.

Правительство, как отмеча­лось, в силу британской двухпартийной системы в

значительной мере контролирует и парламент.

Глава государства в Великобритании занимает свой пост не путем выборов, как

в США, а по наследству. Применяется кастильская систе­ма наследования: трон

покойного короля из династии Виндзоров пере­ходит

к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери.

Монарх в Великобритании — это символ единства нации, преемст­венности

государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе.

Какого-либо серьезного движения за замену монархии респуб­ликой не существует.

Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной,

адми­нистративной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т.д.

(хотя имело место осуждение и казнь короля Карла 1 во время английской

революции). Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии,

не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за

монарха отвечают его министры.

Юридически британский монарх обладает значительными полномо­чиями, которые

в совокупности называются королевской прерогати­вой. Это исключительные права,

установленные традицией, конституци­онными обычаями, иногда закрепленные

судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Во взаимоотношениях с

парламентом эти права, равно как и некоторые другие свои полномочия, монарх

осущест­вляет по указанию правительства (конкретно — премьер-министра). Он

подписывает законы и имеет право вето (хотя не использует его с 1707 г.).

Монарх — составная часть парламента, но посещать его заседа­ния он может лишь

по специальному приглашению. Он открывает еже­годную сессию парламента,

выступая с тронной речью на совместном заседании палат. В этой речи излагается

программа действий на предсто­ящий год. Но поскольку монарх лишь зачитывает

текст, подготовленный премьер-министром, он не может изменить в нем ни слова.

Монарх впра­ве распустить палату общин с назначением даты новых выборов, это он

делает только по указанию правительства.

Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями. Он являет­ся главой

британского Содружества, представленным в некоторых его странах

генерал-губернатором, и как таковой промульгирует

конститу­ции этих стран и стран, получивших независимость. Он является также

главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших

военачальников, присваивает воинские звания и сам имеет воин­ское звание

(царствующая ныне королева Елизавета II — полковник). Традиционная прерогатива

короля — вопросы войны и мира.

Из сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает обшир­ными

полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществлять­ся не могут. Это

“спящие прерогативы”. Все акты, исходящие от монар­ха, подлежат контрассигнации

(подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха недействителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов коро­левской

семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в

торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько

человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх издает “приказы в

Совете”. Этими приказами оформляют­ся решения кабинета.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из

его состава выделяется более узкий кабинет ведущих ми­нистров (18—22 человека,

в 1997 г. — 22), в их числе всегда государст­венные секретари внутренних дел и

обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и

принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной

резиденции, где живет премьер-министр, на

Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно

время раз в неделю) собирается “внутренний кабинет” — несколько ведущих лиц,

пользующихся осо­бым доверием премьер-министра. “Внутренний кабинет” принимает

ре­шения от имени кабинета.

Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь

формальный акт. На деле оно формируется партией большинст­ва в палате общин,

представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения

доверия правительству. В состав пра­вительства входят, во-первых, главы

министерств и ведомств, являющие­ся членами кабинета.

Они получают все решения кабинета (“внутренне­го кабинета

”). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают

лишь выдержки из решений кабинета, которые ка­саются их ведомств. Во-вторых,

членами правительства являются мини­стры и государственные министры, т.е.

заместители ведущих министров, а также все младшие министры — заместители

других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях

кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам

Шотлан­дии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства

яв­ляются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен фео­дализма

должности (например, лорд — хранитель печати). В-четвертых, это министры без

портфеля, которые оказывают помощь премьер-мини­стру по его указаниям. Наконец,

в состав правительства включается особая категория младших министров:

парламентские секретари, пред­ставляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомо­гательных

органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют

парламентские службы, которые следят за деба­тами в парламенте, информируют

министра о вопросах, поднятых в пар­ламенте (в основном касающихся данного

ведомства), готовят ему отве­ты на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные

органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных

чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

2.3. Судебная власть

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась ре­формам и

упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной и

в представлениях иностранцев даже запутанной.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в

графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее 11

ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты —

граждане, не являющиеся профессио­нальными судьями (хотя они могут иметь и

часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей.

Вознагражде­ния за свою деятельность они не получают.

Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс.

ф. ст.) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны

общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматрива­ются Судом

короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различ­ных формах: дело

может рассматривать окружной судья (судья специаль­ного судебного округа в

графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но

его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное

образование и полномочия (бар-ристер или

солиситор), исполняющий обязанности судьи. Если обвиняе­мый не признает

обвинения, дело рассматривается с участием присяж­ных заседателей. Более

сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции

коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи,

возглавляемой лор­дом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого

вице-канцле­ром, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей —

председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое граж­данское

или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профи­лю отделения

(например, канцлерский суд рассматривает дела с приме­нением права

справедливости, дела, не регулируемые общим правом, — вопросы авторского,

изобретательского права).

Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе

18 судей (“лорды справедливости”, которые образуют не­сколько коллегий, каждая

из трех судей). Коллегии рассматривают апел­ляции на решения отделений Высокого

суда (одна из коллегий рассмат­ривает апелляции на решения по уголовным делам).

Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и

Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими судами.

Они вправе создавать судебные прецеденты.

Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут

быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по граждан­ским делам —

Апелляционный комитет палаты лордов, состоящий из 20 назначенных короной (на

деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении конкретного дела

коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с судьями

заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет

Тайного совета. Он рассматривает, в частности, жалобы на ре

шения судов членов Содружества, если они допускают обращение в Судебный

комитет (госу­дарства с республиканской формой правления этого теперь, как

правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости

британ­скими колониями такая практика существовала).

В Шотландии действует система судов, построенная с учетом

староф­ранцузского права. Его влияние сказывается и на праве Шотландии.

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют

при органах исполнительной власти и не являются органами административной

юстиции, подобными существующим во Франции или в Германии. Трибуналы

специализированы в соответствии с профилем “своего” органа исполнительной

власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением,

трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Поэтому

административные три­буналы в Великобритании (их 2 тыс.) не являются только

администра­тивными в обычном смысле этого слова. Кроме того, они состоят не из

государственных.служащих (судей), а из общественных деятелей, юрис­тов.

Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих, неотложных

вопросов (например, о заработной плате). Их решения не окончательны и могут

быть обжалованы в суд.

Заключение

Итак, Великобритания представляет собой конституционную монархию:

наследственный король или королева — глава государ

ства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки

зрения монарх является главой исполни­тельной, составной частью законодательной

и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским гла­вой

англиканской церкви. На практике в результате длитель­ной эволюции под

воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно

ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально;

фактичес­ки полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда

монархи вмешивались в принятие решений, весь­ма и весьма немногочисленны.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются

даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе

Премьер-ми­нистра, когда в Палате общин отсутствует большинство у ка­кой-либо

партии; косвенное воздействие монархии как оли­цетворение консервативности,

отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от

сохранения мо­нархии для правящих кругов являются большими, чем по­следствия ее

недостатков. Монархия — идеологическое ору­дие воздействия на население. Его

политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно

при­менение королевских прерогатив.

Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим

государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими

чертами как:

- признание политических прав и свобод в таком объеме,

который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан

в определении государственной политики и позволяет легально и на равных

условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную

политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

- политический плюрализм и переход политического

руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных

выс­ших органов государства (парламента, главы государства) путем всеоб­щих и

свободных выборов гражданами; все партии, общественные объ­единения, граждане

имеют при этом юридически равные возможности;

- разделение властей, ролевая автономия различных ветвей

власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек

и противовесов и обеспечении взаимодействия;

- обязательное и реальное участие в осуществлении

государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем

только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней

политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите

прав меньшинства и прав политической оппо­зиции;

свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее после­дователи не

призывают к насильственным действиям, не нарушают пра­вил морали и

общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Список литературы:

1. Конституции зарубежных государств. М.,1996. Бек.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.,1997. Юрист.

3. Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М., 1996. Бек.

4. Современные зарубежные конституции. М., 1992

5. Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М., 1972.

6. Уолке Р. Английская судебная система. М., 1980.

Страницы: 1, 2