бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Тоталитарноое Государство бесплатно рефераты

господствующей системе взглядов воспринимается как ересь, подлежащая

наказанию. Идеология выходит за рамки обоснования политических программ,

включает в себя претендующие на универсальность истолкования социальной

реальности, высшей цели и смысла существования общества и отдельного

человека.

3. Партия и многочисленные контролируемые ею вспомогательные структуры

поощряют, вознаграждают и направляют активное участие граждан в выполнении

политических и социальных функций. Пассивное повиновение и апатия, согласие

людей с ролью отверженных и управляемых, к чему стремятся многие авторитарные

режимы, здесь рассматриваются правителями как нежелательные.

Такое развернутое определение тоталитарных признаков политической системы,

предложенное в 1975 г. применительно к данному времени достаточно четко

отражало положение дел в СССР и союзных ему странах. В то же время оно носило

скорее описательный, чем аналитический характер.

В целом можно сказать, что у большинства ученых и публицистов в современных

условиях использование определения «тоталитарный» (применительно к режиму,

политической системе), если речь идет об СССР, Германии и Италии периода

Сталина, Гитлера, Муссолини, возражений не вызывает. Общепринятыми стали и

такие характеристики тоталитаризма, как наличие механизма власти,

стремящегося к установлению полного контроля над обществом, опирающегося на

определенную идеологию, постоянно или периодически прибегающего к репрессиям.

Идейные истоки в истории.

Еще в античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм

государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные

тенденции. Например, совершенному государству Платона присущи такие черты,

как безусловное подчинение индивида и сословия государству - реальному

воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и

даже (в первом по совершенству государстве) обобществление жен и детей;

всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное

регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни,

определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан

религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам

посещать другие страны по частным надобностям, а лицам до 40 лет вообще

выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с

помощью смертной казни или изгнания.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж. Ж. Руссо. Он исходил из

патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из

необходимости глубокого преобразования общества на началах разума,

справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного

государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от

злоупотреблений создают «из тупого, ограниченного животного... разумное

существо - человека». Создание государства означает появление из отдельных,

несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического

организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность. В

этом коллективном теле «частный интерес не только согласуется с общим благом,

но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг

друга». Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает

государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В

случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к

этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется

в соответствии с общей волей.

В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были

воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т. Мора, Т.

Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко называют

провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких

отличительных черт этого направления тоталитарной мысли - требование

всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывает «навсегда отнять у каждого

надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями

кого-либо из сограждан». Для достижения фактического равенства Бабеф призывал

революционным путем установить диктатуру трудового народа и не

останавливаться перед широким использованием насилия. Стремление к

насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или

социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам,

всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в.

Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних

мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Однако практическое звучание и

массовое распространение они получают лишь в ХХ веке. В этот период

тоталитарная теоретическая мысль воплощается в идеологию массовых социальных

движений – коммунистического и социалистического, фашистского и национал-

социалистического. И, ссылаясь на законы общественного развития, делаются

попытки обосновать необходимость перехода к тоталитарной организации

общества.

Становление тоталитаризма.

Прогресс цивилизации в широком смысле слова (включая успехи просвещения,

сделавшие большую часть населения грамотной, успехи в сфере демократии и

обеспечения прав человека, давшие людям возможность выбора в политике,

открывшие путь на политическую арену оппозиции) нес в себе свое отрицание.

Были созданы условия для пропаганды человеконенавистнических, антигуманных

идей, подготовлена почва для «нового средневековья» (термин Н. Бердяева) –

добровольно принимаемого людьми духовного рабства, подчинения деспотическим

режимам, враждебным всякой демократии.

Конечно, не везде условия развития тоталитарных тенденций реализовались в

полном объеме, хотя в 20-30-е гг. во всех без исключения странах, в том числе

и с давними демократическими традициями, сформировались политические силы

(партии, движения, группы), руководствовавшиеся идейными установками

откровенно тоталитарной ориентации. Тем не менее вопрос об идейно-

политических предпосылках тоталитаризма не столь прост, как это может

показаться на первый взгляд.

В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую идеологию, которая в

той или иной форме обосновывает исключительность роли какой-либо общности

людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения),

связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а также содержит

убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна,

определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в

тоталитарной идеологии содержится и понятие «образа врага», ибо борьба

«против» чаще сплачивает людей, чем борьба за достижение чего-либо.

В то же время при определенных условиях любая идея может получить

тоталитарное истолкование. Скажем, стремление к развитию национальных

культур, традиций языка, к восстановлению в своих правах ранее угнетенной или

униженной нации легко трансформируется в воинствующий национализм, доходящий

в своей крайней форме до провозглашения той или иной нации «высшей»,

призванной руководить другими. Гуманизм, сочувствие угнетенным, униженным и

обездоленным, которые есть в любом обществе, стремление улучшить их положение

при определенных условиях выливаются в призывы к «классовой войне» против

всякого богатства, за навязывание обществу уравнительных принципов

распределения. Религиозная идея обладает способностью превращаться из

проблемы веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по

отношению к исповедующим иные религии и атеистам. Провозглашение

приверженности идеалам демократии может быть вполне совместимо с введением

запретов на деятельность иных политических сил под тем предлогом, что они

«недемократичны», или с попытками силой навязать свое понимание демократии

(социалистической либо либеральной) другим народам.

Историческое развитие в XX в. породило два политических движения, в

наибольшей степени продемонстрировавших предрасположенность к тоталитаризму –

национал-социализм (фашизм) и коммунизм.

Первое с самого начала выступило как тоталитарное. Основой идеологии нацизма

были расовые теории, с помощью которых – со ссылкой на антропологию, историю,

мистические источники – доказывалась «особость» и «исключительность» одной

нации, якобы признанной выполнить особую миссию, чему мешают многочисленные,

враги, внешние и внутренние. Политическая программа была предельно проста:

нации предлагалось сплотиться под руководством одной партии, возглавляемой

одним вождем («фюрером»), изменить свой образ жизни и достичь полного

единения, начать выполнять свою миссию руководства другими народами (миром).

Тоталитарной была и внутренняя структура фашистских партий: они явились как

бы микромоделью будущего тоталитарного общества. Им была свойственна жесткая

централизация власти в руках узкого круга элиты (это не исключало борьбы в ее

среде за первые роли, но данная борьба была скрыта от глаз рядовых членов

партии). Вождь («фюрер'») обожествлялся, рядовые члены партии воспитывались в

духе слепого поклонения «богочеловеку», при этом использовались самые

изощренные приемы воздействия на сознание и подсознание индивида. В партии

использовались внезаконные средства поддержания единомыслия (собственная

тайная полиция, устранявшая неугодных, контролировавшая настроения; штурмовые

отряды, подчиненные лично вождю и его окружению).

Несколько сложнее, чем с национал-социализмом, дело обстояло с коммунизмом.

Теория К. Маркса и Ф. Энгельса, предложивших на основе обобщения достижений

передовой для того времени научной мысли определенную (материалистическую)

методологию изучения исторического процесса, применивших ее для анализа

современных им обществ, едва ли может быть охарактеризована в качестве

изначально тоталитарной. Методология - это инструмент познания, и, как почти

всякий инструмент, она может быть использована во зло или во благо.

Создатели марксизма были первыми, предложившими соединить теорию с практикой,

сделать человека подлинным творцом истории, хозяином своей судьбы, не только

сознающим внутренние причины общественных изменений, но и управляющим ими. С

социальной инженерии, сознательного исторического творчества, полагали Маркс

и Энгельс, начнется подлинная история: естественноисторический процесс

стихийных изменений будет регулироваться и направляться волей человека.

С течением времени, однако, марксизм претерпел серьезную трансформацию.

Убежденность, что плод уже созрел и объективные предпосылки построения

«царства свободы» сложились или почти сложились, стремление скорее увидеть

реализацию предложенных идеалов побудили Маркса и Энгельса уже в тогдашней

социальной реальности начать искать силу для ее изменения. Такой силой,

естественно, должны были стать слои, наименее удовлетворенные своим

положением, наиболее склонные к бунту против существующих порядков, -

пролетарии, наемные работники физического труда.

Открыв «всемирно-историческую миссию» пролетариата, пытаясь внести в его

среду революционное сознание, Маркс и Энгельс начали превращать марксизм из

науки в идеологию. Положения теории стали перерабатываться, с тем чтобы

сделаться доступными уровню широкой и малообразованной массы, объективно

готовой воспринять лишь идеи классовой вражды, передела собственности, то

есть того самого «незавершенного коммунизма», о котором писали мыслители.

Марксизм как научная теория нашел широкое признание, вошел в сокровищницу

идей, обогативших человечество, получил развитие в социальной и политической

теории последующих десятилетий, в том числе и у авторов, не считавших себя

марксистами.

Судьба марксизма как идеологии оказалась более сложной и неоднозначной. К

началу XX в. во многих странах эта идеология получила достаточно широкое

распространение в организованном рабочем движении, ставшем массовой силой в

Западной Европе.

Многие из теоретиков западноевропейского рабочего движения (Э. Бернштейн,

К. Каутский), воспринявшие марксизм как науку, пришли к выводам, не

совпадающим с некоторыми из воззрений основоположников марксизма. В

частности, обобщение практического опыта рабочего движения в конце XIX в.

показало, что ресурсы развития капитализма отнюдь не истощены и на его почве

с использованием методов реформ, проводимых через демократические институты,

можно добиться существенного улучшения материального положения наемных

работников.

Иной образ действий, особенно под влиянием учета уроков революции в России,

стал рассматриваться как бессмысленный и чреватый многими опасностями.

Действительно, когда возникает ситуация, в которой группа лидеров,

претендующая на овладение марксизмом как наукой, начинает вносить его в массы

как идеологию классовой ненависти, добиваясь организации пролетариев по

военному принципу для штурма устоев существующего строя и построения нового

(по умозрительной схеме), то ни о каком гуманизме и демократии речи идти уже

не может. Политическое движение трансформируется в армию, в которой отношения

строятся по иерархическому принципу, где над рядовыми стоят фельдфебели,

добивающиеся соблюдения дисциплины и наказывающие за инакомыслие, а над ними

- генералы, элита, претендующая на непогрешимость и требующая единоначалия.

Основы будущей трагедии в России были заложены тогда, когда российская

социал-демократия приняла ленинские идеи. В.И. Ленин и его последователи в

других странах создали жестко централизованные политические организации,

ориентированные на насильственный захват власти и осуществление диктатуры от

имени «передового класса». Большевизм создал политический инструмент

установления тоталитарной диктатуры, в результате чего возможность ее

наступления становилась лишь вопросом времени.

Большинство исследователей соглашается с тем, что вероятность формирования,

роста влияния и прихода к власти тоталитарных политических сил определяется

как конкретно-исторической ситуацией, так и существующими в обществе

культурными и политическими традициями; при этом речь идет о сочетании

(наложении) действия нескольких разнопорядковых факторов.

Определяющую роль играет неразвитость, слабость демократической политической

культуры. Это подразумевает, что власть долгое время поддерживала жестко

иерархическую систему неравенства и господствовавшая в обществе система

ценностей включала абсолютизацию идеи порядка и иерархии; что институты

гражданского общества (независимые от власти институты религии, образования,

средств массовой информации, профессиональных и политических объединений

граждан) или слабы, или не пользуются доверием. Если эти условия усугубляются

существованием острых антагонизмов с другими странами или социально-

экономическими проблемами, то велика вероятность, что тоталитарное

политическое движение сможет оказаться у власти.

При этом специфика условий установления тоталитарного режима, особенности

идеологии накладывают свой отпечаток на облик возникающего общества, в чем

нетрудно убедиться на конкретных примерах Италии, Германии и СССР.

Италия.

Фашистское движение в этой стране, возглавленное Муссолини,

возникло в

1919 г. на периферии политической жизни: у его истоков стояли романтически

настроенные интеллигенты, мечтавшие о «Великой Италии», маргиналы

социалистического движения. Национальная идея была соединена с требованиями

социальной справедливости. Шла спекуляция на ущемленных национальных чувствах

(Италия, понесшая значительные потери в мировой войне, получила от союзников

значительно меньше, чем рассчитывала). Резкой критике подвергалось

государство и правящие политические партии за неспособность обеспечить

преодоление экономического спада, решить проблему безработицы, резкого

снижения жизненного уровня. Одновременно осуждалось ориентирующееся на

коммунистов и социалистов рабочее движение - за забастовки, наносящие удары

по экономике нации. Выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее

обрабатывает». Формировался культ сильной личности - Муссолини, якобы

способного вывести страну из кризиса.

В мае 1921 г. фашистское движение получило около 7 % мест в парламенте, в ноябре

оно конституировалось в партию, численность которой составила около 300 тыс.

членов, примерно 40 % из них составили городские и сельские рабочие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6