Реферат: Тоталитарноое Государство
господствующей системе взглядов воспринимается как ересь, подлежащая
наказанию. Идеология выходит за рамки обоснования политических программ,
включает в себя претендующие на универсальность истолкования социальной
реальности, высшей цели и смысла существования общества и отдельного
человека.
3. Партия и многочисленные контролируемые ею вспомогательные структуры
поощряют, вознаграждают и направляют активное участие граждан в выполнении
политических и социальных функций. Пассивное повиновение и апатия, согласие
людей с ролью отверженных и управляемых, к чему стремятся многие авторитарные
режимы, здесь рассматриваются правителями как нежелательные.
Такое развернутое определение тоталитарных признаков политической системы,
предложенное в 1975 г. применительно к данному времени достаточно четко
отражало положение дел в СССР и союзных ему странах. В то же время оно носило
скорее описательный, чем аналитический характер.
В целом можно сказать, что у большинства ученых и публицистов в современных
условиях использование определения «тоталитарный» (применительно к режиму,
политической системе), если речь идет об СССР, Германии и Италии периода
Сталина, Гитлера, Муссолини, возражений не вызывает. Общепринятыми стали и
такие характеристики тоталитаризма, как наличие механизма власти,
стремящегося к установлению полного контроля над обществом, опирающегося на
определенную идеологию, постоянно или периодически прибегающего к репрессиям.
Идейные истоки в истории.
Еще в античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм
государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные
тенденции. Например, совершенному государству Платона присущи такие черты,
как безусловное подчинение индивида и сословия государству - реальному
воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и
даже (в первом по совершенству государстве) обобществление жен и детей;
всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное
регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни,
определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан
религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам
посещать другие страны по частным надобностям, а лицам до 40 лет вообще
выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с
помощью смертной казни или изгнания.
Значительно обогатил тоталитарную идею Ж. Ж. Руссо. Он исходил из
патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из
необходимости глубокого преобразования общества на началах разума,
справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного
государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от
злоупотреблений создают «из тупого, ограниченного животного... разумное
существо - человека». Создание государства означает появление из отдельных,
несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического
организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность. В
этом коллективном теле «частный интерес не только согласуется с общим благом,
но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг
друга». Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает
государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В
случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к
этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется
в соответствии с общей волей.
В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были
воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т. Мора, Т.
Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко называют
провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких
отличительных черт этого направления тоталитарной мысли - требование
всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывает «навсегда отнять у каждого
надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями
кого-либо из сограждан». Для достижения фактического равенства Бабеф призывал
революционным путем установить диктатуру трудового народа и не
останавливаться перед широким использованием насилия. Стремление к
насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или
социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам,
всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в.
Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних
мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Однако практическое звучание и
массовое распространение они получают лишь в ХХ веке. В этот период
тоталитарная теоретическая мысль воплощается в идеологию массовых социальных
движений – коммунистического и социалистического, фашистского и национал-
социалистического. И, ссылаясь на законы общественного развития, делаются
попытки обосновать необходимость перехода к тоталитарной организации
общества.
Становление тоталитаризма.
Прогресс цивилизации в широком смысле слова (включая успехи просвещения,
сделавшие большую часть населения грамотной, успехи в сфере демократии и
обеспечения прав человека, давшие людям возможность выбора в политике,
открывшие путь на политическую арену оппозиции) нес в себе свое отрицание.
Были созданы условия для пропаганды человеконенавистнических, антигуманных
идей, подготовлена почва для «нового средневековья» (термин Н. Бердяева) –
добровольно принимаемого людьми духовного рабства, подчинения деспотическим
режимам, враждебным всякой демократии.
Конечно, не везде условия развития тоталитарных тенденций реализовались в
полном объеме, хотя в 20-30-е гг. во всех без исключения странах, в том числе
и с давними демократическими традициями, сформировались политические силы
(партии, движения, группы), руководствовавшиеся идейными установками
откровенно тоталитарной ориентации. Тем не менее вопрос об идейно-
политических предпосылках тоталитаризма не столь прост, как это может
показаться на первый взгляд.
В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую идеологию, которая в
той или иной форме обосновывает исключительность роли какой-либо общности
людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения),
связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а также содержит
убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна,
определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в
тоталитарной идеологии содержится и понятие «образа врага», ибо борьба
«против» чаще сплачивает людей, чем борьба за достижение чего-либо.
В то же время при определенных условиях любая идея может получить
тоталитарное истолкование. Скажем, стремление к развитию национальных
культур, традиций языка, к восстановлению в своих правах ранее угнетенной или
униженной нации легко трансформируется в воинствующий национализм, доходящий
в своей крайней форме до провозглашения той или иной нации «высшей»,
призванной руководить другими. Гуманизм, сочувствие угнетенным, униженным и
обездоленным, которые есть в любом обществе, стремление улучшить их положение
при определенных условиях выливаются в призывы к «классовой войне» против
всякого богатства, за навязывание обществу уравнительных принципов
распределения. Религиозная идея обладает способностью превращаться из
проблемы веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по
отношению к исповедующим иные религии и атеистам. Провозглашение
приверженности идеалам демократии может быть вполне совместимо с введением
запретов на деятельность иных политических сил под тем предлогом, что они
«недемократичны», или с попытками силой навязать свое понимание демократии
(социалистической либо либеральной) другим народам.
Историческое развитие в XX в. породило два политических движения, в
наибольшей степени продемонстрировавших предрасположенность к тоталитаризму –
национал-социализм (фашизм) и коммунизм.
Первое с самого начала выступило как тоталитарное. Основой идеологии нацизма
были расовые теории, с помощью которых – со ссылкой на антропологию, историю,
мистические источники – доказывалась «особость» и «исключительность» одной
нации, якобы признанной выполнить особую миссию, чему мешают многочисленные,
враги, внешние и внутренние. Политическая программа была предельно проста:
нации предлагалось сплотиться под руководством одной партии, возглавляемой
одним вождем («фюрером»), изменить свой образ жизни и достичь полного
единения, начать выполнять свою миссию руководства другими народами (миром).
Тоталитарной была и внутренняя структура фашистских партий: они явились как
бы микромоделью будущего тоталитарного общества. Им была свойственна жесткая
централизация власти в руках узкого круга элиты (это не исключало борьбы в ее
среде за первые роли, но данная борьба была скрыта от глаз рядовых членов
партии). Вождь («фюрер'») обожествлялся, рядовые члены партии воспитывались в
духе слепого поклонения «богочеловеку», при этом использовались самые
изощренные приемы воздействия на сознание и подсознание индивида. В партии
использовались внезаконные средства поддержания единомыслия (собственная
тайная полиция, устранявшая неугодных, контролировавшая настроения; штурмовые
отряды, подчиненные лично вождю и его окружению).
Несколько сложнее, чем с национал-социализмом, дело обстояло с коммунизмом.
Теория К. Маркса и Ф. Энгельса, предложивших на основе обобщения достижений
передовой для того времени научной мысли определенную (материалистическую)
методологию изучения исторического процесса, применивших ее для анализа
современных им обществ, едва ли может быть охарактеризована в качестве
изначально тоталитарной. Методология - это инструмент познания, и, как почти
всякий инструмент, она может быть использована во зло или во благо.
Создатели марксизма были первыми, предложившими соединить теорию с практикой,
сделать человека подлинным творцом истории, хозяином своей судьбы, не только
сознающим внутренние причины общественных изменений, но и управляющим ими. С
социальной инженерии, сознательного исторического творчества, полагали Маркс
и Энгельс, начнется подлинная история: естественноисторический процесс
стихийных изменений будет регулироваться и направляться волей человека.
С течением времени, однако, марксизм претерпел серьезную трансформацию.
Убежденность, что плод уже созрел и объективные предпосылки построения
«царства свободы» сложились или почти сложились, стремление скорее увидеть
реализацию предложенных идеалов побудили Маркса и Энгельса уже в тогдашней
социальной реальности начать искать силу для ее изменения. Такой силой,
естественно, должны были стать слои, наименее удовлетворенные своим
положением, наиболее склонные к бунту против существующих порядков, -
пролетарии, наемные работники физического труда.
Открыв «всемирно-историческую миссию» пролетариата, пытаясь внести в его
среду революционное сознание, Маркс и Энгельс начали превращать марксизм из
науки в идеологию. Положения теории стали перерабатываться, с тем чтобы
сделаться доступными уровню широкой и малообразованной массы, объективно
готовой воспринять лишь идеи классовой вражды, передела собственности, то
есть того самого «незавершенного коммунизма», о котором писали мыслители.
Марксизм как научная теория нашел широкое признание, вошел в сокровищницу
идей, обогативших человечество, получил развитие в социальной и политической
теории последующих десятилетий, в том числе и у авторов, не считавших себя
марксистами.
Судьба марксизма как идеологии оказалась более сложной и неоднозначной. К
началу XX в. во многих странах эта идеология получила достаточно широкое
распространение в организованном рабочем движении, ставшем массовой силой в
Западной Европе.
Многие из теоретиков западноевропейского рабочего движения (Э. Бернштейн,
К. Каутский), воспринявшие марксизм как науку, пришли к выводам, не
совпадающим с некоторыми из воззрений основоположников марксизма. В
частности, обобщение практического опыта рабочего движения в конце XIX в.
показало, что ресурсы развития капитализма отнюдь не истощены и на его почве
с использованием методов реформ, проводимых через демократические институты,
можно добиться существенного улучшения материального положения наемных
работников.
Иной образ действий, особенно под влиянием учета уроков революции в России,
стал рассматриваться как бессмысленный и чреватый многими опасностями.
Действительно, когда возникает ситуация, в которой группа лидеров,
претендующая на овладение марксизмом как наукой, начинает вносить его в массы
как идеологию классовой ненависти, добиваясь организации пролетариев по
военному принципу для штурма устоев существующего строя и построения нового
(по умозрительной схеме), то ни о каком гуманизме и демократии речи идти уже
не может. Политическое движение трансформируется в армию, в которой отношения
строятся по иерархическому принципу, где над рядовыми стоят фельдфебели,
добивающиеся соблюдения дисциплины и наказывающие за инакомыслие, а над ними
- генералы, элита, претендующая на непогрешимость и требующая единоначалия.
Основы будущей трагедии в России были заложены тогда, когда российская
социал-демократия приняла ленинские идеи. В.И. Ленин и его последователи в
других странах создали жестко централизованные политические организации,
ориентированные на насильственный захват власти и осуществление диктатуры от
имени «передового класса». Большевизм создал политический инструмент
установления тоталитарной диктатуры, в результате чего возможность ее
наступления становилась лишь вопросом времени.
Большинство исследователей соглашается с тем, что вероятность формирования,
роста влияния и прихода к власти тоталитарных политических сил определяется
как конкретно-исторической ситуацией, так и существующими в обществе
культурными и политическими традициями; при этом речь идет о сочетании
(наложении) действия нескольких разнопорядковых факторов.
Определяющую роль играет неразвитость, слабость демократической политической
культуры. Это подразумевает, что власть долгое время поддерживала жестко
иерархическую систему неравенства и господствовавшая в обществе система
ценностей включала абсолютизацию идеи порядка и иерархии; что институты
гражданского общества (независимые от власти институты религии, образования,
средств массовой информации, профессиональных и политических объединений
граждан) или слабы, или не пользуются доверием. Если эти условия усугубляются
существованием острых антагонизмов с другими странами или социально-
экономическими проблемами, то велика вероятность, что тоталитарное
политическое движение сможет оказаться у власти.
При этом специфика условий установления тоталитарного режима, особенности
идеологии накладывают свой отпечаток на облик возникающего общества, в чем
нетрудно убедиться на конкретных примерах Италии, Германии и СССР.
Италия.
Фашистское движение в этой стране, возглавленное Муссолини,
возникло в
1919 г. на периферии политической жизни: у его истоков стояли романтически
настроенные интеллигенты, мечтавшие о «Великой Италии», маргиналы
социалистического движения. Национальная идея была соединена с требованиями
социальной справедливости. Шла спекуляция на ущемленных национальных чувствах
(Италия, понесшая значительные потери в мировой войне, получила от союзников
значительно меньше, чем рассчитывала). Резкой критике подвергалось
государство и правящие политические партии за неспособность обеспечить
преодоление экономического спада, решить проблему безработицы, резкого
снижения жизненного уровня. Одновременно осуждалось ориентирующееся на
коммунистов и социалистов рабочее движение - за забастовки, наносящие удары
по экономике нации. Выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее
обрабатывает». Формировался культ сильной личности - Муссолини, якобы
способного вывести страну из кризиса.
В мае 1921 г. фашистское движение получило около 7 % мест в парламенте, в ноябре
оно конституировалось в партию, численность которой составила около 300 тыс.
членов, примерно 40 % из них составили городские и сельские рабочие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|