бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Социальная защита бесплатно рефераты

социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные

конфликты и радикальные формы протеста.

3.Государственная политика в области социальной защиты

Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу,

когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и

корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом

на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и

оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и

социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы

социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание

благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г.

утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном

обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и

социальной работы.

К ним относятся:

граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,

труженики тыла во время Великой Отечественной войны;

одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту,

инвалидности и другим основаниям);

вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и

в мирное время;

бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на

Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального

учебно-воспитательного учреждения;

лица без определенного места жительства;

семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих

наркотики;

семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей;

семьи с низким уровнем дохода;

многодетные семьи; неполные семьи;

семьи несовершеннолетних родителей;

молодые, в том числе студенческие семьи;

матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

беременные женщины и кормящие матери;

самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов

(до достижения материальной независимости и социальной зрелости);

дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

безнадзорные дети и подростки;

дети и подростки с девиантным поведением;

дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в

условиях, угрожающих здоровью и развитию;

• разводящиеся семьи;

семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными

отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие

психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные

программы и систему социального обслуживания населения (через сеть

учреждений).

В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в

том числе социальных:

Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 гг.;

• Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда, 1998-2000 гг.;

Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка

инвалидов»;

Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997—

1999 гг. (продлена);

Президентская программа «Дети России»;

Программа пенсионной реформы в России и др.

Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального

закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

от 10 декабря 1995 г. #195-ФЗ.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по

социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,

психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,

проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной

жизненной ситуации.

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной

защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры

социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для

несовершенно- летних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного

пребывания; геронтологические центры и т. д.

Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

Учреждение социальной защиты (в дальнейшем — УСЗ) является не только

организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но

и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства. Поэтому

оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь

общества в целом.

Для УСЗ эти факторы являются факторами окружающей среды, которые оказывают на

него прямое или косвенное воздействие.

К числу таких факторов относятся идеология, политика, культура,

экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация

общества, природно-климатические условия и другие .

Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое

воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты

и поставщики.

В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются. Эти

изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом учреждении, так и в

его деятельности.

С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может косвенно

оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на

характер развития политики, права, экономики и других общественных

институтов.

4. Перспективы развития социальной защиты населения

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским

правительством,[5] включает предложения по

развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование,

здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие

ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого

качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего,

медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально

эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для

трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет

собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы

высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение

бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат,

предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть

федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна

предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам,

фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут

шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей

социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее

число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться

одновременно одной и той же семье.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить

положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа

получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы

аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные

льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы

предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из

федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий

государственных служащих, работников правоохранительных органов и

военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и

включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального

законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает

изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и

регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В

целом предполагается передача большего объема полномочий по определению

размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный

уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной

социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости

от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости

населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться

на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины

федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли

федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и

типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение

возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами,

по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и

образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе

активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается

обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через

механизм социального заказа для государственных и негосударственных

организаций, предоставляющих социальные услуги.

Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства

Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики

на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской

Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной

поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или

потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий

производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот;

перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий

государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных

органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в

формуле межбюджетного выравнивания.

Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть

помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее,

это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном

положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по

сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность

острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов

реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая

проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в

сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её

реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего

механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических

преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь

одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы

радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на

радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда

становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в

рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую

опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый

экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что

такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах

экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части

общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы

имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально

ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного

социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и

неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов,

направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной

поддержки населения.

Список используемой литературы:

1. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты

населения в Российской Федерации. М., 2000

2. Основные направления социально-экономической политики Правительства

Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании

Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития

Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая

3. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001

4. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.

[1] В.Ратников, Социальная защита и

рыночные отношения, Вестник социальной работы, No.l, Союз. М. 1993, стР64-70.

[2] Организация социального обслуживания населения, -М., 1994.

[3] Теория и методика социальной работы, Т. II, -М. , 1994.

[4] Организация социального обслуживания населения, -М., 1994.

[5] Основные направления

социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на

долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской

Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.

// Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая

Страницы: 1, 2