бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Собрание акционеров бесплатно рефераты

Реферат: Собрание акционеров

I. Введение.

Акционерным обществом является коммерческая организа­ция, уставный

капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих

обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к

обществу. (ст.2 Закона "Об акционерных обществах"). Это одна из наиболее

сложных организационно-правовых форм юридического лица. Его деятельность

регламентируется главой 4 "Гражданского кодекса Российской Федерации" ,

Федеральным законом " Об акцио­нерных обществах" от 26 декабря 1995 года ,

рядом указов Президента Российской Федерации, таких как " О мерах по

обеспечению прав акционеров" от 27.10.93 г. №1769 ( в редакции от 31.07.95 г.),

"О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров" от 31.07.95 г. №784, "О

некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" от 18.11.95 г. №1157,

"О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как

собственника и акционера" от 18. 08.96 г.№1210 и учредительными документами

акционерного общества. Эти документы предполагают возможность существования

нескольких органов управления, внутреннего и внешнего контроля органов общего

собрания, между которыми существуют проблемы распределения компетенции,

установления порядка принятия решений, возможности действия от имени общества,

определения ответственности за причиненные убытки. Через эти органы АО

осуществляет свои функции, как юридическое лицо. Федеральный закон "Об

акционерных обществах" вводит ряд обязательных требований к органам

акционерного общества, оставляя при этом за акционерами право выбора

оптимальной, с их точки зрения, для обще­ства структуры органов управления и

рационального распределения полномочий между ними. В АО могут создаваться

следующие органы управления :

-общее собрание акционеров;

-совет директоров (наблюдательный совет);

-единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор);

-коллегиальный исполнительный орган ( исполнительная дирекция,

правление);

-ликвидационная комиссия.

Органом внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой

дея­тельностью АО является ревизионная комиссия. Постоянно действующий орган

об­щего собрания - счетная комиссия.

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционе­ров,

через участие в котором владельцы голосующих акций реализуют свое право на

управление делами общества. Однако это не означает, что оно всесильно.

Собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем

вопросам, которые отнесены регламентирующими документами к его компетенции.

Перечень этих вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.

Данная работа посвящена рассмотрению порядка созыва и проведения общего

собрания акционеров и его компетенции.

II. Компетенция общего собрания акционеров.

Компетенция общего собрания акционеров- это допустимый перечень во­просов,

которые в соответствии с законом собрание акционеров правомочно

рас­сматривать и принимать решения. Однако, закон "Об акционерных обществах "

(Закон) определяет, с одной стороны, максимально допустимый перечень

вопросов, которые общее собрание вправе рассматривать и принимать по ним

решения, с дру­гой стороны, минимально допустимый перечень -вопросы

исключительной компе­тенции собрания, сузить которые Устав АО также не может.

Компетенцию общего собрания каждого конкретного общества должен определять

Устав.

В соответствии с п.3 ст. 98 Гражданским кодексом Российской Федерации (Г.К.)

и ст. 11 Закона устав А.О. должен обязательно содержать сведения о

компе­тенции органов управления обществом и порядке принятия им решения, при

этом какого- либо исключения в отношении общего собрания не делается. При

определе­нии компетенции общего собрания и исключительной компетенции совета

директо­ров предусмотрено определенное пересечение полномочий этих органов.

Однако согласно Закону решение по этим вопросам должен принимать один орган

или об­щее собрание, или совет директоров. В противном случае, при

возможности приня­тия решения по одному и тому же вопросу как общим

собранием, так и советом ди­ректоров, возможно вмешательство одного органа в

работу другого и необоснован­ная отмена принятых решений.

В Уставе обязательно в явном виде должна быть определена компетенция общего

собрания, ссылки на общие требования Закона недостаточны. Компетенция общего

собрания может быть изменена только внесением соответствующих измене­ний в

Устав. Это правило обеспечивает, во-первых, стабильность в отношениях с

внешними контрагентами, которые, опираясь на Устав, оценивают

действитель­ность сделок, заключенных с ними от имени общества по решению

того или иного органа управления. Во- вторых, разделение в Уставе компетенции

по управлению между различными органами управления позволяет установить

ответственность ка­ждого из них, исключает их вмешательство в деятельность

друг друга.

Законом предусмотрена только одна только одна возможность расширения

компетенции общего собрания сверх установленной Законом. Это допускается

только в А.О. ,где число акционеров- владельцев голосующих акций менее

пятиде­сяти и не образуется совет директоров. В этом случае на общее собрание

может быть возложена часть вопросов, отнесенных к исключительной компетенции

совета директоров.

Общее собрание не представительствует по делам общества, а ограничивает свою

деятельность принятием решений по вопросам своей компетенции.

Компетенция общего собрания делится на исключительную и альтернатив­ную.

Следует обратить внимание на различие в трактовке понятия "исключительной

компетенции" Законом (п.2 ст. 48) и Г.К. (п1. ст.103). Так, Кодекс относит к

исклю­чительной компетенции общего собрания пять вопросов, которые нельзя

передавать на решение исполнительных органов. Он отличает совет директоров от

единолич­ного и коллегиального исполнительных органов. Поэтому, из концепции

Кодекса следует, что общее собрание вправе передавать вопросы своей

исключительной компетенции совету директоров.

Закон, с одной стороны, расширил круг вопросов, отнесенных к исключи­тельной

компетенции общего собрания, а с другой, ограничил право общего собра­ния

передавать вопросы своей исключительной компетенции на решение не только

исполнительным органам, но и совету директоров (за небольшим исключением).

Исключительная компетенция- это часть вопросов компетенции собрания

акционеров, которая в соответствии с Законом не может быть передана на решение

исполнительных органов общества и, как правило , совета директоров.

Альтернативная компетенция- это такая часть вопросов компетенции

соб­рания акционеров, которая не отнесена Законом в исключительную компетенцию

и может быть передана на решение другим органам управления.

К исключительной компетенции собрания акционеров относятся:

¨ вопросы компетенции общего собрания, которые не могут

переда­ваться на рассмотрение никаким другим органам общества:

* внесение изменений и дополнений в Устав, утверждение Устава

обще­ства в новой редакции(кроме случаев, связанных с увеличением устав­ного

капитала) (п.1 ст. 12, ст. 27, подп. 1 п.1 ст. 48)

* принятие решения по предложению совета директоров о реорганизации

общества (подп. 2 п.1 ст. 48 );

* принятие решения по предложению совета директоров о ликвидации

общества и назначении ликвидационной комиссии, утверждение ликви­дационных

балансов (промежуточного и окончательного) ( подп. 3 п.1 ст. 48);

* определение количественного состава совета директоров, избрание его

членов (подп.4 п.1 ст. 48; п.1 ст. 66);

* досрочное прекращение полномочий членов совета директоров (подп.4

п.1 ст.66)

* определение количественного состава ревизионной комиссии, избрание

ее членов (подп. 9 п. 1 ст. 48);

* досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии (подп.

9 п. 1 ст. 48);

* утверждение аудитора общества (подп. 10 п.1 ст. 48; п.2 ст. 86);

* утверждение предложенного советом директоров состава счетной

ко­миссии ( подп. 14 п. 1 ст. 48; п. 1 ст. 56);

* утверждение представляемых советом директоров годовых отчетов,

бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества, распре­деление

его прибыли (подп. 11 п. 1 ст. 48; п. 1 ст. 56);

* принятие решения о неприменении преимущественного права акцио­нера

на приобретение акций общества или иных ценных бумаг, конвер­тируемых в

акции, предусмотренного ст. 40 Закона. Установление срока, в течении

которого действует данное решение (подп. 12 ст. 48; п.2 ст. 40);

* определение предельного размера объявленных акций (п. 1,2 ст. 27;

подп. 5 п. 1 ст. 48);

* принятие решения о совершении крупной сделки, предметом которой

является имущество, стоимость которого составляет свыше 50 % балансо­вой

стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки

(подп. 18 п. 1 ст. 48);

* принятие решения об уменьшении уставного капитала путем уменьшения

номинальной стоимости размещенных акций (п. 2 ст. 29; подп. 7 п. 1 ст. 48);

* принятие решения об уменьшении уставного капитала путем приобретения

части размещенных акций в целях сокращения их общего количества (п. 2 ст. 29;

п. 2 ст. 72);

* принятие решения об уменьшении уставного капитала путем погашения

акций, поступивших в распоряжение общества, в случае не исполнения

покупателями обязательств по их приобретению (п. 4 ст. 34; подп. 7 п. 1 ст.

48);

* принятие решения об уменьшении уставного капитала путем погашения

приобретенных на баланс размещенных акций общества (п.2 ст. 72; подп. 7 п.1

ст. 48)

* принятие решения об уменьшении уставного капитала путем погашения

выкупленных на баланс размещенных акций общества (подп. 7 п.1 ст. 48; подп. 1

п.1 ст. 48; п.6 ст. 76);

* принятие решения о дроблении размещенных акций (подп. 16 п.1 ст. 48;

п. 2 ст. 74);

* принятие решения о консолидации размещенных акций (подп. 16 п. 1 ст.

48; п.2 ст. 74);

* принятие решения о заключении сделок в случаях, предусмотренных ст.

83 Закона (подп. 17 п.1 ст. 48; п. 3,6 ст. 83);

* определение порядка ведения общего собрания (подп. 13 п. 1 ст. 48);

* определение формы сообщения обществом материалов (информации)

акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме

опубликования (подп. 15 п.1 ст. 48; п. 1 ст. 52);

* установление порядка определения общим собранием решения по порядку

ведения общего собрания (п. 5 ст. 49).

Три последних вопроса , как правило объединяются в один:" утверждение,

внесение изменений и дополнений в " Положение об общем собрании акционеров".

Решение по вышеперечисленным вопросам правомочно принимать только общее

собрание.

¨ вопросы исключительной компетенции общего собрания, в

отношении которых Закон делает исключение и допускает возможность их передачи

на рассмотрение также и совета директоров:

* принятие решения об увеличении уставного капитала общества путем

увеличения номинальной стоимости всех размещенных акций или акций

определенной категории (типа) и о внесении соответствующих изменений в устав

общества (п. 1 ст. 12; п. 2 ст. 28; подп. 7 п. 1 ст. 48);

* принятие решения об увеличении уставного капитала общества путем

размещения дополнительных акций и о внесении соответствующих изменений в

устав общества (п. 1 ст. 12; п. 3 ст. 28 подп. 7 п. 1 ст. 48);

* образование единоличного исполнительного органа (генерального

директора) общества (подп. 8 п.1 ст. 48);

* досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного

органа(подп. 8 п. 1 ст. 48; п. 3 ст. 69 );

* образование коллегиального исполнительного органа ( исполнительной

дирекции, правления) (подп. 8 п. 1 ст. 48; п. 3 стю 69);

* досрочное прекращение полномочий членов коллегиального

исполнительного органа (исполнительной дирекции, правления) (подп. 8 п.1 ст.

48; п. 3 ст. 69).

Эти вопросы уставом могут быть отнесены к компетенции общего собрания и/или

совета директоров.

Альтернативную компетенцию собрания акционеров составляют:

¨ вопросы компетенции собрания акционеров, которые

одновременно отнесены Законом в исключительную компетенцию совета директоров:

* принятие решения по передаче полномочий исполнительного органа

общества по договору коммерческой организации (управляющей организации) или

индивидуальному предпринимателю(управляющему) (п. 1 ст. 69);

* расторжение договоров с единоличным исполнительным органом

(директором, генеральным директором), членами коллегиального органа общества

(правление, дирекция), управляющей организацией или управляющим (п. 4 ст.

69);

* принятие решения (на основании рекомендации совета директоров) об

объявлении годовых дивидендов, утверждении их размера, формы выплаты по

акциям каждой категории (типа) (п. 3 ст. 42);

* принятие решения о невыплате дивидендов по акциям определенных

категорий (типов) и о выплате дивиденда в неполном объеме по

привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе (п.

3 ст. 42);

* определение даты выплаты годовых дивидендов (п. 4 ст. 42);

* установление требований, предъявляемых к лицам, избираемым в состав

совета директоров ( п. 2 ст. 66);

* установление размеров вознаграждений и компенсации членам совета

директоров (п.2 ст. 64).

Законом предусмотрено определенное пересечение компетенций органов

управления. Вопросы, попавшие в такое "пересечение", могут быть отнесены

Уставом к ведению либо общего собрания, либо совета директоров.

¨ вопросы компетенции собрания акционеров, которые не попали в

исключительную компетенцию ни общего собрания, ни совета директоров:

* утверждение, внесение изменений и дополнений в " Положение о

ревизионной комиссии" (п. 2 ст. 85);

* установление размера вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых

членам ревизионной комиссии на основе рекомендации совета директоров ( п. 2

ст. 85);

* принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-

промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций (подп. 20 п.

1 ст. 48; п. 16 ст. 65);

* принятие решения о возмещении расходов по подготовке и проведению

внеочередного общего собрания акционерам-инициаторам его проведения (п. 6 ст.

55).

По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 103 ГК и п. 2 ст. 48 Закона,

они могут передаваться из ведения общего собрания на рассмотрение как совета

директоров, так и исполнительных органов. Поэтому, Устав общества может

отнести их в компетенцию либо общего собрания, либо совета директоров, либо

исполнительных органов.

¨ вопрос, который Законом одновременно включен в компетенцию

нескольких органов управления и органа контроля.

Его можно назвать вопросом совместного ведения собрания акционеров, совета

директоров и ревизионной комиссии. Общее собрание, совет директоров

независимо друг от друга вправе принимать решение о проверке финансово-

хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией (п. 3 ст. 85).

Правом требовать проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности

общества обладают также акционеры, владеющие в совокупности не менее , чем 10

процентами голосующих акций общества (п. 3 ст. 85). Проверка финансово-

хозяйственной деятельности общества может проводиться во всякое время по

инициативе ревизионной комиссии (п. 3 ст. 85). Это специфический вопрос.

Решение по нему может приниматься одновременно несколькими органами общества.

Однако принятие решения по этому вопросу одним органом не может повлечь

отмены или изменения решения другого. Совет директоров или общее собрание не

могут принять решение об отмене или запрете проверки финансово-хозяйственной

деятельности общества, проводимой по инициативе других субъектов, правомочных

ее инициировать.

Как правило, определение компетенции органов управления в акционерном

обществе осуществляется по правилу: один вопрос входит в компетенцию только

одного органа. В уставах не допускается, чтобы один и тот же вопрос входил в

Страницы: 1, 2