бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Система антимонопольного регулирования в США бесплатно рефераты

поддержании конкуренции как основы хозяйственного механизма,

обеспечивающего эффективность производства, соответствие между интересами

развития отдельных компаний и экономики страны в целом, предотвращение

дискриминации потребителя. Антимонопольная деятельность обеспечивает

реализацию двух важнейших функций конкуренции – сопоставительной и

селекционной.

Сопоставительная функция – влияет на хозяйственное развитие по двум

основным направлениям. Во-первых, конкуренция представляет собой идеальный

инструмент сравнения эффективности различных корпораций, выявления и

стимулирования наиболее экономически дееспособных из них. Во-вторых,

подобная соревновательность отвечает интересам потребителя, который из

всех поставщиков выбирает предоставляющего ему наиболее выгодные

условия приобретения товара.

Селекционная функция обеспечивает вымывание с рынка корпораций,

неспособных обеспечить не худший, чем у соперников уровень цены и качества

продукции. Ее реализация в результате повышает общий уровень эффективности

производства.

3.3. Проблема оценки социальности рыночной политики компании.

Однако, взгляд на все сказанное о пользе конкуренции в предыдущем параграфе

подвергается некоторому преломлению при рассмотрении вопроса о социальности

рыночной политики компании. Социальность поведения компаний с позиций задач

антимонопольной защиты оценивается лишь по одному критерию – ведет ли оно к

максимизации материального благосостояния граждан общества в условиях

ограниченного объема ресурсов.

Система антимонопольной защиты развивалась вместе с процессами концентрации

(производства и капитала), сопутствуя им исторически. Существует мнение, что

она есть порождение эпохи трестирования конца прошлого – начала нынешнего

века, а к современной ситуации отношения не имеет. Однако на самом деле

проблема антимонополизма, правовой оценки социальности действий компании

может логически возникнуть из ситуации вполне современной. И здесь возникает

дилемма современного антимонополизма – возможной разнонаправленности развития

конкуренции и социально-экономической эффективности.

Даже беглого взгляда на модель совершенной конкуренции и на современные рынки

достаточно, чтобы в ряде случаев увидеть между ними существенные различия.

Влияние таких факторов как: дифференциация спроса, использование современных

технологий, внедрение достижений НТП по всем направлениям конкурентной борьбы

ведет к тому, что в ряде случаев потребностям общества более адекватно

отвечает распределение ресурсов между небольшим числом высокоэффективных

компаний.

4.Экономико-правовой инструментарий антимонопольной политики.

4.1. Соотношение формально-юридического и сущностного подходов к проблеме

пресечения монополистических проявлений.

Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная

практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и

сферах коммерции, столь многогранен, что не может быть полностью охвачен

некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов.

Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных

антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе

конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету

их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.

Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в результате

стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия

на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость

индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с

тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом

случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой

практики, запрещенных законом т.е. так называемых нарушений per se . Какова

бы ни была конкретная ситуация, подобным образом поступать нельзя.

Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде

всего, такие нарушения, как:

· Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на

рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)

· Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с

аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания

своих условий ее реализации).

· Раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта.

· Раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в

результате договоренности между последними.

· Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке.

Со временем антимонопольное право приобретает большую гибкость в каждом

конкретном случае, и в него вводится использование правила разумности,

которое предполагает получение судом гораздо большего объема информации, так

как, в отличие от принципа per se, его использование строится не на прямых, а

на косвенных уликах. Определение законности или незаконности тех или иных

действий компании с позиций правила разумности ставится в зависимость от

результата анализа их последствий для общества и сохранения для других фирм

возможности заниматься бизнесом в данной сфере.

4.2. Рыночная сила

Понятие “рыночная сила”(market power) выступает в качестве основного элемента

выявления и построения системы доказательств факта монополизации или попытки

ее осуществить. Практика свидетельствует о необходимости весьма четкого его

определения, так как от этого зависит оценка социальности действий той или иной

фирмы. Рыночная сила понимается в американской практике как

способность фирмы увеличить прибыль путем снижения объема выпуска продукции и

увеличении цены ее единицы, т.е. рыночной силой обладает лишь та компания,

которая способна повысить цены на свою продукцию и извлечь выгоду, причем

делать это на протяжении достаточно длительного времени. Средством получения

рыночной силы является ограничение конкуренции. Однако и получение рыночной

силы не является для компании самоцелью. Конечная же задача заключается в

использовании рыночной силы для получения монопольной сверхприбыли. Поэтому

рыночную силу называют также монопольной силой или степенью монополии.

В зависимости от интенсивности конкуренции можно выделить следующие типы

рынков (табл.1). Отсюда видно, что рыночная сила находится в прямой

зависимости от типа рынка.

Таблица 1.

Тип рынка (отрасли)

Характер и интенсивность

Конкуренции.

Примеры
Чистая монополия.На долю единственной фирмы приходится 100% рынка.Электро-водоснабжение; телефонная связь; коммунальные услуги
Доминирующая фирмаНа долю одной из фирм приходится от 50 до 100% рынка, на котором отсутствует конкурент, приближающийся к ней по размерам и доле рынка. Суп-концентрат (“Кэмпбелл”); лезвия для бритв (“Жилет”); большинство местных газет; больницы.
Прочная олигополияСовокупная доля четырех крупнейших фирм на рынке составляет от 60 до 100%.Производство меди, алюминия; местные банки; журналы.
Свободная олигополияСовокупная доля четырех крупнейших фирм составляет 40% и менее.Лесная, мебельная промышленность; инструменты; журналы

Монополистическая

Конкуренция

Доля каждого конкурента на рынке составляет 10% Розничная торговля; одежда
Чистая конкуренция Свыше 50 компаний с незначительной долей на рынке.Пшеница, кукуруза.

4.2.1. Ценовая политика.

Одной из важнейших причин принятия первых антитрестовских законов стала

ценовая политика частных компаний. Благодаря непосредственному характеру

воздействия на экономическое положение как потребителей, так и конкурентов,

она и в дальнейшем всегда находилась в поле самого пристального внимания

системы антимонопольной защиты общества.

Искусственное занижение цен компанией ниже предельного уровня издержек

производства имеет экономический смысл лишь тогда, когда оно нацелено на

вытеснение конкурирующих фирм с рынка и недопущение появления на нем новых

конкурентов и установление в результате монополии. Занижая цены подобным

образом, фирма несет убытки. Однако она предполагает компенсировать их за

счет установления монопольно-высоких цен после вытеснения конкурентов с

рынка. Именно поэтому подобная практика рассматривается как противозаконная

per se.

При рассмотрении жалобы потерпевшей стороны (как правило конкурента) на

искусственное занижение цены компанией-ответчиком суд имеет дело еще не с

совершившимся фактом монополизации рынка, а с попыткой установления

монополии. Однако доказательство того, что снижение цены той или иной фирмой

является именно подобного рода попыткой, представляет собой весьма сложную

проблему.

В начале нынешнего столетия сбивание цен действительно считалось наиболее

распространенным и эффективным способом установления монополии. Однако

преимущественно под воздействием такого фактора как НТП эффективность

“сбивания” цен как способа установления монополии была поставлена под

сомнение, так как это слишком рискованно.

Сомнения теоретиков и практиков в эффективности сбивания цен как метода

монополизации поставили на повестку дня уточнение критериев, позволяющих

говорить о его наличии в том или ином случае. Определить законность или

незаконность ценовой политики можно так. Все переменные издержки

суммируются, полученный результат делится на число единиц произведенной

продукции. Если цена каждой единицы больше или равна затратам оборотных

средств на ее изготовление и реализацию, деятельность компании законна. Если

же цена каждой единицы продукции меньше величины расходуемых на ее

изготовление оборотных средств, значит, речь идет о противоправном товарном

демпинге, преследующим цель установления монополии.

Как правило, американские суды допускают возможность искусственного занижения

цен и целесообразность использования количественных методов его выявления

лишь при выполнении следующих двух условий:

¶ Рынок, на котором действует компания, против которой выдвигается иск

по обвинению в сбивании цен, должен обладать рядом особенностей, позволяющих

говорить, что он сравнительно легко подвержен инфляции.

¶ Данная компания должна занимать выраженные лидирующие позиции на рынке,

что выражается, прежде всего, в преобладании ее доли в производстве.

4.2.2. Неценовые методы укрепления позиции компании на рынке. Проблема

стратегического ресурса.

Определенное снижение эффективности сбивания цен как метода установления

монополии (в том числе связанное с противодействием органов антимонопольной

защиты) привело к возрастанию использования других инструментов

стратегического поведения, направленных на завоевание доминирующих позиций

на рынке. Внеценовая конкуренция предполагает использование фирмами некоторых

организационных, производственных и прочих, находящихся в их распоряжении

факторов – стратегических ресурсов – в целях изменения структуры рынка в

выгодном для себя направлении. Причем для того, чтобы компания получила

возможность захватить доминирующие позиции в отрасли, эти факторы должны

быть недоступны ее конкурентам, или последние могли бы получить доступ по

истечении определенного периода времени.

Получение и поддержание стратегического ресурса для каждой конкретной фирмы

сопряжено с известными издержками. В случае доминирующей фирмы или жесткой

олигополии эти издержки компенсируются получением рыночной силы в целях

поддержания уровня цен выше себестоимости. Применительно к проблеме

социальности рыночной силы вопрос о стратегическом ресурсе можно поставить

следующим образом: дает ли потребителю создание и использование той или иной

конкретной фирмой данного конкретного стратегического ресурса какие-то

дополнительные блага, компенсирующие оплату ее услуг по ценам выше

конкурентных, или нет. Или же создание стратегического ресурса ведет

исключительно к использованию рыночной силы в целях монопольного

ценообразования, а значит лишению общества части благ, которые оно бы имело

при конкуренции?

Классическим примером стратегического ресурса, использование которого

неизменно оценивалось органами антимонопольной защиты как законное,

социальное, может служить экономия на масштабах производства, снижение его

издержек в расчете на единицу продукции по мере роста размеров предприятия

или фирмы, включающей несколько предприятий. Технологически оптимальный

размер может быть достигнут при условии, что предприятие обеспечивает, скажем

50% рынка, а при 49% издержки, в силу особенности технологии производства,

возрастут, т. е., 50%-ный рубеж является так называемым минимальным

эффективным размером производства. Все компании с меньшей долей рынка будут в

данном случае иметь более высокий уровень издержек производства в расчете на

единицу продукции. Даже если использующая крупное предприятие доминирующая

фирма будет назначать цены выше издержек, но ниже, чем у конкурентов, не

обладающих таким ресурсом, ее деятельность социальна, несмотря на

использование рыночной силы в целях завышения цен.

Роль фактора экономии на масштабе варьируется по отраслям экономики. При

разборе антитрестовских дел суды тщательно изучают возможности экономии на

масштабах на относящемся к делу рынке, что оказывает существенное воздействие

на их решение о законности действий фирм, имеющих большую долю рынка.

4.2.3.Инновационная политика.

Зарождение и формирование структуры целого ряда отраслей современной

промышленности сопряжено с использованием корпорациями тех или иных методов

стратегического поведения, не только не караемых антитрестовским

законодательством, но и так или иначе поддерживаемых существующими правовыми

нормами. Это особенно рельефно прослеживается в сферах производства,

возникших и развивающихся на волне НТП. Между интересами поддержания

конкуренции и обеспечения прогресса науки и техники, внедрения их достижений

в промышленность часто возникает противоречие, по-разному разрешаемое

системой действующего законодательства в различных ситуациях. В частности,

эта система стимулирует появление новых видов производства, позволяя

освоившим их компаниям продолжительное время удерживать в них монопольные

позиции посредствам применения патентно-лицензионного права, позволяющего

фирме (либо покупателю патента или лицензии) до 17 лет монопольно

использовать разработанное ею научно техническое новшество.

Таким образом, расширяется понятие “стратегический ресурс”, захватив который,

та или иная компания может приобрести монопольные позиции на рынке. Оценка

законности обладания и использования такого ресурса судом зависит от того,

насколько это выгодно или невыгодно обществу. Если захват и изоляция от

конкурентов, например, источников сырья, запрещается антитрестовским

законодательством, то установление временной монополии на научно-техническое

новшество даже поощряется патентным правом. Иначе у компаний не было бы

стимула к проведению научных исследований, осуществления в них

широкомасштабных инвестиций.

Усиление фактора НТП в условиях олигопольного состояния подавляющего

большинства наукоемких отраслей приводит к смещению центра тяжести

конкурентной борьбы из сферы собственно производства в сторону предшествующей

данному процессу стадии разработки продукции и технологии ее создания . Это,

Страницы: 1, 2, 3