бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Правительство РФ: порядок образования, компетенция бесплатно рефераты

Реферат: Правительство РФ: порядок образования, компетенция

Контрольная работа

по курсу

Конституционное право

Российской Федерации

на тему

«Правительство РФ:

порядок образования, компетенция»

Научный руководитель

____________________

ПЛАН:

1. Вступление.

2. Правительство РФ как высший исполнительный орган

государственной власти.

3. Состав и порядок формирования Правительства РФ.

4. Полномочия Правительства РФ.

5. Акты Правительства РФ.

6. Заключение.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов

правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние

государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и

перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная

всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое

воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением

государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических,

политических, социальных, психолого-педагогических,

информационно-кибернетических и иных аспектов.

Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной

власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в

целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации

государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и

преимущественно административного права.[i]

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в

законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные

изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции

РФ 1993 года.

Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную

основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г.

Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь

государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти,

существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к

определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования

системы федеральных органов исполнительной власти.

Тем не менее новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов. Она не

определила роли Правительства как высшего органа в системе исполнительной

власти, существенно изменила положения об ответственности исполнительной власти

перед представительными органами государственной власти, сузила сферу

деятельности исполнительной власти в области государственного управления.

Данная работа посвящена рассмотрению различных аспектов деятельности высшего

органа исполнительной власти Российской Федерации – Правительству Российской

Федерации.

# # #

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации

наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной

власти Российской Федерации.

Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по отношению к

Правительству термина «высший», оно, тем не менее, является высшим

исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны. В

федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст.

1) довольно своеобразно решен вопрос о статусе Правительства как высшего

исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. В названии

статьи слово «высший» присутствует, а в тексте статьи то определение

отсутствует. Вероятно, авторы текста этой статьи учли положения Конституции РФ,

которая избегает прямой формулы, определяющей статус Правительства.

Правовое положение Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и

Федеральным конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской

Федерации».

Являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской

Федерации, Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение

Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента

Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации,

осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами

исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации,

принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета

конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к

определению статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание

ст. 115 Конституции, которая определяет, что Правительство действует на

основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных

законов, нормативных указов Президента РФ. Таким образом, определяется

подзаконность действий и решений Правительства РФ. В то же время, подчеркивая

место Правительства РФ в системе органов исполнительной власти, Конституция РФ

в этой же статье определяет обязанность исполнения актов Правительства

Российской Федерации на всей ее территории.

Формула «на основании и во исполнение» означает, что Правительство обладает

широким диапазоном распорядительных полномочий, которые гораздо шире, чем

исполнительные полномочия. Следует также отметить, что статус Правительства РФ

предопределен такими конституционными принципами, как народовластие,

федерализм, приоритетность и гарантированность прав и свобод человека и

гражданина.

# # #

Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему

исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель,

заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с

января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация федеральных органов

исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств

с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление

сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также

проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на

сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной

направленности работы аппарата.

В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена

на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные

органы.

Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом

Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

[ii] В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре

Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после

вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или

после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения

кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру

Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о

кандидатуре. Если Дума трижды отклоняет представленную кандидатуру, Президент

назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и

назначает новые выборы.

Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и

согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства

связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма

серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения

кандидатур на этот пост. Дело в том, что из содержания этой статьи не следует,

что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной

Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, и полномочия

Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава

парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной

Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства

ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

[iii]

Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет

основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в

случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий

или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение

Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку

Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности

исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным

распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент

вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение

обязанностей одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

Согласно ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее

недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о

структуре федеральных органов исполнительной власти.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на

должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя

Правительства.

Срок действия Правительства РФ ограничен сроком полномочий Президента РФ.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением

Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В

случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает

действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Правительство может подать в отставку, а Президент принять или не принять ее.

Кроме того, Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После того, как

Государственная Дума выразит недоверие Правительству, Президент может

согласиться с этим решением и объявить об отставке Правительства или же

распустить Государственную Думу в случае несогласия с ее решением.

Председатель Правительства вправе поставить перед Государственной Думой

вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает,

то Президент в течение семи дней должен принять решение либо об отставке

Правительства, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента продолжает

действовать до сформирования нового Правительства.

Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о

полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а

также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на

праве собственности. На членов Правительства распространяются ограничения,

связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным

законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской

Федерации» и Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О

Правительстве Российской Федерации».

Члены Правительства РФ не могут быть членами Совета Федерации, депутатами

Государственной Думы, депутатами представительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного

самоуправления. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью

лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью,

кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; получать

гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в

связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не

предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное

вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без

разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания,

награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные

командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических

лиц.

# # #

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской

Федерации обладает очень широким кругом полномочий.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Правительство в пределах

своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает

единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и

контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право

законодательной инициативы.

В ряде случаев, если это не противоречит Конституции РФ, Правительство по

соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может

делегировать им осуществление части своих полномочий. Кроме того, Правительство

осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти

субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Одной из основных функций Правительства является организация исполнения

федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами

исполнительной власти всех уровней и прин6ятие необходимых мер по устранению

допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и характер его

полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во

исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Деятельность Правительства в сфере экономики заключается в

регулировании экономических процессов; обеспечении единства экономического

пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения

товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозировании

социально-экономического развития страны, разработке и осуществлении программы

развития приоритетных отраслей экономики; выработке государственной структурной

и инвестиционной политики и принятии мер по ее реализации, осуществлении

управления федеральной собственностью; разработке и реализации государственной

политики в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного

сотрудничества; осуществлении общего руководства таможенным делом; принятии мер

по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и

услуг; формировании мобилизационного плана экономики России, обеспечении

функционирования оборонного производства.

К основным полномочиям Правительства в сфере бюджета и финансов

относятся: обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и

денежной политики; разработка и предоставление Государственной Думе

федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление

Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; разработка и

реализация налоговой политики; обеспечение совершенствования бюджетной системы;

принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг; управление государственным

внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществление валютного

регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой

деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами,

разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.

Страницы: 1, 2